Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Будинок Радичевської сільської ради. Фото 2010 року.


Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 704



ПРОДРАЗВЕРСТКА— система заготовок сельхозпродуктов в период "военного коммунизма". Кресть­яне должны были сдавать все излишки хлеба государству по твердым ценам. Их изымали продотряды, комбе­ды, местные Советы, которые подчинялись наркомпроду.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ— переход от ручного труда к машинной технике, от мануфакту­ры к фабрике (техническая сторона) и росту промышленной буржуазии и пролетариата (социальная) (В России — в 1830-е— 1880-е гг.).

"ПРОСВЕЩЕНИЕ"— идейное направление, которое выступало против феодального гнета, за уста­новление царства разума, основанного на равенстве и политической свободе. Французские просветители Воль­тер, Руссо, Монтескье; русские — Новиков, Радищев.

ПРОТЕКТОРАТ— покровительство сильного государства над слабым, которое попадает от первого в зависимость.

ПРОТЕКЦИОНИЗМ— политика государства по защите внутреннего рынка и промышленности от иностранцев путем ограничения импорта, увеличения экспорта, введения высоких таможенных пошлин.

ПУТЧ— попытка государственного переворота, которая совершается небольшой группой заговорщиков.

ПЯТИЛЕТКА- перспективный план развития народного хозяйства и культуры в СССР на пять лет.

 

Р

РАДИКАЛИЗМ— стремление к решительным мерам и действиям, которые должны привести к корен­ным изменениям в обществе. В конце XIX — начале XX вв. он стал идеологией левых социалистических и со­циал-демократических партий

РАЗЛОЖЕНИЕ ФЕОДАЛИЗМА— появление новых отношений, несвойственных феодализму: разви­тие товарно-денежных отношений, рост денежного оброка; распад барщинной системы; появление месячины и отходничества: создание мануфактуры в поместье; деятельность "капиталистых" крестьян; использование на­ёмного труда.

РАЗНОЧИНЦЫ— категория населения, которая формировалась из разных сословий (духовенства, ку­печества, мещан, мелких чиновников) и выходцы из которой стали основной революционной силой во второй половине XIX в.

РАСИЗМ— идеология, которая проповедует разделение людей на высшие и низшие расы. Первые яв­ляются создателями цивилизации и призваны к господству, вторые — не способны к усвоению культуры и должны физически работать.

РАТИФИКАЦИЯ— подписание высшими органами власти воевавших государств международного до­говора, заключенного ранее представителями этих стран.

РАЗРЯДНЫЕ КНИГИ(XVI-XVII в.в.) - книги записей распоряжений русского правительства о еже­годном назначении на военную, гражданскую и придворную службу.

"РАЗВИТОЙ СОЦИАЛИЗМ"- один из этапов развития социалистического общества, при котором:

- сформировалась новая социальная и интернациональная общность - советский народ;

- КПСС стала партией всего народа;

- борьба социалистической системы с капиталистической продолжалась только в области идеологии.
РЕАБИЛИТАЦИЯ— восстановление в правах, неправильно обвинённого человека.

РЕАКЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ— сопротивление прогрессу любыми методами, для сохранения уже отживших старых порядков в обществе.

РЕАЛИЗМ— направление в литературе и искусстве XIX-ХХ вв., руководствовавшееся принципами: правдивое, объективное отображение существенных сторон жизни; воспроизведение типичных характеров, в ти­пичных обстоятельствах при индивидуализации; преобладание интереса к проблеме "личность и общество".

РЕВАНШ— оплата, возмездие за поражение, повторная борьба, предпринятая с целью взять верх над победившим противником.

РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ— острая форма борьбы между новыми и старыми силами, которая приводит к установлению нового социально-экономического строя, к изменению типа власти, к качественным изменениям в мировоззрении и культуре.

РЕВОЛЮЦИОННОЕ ОБОРОНЧЕСТВО- мелкобуржуазный патриотизм, охвативший неискушенные в политике массы после Февральской революции 1917г. и выразившийся в необходимости продолжения Пер­вой мировой войны и защите буржуазной России от внешнего врага.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ- идейное течение, целью которого было свержение самодержа­вия путем народной революции и создание общества социальной справедливости (социалистического). Участ­ники - разночинцы идеализировали крестьянскую общину как ячейку социализма.

РЕГЕНТ— временный правитель государства при малолетнем монархе.

РЕЖИМ— совокупность средств и методов управления страной силами, которые пришли к власти (на­пример: деспотический, тоталитарный, фашистский и др.).

РЕКРУТСКАЯ ПОВИННОСТЬ(1705-1874) - способ комплектования русской регулярной армии из податного населения (крестьян, мещан и др.), которое выставляло от своих общин определенное число рекру­тов, служивших 25 лет.

РЕПРЕССИИ- карательные меры наказания, предпринимаемые государственными органами.

РЕМЕСЛО- мелкое производство промышленных изделий, основанное на индивидуальном, ручном труде и мастерстве производителя.

РЕГРЕСС- утрата способности двигаться вперед, застой, упадок.

РЕПАРАЦИЯ— возмещение государством, потерпевшим поражение в войне, причиненного им ущер­ба, размеры которого определяются в договоре.

РЕПАТРИАЦИЯ — возвращение на родину эмигрантов, военнопленных.

РЕФОРМЫ— преобразование, изменение, переустройство различных сторон общественной жизни мирным путем.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ— строгий, суровый. Монастыри, крепости, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью, украшались росписью и рельефами.

РОМАНТИЗМ— идейно-художественное направление в духовной культуре конца XVIII в. — первой половины XIX в.. Для него характерно внимание к внутреннему миру человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы. Он сложился в борьбе с официальным академическим классицизмом (М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев — в литературе; О.А. Кипренский, А.О.Орловский — в живописи).

РУБЛЬ— денежная единица = 100 копейкам, появилась в XIII в. в Новгороде и представляла слиток се­ребра в 20 г. С 1704 г. по приказу Петра I началась регулярная чеканка серебряных рублей весом по 28 г. С 1769 г. по 1849 г. существовали серебряные и бумажные (ассигнации) рубли. В 1897 г. основной денежной единицей становится золотой рубль = 0,774235 г. Первый советский рубль был выпущен в 1919 г. в виде кредитного би­лета. В 1961 г. золотое его содержание составляло 0,987412 г. В последние годы обесценился. В настоящее вре­мя рубль чеканится металлическим.

РУСИФИКАЦИЯ- политика царизма по отношению к нерусским народам, входивших в состав России; ведение делопроизводства на русском языке, уравнение в привилегиях местного дворянства с русским, подав­ление национально-освободительного движения и заговоров, ликвидация автономий и введение администра­тивного деления.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА— социально- экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Она устанавливает сферу товарного обмена при господстве свободных цен, которые регулируются спросом и предложением. Система рынков и цен, конкуренция обеспе­чивают ее саморегулирующийся характер, но определенная степень государственного регулирования остается.

РЭКЕТ— шантаж, вымогательство, осуществляемые путем угроз и насилия.

РЯДОВИЧИ- обедневшие крестьяне, бравшие надел земли у феодалов на определенных условиях по ряду (договору) и попадавшие от них в зависимость.

 

 

С

СВОБОДЫ:демократические — правовые и политические нормы, которые определяют положение че­ловека в государстве; личные — неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки и телефонных разго­воров; свобода совести (право исповедовать любую религию или быть антирелигиозным человеком); полити­ческие — слова, печати, собраний, митингов, шествий, демонстраций.

СЕКТАНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЕ— обособление групп, оппозиционно или враждебно настроенных к господствующей церкви. Они характеризуются фанатизмом, догматизмом, враждебностью к инакомыслящим. Крупнейшие из них: адвентисты, баптисты, духоборы, молокане, пятидесятники, хлысты и др.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ— насильственная передача церковных земель в светскую государственную собст­венность.


СЕНТИМЕНТАЛИЗМ— направление в литературе и искусстве, которое считало главным раскрытие чувств в духовном мире человека, а не разума (вторая половина XV111 — начало XIX вв.).

СЕПАРАТИЗМ— стремление национальных меньшинств обособиться, отделиться от многонациональ­ного государства.

СЕПАРАТНЫЙ МИР— договор, заключённый с противником одним государством из коалиции без ведома своих союзников.

СИМВОЛИЗМ— направление в искусстве, литературе, которое берёт за основу отображения мира в символах, идею художественной осмысленности образа, находящегося за пределами чувств (М.Врубель. А. Блок, А.Белый).

СИОНИЗМ— реакционная идеология и политика еврейской буржуазии, характеризующаяся воинст­венным шовинизмом, расизмом, антисоветизмом.

СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ- объединение организаций для сохранения мира, основанная на взаимообусловленности национальной и коллективной безопасности.

СМЕНОВЕХОВСТВО— общественно-политическое движение русской эмигрантской буржуазной ин­теллигенции в 1920-х гг. В связи с переходом к нэпу, надеясь на перерождение Советской власти, часть интел­лигенции перешла от борьбы с ней к ее признанию, (идеолог - Н.В.Устрялов, печатный орган — журнал "Смена вех").

СМЕРДЫ- свободные крестьяне-общинники Киевской Руси, которые постепенно попадали в зависи­мость от феодалов.

САМОДЕРЖАВИЕ- монархическая форма правления в России, при которой царю принадлежала вся полнота власти.

СМУТА— (начало XVII в.) период, когда внутриклассовая борьба за власть проходила одновременно с классовой и иностранной интервенцией. Автор термина - Г. Катошихин, дьяк Посольского приказа.

СОВЕТЫ— выборные политические организации, возникшие в 1905 г.; затем выборные органы госу­дарственной власти (1917—1988 гг.).

СОСЛОВИЯ— социальные группы общества, имевшие определённые права и обязанности, передавае­мые по наследству (дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство).

СОЦИАЛИЗМ- первая фаза развития коммунистической социально-экономической формации, в иде-альной модели которой провозглашались: проведение социалистической революции, установление диктатуры пролетариата и общественной собственности, социальной справедливости и политических свобод.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ- соревнование трудящихся, при котором они стремятся к наивысшим достижениям в труде для развития советского общества. Принципы организации: гласность, воз­можность повторения опыта, сравнимость результатов; формы - коммунистические субботники, ударничество, стахановское движение и др.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ- метод литературы и искусства, теоретически требующий прав­дивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. На практике же этот метод привел к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики (партийности и социалистической идейности).

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- отрасль психологии, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, принадлежащих к определенным социальным группам, и дает психологические характе­ристики этих групп.

СОВХОЗ- государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР, имущество которого закрепля­лось за ним, но принадлежало государству.

СТАГНАЦИЯ— прекращение развития экономики, застой, кризис.

СТАЛИНИЗМ— период диктатуры Сталина в СССР и других странах социализма. Он характеризовал­ся форсированным развитием экономики, насильственной коллективизацией, директивной системой планиро­вания, низким уровнем жизни трудящихся, репрессиями, культом вождя.

СТРАТЕГИЯ ВОЕННАЯ— охватывает вопросы теории и практики подготовки армий к войне, ее ве­дения, исследует причины войны, разрабатывает способы и формы подготовки операций, определяет цели и за­дачи фронтам, распределяет силы по театрам военных действий. По отношению к тактике стратегия играет оп­ределяющую роль.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОРв истории — деятельность субъекта (масс, классов, партий, отдельных личностей), направленная на сохранение или на изменение общества. Он может приобретать решающее значение на определенных этапах его развития. Так при наличии революционной ситуации и политической сознательности, организованности и решимости класса под руководством партии выступление заканчивается победой.

СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА— независимость во внешней и внутренней политике.

СЛАВЯНОФИЛЫ- либералы, представлявшие общественную мысль 40-50г.г. ХIХв., выступавшие за самобытный путь развития России, основанный на крестьянской общине, единстве народа, православии и са­модержавии.

СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ(XIV-XV1I в.в.) - свободные люди, которые находились на государственной службе и пользовались привилегиями; делились на служилых "по отечеству" (бояре, дворяне, дети боярские) и "по прибору" (стрельцы, пушкари, городовые казаки).

СЕМИБОЯРЩИНА- управление Россией семью боярами по малолетству наследника престола. Пер­вым "седьмочисленную комиссию" назначил Василий Ш как опекунский совет для малолетнего сына Ивана IV.

СТРЕЛЕЦКОЕ ВОЙСКО- (1550-1698г.г.) постоянное войско из свободных людей, представлявших собой пехотинцев с огнестрельным оружием, получавших ча службу хлебное и денежное жалование и имею­щих право заниматься беспошлинной торговлей и ремеслом. Петр I ликвидировал это войско после восстаний стрельцов 1682г. и 1698г.

СТАХАНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ- массовое движение новаторов и передовиков производства в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники; началось в 1935 г. в Донбассе, на­звано по имени его зачинателя А.Т. Стаханова.

Т

ТАКТИКА— составная часть военного искусства, занимает подчиненное положение к стратегии, вклю­чает теорию и практику построения войск, подготовки и ведения боя различными видами вооруженных сил.

ТАМГА— пошлина, которую взимали в ХШ в. в русских княжествах за провоз товара. От этого слова произошло слово таможня, обозначающее государственное учреждение, контролирующее перевоз грузов через границу и взимающее пошлины

ТЕМПЕРА— живопись минеральными красками (на яйце, меде, жидком клее, соках растений, маслах) до изобретения масляных.

ТЕОКРАТИЯ— форма правления государством, при которой его глава является одновременно и главой церкви.

ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ— отношения между людьми в процессе производства и об­мена товаров на деньги.

ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО— тип хозяйства, в котором производство ориентируется на рынок, а про­изводители и потребители связаны через куплю—продажу товаров.

ТОТАЛИТАРИЗМ— государственная власть, которая контролирует все стороны жизни общества.

ТРОЦКИЗМ— одно из идейно-политических направлений в российском и международном революци­онном движении. Идеолог — Л.Д.Троцкий расходился с В.И.Лениным во взглядах по ряду вопросов: выступал против принципа централизма в построении партии; отрицал гегемонию пролетариата и революционную роль крестьянства в буржуазно-демократической революции, считал невозможным построение социализма в России без помощи пролетарских революций в европейских странах; чтобы их ускорить настаивал на продолжении ре­волюционной войны. В 1927 г. на XV съезде ВКП (б) троцкизм был осужден как мелкобуржуазный уклон, че­рез два года Л.Д.Троцкий был выслан из СССР.

"ТОТАЛЬНАЯ ВОИНА"— война, которая ведется с применением любых средств и способов массово­го уничтожения вооруженных сил и мирного населения противника.

ТЯГЛО— денежные и натуральные повинности крестьян, ремесленников и мелких торговцев в пользу государства (XV — начало XVIII вв.).

У

УДЕЛЬНЫЕ ЗЕМЛИ ИЛИ КНЯЖЕСТВА— составные части Великого княжества, которые управля­лись членами великокняжеской семьи. С 1797 г. —земельная собственность императорской фамилии.

УКЛАД— система производственных отношений определенного типа. Экономика общества может быть одноукладной или многоукладной (например, в Советской России в 1920-е гг. было пять укладов: социалистиче­ский, государственно-капиталистический, частнокапиталистический, мелкотоварный, патриархальный).

УЛУС— административно-территориальная единица в Сибири типа русской волости во главе с голо­вой, следившим за порядком и сбором ясака (дани) с народов.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО— имеет только административно-территориальное деление (края, об­ласти, районы, села) в отличие от федеративного, которое делится на автономные части.

УНИФИКАЦИЯ— приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию (например, унифи­кация правовых норм в целях единообразного регулирования определенных общественных отношений (семей­ных) проводится не только в одном государстве, но и в международных отношениях).

УРБАНИЗАЦИЯ- процесс усиления роли городов в развитии общества как крупных культурно-промышленных центров с быстрым ростом жителей за счет сельского населения.

"УРОКИ" И "ПОГОСТЫ"(X в.) - определенное количество дани ("уроки") с определенных районов ("погосты"), введены княгиней Ольгой.

УНИЯ- союз.

"УРОЧНЫЕ ЛЕТА"(1597, 1607, 1637, 1642г.) - царские указы о поиске беглых крестьян в течение 5-15 лет и возвращении их феодалам. По Соборному Уложению 1649г. был введен бессрочный сыск беглых и пе­редача их вместе с семьями прежним владельцам.

УТИЛИТАРИЗМ— принцип оценки явлений только с точки зрения их полезности, возможности слу­жить средством для достижения цели.

 

 

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ(нереальный) — учение об идеально-справедливом обществе с госу­дарственной собственностью, всеобщим трудом, с равенством граждан. (Англия, Томас Мор "Утопия", 1516 г.).

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ- представительное учреждение, избранное всеобщим голосованием для установления формы правления и выработки Конституции. 6 января 1918г. было распущено большевиками. власть которых оно не признало.

Ф

ФАБРИКА- капиталистическое предприятие, основанное на разделении труда и машинной технике. От завода отличается профилем производства (например, текстильная фабрика, но чугунно-литейный завод).

ФАВОРИТ- любимец государя, в руках которого оказывалась власть. Чаще всего он не имел иных за­слуг, кроме близости к царствующей особе. Фаворитизм воспринимался современниками как неизбежное ало, связанное с самодержавной властью.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ— преднамеренное искажение фактов.

ФАШИЗМ— правоэкстремистское политическое движение наиболее реакционной части мировой бур­жуазии, использующее крайние меры насилия, национализма, демагогию, военизацию, стремящееся к установ­лению диктатуры и к мировому господству.

ФЕДЕРАЦИЯ— форма государственного устройства, при которой ее субъекты независимы во внут­ренней политике, имеют собственные органы государственной власти и управления, но в вопросах внешней по­литики, вооруженных сил подчиняются федеративным органам.

ФЛАГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ— символ суверенного государства. При Иване III был принят за обра­зец византийский флаг с чёрным орлом на золотистом фоне и тремя цветами: чёрный, золотистый, белый. Поз­же на фоне орла стали изображать Георгия Победоносца. В 1696 г. Петр I ввёл новый государственный флаг: белый, синий, красный по образцу голландского; для флота — Андреевский: белый с голубым, с косым крестом по диагонали. В годы существования Советской власти (1917—1991 гг.) был красный флаг с изображением серпа и молота и красной звезды в верхнем углу у древка. С 1991 г. в Российской Федерации введён флаг три­колором: белая, синяя, красная полосы по горизонтали.

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ— это ступень развития человеческого обще­ства, в основе которой лежит определённый способ производства и производственных отношений (базис). Он связан с определённой настройкой (политическим устройством, культурой, бытом и т.п.). Человеческое обще­ство прошло пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, со­циалистическую. Смена формаций подчиняется общим законам развития, но не исключаются национальные особенности. На современном этапе формационная марксистская теория сочетается с цивилизационным про­цессом исторического развития человечества.

ФРАКЦИЯ— группировка внутри партии, выступающая с политической программой, отличающейся от общей линии партии.

ФУТУРИЗМ— авангардистское направление в литературе и искусстве начала XX в., отрицавшее нрав­ственные и художественные ценности традиционной культуры и стремившееся создать "искусство будущего" в культивировании урбанизма, переплетении документального материала и фантастики, разрушении естествен­ного языка.

X

ХОРУГВЬ - вертикально свисающее полотнище с изображением Христа или святых, укрепленное на длинном древке; выносится при крестных ходах, в религиозные праздники.

ХОЗРАСЧЕТ(хозяйственный расчет) - метод самостоятельного ведения хозяйства государственным предприятием, при котором поощряется превышение доходов над расходами.

ХОВАНЩИНА— движение стрельцов во главе с князем И.А. Хованским, которого они хотели поста­вить во главе государства. Софья с помощью войск подавила восстание, предводителя приказала казнить. Власть перешла в ее руки (1682 г.).

"ХОЛОДНАЯ ВОЙНА"— враждебный политический курс между социалистическими странами во главе с СССР и западными капиталистическими во главе с США с 1946 по 1985 гг. после Второй мировой вой­ны. Он выражался в противоборстве идейно-политических принципов, в нагнетании международной напря­женности, в наращивании вооружения.

ХОЛОПЫ(X-XVIII в.в.) - феодально-зависимое население, по положению близкому к рабам. Ими ста­новились разорившиеся крестьяне, продававшие себя в холопы; пленные, свободные люди за долги, при заклю­чении брака с холопом.

ХРИСТИАНСТВОIв. н.э.) - религия, возникшая как вера в богочеловека Иисуса Христа, принявше­го смерть на кресте во искупление человеческих грехов, затем вознесшегося на небо.

ХУТОР- обособленная крестьянская усадьба на земельном участке индивидуального владения (столы­пинская аграрная реформа 1906-1911 гг.).

 


Ц

ЦЕНТРАЛИЗМ— строгое подчинение нижестоящих органов власти вышестоящим и управление из единого центра.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО— экономическое и политическое объединение вокруг сильной власти: происходит собирание земельвоедино, складывается единый рынок, устанавливается общее законодательство, вся власть сосредотачивается в руках монарха.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ— уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (на­пример: античная).

ч

ЧЕРНОСОТЕННЫЕ СОЮЗЫ("Союз русского народа", "Союз Михаила Архангела", "Союз русских людей" и др.) — крайне правые организации, действовавшие в России в 1905—1907 гг.; поддерживали репрес­сивную политику правительства, устраивали погромы в городах, организовывали убийства политических дея­телей и др.; выступали под лозунгами монархизма, великодержавного шовинизма и антисемитизма (лидеры -А.И. Дубровин, НЕ. Марков. В.М. Пуришкевич).

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ— режим, вводимый в стране или её регионах при особых обстоя­тельствах согласно Конституции и связанный с ограничением деятельности местных органов власти и прав граждан.

Э

ЭВОЛЮЦИЯ— медленные постепенные количественные изменения в социально-экономическом и по­литическом развитии общества мирными средствами.

ЭВАКУАЦИЯ- вывоз людей, имущества, учреждений из опасных местностей во время военных дейст­вий, стихийных бедствий.

ЭКЛЕКТИКА— направление в архитектуре и живописи, основанное на сочетании разных стилей и произвольном выборе оформления.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС— нарушение хозяйственной деятельности страны, которое ведет к резкому падению производства, росту безработицы, нарушению денежной системы и т.п.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ— направление в искусстве начала XX в., провозгласившее главной целью вы­ражение духовного мира человека, стремление к ярким чувствам, настроению, мыслям.

ЭКСПРОПРИАЦИЯ— принудительный захват собственности классом-победителем у потерпевшего поражение класса.

ЭКСТЕНСИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО— развитие промышленного и сельскохозяйственного производства за счет простого расширения.

ЭКСТРЕМИЗМ— приверженность к крайне агрессивным, реакционным взглядам, мерам в политике.

ЭМБАРГО— запрет государством на ввоз или вывоз золота, иностранной валюты, оружия и др.

ЭМИГРАЦИЯ- вынужденный отъезд граждан из государства.

ЭТИКА— философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность, характер.

ЭТНОС— исторически возникший вид социальной группы людей в виде племени, народности, нации.

 

Ю

ЮРЬЕВ ДЕНЬ(26 ноября) - церковный праздник, посвященный святому Георгию (Егорию, Юрию) По­бедоносцу. По традиции, в связи с окончанием сельскохозяйственных работ в это время возможен был переход крестьян от одного феодала к другому при оплате пожилого. Законодательно "Юрьев день" был введен Судеб­ником Ивана ГО в 1497г., отменен указом "О заповедных летах" в 1581 г. при Иване IV.

Я

ЯЗЫЧЕСТВО— религия, которая приписывала богам то или иное явление природы, людям — покло­нение силам природы и духам предков (многобожие).

ЯРМАРКА- регулярный, устраиваемый в определенное время торг, в установленном месте, на которое приезжают торговцы для продажи и закупки товаров.

ЯРЛЫК- льготная грамота ханов Золотой Орды подвластным феодалам, например, русским князьям, на управление княжествами и на сбор дани с населения.

 

ЯСАК— натуральная подать, которая взималась пушниной, иногда скотом с народов Сибири, Дальнего Востока, Севера (XV— XVIII вв.).

ВОПРОСЫ К ТВОРЧЕСКОМУ РЕШЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

(ТРИЗ)

1. Что такое история? Зачем нам нужно изучать и знать ее?

2. Какие три главные задачи стоят перед историком?

3. Какими, на ваш взгляд, качествами должен обладать человек, выбравший профессию историка?

4. Цицерон создал так называемые максимы:

 

- не сметь сказать никакой лжи;

- не сметь умолчать ни о какой правде:

- чтобы написанное не вызывало никакого подозрения ни в пристрастии, ни во враждебности.
Как вы думаете, можно ли эти требования отнести к историку и в чем их смысл?

 

5. Как вы считаете, совместимы ли мораль и политика? Оправдывает ли цель средства?

6. Бытовало и бытует мнение, что задача историка состоит в том. чтобы не судить людей прошлого, а
лишь восстанавливать исторические события. Как вы относитесь к возрождению морального принципа в изу­
чении истории: восстановление прав человека прошлого на наше сочувствие и сопереживание?

7. Как понять, что думали люди XVII века, во что верили, кого любили или ненавидели, как работали, как
сражались с врагом? Приведите примеры.

8. Какие тайны содержат выцветшие строки находок последних лет? Что надо сделать, чтобы найти ста­
ринные рукописи?

9. Объясните, почему памятники культуры можно назвать исторической памятью народа? Почему чело­
веку необходимо знать их? Чем объяснить стремление одних людей оберегать памятники от разрушения, а дру­
гих - разрушать их?

 

10. Во многих городах сохранились памятники старины, среди них - старые дома, они неудобны, а насе­
ление растет, нужно сносить старые, строить новые. Как быть? Что нужно продумать и учесть?

11. Вы изучаете историю нашей Родины. Нужно ли. по-вашему, изучать историю других стран? Если да,
то почему?

12. На ваш взгляд, какой подход к изучению отечественной истории нужен - формационный или цивили-
зационный?

13. Почему в последние годы особую популярность вновь обрели сочинения русских историков: Н. Ка­
рамзина, С. Соловьева, В. Ключевского?

14. Почему художественная литература в середине 80-х годов XX в. оказалась более чуткой к обществен­
ным потребностям, чем история?

15. Купчая грамота XVII в.: "Купил (продал) деревню со всеми, куда топор, соха, коса ходили". Что озна­
чала эта фраза?

16. В каких поговорках отражен крестьянский труд? В чем их смысл?

17. Вспомните, в каких картинах известных русских художников изображены труд, орудия труда, избы,
хозяйственные постройки крестьян?

18. Докажите, что труд крестьян требовал больших знаний, опыта, силы, сноровки.

19. От кого и когда появились бояре и дворяне? Почему между ними шла борьба? Какую роль они сыгра­
ли в истории России XVI в.?

20. Чем, по-вашему, можно объяснить рост числа, расширение владении и политических прав дворян?

21. "Царь указал, бояре приговорили", "Царь, слушав с бояре, указал"; "По указу великого государя, боя­
ре приговорили", "Бояре приговорили, что государь укажет".

В каких случаях употреблялись первые два выражения, в каких — другие?

22. Что общего и чем различались два органа власти в России XV1-XV1I вв: Боярская дума и Земский собор?

23. Почему Ивана IV прозвали Грозным? Оправдано ли это прозвище? Докажите.

24. Что такое война? Сколько лет воевала Россия в XVI в.? С кем и почему?

25. "Книга разрядная великих князей и государей, царей московских и всея Руси". Что это за книга? О
чем она?

26. В сказке А. С. Пушкина говорится о тревоге царя Додона по охране границ своего государства от ко­-
варных соседей. Найдите эти строки. Были ли такие же тревоги у Ивана IV? Был ли у него "Золотой петушок",
извещавший о нападении врагов?

27. "И крымский царь посады на Москве зажег, и от того огня грех ради наших оба города выгорели, не
осталось ни единые храмины, а горело всего три часа". "А затхнулось в городе... и дворян много, и народу бес­
численно". Когда и почему татарам удалось захватить столицу России?

28. При обороне крепости жители поклялись "биться до самой смерти, без всякой хитрости". На предло­-
жение короля, если они сдадутся, им будет оказана всякая честь и милость, ответили отказом. "Не изменим кре­-
стному целованию за богатства целого мира". О какой крепости идет речь? Как вы бы поступили на месте за­
щитников крепости! Кто руководил обороной и чем она закончилась?

29. "Храбрые дела ваши никогда не будут забыты потомством". Эти слова Петра I могут быть отнесены к
защитникам Троице-Сергиева монастыря в Смутное время начала XVII в.? Почему?

30. Иван IV понимал необходимость проведения реформ в стране. Об этом он писал н митрополиту Ма-
карию. приняв за основу их проведения план разработанный Иваном Пересветовым. Какие он провел реформы?
Иван iV был реформатором или диктатором'?

31. Иван IV говорил: "Хочешь не боятися власти - благое твори. Если же алое творишь - бойся. Власть не
зря меч носит, а в наказание злодеям и в похвалу добродеям". Эти слова соответствовали действительности?
Докажите.

32. Почему Иван Грозный держал своих бояр и прочих "разных чинов людишек" в ежовых рукавицах?
Приведите примеры

33. Чего хотел и чего добивался Грозный, вводя опричнину?

34. Почему опричников в народе прозвали "кромешники"? Что обозначает это слово?

35. Есть ли сходство между опричниками и монашескими орденами, подобно Тевтонскому и Ливонско-­
му? В чем оно заключается?

36. По свидетельству немца-опричника Штадена. "если у опричника были в земщине отец и мать, он не
смел никогда их навещать... Все те, кто был в опричнине... дали присягу не говорить ни слова с земскими. Час­
то бывало, что ежели найдут двух таких в разговоре, убивали обоих". Как вы думаете, почему вводился запрет
на общение между опричниками и земскими?

37. Когда появилась поговорка "Концы в воду", и что она означает?

38. Можно ли с помощью террора достигнуть цели? Почему нельзя считать террор надежным средством
для достижения цели?

39. Опричнина. Благо или зло? Укрепление государства или причина смуты; государственная необходи­-
мость или самоубийство нации? Или... у каждого свой ответ.

40. Существовала ли в реальной жизни альтернатива тому пути, по которому пошел царь Иван IV. вводя
опричнину?

41. Какой отпечаток наложило время на Грозного и какой - Грозный на время?

42. Как вы относитесь к оценке С. Веселовским правления Ивана Грозного как одной из величайших ка-­
тастроф в истории?

43. Как оценивалась опричнина во время И.В Сталина, Н С. Хрущева, Л И. Брежнева? Какой вывод вы
можете сделать на основе этих данных?

44. Какие ключи к разгадке "тайн" и "загадок" опричнины подобрали советские историки Д.Аль и
С.Шаров?

45. "На Руси не все караси, есть и ерши". Поясните эту народную пословицу. Приведите примеры.

46. Случайно ли сходство взглядов и биографин Курбского и Раскольникова? (XVI и XX вв.).

47. То, что ни террор Ивана Грозного, ни кровавые репрессии Иосифа Сталина не вызывали в обществе
сопротивления, не привели к бунту, гражданской войне, часто объясняют национальной чертой русских, привя­-
занностью их к жесткой власти, потребностью подчиняться. Это миф или реальность?

48. Почему в народном фольклоре Иван Грозный остался жестоким, но ярким и сильным правителем, а
Борис Годунов — умный, рассудительный, красноречивый - не попал в народные песни и легенды, а в массо­-
вом сознании сохранился как человек лукавый и изворотливый?

49. Как вы объясните высказывание В. О. Ключевского; "Лжедмитрий I был заквашен в Москве, а испе-­
чен в польской кухне"?

50. Почему в России было распространено самозванство? Продумайте ответ на этот непростой вопрос.

51. Сравните поведение феодалов и народных масс в период польско-шведской интервенции в начале
XVII в.

52. Кто из знатных бояр был на грани насильственной смерти, но остался жив и почему?

53. Кто, "озаботясь благом Отечества", не пожалел своей жизни в период польско-шведской интервен-­
ции? Ваше отношение к героическому подвигу этого человека? Как бы вы поступили на его месте?

54. Какие альтернативы развития появились в период Смуты начала XVII в., которые предоставляли бо­-
лее благоприятный для России ход событий?

55. Можно ли рассматривать поход восставших под предводительством Болотникова и осаду ими Моск-­
вы как крестьянскую войну в ее кульминационный момент?

56. Считается, что с 1613 г., с избрания царя Михаила Романова, Россией на протяжении более 300 лет
правила династия Романовых. Однако почему она так называется, если, начиная с Петра III, по существу, ею
правили немцы? Не они ли виноваты во всех бедах, свалившихся на Россию?

57. В военную историю России, богатую небывалыми подвигами, гарнизон небольшой крепости Белой в
период Смоленской войны вписал одну из уникальных страниц: "сели насмерть", отбили все штурмы и выдер-­
жали осаду многочисленного и хорошо вооруженного польского войска. Как им это удалось?

58. Кучум, презренный царь Сибири,
Прокрался тайною тропой,

И пала грозная в бою.

Не обнажая меч, дружина.

Это миф или суровая реальность похода Ермака в Сибирское ханство?

. Как первопроходцы в XV11 в. преодолевали на своих судах пороги сибирских рек? Так, например, ре­ка Олекма имеет 10 порогов.

60.MX. Халитов в статье "Не первопроходцы, а первоубийцы" в журнале "Родина" возмущается импер­ским подходом к проблеме присоединения Сибири к России в конце XVI в. Прав ли он? Не порождает ли наша критически настроенная эпоха новые стереотипы? Каково ваше мнение об этой проблеме?

61. Почему о Ермаке народ сложил песни и легенды, а о Хабарове, Пояркове — нет?

62. Царь Михаил Федорович, узнав, что в Западной Сибири "всяких чинов жилецкие люди живут в татар­-
ских юртах... с татарами вместе... пьют и едят из одних сосудов, с татарками живут... и детей приживают", при­
казал "разводить русских и татар, чтобы они вместе не пили, не ели и не жили". О чем свидетельствует этот до-­
кумент?

63. Царя Алексея Михайловича прозвали "тишайшим". Почему? Оправданно ли это прозвище?

64. Соборное Уложение 1649 г. дополнило договор личной службы нормой о наказании за недонесение:
"А буде кто, сведав или услыша на царское величество в каких людях скоп и заговор или иной какой злой умы­
сел, а государю и его людям... про то не известит.... и его за это казните смертию безо всякой пощады". Почему
Алексей Михайлович узаконил извет (донос)? Как люди XVII в. решали роковую проблему: продать либо ду­-
шу, либо Отечество? Свяжите это историческое событие с недалеким прошлым нашей страны. А как вы отно­-
ситесь к доносам?

65. В переписной книге приказа Тайных дел упоминается отписка от 4 июня 1650 г.. в которой говорится,
что Федор Филиппов "за непригожее слово о царе" был подвергнут жестокой каре: "бит кнутом, язык урезан" и
сослан в ссылку. Что за "непригожее слово", за которое приходилось расплачиваться такой дорогой ценой?

66. Заглянем в Москву времен д'Артаньяна и зададимся вопросом: могла ли здесь закручиваться столь же
головокружительная интрига, как в Париже? Были ли здесь свои Мазарини и свои фрондеры?

67. Москва 1648 г. Царь возвращается с богомолья. «Народ насильно прорвался к нему, жалуясь на Л.
Плещеева. Челобитчиков стали разгонять, бить кнутами по головам, иных при этом лошади сбили с ног, и тогда
каменья посыпались на насильников...» Царица спросила Б. Морозова: «Почему народ отваживается на такие
поступки и что в данном случае надо делать, чтобы возмутившиеся успокоились?» Что ответил Б. Морозов?

68. Во время восстания в Москве 1648 г. "черные люди" разгромили двор Б. Морозова, ко не расхитили
его богатств, а уничтожили их. Почему?

69. Вам известно, кто и почему возглавил Медный бунт в Москве в 1662 г.? Какое у вас мнение об этом
человеке?

70. Почему народ посвятил С. Разину много легенд и песен? В каких книгах, произведениях живописи и
музыки нашел отражение образ Разина?

71. Как удалось частично восстановить уничтоженные распросные и пыточные речи С. Разина?

72. Какие зарубки оставили смелые запорожские казаки на кряжистом древе истории в XVII в.?

73. Кем были казаки? Авангардом революционного крестьянства или грабителями-кондотьерами? Осво-­
бодителями России от иностранных интервентов или их пособниками? Борцами с феодальной эксплуатацией
или...

74. Где искать казну и архив войска Запорожского, до сих пор не найденные?

75. Образование казачества в XV! в. было проявлением протеста против национального и социального
гнета. Почему и в их среде установилось неравенство: зажиточные казаки и голытьба?

76. "Писать собрались все сечевики. Писарь старается записать все, что предлагают. Остроумные, на-­
смешливые фразы сыплются со всех сторон. Они таковы, что дрожат от смеха седоусые бойцы, предвкушая
унижение ненавистного султана". Чья это картина и как она называется? Знаете ли вы содержание этого пись-­
ма?

77. Расскажите о Переяславской раде 1654 г. от имени очевидца - запорожского казака по известной кар­
тине "Навеки вместе". Назовите фамилию автора картины.

78. В Центральном государственном архиве Древних Актов хранится грамота Никона к царьградскому
патриарху Дионисию. Какие тайные страницы истории она восстанавливает?

79. "Аще ли ты, великий государь, наш помазанник божий, в старой вере быти не благоволишь и книги
переменить изволишь..., вели, государь, на нас свой меч прислать царьской и от сего мятежного жития пересе­
лить нас на оное безмятежное и вечное житие". Кто написал Алексею Михайловичу это послание и в связи с
каким событием? Как вы оцениваете столь смелые слова царю?

80. "Волк в овечьей шкуре", "собака", "диавол", "враг церковный и еретик", "злый вожь", "адов пес", "бо-­
гомерзкий". Кто и кого так называл? Какова его судьба?

81. Почему был незаслуженно обойден вниманием историков и признательностью потомков русский ди­-
пломат Гаврила Михайлов?

82. Суд вынес приговор: "Поелику русский подьячий Г. Катошихин сознался, что он... в пьяном виде за­
колол... кинжалом своего хозяина Д. Анастазиуса..., суд... на основании божеских и шведских законов присуж-­
дает его к смерти..." Кто такой Григорий Катошихин? И какой "вошел" в историю? Ваше отношение к нему?

83. Докажите, что И.Федоров преданностью печатному делу "явил пример высшего служения Отечеству".

84. "Даже звери, бродящие в пустыне, знают свои ямы; птицы, летающие по воздуху, ведают свои гнезда:
рыбы, плавающие в морях и реках, знают свои глубины; пчелы и им подобные обороняют свои улья. Тем более

люди должны иметь великую любовь к тому месту, где родились и выросли". Кому принадлежат эти слова? Расскажите о нем. Устарело ли это высказывание в наши дни?

85. В Стоглаве есть удивительное правило: самым тяжелым преступлением считалось, если учитель ута-
кл что-либо из своих знаний или скрыл талант ученика, стал из зависти к его дару приуменьшать его успехи
или унижать. Как вы оцениваете такие взаимоотношения между учителем и учеником?

86. Так ли плох был "Домострой"? Не потеряли ли мы нечто важное, объявив его вредоносным? Давайте
разберемся.

87. Где следует искать библиотеку Ивана Грозного, имеющую научное значение и не имеющую цены?

88. Как вы думаете, почему Лицевой свод и Царственная книга с поправками дошли до наших дней? Это­
го хотел автор поправок? Кто он? Докажите.

89. В своих посланиях к Ивану Грозному Андрей Курбский не только обосновывает свою концепцию
правления царя с Боярской думой, но и оправдывается в том, что покинул Родину. А как вы оцениваете его по-­
ступок? Как вы лично поступили бы на его месте в той трагической обстановке, которая сложилась для него?

90. Какие произведения литературы, живописи, кинематографии, народного творчества о времени Ивана
IV вам известны?

91. Как охарактеризован Иван IV в книге А. К. Толстого "Князь Серебряный"? Что в этом романе истори­-
ческая правда, а что придумано автором?

92. Как вы считаете, правильно ли назвал И. Репин свою картину "Иван Грозный убивает своего сына?"
Какие события привели к этой трагедии?

93. Великие люди называли архитектуру "застывшей музыкой" или "безмолвной музыкой". Почему? Со­-
гласны ли вы с таким определением?

94. Почему для строительства главной святыни России, Успенского собора, был приглашен итальянский
зодчий А. Фиорованти? Как иноземному мастеру удалось выстроить русский, глубоко национальный по духу
собор?

95. Храм Василия Блаженного был построен в честь победы над Казанью. Почему он так был назван? Кто
его построил? Какова судьба архитекторов? Какие чувства и настроения он вызывает у вас? Кто и какие стихи
написал об этом соборе?

96. Церковь Вознесения в селе Коломенском — вершина русского зодчества XVI в. Ее высоко оценили
иностранцы. Так, французский композитор Берлиоз писал: "Передо мной предстала красота целого. Во мне все
дрогнуло. Это была таинственная тишина Гармония красоты законченных форм Он совершеннее многих зна­-
менитых соборов стран Западной Европы. Я видел какой-то новый вид архитектуры".

Согласны ли вы с мнением Берлиоза? Чем достигалось впечатление, производимое зданием? В чем но­визна нового архитектурного стиля? Как шатровая архитектура отразила свое время?

97. В России в XVI-XVII вв. при смене царя служилые люди давали клятву новому правителю: "дела вся­
кие делать вправду..." Но в жизни слово расходилось с делом. Кто или что учило их нарушать клятву? Как они
сумели эту выучку пронести сквозь века до наших дней?

98. Что означают и в связи с чем возникли следующие крылатые выражения:

 

- положить в долгий ящик,

- подлинная правда,

- точить лясы,

- кричать во всю ивановскую,

- работать спустя рукава,

- тянуть канитель,

- бить баклуши,

- зарубить на носу,

- остаться с носом,

- сарынь, на кичку?

99. Определите по пословицам, какие отрасли хозяйства были развиты в России в XVI-XVII вв.

100. Можно ли открытое выступление митрополита Филиппа (Колычева) против опричнины оценить как
подвиг и почему?

101. Официальная версия, изложенная в королевской грамоте в апреле 1611 г., сводилась к следующему:
"По ссылке и по умышлению Ермогена, патриарха Московского, с Прокофьем Ляпуновым почала на Москве во
всяких людях быти великая смута". Вы разделяете точку зрения польского короля? Какую роль в период Смуты
сыграл патриарх Гермоген?

102. Что вы знаете о молодом талантливом полководце Скопине-Шуйском? Мог бы он объединить и воз-­
главить патриотические силы России в борьбе против польской интервенции?

103. Кто открыл Камчатку? Вы уверены, что Атласов?

104. Какие высказывания великих людей об истории вы знаете? В чем их смысл?

105. Какие русские пословицы учат любить Родину?

106. Выясните загадочные обстоятельства, при которых Кирилло-Белозерский монастырь был превращен-
во II половине XVII в. в боевую твердыню государственного значения?

107. Была ли русско-турецкая война 1569 г. "пьесой без начала и конца'

 

 

108. Сколько было Северных войн? Какой точки зрения на причины начала первой вы придерживаетесь и
почему?

109. Кто и как оставил "вечные следы" на Амуре? Дало ли это право России на присоединение Приаму­-
рья?

110. Вы разделяете точку зрения советского историка О.И. Козлова о том, что М. Башкин и Ф. Косой бы­
ли вольнодумцами XVI в.? Почему?

111. Расследуйте причины смерти Марфы Собакиной. которая была прообразом героини оперы "Царская
невеста".

112. Чем удивила вас Мангазея? Выясните, что означает это загадочное название города.

113. В какой степени соответствует образ Малюты Скуратова, созданный народной памятью, действии-­
тельному историческому лицу?

114. Докажите, что "Свадебные дела XVI в." - важный источник по политической истории России XVI в.

115. В источниках сохранилась биография служилого человека Михаила Безнина. Дайте оценку этой ре­-
альной исторической личности.

116. Выясните причины самозванства крестьянина Ануфрия, выдавшего себя в 1627 г. за боярина И.Ф.
Басманова

117. Почему мы можем с уверенностью утверждать, что защитники засечной черты на юге России в XVI
в. вписали героические страницы в боевое прошлое страны? Чему мы учимся у них?

118. Как вы относитесь к тому, что дворяне, в частности род Сухотиных, были готовы служить той вла­
сти, которая обеспечит им благополучие?

119. Какой версии вы придерживаетесь по поводу гибели царевича Димитрия? Докажите.

120. Почему на свет появились лжедети Лжедмитрия по имени Ивашки?

121. Воеводу Шеина обвинили в измене и казнили в 1634 г.? Кто и как реабилитировал его через 300 лет?

122. Почему гибли цивилизации?

123. Что такое мудрость? Что важнее - мудрость или знание и понимание?

124. Что надо делать, чтобы сохранить исторические памятники? Каково участие в этом учащихся?

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................................................. 3


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На фото: голова колгоспу Рябко Василь Прокопович, голова районної ради Пили- пець Іван Миколайович та глава райдержадміністрації району Савич Петро Івано- вич. | Наша церква після війни
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | <== 13 ==> | 14 | 15 | 16 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.294 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.294 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7