Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 571



[809] Крывелев И. А. Книга о Библии. М., 1959.

[810] Лотман Ю. Клио на распутье // Наше наследие. 1988. № 5. С. 3.

[811] XVIII век – «век философии» и одновременно «век критики» (Кассирер Э. Философия Просвещения // Культурология. Дайджест. № 1. М., 2003. С. 87).

[812] Впервые его употребил Дж. Локк в 1697 г., а определение дал А. Коллинз в XVIII в. в работе «Философское исследование человеческой свободы»: «Под свободомыслием я понимаю применение ума (состояние) в стремлении узнать значение какого бы то ни было положения, в рассмотрении характера доказательств за или против в соответствии с кажущейся силой или слабостью этих доказательств» (Цит. по: Трофимова З. П. Гуманизм, религия, свободомыслие. М., 1992. С. 13).

[813] Впоследствии феномен свободомыслия будет подвергнут основательному историческому и философскому анализу (Льюис Д. Наука, вера и скептицизм. М., 1966; Тажуризина З. А. Идеи свободомыслия в истории культуры. М., 1987; Трофимова З. П. Гуманизм, религия, свободомыслие. М., 1992; Константинова В. Н. История свободомыслия. Владимир 1993; Религия в истории и культуре. М., 1998).

[814] Сол Д. Р. Ублюдки Вольтера. Диктатура разума на Западе. М., 2006.

[815] См., например: Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

[816] Эта мысль была широко распространена в Новое время и неудивительно, что ее активно использовали советские атеисты. П. Гольбах писал: «Если в этом мире не было бы зла, то человек никогда не задумался бы над мыслью о божестве» (Гольбах П. Система природы. М., 1940. С. 217), но сделал из этого вывод о том, что человек из страха изобрел религию. Это, по сути, повторения античных представлений (Стаций). Гоббс считал, что цель религии – превращение верующих в послушных своим правителям людей. Та же мысль содержится у Спинозы: «Под видом религии народу легко внушается… почитать своих царей как богов» (Спиноза Б. Богословско-политический трактат. М., 1935. С. 5). У Марешаля появляется известная мысль о том, что «семью восьмыми человечества можно управлять только при помощи опиума». «Пусть эти слова рассеют ваш долгий сон! Они вполне соответствуют правде. До сих пор людьми управляли, прописывая им сильно действующие наркотики – религию и подобные ей средства» (Марешаль С. Избранные атеистические произведения. М., 1958. С. 209).

Эти идеи К. Маркс развивает в работе «К критике гегелевской философии права. Введение», где впервые формулируются основные принципы марксисткого атеизма. Он исходит из того, что не религия создает человека, а человек создает религию, что «религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 414). «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 415). «Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т. 20. С. 328). Это и В. И. Ленин повторяет: «Религия есть опиум народа. Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько – нибудь достойную человека жизнь» (Ленин В. И. Соч. 1- е изд. Т. 10. С. 65–66).

[817] Рижский М. И. История переводов Библии в России. Новосибирск, 1978. См. также: Рижский М. И. Из истории Библии в России // Тр. всеросс. конф. по научному атеизму. М., 1973; Рижский М. И. Переводы Библии на старославянский и русский. Метод. указания. Новосибирск, 1987.

[818] В последнее время предпочитают снова поднимать на щит дореволюционную работу Илариона Алексеевича Чистовича (1828–1893) [93], которая по сравнению с исследованием Рижского, несомненно, устарела.

[819] Рижский М. И. Книга Иова: Из истории библейского текста. Новосибирск: Наука, 1991. См. также его статьи: Рижский М. И. Атеистические мотивы в книге Иова // Бахрушинские чтения. 1966. Новосибирск, 1966; Рижский М. И. Иов Септуагинты // Бахрушинские чтения. 1974. Новосибирск, 1974; Рижский М. И. Образ Иова в Книге Иова в новонайденном арамейском переводе // Тр. XIII Междунар. конф. античников социалистических стран. М., 1974; Рижский М. И. Образ Иова в псевдоэпиграфе «Завещание Иова» // Проблемы античной истории и культуры: Докл. XIV Междунар. конф. античников социалистических стран. Ереван, 1979; Рижский М. И. Образ Иова и Книга Иова в новонайденном арамейском переводе // Бахрушинские чтения. 1973. Новосибирск, 1973; Рижский М. И. Религиозные идеи иудаизма в псевдоэпиграфе «Завещание Иова» // Бахрушинские чтения. 1976. Новосибирск, 1976.

[820] См., например: Священные книги Ветхого завета, переведенные с еврейского текста: Для употребления евреям. Вена, 1887; Беленький М. С. «Орах олам» и книга Иова // Наука и религия. 1967. № 8.

[821] Беленький М. С. «Орах олам» и книга Иова // Наука и религия. 1967, № 8.

[822] См. современные переводы книги Иова. В последнем переводе А. С. Десницкого налицо отказ от светской традиции перевода. Перевод М. И. Рижского объявлен «буквальным», а перевод С. С. Аверинцева «возвышенным» и «архаизованным» (Рижский М. И. Проблема теодицеи в «Книге Экклезиаст» // Бахрушинские чтения. 1978. Новосибирск, 1978. С. 8). В достаточно обстоятельном учебном пособии Галины Вениаминовны Синило (Синило Г. В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета). Минск, 1998) перевод М. И. Рижского вообще не используется, хотя и упоминается в списке литературы.

[823] Рижский М. И. Книга Экклезиаста. В поисках смысла жизни. Новосибирск, 1995. См. также: Рижский М. И. Книга Экклезиаст: Из истории библейского текста. Учеб. пособие. Новосибирск, 1995; Рижский М. И. Проблема теодицеи в «Книге Экклезиаст» // Бахрушинские чтения. 1978. Новосибирск, 1978.

[824] Помимо Синодального перевода, следует упомянуть переводы книги Экклезиаста И. М. Дьяконовым (впервые: «Поэзия и проза Древнего Востока», М.: 1973) и Э. Г. Юнцем («Вопросы философии», 1991, № 8).

[825] Рижским М. И. подготовлена к печати, но до сих пор не издана «Книга Даниила».

[826] Цицерон. Философские трактаты. Пер. с латинского М. И. Рижского. М.: Наука, 1985.

[827] Рижский М. И. Библейские вольнодумцы. М., 1992; Рижский М. И. Библейские пророки и библейские пророчества. М., 1987.

[828] Рижский М. И. Проблема теодицеи в «Книге Экклезиаст» // Бахрушинские чтения. 1978. Новосибирск, 1978; Рижский М. И. Эволюция теодицей в Ветхом Завете // Бахрушинские чтения. 1972. Новосибирск, 1972.

 

 

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
РЈСЂРѕРє 20 | Ю.П. ПИВОВАРОВ, В.В. КОРОЛИК, Л.С. ЗИНЕВИЧ
<== 1 ==> | 2 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.209 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.209 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7