Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Seismic reflection 18 страница


Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 483



Обозревая общую историю античной философии, мы приходим к одному непреложному выводу, который не делается у многих исследователей только потому, что большинство излагателей заканчивает период античной философии.

Аристотелем с игнорированием последующей философии, а эта последующая античная философия заняла ещё почти целое тысячелетие. Но какой же вывод мы должны делать, если иметь ввиду не только первые два века античной философии, но и всё её тысячелетнее существование?

Вывод этот заключается в том, что античная философия началась с мифологии и кончилась тоже мифологией. Но та мифология, которая была вначале, была мифологией, нерасчлененной в идеологических понятиях, была полностью слитной в этом отношении, была мифологией дорефлективной. В связи с наступлением эпохи рефлективного мышления (а это эпоха началась в связи с разделением умственного и физического труда, т. е. в связи только с рабовладельческой формацией) мифология в качестве цельной и нераздельной уже стала трактоваться в античности как преодоленный и уже архаический период. В связи с этим античное сознание уже шло от мифа к логосу, т.е. от единого и целостного чувственно-материального космоса к его построению на основах разума.

Однако отдельные элементы, из которых состоял древний миф, в конце концов, тоже приходили к своему исчерпанию, и возникала потребность снова объединить все эти отдельные моменты мифа, но объединить их уже на основе разума. А так как миф весь состоял из противоречий, совмещаемых в одно целое, то новое совмещение этих противоречий, а именно совмещение на основе разума, необходимым образом становилось диалектикой, а с исчерпанием этой диалектики наступал конец и самой античной философии.

В) Таким образом, античная философия началась с дорефлективной мифологии, которую она преодолевала путём рефлексии, и кончилась уже мифологией рефлективной, т.е. диалектикой. Идеальное и материальное, общее и единичное, ум и душа, душа и тело – все эти пары противоположностей, создавшие собою тематику всей античной философии, в конце этой последней стали диалектически преодолеваться, почему античная философия и кончилась диалектикой мифа. Поэтому необходимо сказать, что античная философия началась с мифологии и кончилась мифологией. Но при этом необходимо строжайше установить, что путь от первобытной, дорефлективной мифологии к рефлективной мифологии периода высшей античной цивилизации проходил через разные этапы того, что иначе и нельзя назвать как диалектикой. При этом, несмотря на мифологическую подоплеку, античная философия проходила через ряд тончайших диалектических этапов и в конце концов пришла тоже к высшему торжеству разума в виде строжайше и систематически построенной диалектики.[10]

С исчерпанием исходной мифологии была исчерпана и вся построенная на ней диалектика, а с исчерпанием диалектики погибла и вся античная мифология

 

 

Список использованной литературы:

1. Гегель, Г.В.Ф Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1998. – 1072 с.

2. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2010. – 592 с.

3. Грицанов А.А. Всемирная энциклопедия: Философия / под ред. - М.: Минск, 2001. 1312 с.

4. Балашов, Л. Е. Занимательная философия: учебное пособие / М.: Дашков и К, 2005. - 128 с.

5. Аблеев, С.Р. История мировой философии: учебник / под ред. Аблеева С.Р. - 2005. 414 с.

6. Алексеев, П.В. История философии: Учебник для вузов / Алексеев П.В. - М.: Проспект, 2005. 240 с.

7. Данильченко, Р.Н. История философии: учебное пособие для вузов / Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: “Издательство ПРИОР”, 1997. - 464 с.

8. Мареев, С.Н. История философии (общий курс): учебное пособие / под ред. - М.: Академический Проект, 2004. 880 с.

9. Афанасьева, Л.А. Философия: учебное пособие / Под ред. Л.А. Афанасьевой ВСГТУ. 2005. 162 с.

10. Балашов, Л.Е. Философия: учебник / под ред. Л.Е. Балашов — 4-е изд., испр. и доп. — М.: ИТК """Дашков и К""", 2010. 612 с.

11. Бучило, Н.Ф. Философия: Учебное пособие / под ред. А.Н. Чумакова. 2001, 447с.

12. Вишневский, М.И. Философия: учебное пособие / под ред. М.И. Вишневского. 2008. 479 с.

 


[1] Грицанов А.А. Всемирная энциклопедия: Философия / под ред. - М.: Минск, 2001. С. 219

[2] Грицанов А.А. Всемирная энциклопедия: Философия / под ред. - М.: Минск, 2001. С.218.

 

[3] Данильченко, Р.Н. История философии: учебное пособие для вузов / Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: “Издательство ПРИОР”, 1997. С.19.

[4] Афанасьева, Л.А. Философия: учебное пособие / Под ред. Л.А. Афанасьевой ВСГТУ. 2005. C. 162.

[5] Данильченко, Р.Н. История философии: учебное пособие для вузов / Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: “Издательство ПРИОР”, 1997. С.232.

 

[6] Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. - СПб, Наука, 1994. С.341.

[7] Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2010. С. 344.

[8] Вишневский, М.И. Философия: учебное пособие / под ред. М.И. Вишневского. 2008. С. 25.

[9] Аблеев, С.Р. История мировой философии: учебник / под ред. Аблеева С.Р. –Зерцало, 2005. С. 343.

[10] Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2010. С. 322.

Античная философия.

1. Социально – экономические и политические предпосылки зарождения философии.

- железные орудия труда способствовали повышению производительности, появлению излишков, возможности эксплуатировать;

- общественное разделение труда (земледелие, скотоводство и выделение ремесла);

- развитие торговли, товарно-денежных отношений;

- социальное расслоение (бедные и богатые);

- разделение умственного и физического труда.

2. Периодизация античной философии. Характеристика основных этапов античной философии.

1. Досократовский период VIII-VI вв. до н.э.

2. Классический период V-IV вв. до н.э.

3. Эллинистический период IV-II вв. до н.э.

4. Римский период I в. до н.э.- V н.э.

Досократовская философия Классический период Эллинистический период Римский период
Предшественники первых философов. 1.Гомер: первооснователь: Никс – праисходное состояние, что предшествует чему-либо иному (Небо и Земля) Океанос – праморе Тетис – жизнесообщающая сила 2. Гесиод: Хаос – Гея – Тартар – Эрос - Тьма, Ночь - Небо, Свет Школы и направления: 1. Милетская школа о первоосновах. - Вопрос о первоосновах всего сущего (вопрос о сущности мира) Фалес – 640 – 562 г г до н.э. - вода как аморфное, текущее, сосредоточение материи - вода первооснова и первоначало - земля – диск в воде Анаксимандр - апейрон (беспредельное, безграничное, неопределенное) - апейрон активен, части изменяются (вещи), целое остается неизменным. - возникновение мира как борьба противоположностей (тепло и холод) Анаксимен -воздух (разряжение и сгущение) Вывод: А) о первоосновах Б) первооснова в природе В) диалектика 2. Гераклит Эфесский «О Сселенной», «О государстве», «О божестве». - огонь (разряжение и сгущение) - диалектика (огонь изменяется); борьба противоположностей - детерминизм: судьба, необходимость, Лосос – закон - познание стремится постичь сущность, т.е. Логос 3. Элейская школа Парменид (540 – 470 до н.э.) «О природе» - истина и мнение - о бытии, сущем – вечно, неизменно, единое, целое (одно и все); - исключали движение – метафизика. Зенон – апории – о возможности постижения движения. 1) Дихотомия 2) Ахилл и черепаха 3) Летящая стрела 4) Просяное зерно Движение не как чувственное данное, а как выяснить логическую, понятийную сторону движения. Выводы: - бытие есть, небытия нет; - бытие едино, неделимо; - бытие познаваемо 3. Пифагор и пифагорская школа 584 (82) – 500 г.г. до н.э. «О воспитании»; «О делах общины»; «О природе» 1 - начало всего, причина 2 – вещество Из чисел точки, из точек – линии, из линий – плоские фигуры, из них объемные фигуры, из них – тела (4 элемента) Основные: 1 - 2 - 3 - 4 = 10 1 – точка; 2 – линия; 3 – квадрат;4 – куб; 10 - идеальное число. 1 – неделимая единичность и абсолютная; 2 – уход в неопределенную даль; 3 – о формирование бесконечности при помощи 1; 7 – красота; 13 – зло. Самое прекрасное – шар и круг. Вывод: 1. первое идеалистическое направление 2. мистика чисел (числа подняты на уровень реальной сущности) 3. заслуга в арифметике и геометрии 4.Демокрит 1. бытие - атомы: форма, величина, тяжесть; небытие - пустота 2. материя и движение (сущее – атом, не-сущее – пустота, движение в пустоте, механическое) 3. необходимость – отношение между явлениями 4. познание: истина то, что умопостигаемо в мнении и в истине 5. политические взгляды – теория общественного договора (демократия) 6. этика – достижение доброй мысли через жизненную уравновешенность и умеренность Главное средство достижения добра – убеждение, воспитание в духе нравственности. Принуждением человека нельзя сделать добрым. Софисты (поворот к человеку, знанию), субъективистско-антропологические тенденции. Скептическое направление. Софисты – учителя мудрости за плату: учили добродетелям: - нравственное совершенствование, -практичность в общественных и государственных делах, - учили риторике. Внесли тему: человек и сознание. Цель преподавания сделать учеников сильными: 1. в мыслях 2. в делах Старшие и младшие софисты. 1. Вопросы познания истины, учили о возможности роли разума в поиске истины, критическое отношение к данному. Человеческое знание относительно. Объективное истинное знание недостижимо, т.к. все знания субъективны. Протагор «Человек есть мера всех вещей…» Горгий «Ничего не существует. Если существует, то непознаваемо, если познаваемо, то его познания невыразимо и неизъяснимо». Релятивизм. 2. Ценили умение ловко, удачно поставить вопрос в споре. Внимание на опровержение логических уловок, основанных на многозначности слов, на подмене понятий, т.е. софизмов. Софистика – преднамеренное, сознательное применение в споре и доказательствах софизмов. Сократ.469 – 399 гг до н.э. В центре внимания: проблема человека, добродетели, мораль, право, гражданский закон войны и мира, т.е. всех граждан. Философ – любящий мудрость. 1. в центре философии – человек, его сознание и самопознание, поведение, отношение к другим людям и общественной жизни (свел философию с неба на землю, в города и дома – Цицерон) 2. природу излишне изучать, т.к. она создана Богом. 3.призвание в воспитании людей через дискуссию, а не через изложение знания. Философским метод познания – «майевтика» - ирония (сомнения, уличение собеседника в незнании, противоречивости) - индукция (от единичного к общему) - дефиниции (определения) 4. философия не умозрительное учение, а учение о том, как надо жить. Знание должно сделать человека счастливым (эвдомонист – счастье, блаженство). Главное в знании, что такое благо (а это – полезно): здоровье, духовное здоровье, занятия наукой и искусством, согласие между родителями, родителями и детьми, дружба, благоустроенное государство, т.е. полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. 5.Счастлив только добродетельный человек: - самообладание, сдержанность (как укрощать страсти) - мужество, храбрость (как преодолеть опасность) - справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы) 6. Учение об обязанностях: отношение к Богам, к городу, к друзьям, Элладе, личному хозяйству, военной службе. Сокращать потребности до предела. 7. Верховная роль отводится интеллекту не только в познании, но и политике. Философия государства: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Управлять должны знающие, умелые люди, лучшие. Платон(Аристокл) 427 – 347гг. до н.э. Школа Академия
  1. онтология
  2. космология
  3. гносеология
  4. этика
  5. государство
Синтез учений Гераклита, Пифагора, Сократа 1. Диалектика – учение о бытии (теория идей) Идеи: - особая сущность - истинное бытие - сущность и причина чувственно – воспринимаемых предметов - каждая идея представляет собой в совершенстве то, к чему стремятся вещи. Иерархия идей: добро, красота, совершенство. Кажущееся бытие – вещи (явления) Материя – небытие, пассивна бесформенна. Материальный мир (вторичен) – тень, произведен от мира идей. Явления и предметы – преходящи, возникают, гибнут, изменяются – не сущее. Идеи (предмет истинного познания) – неподвижны, вечны Кажущееся бытие – явления и предметы. Главное: отношение бытия и кажущегося бытия . Иерархизация идей. Об идеях в диалогах: «Пир», «Закон», «Федон». Идея красоты и добра – высшее благо. 2. Теория познания «Федр», «Менон» Познание разумом – теория воспоминания, припоминания. 3. Иерархиризация души. Душа бестелесна и бессмертна. Существует извечно – тело ей подчиняется. 3 части души: разум; воля и благородные желания; влечение и чувственность. 4. Космология «Тимей» . Космос один, создан Богом. Шаровидная форма – Земля. 5. Общественное устройство – правители, стратеги, производители. Государственные формы – аристократия, олигархия, демократия, тирания. 6. Этика – исходит из понимания души, осознание добродетелей, набожность, почитание Богов. 7.Система воспитания направлена на воспитание стражей и правителей.
 
 


Гимнастика

(телесное воспитание)

чтение,

письмо, стражей

искусство

арифметика,

геометрия.

 

философия, диалектика – правители

 

Аристотель 384-322 г.г. до н.э.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Seismic reflection 17 страница | SEMINAR ONE
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | <== 18 ==> |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.215 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.215 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7