Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
ВисновкиДата добавления: 2015-08-30; просмотров: 604
Глоб-ция – процесс чрезвычайно противоречивый и неравномерный. Однако нелишне вспомнить, что ни один общественный процесс мирового масштаба не развивался и не может развиваться беспроблемно, непротиворечиво и одномерно. Глоб-ция несёт в себе немало положительных начал: содействует экономическому росту, более высокому уровню жизни, оптимальному разде-лению труда в масштабе планеты, созданию новых рабочих мест, способствует высвобождению ресурсов, которые можно направить на решение общече-ловеческих задач. Однако глоб-ция в ходе своего развития привела к немалым негативным последствиям. Растёт разрыв между бедными и богатыми странами. Более 1 млрд. человек живёт в «абсолютной бедности» (по методике ООН к ним относятся те, чьи доходы не превышают 1 долл. в день), огромное число людей страдает от голода и болезней, не имеет возможности получить образование. Ситуация обостряется в связи с продолжающимся в мире ростом численности населения и усилением миграционных процессов. Истощаются природные ре-сурсы. С пугающей периодичностью происходят финансовые кризисы. Налицо глоб-ция преступности. Неравномерность глоб-ции является продолжением её многомерности. В большинстве стран и регионов глоб-ция более всего наблюдается в экономи-ческой сфере, причем в одних странах более быстрыми темпами идёт внедрение новых технологий, в других – упор делается на развитии коммуникаций. Лишь немногие страны продвинулись в своём развитии сразу по нескольким парамет-рам глоб-ции. Ускоряющийся процесс объединения идёт одновременно с процессом фрагментаризации, дифференциации и диверсификации. Одно из характерных противоречий всех этих процессов – противоречие между глобализацией и регионализацией. Оно отчётливо проявляется в сфере экономики, где наряду с развитием мирохозяйственных связей набирают силу региональные структуры. Показателен в этом отношении Европейский союз. Он стал важнейшим центром экономической мощи, успешно продвигающийся по пути интеграции в политической, финансовой, торговой, таможенной, визовой и других областях. Регионализация позволяет полнее учитывать особенности тех или иных территорий, способствует сохранению национальных рынков и этнокультурного своеобразия. Но регионализация не означает замкнутости: интеграция отдельных регионов идёт параллельно с развитием отношений с другими регионами. В конечном счете глоб-ция и регионализация , имея свои особенности и движущие силы , взаимодействуют и ведут к объединению. Сложное переплетение глоб-ых и местных, локальных процессов общественного развития получило название глокализация (от лат. global – всемирный и lokal – локальный, местный). Вначале это понятие употреблялось применительно к сфере культуры, затем стало встречаться и в других сферах. Глоб-ция воспринимается как нечто внешнее, громадное, подавляющее всё локальное. Глокализация понимается дискретно, как конкретное проявление на местном уровне, Локальное и глобальное с этой точки зрения не исключают друг друга. Напротив, локальное рассматривается как аспект глобализации. Неравномерность и противоречивость касаются как феномена глоб-ции, так и отдельных его аспектов (сфер, граней).К примеру , революционное развитие информационной среды в значительной степени способствовало, с одной стороны, трансформации мира, единению человечества , а с другой – его диверсификации, ибо пользуются возможностями Интернета, электронной почты, компьютеров, мобильной связи в основном жители развитых стран. Слаборазвитые страны пока не в состоянии не только создавать новые технологии, но и использовать уже имеющиеся научно-технические достижения. Это ведёт к «утечке мозгов» из бедных стран в богатые, к ещё большему отстаиванию бедных стран от богатых. Проблема эта имеет и другую сторону. В информационных обществах передовые технологии могут не только служить общему благу, но и дегуманизировать людей. Это касается, прежде всего, детей, которые становятся своеобразным придатком Интернета, теряют способность самостоятельного мышления. Гибрид «человек+компьютер» постепенно вытесняет традиционного человека письменной культуры. В политической сфере телекоммуникационные и другие информационные средства используются для манипулирования общественным сознанием, подрыва политической стабильности, создания позитивного (когда это выгодно) или негативного образа того или иного деятеля, той или иной партии или целого государства. Все чаще ученые разных стран поднимают вопрос о системном кризисе современной цивилизации, о тупиковом характере существующей пара-дигмы развития. Основное противоречие соврем. цив-ции сформулировал М. Кастельс: «экстраординарный разрыв между нашей технологической переразвитостью и нашей недоразвитостью». Экономика, общество и культура построены на интересах , ценностях , институтах и системах представлений, которые в общем, ограничивают коллективную креативность, конфискуют плоды информационной технологии и «отклоняют нашу энергию в русло уничтожающей конфронтации». Глобализация, высветив сегодняшний цивилизационный кризис, тем не менее, не даёт удовлетворительных ответов на те беспрецедентные вызовы, с которыми столкнулось мировое сообщество в начале третьего тысячелетия. В нынешний переломный период развития человечеству, чтобы найти выход из глобальных кризисов, рождённых техногенной цивилизацией, предстоит пройти сложный этап духовной революции (академик В.С. Стёпин). Ему предстоит создать новую систему ценностей, так как невозможно совместить идеалы потребительского общества и ограниченность ресурсов; должно возникнуть новое понимание человека, рациональности поведения власти и силы. Руками мы уже много делаем по-новому, а голдова работает по-старому, невадекватно оценивает то, что делается. Поэтому необходима переоценка многих фундаментальных ценностей экономцентричной цив-ции, мировоззренческая перестройка в масштабе всего мирового социума. Она должна привести к изменению или серьёзной корректировке нынешней парадигмы цивилиза-ционного развития. Среди понятий, относящихся к глоба-ции, нередко употребляется термин глобализм, имеющий политическую и идеологическую составляющую. Чаще всего глобализм понимают как стремление одной сверхдержавы (американизация) или группы наиболее развитых западных стран (вестерни-зация) управлять миром, определять для него правила поведения. Есть и другая трактовка глобализма, как вполне сформировавшаяся идеология, в основе которой лежат неолиберальные идеи и взгляды. Как идеология и политика глобализм выступает важной стороной управления глобализацией. Ряд авторов считает, что процессы организации начинают доминировать, подавляя процессы самоорганизации. Действительно, в мире наблюдается тенденция расширения управленческих функций международных организаций, экономических и финансовых структур, целенаправленной деятельности исследовательских центров, наиболее влиятельных СМИ и т.д. В нынешних условиях острота проблемы, однако состоит не в том, что глобализацией управляют, а в том, что разумного и демократического управления глобализационными процессами не хватает.. К примеру, важнейшие глобальные экономические структуры (ВТО, МВФ, ОЭСР) находятся под воз-действием исключительно влиятельных и богатых стран. Настойчиво поэтому встаёт вопрос о необходимости научиться управлять глоб-цией. Это может означать: введение стихийных процессов, особенно рыночных и финансовых, в более цивилизованные рамки; придать глоб-ции более «человеческое лицо», социально ориентировать её. Ясно одно, что глоб-ция ни как не вестернизация, никак не американизация не может привести к устойчивому глобальному миропорядку. Более того, можно утверждать, что глоб-ция в её нынешней модели и в её неолиберальной проекции на будущее сама выступает глобальной проблемой. Проф. Егоров В.К. делает вывод: «Феномен глоб-ции многомерен и одновременно неравномерен, организуем и самоорганизуем, нелинеен и прерывист, полон парадоксов и проблем. Не следует демонизировать глоб-цию и относить на её счёт все беды человечества. Не глоб-ция первопричина нынешних злоключений человечества. Парадокс состоит в том, что она способствует решению многих общечеловеческих проблем, но в тоже время обостряет ряд негативных явлений, а подчас служит их причиной. Выводы 1. Глоб-ция – объективно обусловленный этап в жизни человечества. Она характеризуется ростом взаимозависимости и взаимодействия стран и народов, становлением общемирового экономического и информационного пространства, технологической революцией, превращением знаний в базовый элемент обще-ственного богатства, кардинальными переменами во всех сферах жизнедеятель-ности человечества. В конечном счете глоб-ция ведёт к формированию единства еловечества, целостного мирапри сохранении самобытности его составляющих, образовании цивилизации нового типа. 2. Глоб-ция имеет давние корни. Нынешняя стадия её развития не только количественно, но и качественно отличается от предыдущих периодов интегра-ции. Глоб-ция несёт в себе положительные начала и вместе с тем характери-зуется неравномерностью и противоречивостью, в том числе между сущностью, целеположением и современной неолиберальной моделью реализации.
Контрольные вопросы и задания 1. В чем состоит сущность глобализации? 2. Охарактеризуйте основные проявления глобализации. 3. Почему глобализация является процессом объективным? 4. Глобализация – явление новое или имеет исторические корни? 5. Чем объясняется неодномерность и противоречивость современного этапа глобализации? Литература: 1. Бауман З. Глобализация: последствия для человека и общества / Пер. с англ. М., 2004. 2. Глобализация: многостороннее измерение /Под общ. ред. В.А. Михайлова, В.С. Буянова. М., 2004. 3. Деркачёв В.А. Глобалистика: Учебное пособие. М., 2005. 4. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций. М., 2003. 5. Муза Д.Е. Глобалистика. Донецк 2012. 6. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации: Культурно-цивилизационный контекст. М., 2006.
|