Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Які застосовуються регістри аналітичного обліку в селянських (фермерських) господарствах за спрощеною формою обліку?Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 795
Юрту украшали красными, зелеными, голубыми шерстяными нитками, кистями или ветками можжевельника, рябины. Все это оберегало от влияния злых духов или дурных глаз. Поэтому они одновременно служили и оберегами. Юрта обозначалась символами родовой атрибутики согласно этнической принадлежности: на войлоке вырисовывались тамги, вывешивался родовой флаг и т.д. При этом также необходимо было соблюдать правила родовой атрибутики и придерживаться народных норм. Так, клич у демских кипчаков – Туҡсаба или Тәңре, у минцев – Байхонгар, у айлинцев – Салават и т.д., тамги также имеют свои различия. Мы указываем только на самые распространенные этнические особенности, имея в виду возможность бытования различных форм родовой атрибутики внутри самого родового подразделения. При оформлении интерьера, пространства юрты необходимо соблюдать местные родовые традиции. Например, тканые полотенца, "аҫалы балаҫ"[1] - паласы – характерные бытовые предметы убранства юрты демских башкир, а вышитые тамбуром полотенца, скатерти, наволочки и выразительная растительная символика – особенности рукоделий северо-западных башкир. Смешивание культуры различных этнических групп приводит только к ошибкам и профанации чистоты традиций. При утрировании и упрощении этничности, традиционной символики культурных ценностей возникает опасность утери менталитета, искажения истинного облика народа. Юрта является своеобразным музеем этнографии и памятником традиционной культуры башкирского народа. Нагромождение всех предметов старины в юрте и вокруг нее усложняет восприятие этнокультурной целостности древнего жилища и умаляет значение праздничности, нарушает уют. Музейные экспонаты, дополняющие интерьер, могут быть вынесены в условный двор, могут быть помещены в отдельном пространстве с учетом традиций, меры и вкуса. Пища, костюмы, экспонаты должны быть строго подобраны по этническому стилю, характеру жизни района, региона, а также по теме, сюжету праздника или фестиваля. Напитки башкир были строго регламентированы по времени, событиям и образу жизни. Так, гостям в первую очередь предлагали воду этой местности, айран, кумыс, бузу. Все эти напитки обобщены термином “аҡ эсеү” – “пить белое” в знак светлых намерений, благопожеланий. Алкогольные напитки в убранстве юрты должны быть исключены вовсе! С особым почетом и знанием должны быть представлены традиционные напитки башкир – буза, кумыс, айран, катык, сузьма и т.д. Выставление напоказ алкогольных напитков во всем их многообразии создает весьма неприглядную картину. Шум, крики, чрезмерно бравадные увеселения молодежи также должны быть запретны и регламентироваться нормами поведения на национальных празднествах. Раньше у башкир существовал очень мудрый этикет поведения на лоне Природы: «Если не хочешь, чтобы природа тебя отвергла - не кричи без повода в ней!» (Тәбиғәт һине ҡаҡмаһын тиһәң, ҡысҡырма урманда!). Считалось, что духи Природы сердятся на того, кто себя ведет в ней непристойно. Народные гуляния должны проводиться в строгих рамках общепринятой народной дисциплины и этикета. Мы не имеем права нарушать покой и мир, равновесие Природы, придя в нее всего на время праздника. В случае нарушения обычаев, норм поведения в Природе, мы, празднующие, получаем безмолвное проклятие вместо благословления. В лес, в поле наши предки входили, приветствуя "лоно” Природы: «Әссәләмәғәләйкүм, сәхрә! Мин килдем, иҫән-һау йөрөт!» (Приветствую тебя, Природа, я пришел к тебе, сопровождай меня живым-здоровым здесь!). Уходя, прощались и просили прощения за ошибки, благодарили ее за щедрые дары, убирали за собой мусор и сжигали. Нам необходимо сохранять эти бесценные образцы поведения, достоинства и сохранять знания, учиться у предков, перенимать у них уроки жизневедения. Хозяева юрты должны бережно относиться к земле, воде, воздуху, лесу и оставлять после себя чистоту и порядок. Лишь в таком случае наши праздники смогут приобрести высокий статус духовного общения Человека с Природой и получения у нее благословения – фатиха. Мы приходим на лоно Природы, проводим празднества, тем самым продолжаем исполнять Йола – древнейшие законы предков и нормы поведения. Только Природа учит, обновляет нас, очищает от суетного, приближает к вечным истинам о добре и правде, обнимает и утешает... Необходимо учиться у нее быть добрее, чище и честнее. Башкир благородного воспитания, свято соблюдающий аманат предков, всегда чувствовал себя дитем Природы, а не властелином ее. Законы Природы всегда были, есть и будут основными жизнетворными и направляющими линию жизни башкир устойчивыми канонами. Их и следует соблюдать ныне по всей строгости на уровне идеологии народа. Пусть праздники будут благополучны!
|