Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Chapter Eight


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 524



Предисловие

Предисловие автора

Вопрос 1, Что является первостепенной обязанностью рабов Аллаха?

Вопрос 2. Ради чего было создано всё сущее?

Вопрос 3. Что означает слово "раб" ('абд)?

Вопрос 4. Что такое поклонение? Когда то или иное дело становится поклонением?

Вопрос 5. Что является признаком любви раба к его Всемогущему и Великому Господу?

Вопрос 6. Как рабы Аллаха узнали о том, что Он любит и что является угодным Ему?

Вопрос 7. Сколько насчитывается условий поклонения?

Вопрос 8. Что такое подлинная решимость?

Вопрос 9. Что означает искренность намерения?

Вопрос 10. Что подразумевается под религиозным законом (шар), в строгом соответствии с которым Аллах Всевышний повелел исповедовать религию?

Вопрос 11. Сколько ступеней включает в себя ислам?

Вопрос 12. Что такое "ислам"?

Вопрос 13. Что может служить указанием на то, что понятие "ислам" охватывает собой всю религию в целом?

Вопрос 14. Что указывает на то, что исламу можно дать определение, перечислив пять его столпов?

Вопрос 15. Какое место в религии занимают два свидетельства?

Вопрос 16. Что указывает на необходимость свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха?

Вопрос 17. В чём смысл свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха?

Вопрос 18. Каковы условия свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, без соблюдения которых в полном объёме оно не принесёт пользы тому, кто его произнесёт?

Вопрос 19. Какие аяты Корана и хадисы указывают на то, что обладание знанием является необходимым условием?

Вопрос 20. Какие аяты Корана и хадисы указывают на то, что уверенность является необходимым условием?

Вопрос 21. Какие аяты Корана указывают на необходимость повиновения?

Вопрос 22. Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость принятия свидетельства?

Вопрос 23. Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость искренности?

Вопрос 24. Какие указания на необходимость придерживаться правдивости имеются в Коране и сунне?

Вопрос 25. Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость любви?

Вопрос 26. Что является указанием на необходимость проявления дружеского расположения и враждебности ради Аллаха ?

Вопрос 27. Что указывает на необходимость свидетельства о том, что Мухаммад, (с.г.с.), — посланник Аллаха?

Вопрос 28. В чём смысл свидетельства о том, что Мухаммад, (с.г.с.), — посланник Аллаха?

Вопрос 29. Каковы необходимые условия свидетельства о том, что Мухаммад, (с.г.с.), — посланник

Аллаха, и будет ли первая часть свидетельства принята без этого?

Вопрос 30. Что указывает на необходимость молитвы и выплаты закята?

Вопрос 31. Что указывает на необходимость соблюдения поста?

Вопрос 32. Что указывает на необходимость совершения хаджа?

Вопрос 33. Что такое вера?

Вопрос 34. Какие указания имеются на то, что вера представляет собой сочетание слова и действия?

Вопрос 35. Что может служить указанием на возможность увеличения и уменьшения веры?

Вопрос 36. Что является указанием на то, что верующие могут превосходить друг друга по вере своей?

Вопрос 37. Что является указанием на то, что понятие "вера" может охватывать собой всю религию в целом?

Вопрос 38. Какие имеются указания на то, что можно дать точное определение вере, перечислив шесть её столпов?

Вопрос 39. Какие указания на существование вышеупомянутых столпов веры в целом имеются в Коране?

Вопрос 40. Что означает вера в Аллаха Всемогущего и Великого?

Вопрос 41. Что означает признание Аллаха единственным Богом (таухид аль-улюхийа)?

Вопрос 42. Что противоположно признанию Аллаха единственным Богом?

Вопрос 43. Что такое большое многобожие?

Вопрос 44. Что такое малое многобожие?

Вопрос 45. Какая разница между союзом "о" и выражением "о потом", использующимися в вышеупомянутых выражениях?

Вопрос 46. Что означает признание Аллаха единственным Господом (таухид ар-рубубийа)?

Вопрос 47. Что является противоположностью признания Аллаха единственным Господом?

Вопрос 48. Что означает признание того, что лишь Аллах обладает определёнными именами и атрибутами (таухиду-ль-асма ва-с-сифат)?

Вопрос 49. Какие указания на прекраснейшие имена Аллаха имеются в Коране и сунне?

Вопрос 50. Какие прекраснейшие имена упоминаются в Коране?

Вопрос 51. Какие прекраснейшие имена упоминаются в сунне?

Вопрос 52. На сколько видов подразделяются указания, имеющие отношения к прекраснейшим именам?

Вопрос 53. Что может служить примером этого?

Вопрос 54. На сколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие

имена, с точки зрения содержания этих указаний?

Вопрос 55. На сколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие имена, с точки зрения применимости этого к Аллаху Всемогущему и Великому?

Вопрос 56. Ранее уже упоминалось о том, что среди атрибутов Аллаха Всевышнего есть атрибуты сущностные и атрибуты действия. Какие примеры сущностных атрибутов встречаются в Коране и сунне?

Вопрос 57. Какие примеры атрибутов действия встречаются в Коране?

Вопрос 58. Какие примеры атрибутов действия встречаются в сунне?

Вопрос 59. Являются ли прекраснейшие имена производными от всех атрибутов действия или же все имена Аллаха известны из ниспосланных свыше откровений?

Вопрос 60. Что включают в себя такие имена Всевышнего, как Высокий (аль-'Али) и Высочайший (аль-А'ля) и какое отношение они имеют к смыслу таких имён как Побеждающий (аз-Захир),

Всеподчиняющий (аль-Кахир) и Возвышающийся (аль-Мута'али)?

Вопрос 61. Какие указания имеются в Коране на то, что Аллаха возвышается над Своим творением?

Вопрос 62. Есть ли указания такого рода в сунне?

Вопрос 63. Что говорили имамы религии из числа наших праведных предшественников по вопросу об утверждении /истива'/ Аллаха на Его троне?

Вопрос 64. Какие аяты Корана указывают на то, что Алпах является Всеподчиняющим?

Вопрос 65. Какие хадисы указывают на то, что Аллах является Всеподчиняющим?

Вопрос 66.Что свидетельствует о высоте положения Аллаха Всемогущего и Великого и что следует отрицать, когда речь идёт о Нём?

Вопрос 67. Что означают слова пророка, (с.г.с.), который сказал о прекраснейших именах: «...войдёт в рай тот, кто станет перечислять их»?

Вопрос 68. Что является противоположностью признания Аллаха единственным обладателем вышеупомянутых имён и атрибутов?

Вопрос 69. Являются ли все виды признания единственности Аллаха (тayxид) столь неразрывно связанными между собой, что нечто несовместимое с одним из его видов в то же время несовместимо и со всеми этими видами в целом?

Вопрос 70. Какие указания на обязательность веры в ангелов имеются в Коране и сунне?

Вопрос 71. Что означает вера в ангелов?

Вопрос 72. Какие категории ангелов существуют, с точки зрения цели их создания Аллахом и того, что Он им поручил?

Вопрос 73. Что является указанием на обязательность веры в Писания?

Вопрос 74. Все ли ниспосланные свыше Писания упомянуты в Коране?

Вопрос 75. Что подразумевает собой вера в Писания Аллаха Всемогущего и Великого?

Вопрос 76. Какое положение занимает Коран по отношению к ниспосланным прежде Писаниям?

Вопрос 77. Чего необходимо неуклонно придерживаться по отношению к Корану для всех членов исламской общины?

Вопрос 78. Что значит придерживаться Корана и отдавать ему должное?

Вопрос 79. Является ли такой атрибут как слово сущностным атрибутом или атрибутом действия?

Вопрос 80. Что является указанием на обязательность веры в посланников?

Вопрос 81. Что подразумевает собой вера в посланников?

Вопрос 82. Соответствовали ли друг другу призывы посланников в том, что они приказывали людям и что запрещали?

Вопрос 83. Какие указания имеются на то, что между посланниками не было различий по вопросам, имеющим отношение к вышеупомянутым основам поклонения?

Вопрос 84. Какие указания имеются на то, что по частным вопросам, имевшим отношение к дозволенному и запретному, религиозные законы, к подчинению которым посланники призывали людей, отличались друг от друга?

Вопрос 85. Обо всех ли посланниках Аллах рассказал в Коране?

Вопрос 86. Сколько посланников Аллах Всевышний назвал в Коране поимённо?

Вопрос 87. Кто из посланников был назван "обладающими твёрдой решимостью" (улю-ль-'азм)?

Вопрос 88. Кто был первым посланником?

Вопрос 89. Когда возникли вышеупомянутые расхождения?

Вопрос 90. Кто является последним пророком и что

указывает на это?

Вопрос 91. Чем наш пророк Мухаммад, (с.г.с.), отличался от других пророков?

Вопрос 92. Что такое чудеса пророков?

Вопрос 93. Что является указанием на непревзойдённость Корана?

Вопрос 94. Что служит указанием на обязательность веры в Последний день?

Вопрос 95. Что подразумевает собой вера в Последний день и что она включает в себя?

Вопрос 96. Известно ли кому-нибудь, когда настанет Час этот?

Вопрос 97. Какие примеры признаков приближения Часа этого приводятся в Коране?

Вопрос 98. Какие примеры признаков приближения Часа этого приводятся в сунне?

Вопрос 99. Что является указанием на обязательность веры в смерть?

Вопрос 100. Какие указания на испытания могилы и блаженство или мучения, ожидающие там людей, имеются в Коране?

Вопрос 101. Какие указания на испытания могилы и блаженство или мучения, ожидающие там людей, имеются в сунне?

Вопрос 102. Какие указания существуют на то, что люди будут воскрешены и восстанут из могил?

Вопрос 103. Какое суждение следует вынести о том, кто не верит в воскресение?

Вопрос 104. Что является указанием на трубный глас и сколько раз протрубят в трубу в День воскресения?

Вопрос 105. Как описывается сбор людей в День воскресения в Коране?

Вопрос 106. Как описывается сбор людей в День воскресения в сунне?

Вопрос 107. Как описывается в Коране положение тех, кто будет стоять в ожидании Суда (аль-маукыф) в День воскресения?

Вопрос 108. Как описывается в сунне положение тех, кто будет стоять в ожидании Суда в День воскресения?

Вопрос 109. Как описывается в Коране предстояние (аль-'ард) и расчёт (аль-хисаб)?

Вопрос 110. Как описывается в сунне предстояние и расчёт?

Вопрос 111. Как описывается в Коране разворачивание свитков?

Вопрос 112. Как описывается разворачивание свитков в сунне?

Вопрос 113. Какие аяты Корана служат указанием на то, что в День воскресения будут установлены Весы, и как будет происходить взвешивание?

Вопрос 114. Какие хадисы служат указанием на то, что в День воскресения будут установлены Весы, и как будет происходить взвешивание согласно сунне?

Вопрос 115. Какие указания на Сират имеются в Коране?

Вопрос 116. Какие указания на Сират имеются в сунне, и как он описывается в хадисах?

Вопрос 117. Какие указания на воздаяние равным (аль-кисас) в День воскресения имеются в Коране?

Вопрос 118. Какие указания на воздаяние равным в День воскресения имеются в сунне, и что оно будет собой представлять?

Вопрос 119. Какие указания на водоём имеются в Коране, и как он описывается в сунне?

Вопрос 120. Что является указанием на обязательность веры в рай и ад?

Вопрос 121. Что подразумевает собой вера в рай и в ад?

Вопрос 122. Что указывает на существование рая и ада в настоящее время?

Вопрос 123. Какие указания существуют на то, что рай и ад будут существовать вечно

и никогда не исчезнут?

Вопрос 124. Какие указания существуют на то, что в мире вечном верующие увидят своего Всеблагого и Всевышнего Господа?

Вопрос 125. Что является указанием на (обязательность) веры в заступничество (шафа'а), кто станет заступником, кто получит право на заступничество и когда это будет?

Вопрос 126. Сколько насчитывается видов заступничества, и какой из них станет величайшим?

Вопрос 127. Сможет ли кто-нибудь войти в рай или спастись от ада благодаря своим делам?

Вопрос 128. Как совмещается вышеупомянутый хадис со словами Всевышнего: «И обратятся к ним: «Вот сад, который был дан вам в наследство за то, что (би-ма) вы делали».Преграды, 43?

Вопрос 129. Что является указанием на обязательность веры в предопределённость в целом?

Вопрос 130. На сколько ступеней подразделяется вера в предопределение?

Вопрос 131. Что может служить указанием на первую ступень, которой является вера в знание?

Вопрос 132. Что может служить указанием на вторую ступень, которой является вера в то, что предопределённое было записано Аллахом?

Вопрос 133. Сколько видов предопределения входит в эту ступень?

Вопрос 134. Что является указанием на предвечное предопределение (aт-такдиру-ль-азали)?

Вопрос 135. Что является указанием на предопределение, связанное с жизнью в целом (ат-такдиру-ль-'умри) и имеющее отношение ко дню заключения договора?

Вопрос 136. Что является указанием на предопределение, связанное со всей жизнью человека в целом и фиксируемое на первых этапах пребывания семени в утробе?

Вопрос 137. Что является указанием на предопределение ночи могущества, имеющее отношение

к событиям следующего года?

Вопрос 138. Что является указанием на существование предопределения на каждый день?

Вопрос 139. Что предполагает собой предопределённость счастья и злосчастия?

Вопрос 140. Что является указанием на третью ступень, то есть на обязательность веры в желание Аллаха?

Вопрос 141. В Своей Книге Аллах Всевышний поведал нам о том, что Он любит совершающих благие дела, богобоязненных и терпеливых, о чём мы знаем также со слов Его посланника, и что следует из смысла Его атрибутов. Он доволен теми, кто верует и совершает благие дела, Он не любит неверных и несправедливых, Он не желает, чтобы рабы Его впадали в неверие, и не любит нечестия, но вместе с тем всё это существует в силу желания Аллаха и по воле Его, а если бы Он пожелал, то этого бы не было, ведь во владениях Его не бывает ничего такого, чего Он не желает. Но что же, в таком случае, можно ответить тому, кто скажет: "Как может Он желать и хотеть того, чем Он недоволен и чего Он не любит"?

Вопрос 142. Какие имеются указания на четвёртую ступень веры в предопределение, которая связана с творением?

Вопрос 143. Как следует понимать слова пророка, (с.г.с.), который сказал:

«.. .всё благо в руках Твоих, а зло не исходит от Тебя...», /...ва-ль-xaйpy куллю-ху би-йадай-кя, ва-ш-шарру ляйса иляй-кя.../ — с учётом того, что Творцом всего является Аллах, слава Ему?

Вопрос 144. Обладают ли рабы Аллаха способностью и волей к совершению тех действий, которые им приписывают?

Вопрос 145. Какое место в религии занимает вера в предопределение?

Вопрос 146. Сколько насчитывается ответвлений Веры?

Вопрос 147. Каким образом улемы давали толкования этим ответвлениям?

Вопрос 148. В чём состоит суть того, что было перечислено ими?

Вопрос 149. Что в Коране и сунне служит указанием на необходимость совершения благих дел (ихсан)?

Вопрос 150. Что подразумевает собой осуществление поклонения должным образом ( аль-ихсану фи-ль- 'ибадати) ?

Вопрос 151. Что является противоположностью Веры?

Вопрос 152. Почему неверие по убеждению полностью несовместимо с верой? Как можно объяснить подробнее, почему такое неверие приводит к исчезновению веры?

Вопрос 153. На сколько частей подразделяется большое неверие (аль-куфру-ль-акбар), ставящее человека вне рамок религии?

Вопрос 154. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме невежества и объявления ложью?

Вопрос 755. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме непризнания?

Вопрос 156. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме упорства и проявления высокомерия?

Вопрос 157. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме лицемерия?

Вопрос 158. Что представляет собой неверие, проявляющееся в делах, но не ставящее человека вне рамок религии?

Вопрос 159. Раньше неверие, проявляющееся в действиях, было определено как малое неверие, но почему же тогда совершение поклонов перед идолами, выражение пренебрежения к Корану, поношение посланника, насмешки над религией и тому подобные вещи ставят человека вне религии?

Вопрос 160. На сколько частей подразделяются такие вещи как несправедливость (зульм), нечестие (фусук) и лицемерие (нифак)?

Вопрос 161. Что может служить примером большой и малой несправедливости?

Вопрос 162. Что может служить примером большого и малого нечестия?

Вопрос 163. Что может служить примером большого и малого лицемерия?.................223

Вопрос 164. Каковы установления шариата относительно колдовства и колдунов?......225

Вопрос 165. Что такое "нушра" и каковы установления шариата относительно этого?

Вопрос 166. Что представляют собой узаконенные шариатом и запретные заговоры (рука)?

Вопрос 167. Каковы установления шариата относительно всевозможных подвешиваемых в различных местах вещей наподобие амулетов, сухожилий, колец, нитей, раковин и тому подобных предметов?

Вопрос 168. Что можно сказать о прорицателях (куххан)?

Вопрос 169. Какое суждение следует вынести о том, кто верит прорицателю?

Вопрос 170. Какое суждение следует вынести о гадании по звёздам?

Вопрос 171. Что можно сказать об испрашивании дождя у небесных светил?

Вопрос 172. Что можно сказать о вере в дурные предзнаменования и том, что её удаляет?

Вопрос 173. Что можно сказать о дурном глазе?

Вопрос 174. Сколько существует видов прегрешений (ма'аси)?

Вопрос 175. Чем искупаются дурные дела (са'ийат)?

Вопрос 176. Какие грехи относятся к числу тяжких?

Вопрос 177. Как можно искупить все мелкие и тяжкие грехи?

Вопрос 178. Что такое искреннее покаяние (ат-таубату-н-насух)?

Вопрос 179. Когда перестанет приниматься покаяние каждого отдельного человека?

Вопрос 180. Когда покаяние перестанет .приниматься в земной жизни?

Вопрос 181. Что можно сказать об исповедующем единобожие человеке, который умрет, не прекратив совершать тяжкие грехи?

Вопрос 182. Становится ли применение наказаний, предусмотренных Кораном за различные прегрешения, искуплением этих прегрешений?

Вопрос 183. Как можно совместить между собой цитированные в вышеупомянутом хадисе

слова пророка, (с.г.с.), который сказал: «... то Аллах и будет решать (его судьбу) и если пожелает, то простит его, а если пожелает, то накажет», — и слова о том, что тот человек, дурные дела которого перевесят собой дела добрые, войдёт в огонь, о чём говорилось ранее?

Вопрос 184. Что именно подразумевается под прямым путём (ac-cиpaтy-ль-мустакым), идти которым нам повелел Аллах, запретивший следовать иными путями?

Вопрос 185. Что позволяет следовать этому пути и избегать отклонений от него?

Вопрос 186. Что является противоположностью Сунны?

Вопрос 187. Как следует относиться к сподвижникам посланника Аллаха, (с.г.с.), и членам его семьи?

Вопрос 188. Кто из сподвижников в целом являлся достойнейшим?

Вопрос 189. Кто именно из сподвижников являлся достойнейшим?

Вопрос 190. Сколько времени просуществовал халифат после смерти посланника Аллаха, (с.г.с.)?

Вопрос 191. Что может служить указанием на то, что эти четверо действительно являлись праведными халифами?

Вопрос 192. Какие указания существуют на то, что первые трое из них действительно являлись праведными халифами?

Вопрос 193. Какие общие указания существуют на то, что Абу Бакр и Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, являлись праведными халифами?

Вопрос 194. Что является указанием на то, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, по праву стал первым халифом?

Вопрос 195. Какие указания имеются на то, что после Абу Бакра халифом по праву должен был стать Умар?

Вопрос 196. Какие указания имеются на то, что после Абу Бакра и Умара халифом по праву должен был стать Усман?

Вопрос 197. Какие указания имеются на то, что после них преимущественное право на халифат имел Али?

Вопрос 19S. На ком лежит обязанность побуждать к одобряемому шариатом и удерживать от отвергаемого им и какие ступени этого существуют?

Вопрос 199. Что можно сказать о чудесах людей, близких к Аллаху (кярамату-ль-аулийа)?

Вопрос 200. Кто относится к числу близких (аулийа') к Аллаху?

Вопрос 201. Какую группу имел в виду пророк, (с.г.с.), сказавший:

«Группа людей из моей общины будет явно придерживаться истины и не повредят им выступающие против них до тех пор, пока не придёт веление Аллаха Всеблагого и Всевышнего»?


[1] ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­То есть: после этого великого творения.

 

[2] Речь идёт о приравнивании Аллаха к кому-то другому со стороны многобожников.

 

[3] Этим словам даются разные толкования, например, указывается, что под первым сроком подразумевается смерть, а под вторым – День Воскресения.

 

[4] " То есть: Он - Единый Бог как на небесах, так и на земле, и лишь ему следует поклоняться.

 

[5] "Ас-Самад" —другим значением этого слова является "Тот, к которому все остальные обращаются со своими нуждами".

 

[6] См.: "Искренность", 1- 4.

 

[7] См.: "Корова", 116-117.

 

[8] В частности здесь имеется в виду выбор Аллахом Своих посланни­ков к людям.

 

[9] Речь идёт о любых сотворённых существах вообще.

 

[10] См.: "Рассказ", 68.

 

[11] См.: "Пророки", 23.

 

[12] '' Под руководством (худа) подразумевается всё то, что выводит людей на путь истинный и исходит от посланников и пророков, пере­дававших людям то, что они узнавали от Аллаху через откровения.

 

[13] См.: "Покаяние", 33; "Ряды", 9.

 

[14] Все свои доводы приверженцы сунны берут из самой сунны и Ко­рана.

 

[15] Аль-Хакка - один из эпитетов Дня воскресения.

 

[16] То есть: ради установления истины, состоящей в том, что лишь Аллах является Творцом всего и лишь Ему следует поклоняться.

 

[17] Имеются и виду многобожники.

 

[18] Предлог "би", использованный в выражении "по истине" (би-ль хакки), означает "в", "с", "посредством" и т.д., и поэтому в данном случае адекватно передать значение этого выражения практически невозможно. Здесь, как и в 39-м аяте суры "Дым", речь идёт о создании всего сущего ради выявления истины, что должно найти своё выражение в поклонении всего сотворённого Творцу и в справедливом воздаянии, которое каждый человек получит в зависимости оттого, как он поклонялся своему Творцу

 

[19] См.: "Трапеза", 69.

 

[20] Имеются в виду желание получить от Аллаха всё благое и страх перед Его наказанием.

 

[21] Иными словами, стремление всё делать так, чтобы это было угод­но Аллаху, и ожидание награды только от Аллаха.

 

[22] Ханиф - человек, не отклоняющийся от религии единобожия ни в чём. Так в доисламской Аравии называли людей, отвергавших покло­нение племенным идолам и веривших в единого Бога, но не примыкав­ших ни к христианам, ни к иудеям.

 

[23] То есть: к Аллаху. Возможно также, что здесь имеется в виду, что они оделяют пищей людей, несмотря на то, что сами хотят есть, посто­янно страдая от недостатка пищи.

 

[24] Имеется в виду награда Аллаха.

 

[25] Имеется в виду такой человек, который не думает о своём соб­ственном положении, не стремясь к знанию и тем самым обрекая себя на гибель.

 

[26] Речь идёт о тех, кого люди считают богами, приписывая им спо­собность управления делами мира наряду с Аллахом, или же о шайта­нах в образе людей, которые призывают других к неверию.

 

[27] «Мухсин» —имеется в виду человек, поклоняющийся Аллаху так, будто Он видит Его.

 

[28] «Аль- урвату-ль-вуска». Имеется в виду то, что связывает челове­ка с Аллахом, иными словами, исповедание истинной религии.

 

[29] Здесь Аллах отдаёт повеление пророку Мухаммаду, (с.г.с.).

 

[30] Имеется в виду радостная весть о награде, уготованной Аллахом для тех, кто покорится Ему.

 

[31] Речь, естественно, идёт об истинной, угодной Аллаху религии.

 

[32] Имеется в виду, что на первых этапах развития ислама количе­ство его приверженцев было невелико и то же самое случится в конце времён.

 

[33] Многобожники.

 

[34] Здесь имеется в виду либо то, что эти божества стали бы сопер­ничать с Аллахом, либо то, что они добивались бы расположения Аллаха.

 

[35] См. примечание к вопросу № 12.

 

[36] Имеется в виду его произнесение и совершение всего того, что со­образуется с его смыслом.

 

[37] То есть: причинивших ущерб самим себе своим многобожием и неверием.

 

[38] Имеется в виду, что они станут расспрашивать друг друга о том, как получилось, что они оказались в столь бедственном положении, упрекая друг друга.

 

[39] То есть: скажут это тем, кому они подчинялись в земной жизни.

 

[40] Здесь имеется в виду, что они силой отвращали их от истинной религии, а если бы этого не было, то эти люди уверовали бы.

 

[41] То есть: ослушниками и неверными, нарушавшими установления Аллаха.

 

[42] Так мекканские многобожники называли пророка, (с.г.с.).

 

[43] Непосредственным ответом на вопрос №22 служат два последних из цитированных выше аятов.

 

[44] Это не значит, что Аллах не знает этого заранее. Имеется в виду, что по делам людей будет видно, кто из них обладал истинной верой, а кто только заявлял о своей вере на словах.

 

[45] То есть: очищает их от скверны неверия и многобожия

 

[46] То есть: из среды курайшитов, или из среды арабов или же из среды людей вообще.

 

[47] В данном случае имеется ввиду либо трудности, с которыми стал­киваются люди в этом мире по причине собственного неверия и нече­стия, либо мучения, ожидающие неверных и многобожников и мире ином.

 

[48] Эти слова являются указанием автора, да помилует его Аллах, на содержание благородного хадиса, передаваемого со слов 'Ирбада бин Сарийи, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды Посланник Аллаха, (с.г.с.), обратился к нам со словами увещания, от ко­торого глаза наполнились слезами, а сердца охватил страх. Мы сказали: «О посланник Аллаха, поистине, это -увещание прощающегося, так что же ты поручишь нам?" Он сказал:

«Я оставляю Вас на совершенно ясном пути, свернуть с которого послe меня может только пропащий. Тот из вас, кто проживёт (достаточно долго), станет свидетелем многих раздоров, вам же следует при­держиваться того, что знаете бы из моей сунны и что будете знать из сунны праведных халифов. Вам следует хранить это как зеницу ока и повиноваться»

Абу Дауд, ат-Тирмизи и имам Ахмад.

 

[49] Ханиф — человек, исповедующий единобожие.

 

[50] Первые шестнадцать или семнадцать месяцев после переселения в Медину пророк, (с.г.с.), обращался во время молитв в сторону аль-Масджид аль-Акса — третьей по значению мечети в исламе, которая находится в Иерусалиме.

 

[51] "Худа". Здесь под руководством подразумевается полезное зна­ние, которое Аллах дарует тем, кто обладает верой.

 

[52] В данном аяте речь идёт о ниспослании пророку, (с.г.с.).новых сур Корана.

 

[53] Здесь речь идёт о мусульманах, которые смотрели на превосходя­щие их силы осадивших Медину в 627 году союзных племён.

 

[54] То есть готовность повиноваться любому велению Аллаха и Его посланника, (с.г.с.).

 

[55] - Имеется в виду, что опережающим других в вере, покаянии и про­чих благочестивых делах, первым будет оказана и милость Аллаха.

 

[56] - То есть: приближенными к Аллаху и к Его великой награде.

 

[57] - Имеются в виду первые поколения мусульман и других религиоз­ных общин, исповедовавших многобожие.

 

[58] - Вытканных золотом, серебром, жемчугом и т.д.

 

[59] - Иначе говоря, все они будут обращены лицами друг к другу.

 

[60] - То есть: прислуживать им.

 

[61] Здесь имеются в виду люди, которые также окажутся в раю, но не получат такой же награды, как и опережающие, в силу того, что они не отличались такой же верой и искренностью и совершили при жизни меньше благих дел.

 

[62] "Райхан"- здесь подразумеваются либо аромат рая, либо все виды райских наслаждений.

 

[63] Имеется в виду либо такой верующий, который совершает тяжкие прегрешения, либо тот, кто совершает больше дурных дел, чем благих

 

[64] Имеется в виду либо тот, кто не совершает тяжких грехов, либо такой человек, количество дурных которого равно количеству дел благих.

 

[65] -Этот хадис аль-Бухари передаёт со слов Абу Хурайры, а Мус­лим со слов Умара бии аль-Хаттаба, да будет доволен Аллах ими обоими.

 

[66] В этом аяте имеется в виду глубокая пропасть

 

[67] Соплеменники пророка, (с.г.с.), являвшиеся идолопоклонниками.

 

[68] То ость: привели в порядок свои же собственные дела и отказались от лицемерия.

 

[69] Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, передаваемый со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, в кото­ром сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Поистине, Аллах запрещает вам клясться вашими родителями, а поэтому если кто-нибудь (захочет) поклясться, пусть либо поклянётся Аллахом, либо промолчит».

 

[70] Возможно, что запрет клясться верностью (амана) объясняется тем, что верность не относится к числу атрибутов Всевышнего, а явля­ется Его велением и одним из Его предписаний.

 

[71] Имеется в виду, что Аллах не нуждается ни в каких покровите­лях. См.: "Ночное путешествие", 111.

 

[72] См.: "Гром", 41.

 

[73] Имеются в виду многобожники.

 

[74] То есть: мнимые божества.

 

[75] То есть: без участия Творца и из ничего.

 

[76] Имеется в виду, что, поклоняясь Аллаху, следует прилагать все свои силы и стараться осуществлять это поклонение наилучшим образом.

 

[77] Имеется в виду, что Аллах не нуждается ни в каких покровителях.

 

[78] То есть: открыто и тайно воздавай хвалу Аллаху, благодари Его, поминай и т.д.

 

[79] То есть: в небесах и на земле.

 

[80] Иначе говоря, те, кого люди считают богами, не принимают никакого участия в управлении делами мира наряду с Аллахом, не имеют никакого отношения к сотворению мира и так далее.

 

[81] То есть: среди всех этих мнимых богов.

 

[82] То есть: отклонились от истины, под которой в данном случае подразумевается признание Аллаха единственным Богом и Господом.

 

[83] "Гайб" - имеется в виду всё то, что известно одному лишь Аллаху и что Он может открыть, кому пожелает.

 

[84] Название одежды в виде куска ткани, оборачиваемого вокруг бёдер.

 

[85] Имеются в виду проявления гордости и попытки внушить другим мысль о собственном величии, что Аллах в данном случае сравнивает со стремлением соперничать с Ним.

 

[86] Ибн аль-Асир приводит в книге "Джа-ми' аль-усуль" следующее объяснение для понятий "Мой изар" и "Мой плащ ":

"Аллах уподобил славу и величавость изару и плащу, поскольку эти качества охватывают собой того, кому они присущи, подобно тому, как изар и плащ охватывают собой человека, и при этом никто не разделяет с человеком его изар и его плащ. То же самое можно сказать и об Аллахе Всемогущем и Великом: слава и величавость служат для Него изаром и плащом, и никто не должен пытаться разделить их с Ним, для чего и приводится подобный пример ".

 

[87] Имеется ввиду, что люди не могут охватить Аллаха своим знанием.

 

[88] «Ас-Самад» - Другим значением этого слова является " Тот, к ко­торому все остальные обращаются со своими нуждами"

 

[89] Здесь имеются в виду всевозможные искажения имён Аллаха.

 

[90] Аль-Бухари и Муслим приводят слова пророка, (с.г.с.), в следую­щем виде:

«Поистине, есть у Аллаха девяносто девять имён, сотня без одного, а тот, кто станет перечислять их, войдёт в рай».

Что же касается ат-Тирмизи, то он приводит его в таком же виде, в каком привел его автор данной книги, да помилует его Аллах.

 

[91] См.: "Искренность",

 

[92] Здесь "Отвращающий" означает «Изменяющий состояние сердец».

 

[93] Корень этого слова состоит из букв "син', "лям" и "мим", а однокоренной с ним глагол "салима" означает - спасаться; избавляться; быть свободным. Применительно к Аллаху это является указанием на то, что Он свободен от любых недостатков. Таким образом, перевод данного имени Аллаха как "Мир" не вполне адекватен в том смысле, что одно только это слово не отражает всех значений арабского слова «ас-Салям» не говоря уже о всех возможных его толкованиях. То же самое относится практически ко всем именам Аллаха Всевышнего.

 

[94] В арабском тексте использовано причастие действительного за­лога множественного числа "Мунтакимуна". буквально — "Отмща­ющие".

 

[95] - "Зу" - имеющий; обладающий.

 

[96] Зу интикам.

 

[97] То есть: Он щедр как никто другой.

 

[98] - См.: "Худ", 7. Имеется в виду, что до создания небес и земли престол /арш/ Аллаха покоится на воде.

 

[99] Имеются и виду щедрость и всевозможные благодеяния.

 

[100] - Здесь под "сжатием" (кабд) подразумевается смерть. Сомнение передатчика объясняется тем, что по написанию слова "изобилие' (файд) и «сжатие» (кабд) сходны и отличие между ними состоит только в количестве диакритических точек, которые ставятся над араб­скими буквами или же под ними.

 

[101] Здесь - указание на то, что Антихрист (аль-Macиx аль-кяззаб или же аль-Macиx ад-даджжаль), последний искуситель людей перед наступле­нием Дня воскресения, который объявит себя богом, будет одноглазым.

 

[102] Имеется в виду, что многобожники не почитали величие Алла­ха должным образом, не поклонялись Ему и не выполняли Его веле­ний.

 

[103] - То есть: выразить своё уважение Адаму и в то же время подчи­ниться велению Аллаха, что не имеет ничего общего с поклонением.

 

[104] Имеется в виду пророк Муса, мир ему.

 

[105] Речь идёт о Торе.

 

[106] Имеется в виду всё то, что израильтянам необходимо было знать о религиозных и мирских делах.

 

[107] То есть: от вида Его гора рассыпалась на мельчайшие куски, пре­вратившись в пыль.

 

[108] То есть: предписал Самому Себе.

 

[109] На самом деле Аллах Всевышний никогда и никого не обманыва­ет. Имеется в виду, что Он делает так, что попытки обмана со стороны людей оборачиваются против них и получается так, что они обманы­вают сами себя.

 

[110] - Здесь речь идёт о тех израильтянах, которые не уверовали в Ису, мир ему.

 

[111] То есть: сделал так, что их хитрости ни к чему не привели. В соот­ветствии с одним из толкований, здесь имеется в виду, что когда изра­ильтяне решили распять Ису, мир ему, Аллах вместо этого заставил их схватить одного из его преследователей, похожего на него, который и был распят.

 

[112] Иначе говоря, Он сильнее и проницательнее любого из них.

 

[113] Имеется в виду Джибрил.

 

[114] Под велением (амр) подразумевается как предопределение Алла­ха, так и Его веление в сфере религии, иначе говоря, религиозный за­кон (шариат).

 

[115] Аллах вознес Ису, мир ему, после исполнения им его миссии на земле, а упокоит Он его в конце времён.

 

[116] Бану курайза-племя, члены которого исповедовали иудаизм. В 627 году во время осады Медины союзными племенами они решили поддержать курайшитов и их союзников, выступив против мусульман и нарушив условия своего договора с ними, за что и были наказаны впоследствии. Мусульмане осадили их поселение и через некоторое время они сдались на милость победителей.

 

[117] Имеется в виду вождь племени аус Са'д бин Му'аз, да будет дово­лен им Аллах. Пророк, (с.г.с.), предложил ему решить судьбу бану ку­райза, прежде являвшихся союзниками ауситов, и Са'д объявил, что следует казнить всех мужчин, обратить в рабство женщин и детей, а имущество разделить между участниками боевых действий, после чего ему и были сказаны эти слова.

 

[118] Аль-Бухари, да помилует его Аллах, приводит хадис о Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, в котором сообщается, что она с гордостью говорила другим жёнам пророка, (с.г.с.), "Вас выдавали замуж ваши близкие, а меня выдал замуж Аллах, который выше семи небес ".

(Зайнаб имела в виду, что разрешение на её брак с пророком, (с.г.с.), было ниспослано свыше. См.: "Сонмы", 37.)

 

[119] Известны следующие их высказывания от­носительно утверждения:

I - Сообщается, что о словах Всевышнего:

«(Он -) Милостивый, который утвердился на троне»,-

Та ха, 5

Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:

"(Спрашивать) "как " неразумно, утверждение не является чем-то не­известным, подтверждение этого есть вера, а отрицание этого - неве­рие".

II - Сообщается, что человеку, спросившему: "Как Он утвердился?", - Малик бин Анас, да помилует его Аллах, сказал в ответ: "Спраши­вать "как" неразумно, то, что Он утвердился, не есть нечто неизвест­ное, вера в это обязательна, а вопросы об этом есть нововведение ". А потом он сказал задавшему этот вопрос: "Поистине, я боюсь, что ты впадёшь в заблуждение!", - после чего этого человека вывели по его приказу.

III - Сообщается, что когда о словах Всевышнего:

«(Он -) Милостивый, который утвердился на троне»,

— был спро­шен Раби'а, шейх Малика, да помилует его Аллах, и ему сказали: "Как (именно) Он утвердился?", - он ответил: "Это утверждение не является чем-то неизвестным, спрашивать "как" неразумно, послание исходит от Аллаха, посланник должен довести его до сведения людей, а нам сле­дует верить ".

 

[120] - Имеется в виду Коран.

 

[121] То есть: если сможете вы сделать это, чтобы избежать предопре­делённого Аллахом.

 

[122] - Тoгда как силой обладает один лишь Аллах.

 

[123] Имеется в виду предустановление или же предопределение Аллаха.

 

[124] Здесь имеется в виду отрицание наличия у Творца атрибутов во­обще или же только положительных атрибутов.

 

[125] То есть: Аллах обладает наивысшими качествами или же атри­бутами.

 

[126] Здесь: указание на приводимый аль-Бухари и Муслимом хадис, в котором сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал: «Поистине есть у Аллаха девяносто девять имён, а тот, кто станет перечислять их, войдёт в рай».

 

[127] Имеется в виду, что каждое из вышеперечисленных имён заклю­чает в Себе обещание, что при соблюдении определённых условий Ал­лах проявит Себя по отношению к рабу в соответствии со смыслом того или иного имени, например: если раб Аллаха станет творить бла­гие дела, Он отблагодарит его за это, простит его и т.д.

 

[128] То есть: раб Аллаха должен ограничиться стремлением к тому, чтобы заслужить проявления по отношению к нему качеств Аллаха, обозначенных вышеупомянутыми именами, и не пытаться узнать о них больше того, что говорится об этом в Коране и сунне.

 

[129] Под велением (амр) подразумевается как предопределённое Ал­лахом, так и Его веление в сфере религии, иначе говоря, религиозный закон (шариат).

 

[130] Этим словам даются различные толкования, например: имеется в виду, что ангелы спускаются с Его велениями на землю, а потом снова поднимаются к Нему, рассказывая о делах Его рабов.

 

[131] Аль-Лят, аль-'Узза и Манат - имена богинь (идолов), которым поклонялись арабы до ислама.

 

[132] "Мушаббиха" (от "ташбих" - уподобление) - антропоморфисты, так или иначе представлявшие Аллаха в человеческом образе.

 

[133] "Му'аттиля" (от "та'тиль" - лишение; отрицание)-одно из названий му'тазилитов, отрицавших существование атрибутов Ал­лаха.

 

[134] Имеется в виду, что, поклоняясь Аллаху, следует прилагать все свои силы и стараться осуществлять его наилучшим образом.

 

[135] Имеется в виду имя Аллах. Общий смысл этих слов в том, что не существует ничего подобного Аллаху.

 

[136] Имеются в виду ангелы.

 

[137] В этом хадисе сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Ангелы были созданы из света, джинны - из чистого пламени*, а Адам - из того, о чём вам уже было сказано».

* Имеется в виду пламя, которое не даёт дыма. См.: "Милостивый", 15.

 

[138] Имеются в виду как ангелы, так и другие создания Аллаха.

 

[139] Имеется в виду упоминание о количестве ангелов, надзирающих за адом.

 

[140] То есть: напоминание им о всемогуществе Аллаха.

 

[141] То есть: не отступайте от веры и будьте стойки в ней.

 

[142] Здесь имеются в виду все те Писания, которые Аллах ниспосылал Своим посланникам до ниспослания Корана и которые не были иска­жены людьми.

 

[143] Иначе говоря, различным племенам израильтян.

 

[144] Имеется в виду Коран, ниспосланный пророку, (с.г.с.),

 

[145] Здесь подразумевается, что содержание Корана соответствует тому, что было в прежних ниспосланных свыше Писаниях, и подтвер­ждает их истинность.

 

[146] Здесь имеется в виду человек, отвергающий истину и необосно­ванно претендующий на знание о ней.

 

[147] Здесь имеется в виду либо то, что Ибрахим, мир ему, полностью выдержал все испытания, которым подверг его Аллах, ни в чём не от­ступив от предписаний религии истинного единобожия, либо то, что он довёл до людей заповеди этой религии в полном объёме.

 

[148] Имеются в виду чудеса, совершавшиеся посланниками Аллаха, и законы, которые они с собой приносили.

 

[149] Здесь имеется в виду справедливость в более широком смысле слова…

 

[150] То есть: ангела.

 

[151] То есть: выделил тебя среди прочих; предпочёл тебя им.

 

[152] Имеется в виду пророк Муса, мир ему.

 

[153] Речь идёт обо всём том, что израильтянам необходимо было знать о религиозных и мирских делах.

 

[154] Имеются в виду подробные разъяснения всех тех установлении, которые нуждаются в разъяснениях.

 

[155] То есть: зная о том, что ты способен исполнить пророческую мис­сию, для которой Он избрал тебя среди людей.

 

[156] Имеется в виду, что Коран, который сначала был ниспослан цели­ком с Сохраняемой скрижали к нижнему небу, впоследствии частями ниспосылался пророку Мухаммаду, (с.г.с.), по мере необходимости.

 

[157] Имеется в виду Коран.

 

[158] Здесь речь идёт о Джибриле, мир ему.

 

[159] Имеется в виду Коран.

 

[160] Интерполяция согласно аш-Шаукани.

 

[161] То есть: к Корану.

 

[162] Имеется в виду сохранение всего того, что не было искажено людь­ми в предыдущих Писаниях.

 

[163] То есть: ниспосланных свыше Писаний.

 

[164] Имеются в виду Коран.

 

[165] Имеются в виду законы, которые требуют пояснений.

 

[166] Иначе говоря, до ниспослания Корана. Здесь имеются в виду те иудеи и христиане, которые не вносили никаких изменений в ниспосланные им свыше Тору и Евангелие.

 

[167] То есть: веруют и в Коран.

 

[168] То есть: мусульманами, людьми, предавшимися Аллаху.

 

[169] Часть длинного хадиса, передаваемого со слов Зайда бин Аркама, да будет доволен им Аллах, и приводимого Муслимом, Ахмадом и ад-Дарими. В начале этого хадиса сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«А затем: О люди! Поистине, я-(только) человек, и скоро уже явит­ся (ко Мне) посланник моего Господа, (на призыв) которого я отвечу*, но я оставлю вам две драгоценные вещи: во-первых, Коран, в котором содержится руководство и свет, возьмитесь же за Книгу Аллаха и держитесь за неё крепко…»

*Пророк, (с.г.с.), имел е виду, что его смертный час уже близок.

 

[170] Имеется в виду, что если бы эти перья и чернила были использова­ны, то их не хватило бы для того, чтобы описать все слова Аллаха.

 

[171] Имеются в виду установления и решения Аллаха.

 

[172] В данном случае подразумевается, что всё сказанное Аллахом является истиной. Имеется в виду также, что Аллах осуществил Свои обещания и угрозы, ниспослав Коран как новый религиозный за­кон, который отличается справедливостью, и посрамив лжецов.

 

[173] Указание на то, что веления и запреты Аллаха являются в выс­шей степени справедливыми.

 

[174] Здесь имеется в виду то, что Аллах пообещал уберечь Коран от всевозможных искажений. См. Аль-Хиджр, 9

 

[175] Это означает, что пророк Иса, (с.г.с.), был зачат Марйам, мир ей, без отца по слову или же велению Аллаха Всевышнего.

 

[176] " Тагут" - любой объект поклонения, кроме Аллаха. Кроме того, это слово служит для обозначения тех, кто уводит людей от истины к заблуждению.

 

[177] Здесь имеется в виду либо веление Аллаха пророку Мухаммаду, (с.г.с.), обратиться с этим вопросом к другим посланникам во время ночного путешествия, либо веление спросить об этом тех людей, к которым были направлены эти посланники.

 

[178] Речь идёт о различных религиозных законах, соблюдать которые людям было велено через посланников.

 

[179] Абдуллах Ибн Аббас -двоюродный брат и сподвижник пророка, (с.г.с.),

 

[180] Имена известных толкователей Корана.

 

[181] Данный хадис служит указанием на то, что основа религии всех пророков была единой, несмотря на то, что их религиозные законы и отличались друг от друга, что подобно детям от разных жён, у кото­рых один отец, хотя и разные матери.

 

[182] Имеются в виду, сыновья (дети) Йа'куба, мир ему, которых было двенадцать.

 

[183] Имеется в виду, что на определённом этапе среди людей, прежде исповедовавших единобожие, появились идолопоклонники.

 

[184] Здесь речь идёт о мекканских многобожниках.

 

[185] Здесь указание на соплеменников Нуха.

 

[186] To есть: наделили некоторых из них такими качествами совер­шенства, какими не наделили других.

 

[187] Такими посланниками были Муса и Мухаммад, да благословит их Аллах и да приветствует.

 

[188] Это, естественно, распространяется и на всех мусульман в целом.

 

[189] Имеется в виду заступничество за людей перед Аллахом в День воскресения.

 

[190] Имеется в виду чудо посланного к племени Самуд пророка Салиха, мир ему, у которого самудяне потребовали вывести из скалы верб­людицу в качестве знамения, подтверждающего истинность его слов. В ответ на их требования из скалы действительно вышла верблюдица огромных размеров, которой им было запрещено причинять какой-нибудь вред.

 

[191] Здесь указывается на чудо Мусы, мир ему, который бросил на зем­лю перед чародеями фараона свой посох, превратившийся в змею.

 

[192] Об этом говорится в Коране ("Луна", 1) и сообщается в хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом и передаваемом со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, который сказал. "Мекканцы потребовали у посланника Аллаха показать им какое-нибудь знамение, и он показал им, как раскололась луна ".

 

[193] Сообщение об этом приводится в хадисе, передаваемом альБуха-ри и ан-Наса'и со слов Джабира бин Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: "У стены мечети посланника Аллаха, (с.г.с.), направленной в сторону киблы, в свое время лежал ствол

пальмы, на который посланник Аллаха, (с.г.с.), поднимался во время произнесения проповедей. Когда же был установлен минбар, мы услыша­ли, что из этого ствола исходят звуки, подобные звукам, издаваемым стельной верблюдицей, (которые не прекратились) до тех пор, пока посланник Аллаха, (с.г.с.), не сошёл вниз и не положил на него руку ".

В другой версии этого хадиса сообщается, что Джабир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "...пока он не прижал его к себе, и тогда этот ствол принялся стонать подобно ребёнку, которого пыта­ются успокоить, и (постепенно) затих".

 

[194] Один из хадисов, в которых сообщается об этом, приводят аль-Бу­хари и Муслим со слов Джабира бин Абдуллаха, да будет доволен Ал­лах ими обоими, который сказал: В день аль-Худайбийи* люди стали ис­пытывать жажду. Что же касается посланника Аллаха, (с.г.с.), то перед ним находился небольшой сосуд с водой, которую он использовал для омовения, после чего люди стали подходить к нему. Посланник Аллаха, (с.г.с.), спросил: «Чего вы хотите?» Они сказали: "О посланник Аллаха, у нас нет воды ни для омовения, ни для питья, если не считать той воды, которая находится в твоём сосуде!"" (Джабир) сказал: "Тогда пророк, (с.г.с.), опустил руку в этот сосуд, и вода меж пальцев его забила ключом, а мы напились и совершили омо­вение ".

Передатчик этого хадиса со слов Джабира спросил его: "Сколько же вас было в тот день?" Он ответил: "Нам хватило бы воды, будь нас хоть сто тысяч, а было нас полторы тысячи ".

*Аль-Худайбийа - место на границе харама Мекки, где мекканские идолопоклонники в 628 году преградили путь пророку, (с.г.с.), и сопровождавшим его мусульманам, желавшим совершить умру.

 

[195] Сообщение о заговорившей отравленной бараньей ноге, пода­ренной пророку, (с.г.с.), одной иудейкой после взятия Хайбара, приводят аль-Бухари, Муслим и Абу Дауд, в версии которого сообща­ется, что когда посланник Аллаха, (с.г.с.), узнавший, что мясо отравлено, призвал её к себе и стал расспрашивать о том, кто это сде­лал, она спросила: "Кто сообщил тебе об этом?", - на что он ответил: «Та самая нога, которую я держу в своей руке...!»

 

[196] Сообщение об этом приводится в длинном хадисе, передаваемом аль-Бухари и ат-Тирмизи со слов Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен им Аллах, который, в частности, сказал: "И я видел, как вода начинала бить ключом меж пальцев посланника Аллаха, (с.г.с.), и мы часто слышали, как пища начинала славить Аллаха, когда он ел её".

 

[197] То есть: если слова неверующих о том, что Мухаммад, (с.г.с.), не получает откровения свыше, а сам выдумывает аяты Корана, являются правдой.

 

[198] Имеется в виду способность совершать те или иные чудеса, благо­даря чему люди начинали верить в пророка.

 

[199] Здесь речь идёт о Коране, который, в отличие от чудес других про­роков, продолжает существовать и ныне.

 

[200] То есть: считают, что после смерти их уже не воскресят и им не придётся отвечать за свои дела.

 

[201] То есть: радуясь только этой жизни.

 

[202] Имеется в виду воскрешение после смерти и воздаяние.

 

[203] То есть: День воскресения.

 

[204] Имеется в виду 34-й аят из суры "Лукман" (см. стр. 117).

 

[205] Имеется в виду близость смертного часа.

 

[206] То есть: когда предстанут они перед Аллахом в День воскресе­ния и Он вынесет окончательное решение.

 

[207] Здесь речь идёт о знамениях, предвещающих близость наступле­ния Дня воскресения, не уверовать в которые будет невозможно, хотя это уже не принесёт никакой пользы.

 

[208] Здесь речь идёт о приближении Дня воскресения и всевозможных бедствиях, которые постигнут людей в это время.

 

[209] Об этом животном, которое станет одним из предзнаменований Дня воскресения, упоминается также и в целом ряде хадисов.

 

[210] Йаджудж и Маджудж - враждебные людям существа, обитающие за стеной на крайнем востоке земли. Эту стену построил Зу-ль-Карнайн между двумя горами, разрушена же она будет незадолго до наступления Дня воскресения.

 

[211] Имеется в виду День воскресения.

 

[212] Хадисов, в которых говорится о том, что незадолго до наступле­ния Дня воскресения солнце взойдёт с запада, известно множество. В одном из них сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Не наступит Час этот, пока солнце не взойдёт с запада, а когда оно взойдёт (оттуда) и люди увидят его, все они уверуют, но будет это в то время, когда никому не принесёт пользы вера его, если не уверовал он раньше или если не совершал он по вере своей благого раньше».

Аль-Бухари, Муслим.

 

[213] Сообщение о появлении этого животного является частью длин­ного хадиса, приводимого Муслимом, Ахмадом и АбуДаудом. В этом хадисе сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Не настанет Час этот, пока (не увидите вы) десяти знамений: вос­хода солнца с запада, и появления этого животного. . . »

 

[214] Хадисов, где говорится об Антихристе, да проклянёт его Аллах, известно очень много. Большинство из них приводятся в "Сахихах" аль-Бухари и Муслима. Примером может служить наиболее короткий из них:

Передают со слов Укоы они Умара аль-Ансари, что однажды он отправился к Хузайфе бин аль-Йаману, да будет доволен им Аллах, и попросил его рассказать, что говорил посланник Аллаха, (с.г.с.), об Антихристе, и он передал, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Поистине, появится Антихрист, и будут с ним вода и огонь, и то, что людям станет казаться водой, окажется палящим огнём, а то, что им покажется огнём, окажется прохладной хорошей водой, и поэтому пусть тот из вас, кто доживёт до этого, бросается в то, что покажется ему огнём, ибо, поистине, окажется он хорошей водой».

Укба сказал: "И я слышал то, что подтверждало слова Хузайфы".

Муслим.

 

[215] Хадисов о сошествии Исы, мир ему, также известно великое множество. Примером может служить хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, скоро уже сойдёт к вам сын Марйам как справедливый судья*, который разобьёт крест, убьёт сви­нью** и отменит джизью***, а денег появится столько, что никто не будет брать их****», Аль-Бухари, Муслим.

* Имеется в виду, что он будет судить людей по шариату.

**Подразумевается, что он запретит употреблять в пищу свинину.

***Джизья- подушная подать, которую в халифате должны были платить мусуль­манам "находящиеся под покровительством" (ахль аз-зимма), то есть иудеи и христиа­не. Отмена джизьи в данном случае может служить указанием на то, что все люди при­мут ислам, в силу чего необходимость в этом установлении шариата отпадёт.

****В комментариях указывается, что эти слова могут означать, что после того, как все люди станут жить по законам ислама, благосостояние их возрастёт настолько, что они перестанут думать о деньгах и стремиться к их приобретению.

 

[216] В этом хадисе сообщается, что однажды пророк, (с.г.с.), вос­кликнул:

«Нет бога, кроме Аллаха! Горе арабам от зла, которое уже близко! Сегодня стена Йаджуджа и Маджуджа разошлась вот настолько!», -сделав знак большим и указательным пальцами. Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, спросила: "О посланник Аллаха, так не­ужели же мы погибнем, ведь есть среди нас и праведники?!" Он сказал:

«Да, если пороки умножатся». Аль-Бухари, Муслим.

 

[217] Об этом говорится в одном из достоверных хадисов, приводимых Муслимом, Ахмадом и Абу Даудом.

 

[218] Один из таких хадисов приводит Муслим, передавший его со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«Поистине, Аллах пошлёт из Йемена ветер, который будет мягче шёлка и обязательно унесёт с собой (душу) каждого из тех, в сердцах у кого останется вера весом хотя бы с пылинку».

 

[219] Один из таких хадисов передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«Не настанет Час этот, пока не выйдет из земли Хиджаза* огонь, который осветит собой шеи верблюдов в Бусре», Аль-Бухари, Муслим.

*Название горных цепей, которые тянутся вдоль берегов аравийского побережья Красного моря.

 

[220] Один из таких хадисов передаётся со слов матери правоверных Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:

"Однажды посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «Когда станет человек искать спасения у Каабы, к нему будет послан отряд, (воины) которого провалятся под землю, оказавшись в пустынной местности». Я спроси­ла: "О посланник Аллаха, а как же тот, кто (окажется в составе этого отряда) против своей воли?" Он сказал:

«Этот отряд провалится под землю вместе с таким человеком, а в День воскресения он будет воскрешён сообразно его намерениям»*.

* То есть: не будет унижен, если он не имел никаких дурных намерений и действитель­но участвовал в этом против своей воли.

 

[221] Имеется в виду, что на этого ангела возложена, обязанность при­нимать души покойных.

 

[222] То есть: на земле.

 

[223] Под ликом Господа подразумевается Его сущность.

 

[224] "Барзах"- название периода между смертью и Днём воскресе­ния.

 

[225] Имеются в виду лицемеры.

 

[226] Этим словам даются различные толкования, например: в мире этом и в мире ином, в период пребывания в могиле и после Дня воскресения и т.д.

 

[227] Имеется в виду, что лицемеры окажутся на самом дне ада.

 

[228] То есть: не читал Коран. Здесь подразумевается, что этот человек не обладал знанием сам и не следовал за теми, кто обладает знанием.

 

[229] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. В конце его сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Поистине, оба они* подвергаются мучениям не за большой грех (, по их мнению): один из них был сплетником, а другой не закрывался от собственной мочи».

*Имеются в виду покойные, голоса кoтopыx услышал пророк, (с.г.с.), проходивший мимо их могил.

 

[230] Имеется в виду, что слова пророка, (с.г.с.), так сильно подей­ствовали на людей, что они стали кричать от страха.

 

[231] Рассказ об этом является частью длинного хадиса. Приводимого аль-Бухари.

 

[232] Здесь имеется в виду неверный, отрицающий возможность вос­кресения после смерти.

 

[233] Здесь Аллах обращается к пророку, (с.г.с.). Возможно, что имеется в виду: А если ты удивлён проявлениями могущества Аллаха...

 

[234] Имеются в виду люди, не верующие в возможность воскресения.

 

[235] Имеется в виду то, что не даёт им уверовать.

 

[236] В данном случае речь идёт только о неверующих.

 

[237] Все, кроме тех. кого Аллаху будет угодно оставить.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Chapter Seven | Chapter Nine
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | <== 6 ==> | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.482 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.482 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7