Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Французький героїчний епос


Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 792



авнение различных состояний — надежный способ определить, какие виды фи-ческих сигналов и когнитивных паттернов наиболее релевантны для данного че-ека.

левантные поведенческие сигналы и когнитивные паттерны личной креативности кно обнаружить путем сравнения состояния креативности и состояния тупика или ешательства.

и кум

иведите несколько примеров ситуаций, когда вы проявляли высокий уровень креа-Цвности, и сравните их с ситуациями, в которых вы оказывались в тупике или заме-пьстве. Какие различия вы можете отметить на уровне когнитивных и физиче-их паттернов?

для вас заключается разница между замешательством и тупиком? (чем для вас заключается разница между «вынашиванием замысла» и промедлени-,отсрочкой?


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 3.3. КАРТА Б

 

 

 

  Калибровка внутренних состояний    
             
Контрастный анализ позитивных и ограничивающих переживаний выявляет ключевые различия   Каждый индивид использует собственные сигналы для различных состояний
      Это повторяющиеся паттерны
относительно того 1 1  
Как человек думает в ходе своего переживания, какие сенсорные репрезентации он задействует: • образы; • внутренний диалог; • эмоции Как меняется физиология Примеры: • положение тела; • дыхание • голос • жесты Некоторые сигналы, например жесты, меняют свое значение и сами меняются в зависимости от культурной среды Они присущи носителям определенной культуры Индивидуальные (идиосинкратические) и «общие» сигналы • группы • культурной среды необходимо изучать, чтобы с их помощью управлять креативностью
     
Внутренние наблюдения человека Внешнее наблюдение за человеком Люди пользуются «общими», одинаковыми сигналами
                 

Ключевые положения

Комбинация сенсорных репрезентаций и микроповеденческих сигналов составляет базиз для микроанализа в НЛП. Сравнение сигналов, связанных с креативными состояниями и состояниями тупика или замешательства, выявляет ключевые микроповеденческие и когнитивные различия.

Различают индивидуальные «идиосинкратические» сигналы и глобальные «общие» сигналы, связанные с креативностью.

Практикум

Какие аспекты индивидуального опыта креативности, по вашему мнению, являются личными и уникальными, присущими только вам?

Какие аспекты индивидуального опыта креативности, по вашему мнению, присущи всем креативным процессам всех людей?


Глава 3. Физиология и креативность

РАЗДЕЛ 3.3. КАРТА В

Микроповеденческий анализ

 

 

 

 

 

 

plarl: Частник А думает р, креативном переживании Частник Б наблюдает :» физиологическими сигналами   Шаг 2: Участник А думает об ограничивающем переживании Участник Б наблюдает за физиологическими сигналами Участник А сообщает о том, что происходило «внутри», в его сознании   ШагЗ: А/Б, контрастный анализ двух переживаний   Шаг 4: Участник Б на основании невербальных сигналов строит догадки о том, какое состояние переживает участник А
     
   
Участник А сообщает о том, что происходило «внутри», в его сознании   Шаг 5: Макроанализ А и Б описывают соответствующее макроповедение, которое привело их в состояние креативности

мочевые положения

пибровка предполагает наличие связи между наблюдаемым поведением и внут-нними субъективными переживаниями.

Сознание микро- и макроповедений, связанных с вашим креативным процессом, — езвычайно значимый инструмент для повышения креативности.

собность наблюдать за микроповеденческими сигналами других людей обеспе-ивает проникновение в их креативные способности и является важным инструментом, позволяющим поддерживать креативность окружающих и управлять ею.

Ррактикум

!%о вы узнали о собственных когнитивных и физических паттернах из данного упражнения?

|Чем отличаются ваши когнитивные и поведенческие паттерны от паттернов ваших Ьюллег?

j Успешно ли вы калибровали креативные и тупиковые состояния своего партнера? какими сигналами наблюдать было легче всего? За какими — труднее всего?

; Как бы вы могли использовать полученные навыки наблюдения в повседневной про-'-фессиональной реальности?


Часть I. Личная креативность

Раздел 3.4. Повышение креативности за счет управления физиологией

Физиологические сигналы являются «якорями», позволяющими человеку управлять своим состоянием, воспроизводить желаемое состояние или в любой момент получать к нему доступ. Осознание собственных физиологических сигналов — инструмент, который поможет вам входить в состояние креативности вне зависимости от контекста.

Кроме того, физиология — это мощный рычаг, позволяющий нам изменять состояния и мыслительные процессы. Управляя другими людьми, чрезвычайно важно уметь наблюдать за ними без интерпретации. Вы могли заметить в ходе выполнения упражнения, что для того, чтобы оценить различия в микрофизиологии двух состояний, нужно быть чрезвычайно внимательным и точным наблюдателем, потому что многие поведенческие проявления в той или иной степени похожи. Точность подобного рода требует определенной наблюдательности, на которую нам не всегда хватает времени в повседневной жизни. С другой стороны, есть такие контексты, в которых внимательность к собеседнику окупается сторицей — к примеру, общение с человеком, с которым вам приходится работать очень интенсивно, или ситуация очень важного взаимодействия. Кто-то из топ-менеджеров сказал однажды: «Бывают моменты, когда от руководителя требуется умение изменить вторую половину фразы на основании обратной связи, полученной на первую половину». Разумеется, этим не нужно заниматься постоянно, но иногда обстоятельства заставляют вас проявить навыки наблюдателя.

Важно осознавать, что в стрессовых или конфликтных ситуациях вы можете выражать данные установки, даже если не осознаете этого. По мере осознавания некоторые из подобных сигналов становятся очевидными, особенно в ситуациях, когда люди действуют спонтанно.

Возможно, в ходе упражнения вы обратили внимание на то, что временами мы стремимся имитировать поведение другого человека. Это на самом деле достаточно важный момент для НЛП. Когда люди взаимодействуют и начинают устанавливать настоящий раппорт, нередки проявления своего рода парного поведения. Этот процесс в НЛП получил название «подстройка» (pacing). Если понаблюдать за людьми, которые находятся в настоящем раппорте, вы заметите, что они «зеркально отражают» многие детали поведения друг друга. Это


Глава 3. Физиология и креативность

разовый принцип коммуникации, который может быть использован ак инструмент, помогающий более эффективно управлять людьми. В частности, один из способов развития раппорта с человеком за-дачается в том, что вы определяете тип языковых паттернов, которые он использует, и переходите к своего рода «активному слуша-*ию», подкрепляя слова собеседника парными словами. Например, |»сли вам говорят «Я чувствую, что мы должны более подробно изу-?ить эту проблему», вы отвечаете «Да, я понимаю, что у вас такое ощущение, что нам следует подробно заняться этим вопросом», а вовсе не «Я вижу, что вы хотите сфокусировать внимание на проблеме».

Вы могли заметить также, что одни люди творят в статике, в спокойной позе, а других креативное состояние делает более оживленны-1ми, они активно жестикулируют. Отсюда следует вопрос: существует |ли базовый тип установок, общий для креативных состояний всех |людей? Разумеется, такие типы установок существуют, однако эти |установки могут быть выражены через различные организации мыш-[ления и поведения. Установки в большей степени связаны с уровнем [убеждений и ценностей, чем с конкретными видами поведения. Таким [ образом, они могут выражаться через различные микроповеденческие и когнитивные процессы. В очень напряженном контексте та или иная > установка может быть выражена через один вид поведения и один тип [ мышления. В другом, более расслабленном контексте эти микроуров-невые процессы могут претерпеть изменения.

Фактически единственный способ удостовериться в том, что, обращаясь к человеку, вы не вмешиваетесь в его креативный процесс, — перенять элементы поведения вашего партнера, так сказать, «влезть в его шкуру». Разумеется, гораздо легче сделать это, если вы хорошо знаете друг друга и уже установили раппорт. В данном случае такое поведение является практически подтверждением раппорта. Однако если дело касается людей незнакомых, вы можете столкнуться с определенными трудностями; ваше поведение может быть воспринято даже как невежливое. Можно порекомендовать вам лишь «осуществлять подстройку» к человеку поэтапно, копируя элемент за элементом. Сначала голос, потом жесты и т. п.

Подводя итоги, можно сказать, что с помощью физиологии можно управлять креативными процессами окружающих; физиология позволяет:

1. Установить раппорт через подстройку и согласование своего поведения с основными поведенческими паттернами партнеров.


Часть I. Личная креативность

Более полно понимать или ощущать мировоззрение других людейпутем отзеркаливания ключевых элементов их физиологии;

Получать информацию о внутренних процессах окружающих через их физические сигналы, усиливать состояния и когнитивныепаттерны, связанные с креативностью, или получать повторныйдоступ к ним.


Глава 3. Физиология и креативность

РАЗДЕЛ 3.4. КАРТА А

 

 

 

 

 

  Использование физиологии для повышения креативности  
         
Ирнание собственных физиологических ■сигналов, связанных с позитивным ■[состоянием, позволяет воспроизводить Ирги сигналы и тем самым возвращаться На необходимое состояние   «Калибровка» — это наблюдение (в большей степени, нежели толкование) за конкретными сигналами того или иного человека: • в различных состояниях; • в момент перехода из одного состояния в другое
     
   
1 Н| Физиологические сигналы — К, своего рода «якоря», позволяющие В человеку управлять собственным   С помощью сигналов один человек может «вести» другого, возвращая его в позитивное состояние
Ш состоянием
§.   Креативность группы может быть выявлена за счет «ведения» их взаимодействий с помощью поведенческих сигналов
     
         

мочевые положения

ля управления окружающими важно развить в себе навык наблюдения без интерпретации.

Физиологические сигналы являются «якорями», которые позволяют человеку управ-йять собственным состоянием, чтобы при желании воспроизводить нужное состояние или получать к нему повторный доступ.

|Нтобы установить раппорт с человеком, можно «подстроиться» под его поведенче-|©сие сигналы или согласовать свое поведение с его поведением.

[Практикум

^Поупражняйтесь в воспроизведении креативного состояния путем воспроизведения ' физических сигналов, связанных с этим состоянием.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 3.4. КАРТА Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сознательная осведомленность о вербальных и невербальных сигналах может позднее усовершенствовать их спонтанное использование   Чтобы установить раппорт, можно подстроиться под один или несколько поведенческих сигналов Изменение второй части предложения в зависимости от реакции собеседника на первую часть
        i
     
Для установления раппорта полезно откалибровать 4-5 релевантных состояний партнера, таких как: • мотивация; • понимание; • согласие     Установки/состояния в любом случае «выражаются» по-разному, в зависимости от различных уровней переживания: • что? • как? • почему?
Установки и базовые состояния человека выражаются через различные сигналы и поведенческие проявления
     
       
Подстройка под сигналы партнера позволяет нам понимать/«ощущать» его/ее карту мира   Откалибруйте типичные повторяющиеся сигналы партнера, такие как: • выражения лица; • почесывания головы; • изменение цвета кожи
             

Ключевые положения

Поскольку внутренние состояния, когнитивные процессы и установки человека получают выражение через физические микро- и макросигналы, подстройка, или зеркальное отражение физических сигналов, помогает нам лучше понять или почувствовать его взгляд на мир.

Практикум

Какие внутренние состояния ваших сотрудников влияют на ситуации, которыми вам необходимо управлять? Какие типичные микро- или макроповеденческие сигналы связаны с этими состояниями?


Глава 3. Физиология и креативность

РАЗДЕЛ 3.4. КАРТА В

 

 

 

 

 

 

w        
wt~— Ц Подстройка (согласова-        
Ц ние, отзеркаливание)   При спонтанной под-   Подстройка к человеку
и под вербальные   стройке люди зеркально   является условием
н.и невербальные сигна- отражают физиологи-   для того, чтобы эффек-
К лы другого человека   ческие реакции и ключе-   тивная коммуникация
R помогает установить   вые слова друг друга   «достигла» реципиента
■ раппорт        
         
    Вести партнера можно на нескольких уровнях: с помощью вербальных «выражений» и адекват-
I щ Неосознанное пред- Ц -положение раппорта:   Чтобы «привести» человека к необходимому состоянию, необходимо  
    сначала подстроиться   ных физиологических
i   под него   сигналов (например.
I        
   

Важно наблюдать за партнером, подстраиваться под него и по возможности вести его в самые значимые моменты взаимодействия

пючевые положения

физиология — мощный инструмент, позволяющий изменять состояния и мыслительные процессы других людей.

актикум

Поупражняйтесь в подстройке и согласовании физических сигналов другого челове-а. Что вы узнали о состоянии партнера, его установках, стиле мышления?

Поупражняйтесь в подстройке под микроповедение окружающих, чтобы установить |раппорт. Как вы думаете, что можно узнать о Людях путем наблюдения?


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 3.4. КАРТА Г

Резюме

 

 

 

 

 

 

 

 

  Как использовать информацию, которую предоставляют внешние сигналы данного человека?  
             
1. Установление раппорта через подстройку (отзеркаливание) 2. Понимание/«ощущение» его карты мира и установок/состояний 3. Получение инф через внешние логические сиг человека, связа с эффективным том, и последуя «добавление» и контекст, где да ормации физио- 4ЭЛЫ
      контекс-щее х в тот нный
Уважение к чужой карте мира  
      человек проявл себя неэффекп яет
  ение позитивного раппорта с эффективной коммуникации   1ВНО
как бази      
               

Ключевые положения

Физиология может быть использована для управления креативным процессом окружающих, поскольку позволяет:

установить раппорт через подстройку и согласование своего поведения с основными поведенческими паттернами партнеров;

более полно понимать или ощущать мировоззрение других людей путем отзер-каливания ключевых элементов их физиологии;

получать информацию о внутренних процессах окружающих через их физическиесигналы, усиливать состояния и когнитивные паттерны, связанные с креативностью, или получать повторный доступ к ним.

Практикум

Подумайте о том, как вы можете использовать в своей профессиональной реальности калибровку, подстройку, ведение и умение наблюдать за физическими сигналами, чтобы с их помощью управлять собственной креативностью и креативностью окружающих.


ШШМ


 

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОЙ КРЕАТИВНОСТИ


)6зор главы 4 сновные задачи главы 4

J, Ознакомить читателей с базовыми фазами креативного процесса. Инструктировать читателей, чтобы они смогли применять навыки и инструменты НЛП для определения индивидуальной стратегии креативности путем объединения базовых фаз креативного процесса в цикл обратной связи.

(>' Определить набор «условий формальной правильности» для оценки новых идей и соотнести их с различными фазами креативности. Определить базовые принципы креативности, а также их связь с референтным опытом читателя и моделями, изученными в части I.

разделы и цели каждого раздела

цел 4.1. Уолт Дисней и три фазы креативности 5писать три базовые фазы креативности («мечтатель», «реалист» и ритик») и соотнести их с тремя типами креативности и референт-[ опытом читателя.

дел 4.2. Определение личного креативного цикла. Стратегия аснея

лесте с читателями выполнить демонстрацию и упражнение по опре-кению стратегии личной креативности, в ходе которых применить Инструменты и навыки НЛП, основанные на креативном процессе ^олта Диснея.

Раздел 4.3. Условия формальной правильности для оценки новых

)пределить набор общих «условий формальной правильности» для ЦОценки креативных идей и соотнести их с диснеевскими фазами креа-

вности.


Часть I. Личная креативность

Раздел 4.4. Принципы креативности

Подвести итоги изучения базовых принципов креативности и их связи с читательским референтным опытом.

Раздел 4.1. Уолт Дисней и три фазы креативности

Способность Уолта Диснея соединять в своей продукции новаторскую креативность, успешную бизнес-стратегию и притягательность для масс позволила ему основать в области индустрии развлечений империю, пережившую создателя на несколько десятилетий. Дисней стал воплощением способности строить успех своей компании на креативности и превращать фантазии в конкретные и ощутимые результаты. В каком-то смысле можно сказать, что избранное Диснеем средство выражения — анимированный фильм — характеризует процесс, который лежит в основе всей креативности: способность взять нечто воображаемое и наделить его физическим существованием, которое бы напрямую влияло на переживания других людей самым позитивным образом.

Простое и все же заслужившее мировую известность обаяние персонажей Диснея, анимированные фильмы, кадры с натуральным движением и парки развлечений — результат уникальной способности постигать, синтезировать и упрощать самые основные, но достаточно мудрые принципы. Кроме того, Диснею принадлежит авторство целого ряда важных технических и организационных инноваций в областях анимации и кинематографии.

Инструменты и понятия НЛП дают возможность создавать эксплицитные карты успешных стратегий мышления, которыми пользуются обладатели особых талантов — такие как Уолт Дисней. НЛП занимается исследованием того, как подобные люди упорядочивают и используют базовые психические способности — зрение, слух и осязание, чтобы самоорганизоваться и действовать во внешнем мире. Одной из основных составляющих уникального диснеевского гения была способность исследовать что-либо с различных позиций восприятия. Глубже понять эту ключевую часть стратегии Диснея позволяет высказывание одного из его сотрудников-мультипликаторов: «...на самом деле Диснеев было три: мечтатель, реалист и критик. И невозможно было угадать заранее, который из них придет на совещание».

Это — проникновение в суть не только диснеевской стратегии, но и процесса креативности в целом. Креативность как совокупный процесс подразумевает координацию трех субпроцессов: «мечтатель»,


Глава 4. Реализация личной креативности

еалист» и «критик». «Мечтатель» без «реалиста» не в состоянии ридать идее осязаемое выражение. «Критик» и «мечтатель» без «ре-аста» увязнут в бесконечном конфликте. «Мечтатель» и «реалист» щособны творить, но без «критика» никогда не достигнут совершен-ва. «Критик» помогает оценивать и совершенствовать продукты еативности. В качестве юмористического примера: один начальник звычайно гордился собственными новаторскими идеями, но был ашен способности взглянуть на них с точки зрения реалиста и кри-1. Сотрудники его компании говорили о нем так: «Каждую минуту t посещает какая-нибудь идея... иногда даже стоящая». Дело в том, что креативность по своей сути предполагает синтез шчных процессов или фаз. «Мечтатель» необходим креативности формирования новых идей и целей. «Реалист» необходим как редство преобразования идей в конкретные выражения. «Критик» чужит фильтром и стимулом к совершенствованию.

Разумеется, каждая из этих фаз представляет собой самостоятель-аую стратегию мышления, и эти стратегии имеют тенденцию скорее энфликтовать друг с другом, чем поддерживать одна другую. Нам Недует изучить в подробностях специфику того, как Дисней исполь-эвал и координировал свое воображение («мечтатель»), методиче-Цски преобразовывал эти фантазии в осязаемую форму («реалист») и Пименял критические суждения («критик»).

В данном разделе мы будем применять уже освоенные понятия и инструменты НЛП, чтобы определить и «инсталлировать» стратегию реативности, основанную на креативном процессе Диснея.

1икроанализ ]\нснея-Мечтателя

Л^писание физиологии Диснея в моменты креативного мышления [ Представляет собой классическую картину микроповедений или «сиг-f Налов доступа», которые ассоциируются с глубоким визуальным фан-| тазированием. К примеру, один из сотрудников Диснея сообщает сле-, Дующее:

«Когда Уолт находился в состоянии глубокой задумчивости, он опускал одну бровь, прищуривался, расслаблял нижнюю челюсть и пристально смотрел в одну точку, зачастую сохраняя это положение по нескольку минут... Никакими словами нельзя было разрушить эти чары».

По этому описанию можно было сказать, что человек испытывает позитивные галлюцинации в состоянии гипноза. Сходство с трансом, Приписываемое поведению Диснея в состоянии «мечтания», указыва-


Часть I. Личная креативность

ет лишь на то, что его нервная система и внимание были целиком и полностью подчинены креативному процессу. Аналогичного типа «гипнотическое состояние» наблюдалось у многих других гениальных творцов в истории человечества.

Карикатура на «наиболее типичное выражение лица» Диснея (Thomas and Johnson, 1983) лишь подтверждает процитированное выше наблюдение. На рисунке изображен Дисней, который смотрит вправо-вверх. Согласно модели НЛП, это указывает на то, что человек фантазирует, или конструирует внутренние визуальные образы (Vе). Имеет значение и тот факт, что на рисунке Дисней прикасается левой рукой к лицу. В НЛП этот жест известен как «телефонная позиция» и обычно сопровождает внутреннюю вербализацию (Ad), указывая на то, что Дисней исползует одновременно как минимум две сенсорные репрезентативные системы.

Рис. 4.1. Уолт Дисней

И это дает нам важнейший ключ к пониманию и моделированию впечатляющей креативности Диснея: процесс образования связей, известный также как синестезия — буквально «синтезирование чувств». Синестезия имеет место в тех случаях, когда человек совмещает два чувства или несколько: например, если он ощущает то, что другие видят, или видит образы звуков, и т. п. Данный процесс связывания чувств являлся вполне обыденным для креативного мыслительного процесса Диснея и, скорее всего, лег в основу многих его креативных достижений. Например, в своем вступлении к фильму Fantasia Дисней писал:


Глава 4. Реализация личной креативности

«Когда я слышал музыку, в моей голове рождались картинки... вот эти картинки».

«Мы берем музыку и визуализируем истории и картины, которые эта музыка подсказывает нашему воображению. Это все равно что смотреть концерт».

С точки зрения НЛП Дисней описывает последовательность стра-\, в которой:

внешний аудиальный ввод музыки (Ае) напрямую вызывает сконструированный внутренний образ (Vе) посредством процесса синестезии.

Затем Дисней

преобразовывает эти фантазии во внешние образы (Vе) через процесс анимации.

Дисней признается в использовании другой репрезентативной си-емы, когда утверждает следующее:


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Древньоскандінавська література | Іспанський героїчний епос
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | <== 6 ==> | 7 | 8 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.223 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.223 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7