Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Listen to the second recording and complete the information below.Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 447
Описанный выше в связи со сном феномен дежа вю не единственный. Как мы видели, его существенной характеристикой было то, что он не длился (или воспринимался как не длящийся), его следует поэтому обозначить как мгновенное дежа вю. Но бывает такое дежа вю, которое длится. Его мы опишем из опыта предложенных выше свидетельств. Такое дежа вю длится как правило около несколько секунд. Но важно здесь вовсе не количество времени, а сам факт того, что дежа вю может длиться. Насколько мы понимаем, о точной продолжительности феномена трудно судить, так как его осознание идет в основном ретроспективно. Это состояние качественно не отличается от мгновенного дежа вю, которое знакомо многим. Но его длительность позволяет более пристально к нему присмотреться. В этом состоянии видят будущее. Но нужно отдавать себе отчет, что это будущее трудно сформулировать в виде суждений, наподобие предсказаний. Как правило, в дежа вю этого вовсе не требуется. Вы просто в продолжении дежа вю знали, что будет и как будет в мельчайших подробностях. Допустим, если это было в университетской аудитории на лекции, то все слова лектора, все движения окружающих вас студентов и даже свои движения, вы будете знать и предвидеть. Сознание в этот промежуток времени созерцает в единстве прошлое, настоящее и будущее. Настоящее, беременное будущим, буквально на ваших глазах разрешается, и при этом прошлое никуда не уходит, оно существует здесь же на лицо, правда это лишь самое недавнее прошлое. Сознание прошлого, настоящего и еще не наступившего есть для себя сразу. Время течет, но сознание есть в этом потоке и не есть. Ибо какая-то часть его над ним (потоком времени) возвышается и обозревает его весь. Правда, повторяем, длится это не долго, но это обстоятельство не меняет сути происходящего. Человек не принимал до этого наркотиков, совершенно бодрствовал и хорошо себя физически чувствовал. Как будто кто-то взял и поднял вас из времени. Но куда? Можно сказать, что в этот промежуток и времени-то как такового не существует для сознания, оно остается там, с телом и остальным миром. Поражает сейчас еще и то, что для этого совершенно ничего не приходится делать, вы сами никаких усилий (наподобие медитаций) не предпринимаете, чтобы войти в это состояние. Как мы видели, здесь дежа вю длилось, хотя и не долго, поэтому для отграничения от мгновенного следует назвать его: длящимся дежа вю. Если осознание мгновенного дежа вю происходит ретроспективно, ибо оно застает нас врасплох и тут же исчезает, оставляя впрочем, смутные ощущения, то здесь осознание дежа вю происходило одновременно с самим дежа вю. Здесь на лицо все существенные черты дежа вю: тождественность наслаивающихся состояний, припоминание фрагментов сна (если они есть), незначительность (несудьбоносность) ситуации, плюс протяжение во времени и синхронное осознание. С выявлением данного типа дежа вю, нам теперь надлежит еще раз подвергнуть критике бытующий у психологов предрассудок. А именно: данная группа психологов склонна сопоставлять феномен дежа вю с феноменом потери памяти. Вот как они интерпретируют дежа вю в данной связи: " Симптом "уже виденного" представляет собой обратное выражение "впервые виденного". Дело в том, что чувство чуждости, незнакомости и нереальности настолько стушевывает и нивелирует тонкие познавательные качества, что этим самым облегчает отождествление со сходными образами воспоминания".[16] Такое предположение отвергается существенной характеристикой дежа вю: оно происходит в основном в повседневности, т.е. там, где все знакомо. Психологи, находясь в плену у компенсационной теории подсознательного, пытаются вписать дежа вю в механизмы воспринимающей способности сознания. Но толкование этого феномена на уровне психики нивелирует его существенные черты. Психика человека якобы подстраивается через дежа вю под некоторые внешние условия. Однако внешние, естественные условия, мир (в более широком смысле) подвергается снятию самим переживанием дежа вю. В момент дежа вю само собой происходит то, что Гуссерль называл феноменологической редукцией естественной установки, и высветляется само переживание, cogito. Однако не сам человек ретроспективно осуществляет эту редукцию, но само состояние в дежа вю вынуждает откинуть данность мира "за скобки". Рассмотрим этот вид детально:
1. дежа вю внезапно является; 2. мы начинаем осознавать, что уже переживали данную ситуацию, но дежа вю продолжает происходить; 3. дежа вю уходит (тождественная ситуация заканчивается) и мы возможно припоминаем сон.
Данный вид дежа вю является более проблематичным, чем первый, благодаря тому, что здесь к самой ситуации добавляется еще и ее осознание. В некоторых свидетельствах отмечалось, что, когда в длящемся дежа вю видишь будущее, то можно попытаться его изменить. Однако изменить это ближайшее будущее, как правило, не удается. И здесь может быть несколько причин. Во-первых, само наше осознание в течение данной ситуации может быть так же захвачено дежа вю, как и все происходящее вокруг. Т.е. если мы сознательно пытаемся совершить действие, которое бы не согласовывалось с тем, что мы осознаем как повторяющееся, то наше желание изменить, так же включено в повторение, и мы лишь делаем то, что и ранее делали в припоминаемой ситуации. Но такая структура переживания, не только свидетельствовала бы о том, что у человека нет никакой свободы воли, но и повлекла бы за собой непреодолимые трудности для ее адекватного прояснения, которое требует особого понимания времени. Описанные два вида дежа вю разнятся относительно временного аспекта своей протяженности. Теперь, чтобы расширить нашу экспликацию дежа вю мы должны описать еще один его вид.
|