Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Переведення засудженого до арешту з одного арештного дому до іншого допускається


Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 720



ТЕСТ ПО ТЕМАМ «ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1801-1812 гг.»

1. В царствование Александра I были:

а) учреждены министерства;

б) восстановлены некоторые положения Жалованной грамоты дворянству;

в) учрежден Государственный совет;

г) произведена кодификация законов.

2. Какие функции осуществлял Государственный совет:

а) совещательные;

б) исполнительные;

в) законодательные;

г) судебные.

3. Сколько крестьян выкупилось на волю по указу Александра I о вольных хлебопашцах?

а) 47 тыс.;

б) 100 тыс.;

в) 25 млн.;

г) 1 млн.

4. К дворянскому сословию в начале XIX в. относились:

а) все награжденные Георгиевским крестом;

б) все учителя гимназий и училищ;

в) все чиновники, начиная с 14-го класса, служившие по гражданскому ведомству;

г) грузинские князья, узбекские ханы и беки.

5. М. М. Сперанский предлагал:

а) ввести монархию, ограниченную парламентом;

б) ввести аристократическую (дворянскую) республику;

в) сохранить самодержавие, сделав некоторые уступки аристократии;

г) ввести демократическую республику.

6. Одним из итогов Тильзитского мира стало:

а) присоединение России к континентальной блокаде Франции;

б) укрепление позиций России на Балтике;

в) доминирование России в Европе;

г) ослабление роли России в Европе.

7. Высшей судебной инстанцией в России в начале XIX в. был:

а) Сенат;

б) юстиц-коллегия;

в) министерство юстиции;

г) Государственный совет.

8. М. М. Сперанский предлагал:

а) освободить крестьян с землей;

б) освободить крестьян без земли;

в) дать крестьянам право уходить от помещиков в Сибирь;

г) предоставить крестьянам право приобретать имущество в собственность.

9. Самодержавие в России определяло:

а) силу и могущество Российского государства;

б) бесправие основной массы населения;

в) препятствие развитию страны;

г) равноправие народов в многонациональной империи.

10. Причиной неудач реформ М.М. Сперанского было:

а) консерватизм большей части дворянства;

б) влияние на царя Н.М. Карамзина;

в) опасение Александра I за свою судьбу;

г) противодействие армии.

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. ЖАНРЫ РЕЧИ: БИБЛИОГРАФИЯ; АННОТАЦИЯ; ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫПИСКИ КАК СПОСОБ ЗАПИСИ ПРОЧИТАННОГО; ТЕЗИСЫ

БИБЛИОГРАФИЯ. АННОТАЦИЯ

1. I. Задумывались ли вы над тем, с чего начинается работа с книгой? Как найти в библиотеке нужную книгу? Найдите ответы на эти вопросы в данном тексте.

Просто любить книгу — мало. Чтобы книга стала вашим верным другом и помощником, нужно уметь найти её и правильно ею пользоваться. Надёжным компасом в книжном море является библиография (от гр. biblion — книга и grapho — пишу, описываю).

Она ведёт учёт и систематизирует печатные произведения по всем областям знаний, составляет разные библиографические указатели, картотеки и каталоги. А путеводителем в книге выступает её справочный аппарат — выходные данные и аннотация.

В выходных данных обычно указывается имя, отчество и фамилия автора (авторов) книги, издательство, место и год издания, фамилии редакторов, художников-оформителей, корректоров, объём книги в печатных листах, тираж. Указывается также адрес издательства и типографии, где печаталась книга. Выходные данные помещаются на титульном листе и на его обороте, а также на последней странице книги.

Аннотация — это короткий обзор содержания книги. Она обычно состоит из 1) описания библиографических данных книги (автор, название и т. д.); 2) краткого пересказа материала; 3) указания, кому эта книга адресована. Аннотация обычно помещается на обороте титула и служит для предварительного ознакомления читателя с содержанием книги. Иногда в ней содержатся элементы оценки книги и краткие сведения об авторе.

(По Ю. Равенскому.)

II. К какому стилю речи относится текст? Использование каких языковых средств характерно для этого стиля речи?

2. I. Познакомьтесь с выходными данными и аннотациями к книгам. Определите тему каждой книги, затем сгруппируйте книги по темам и сформулируйте общую для каждой группы тему. Подумайте, сможете ли вы определить тему и представить содержание книг только по выходным данным. Без чего нельзя обойтись в этом случае? Обратите внимание на оформление выходных данных (последовательность записи, разделительные знаки).

1. Богатова Г. А. И. И. Срезневский: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1985. — 96 с; ил. — (Люди науки).

В книге в доступной для учащихся форме рассказано о жизни русского филолога, академика И. И. Срезневского, известного знатока письменности славянских народов. Его труды, особенно «Материалы для словаря древнерусского языка...» оказали огромное влияние на изучение истории русского языка.

2. Костомаров В. Г. Жизнь языка: От вятичей до москвичей. — М.: Педагогика-Ресс, 1994. — 240 с: ил.

В книге ретроспективно воссоздаётся жизнь русского языка от современности к древности, от знакомого к забытому.

Развитие языка автор связывает с историей народа, уделяя значительное внимание русской старине, особенностям быта россиян, прежде всего москвичей, так как именно на московской почве сложились основные нормы русской литературной речи.

Красочные иллюстрации позволяют погрузиться в историю и представить, как выглядели Москва и москвичи в далёком далеке, когда они ещё назывались вятичи, и в недавнем прошлом.

Издание адресовано широкому кругу читателей, но прежде всего тем, кто учится и учит. Книга может быть использована в работе с иностранными студентами.

3. Колесов В. В. Л. В. Щерба: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1987. — 160 с: ил. — (Люди науки).

В книге рассказано о жизни и научно-педагогической деятельности выдающегося языковеда Л. В. Щербы, проложившего новые пути в языкознании, методической науке по русскому и иностранному языкам. Труды этого учёного вошли в историю культуры, их изучают, анализируют, на них опираются филологи нашего времени. Идеи, выдвинутые Л. В. Щербой, получают своё развитие в современных филологических и методических работах.

4. Матвеева Н. П. Свидетели истории народа: Наследие пращуров: Кн. для учащихся 8 — 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1993. — ил.

В книге в популярной и доступной форме рассказано, как слово живёт в языке, как оно используется в художественных произведениях. Яркие, убедительные примеры, интересные объяснения помогают читателям понять, что знание значений слов даёт возможность глубже воспринять содержание произведения, более полно почувствовать его поэтическую сущность, осознать, во имя чего автор его создал.

5. Франчук В. Ю. А. А. Потебня: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1986. — 143 с: ил. — (Люди науки).

В книге в доступной для учащихся форме рассказано о жизни и деятельности выдающегося отечественного филолога, проложившего новые пути в языкознании, литературоведении. Труды А. А. Потебни прочно вошли в историю культуры, их изучают и анализируют учёные наших дней. Идеи, выдвинутые А. А. Потебнёй, получают своё развитие в современных филологических трудах, в исследованиях по эстетике.

II. Какие из данных книг вы использовали бы при подготовке выступления на тему «История русского языка»? Запишите их выходные данные. Дополните этот список самостоятельно подобранной в библиотеке литературой.

3. Прочитайте аннотации и определите, какие из них, кроме информации, содержат еще и элементы оценки. С какой целью, по-вашему, они вводятся в аннотацию?

1. Милославский И. Г. Как разобрать и собрать слово: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с: ил.

Как и из чего образуется слово, как оно вступает во взаимоотношения с другими словами, какое имеет значение — обо всём этом автор рассказывает увлекательно и непринуждённо, в совершенно непривычном для школьников ракурсе.

В книге показано, как много значит для общения правильное понимание значения слова, его частей, контекста, как важно без искажений донести свои мысли и чувства в слове до собеседника, а также правильно понять и его, и читаемую книгу.

Книга адресована учащимся старших классов, может быть использована для занятий в школах с углублённым изучением языка, в лицеях, гимназиях.

2. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии: Науч.-попул. — М.: Высш. шк., 1990. — 160 с.

Цель книги — познакомить самый широкий круг читателей с историей возникновения и развития некоторых русских слов и выражений, показать, какими путями создаётся их образность и экспрессивность. Подчёркивается значение фразеологизмов для сохранения устаревшего смысла языковых единиц, объясняется методика их научного анализа.

Стиль книги популярен, изложение оживляется сюжетными зарисовками из русской истории, культуры, быта.

Книга рассчитана на самый широкий круг читателей — студентов, преподавателей, журналистов.

3. Солганик Г. Я. От слова к тексту: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1993. — 189 с: ил. — (Мир знаний).

Автор в занимательной форме рассказывает об особенностях текста, его построении, раскрывает стилистическое своеобразие текстов различных писателей. Познакомившись с книгой, ученики убедятся в том, как важно свободно владеть речью, осознанно строить текст. Автор не преподносит окончательные выводы, а ищет истину вместе с читателем, вовлекает его в творческий процесс.

4. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с: ил.

В книге в доступной, популярной форме рассказывается об основных принципах и правилах ведения публичного спора, различных полемических приёмах. Автор даёт советы и рекомендации, как работать над повышением полемического мастерства.

5. Умеете ли вы общаться?: Кн. для учащихся / И. Н. Горелов, В. Ф. Житников, М. В. Зюзько, Л. А. Шкатова. — М.: Просвещение, 1991. — 144 с: ил.

Основная цель книги — пробудить интерес старшеклассников к проблемам общения, способствовать воспитанию навыков культурного поведения.

Обращение к художественным текстам, произведениям искусства, анкеты, упражнения способствуют активному восприятию и осмыслению материала книги.

Книга поможет старшеклассникам задуматься над своими неудачами в общении, овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими их людьми.

4. Прочитайте аннотацию и скажите, чем она отличается от аннотаций, помещённых в предыдущих упражнениях. Почему автор аннотации включает в её текст некоторые сведения из биографии писателя Алексея Васильевича Дорохова?

Дорохов А. В. Деревянная лошадка. Предисловие А. Иванова. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 173 с.

Прежде чем взяться за перо, Алексей Дорохов работал плотником, преподавателем в сельской школе и много лет прививал юношеству любовь к природе. Наиболее характерная черта книги — умение подметить неповторимое явление из жизни живой природы и соотнести его с настроением или переживанием лирического героя.

5. Вы, без сомненья, любите читать приключенческую литературу или книги из сери фантастики. А может, вам по душе исторические романы? Что бы вы посоветовали своему другу (подруге) прочитать, если бы он (она) заинтересовался (-лась) этой литературой? Какие из этих книг есть в вашей библиотеке? Составьте их алфавитный список и запишите. При необходимости дополните его названиями книг из школьной или районной библиотеки. Придерживайтесь требований к оформлению выходных данных.

6. Представьте, что работники школьной (районной) библиотеки попросили вас организовать выставку новых поступлений. Отберите для стенда «Новинки литературы» необходимые книги (может использовать издания, прочитанные вами за последнее время); на некоторые из них (по вашему мнению, наиболее интересные) составьте такие аннотации, чтобы ваши одноклассники захотели их прочитать. Подготовленные аннотации оформите в виде бюллетеня «Советуем прочитать».

7. Кто из поэтов или писателей вам больше всего нравится? Представьте, что вам нужно ознакомить с их творчеством своих друзей. На некоторые наиболее понравившиеся вам издания подготовьте аннотации, которые содержали бы краткий обзор содержания книги и элементы её оценки (письменно). При необходимости включите в аннотацию сведения из жизни автора.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫПИСКИ КАК СПОСОБ ЗАПИСИ ПРОЧИТАННОГО

1. I. Можете ли вы сказать, в чём состоит культура чтения? Умеете ли вы правильно пользоваться печатным словом? Какие умения нужны человеку, чтобы владеть культурой чтения? Ответы на эти и подобные вопросы вы найдёте в следующем тексте.

Невозможно представить себе жизнь современного человека без книг, журналов, газет — всего того, что мы называем печатным словом. Оно помогает людям делиться своими знаниями, мыслями, чувствами, преодолевая время и расстояние. Для каждого из нас чтение — это важнейший путь познания мира и людей.

Умеем ли мы правильно пользоваться печатным словом? В чём состоит культура чтения?

Само собой разумеется, что это не только навык быстрого составления слов из букв и это не просто бережное отношение к книге. Культура чтения предполагает умение извлекать из напечатанного текста максимум того, что в нём содержится. А содержание книги или статьи составляют и новые сведения, и высказанные автором мысли и чувства, и, наконец, личность самого автора, которая всегда угадывается в его манере размышлять, в его речи.

Чтобы как можно лучше воспринять содержание книги, учебника, статьи, необходимо научиться читать сосредоточенно, внимательно, вдумчиво. Очень важно правильно понимать речь, приучать себя пользоваться словарями. Нужно стараться представить себе, увидеть мысленным взором всё то, о чём вы читаете. Недаром говорят, что чтение требует работы и ума, и чувства, и воображения.

Вместе с тем чтение — это ещё и работа памяти. Вряд ли книга обогатит человека, если он следует принципу «прочитал и забыл». Закрыв книгу, журнал, стоит поразмыслить хотя бы над такими вопросами: каковы основные мысли произведения, в чём автор хочет убедить читателей, в чём вы с ним согласны, что бы хотели ему возразить, каким вы представляете себе автора, чем обогатило вас чтение, чем бы вы хотели поделиться с друзьями и близкими?

И, конечно же, важно выработать в себе потребность читать систематически, каждый день. Чем больше человек связан с книгой, чем шире его кругозор, чем богаче его духовный мир, тем полнее, глубже и тоньше воспринимает он содержание прочитанного.

II. Определите основную мысль текста; составьте к нему план.

2. Прослушайте текст, который прочитает кто-либо из одноклассников. Ответьте на помещённые после него вопросы.

Важнейшим элементом культуры чтения является умение в процессе работы применять формы записей. Какой бы прочной ни была ваша память, полностью полагаться на неё нельзя — иногда она может подвести. Её надёжной опорой могут быть записи. Ведение записей воспитывает вдумчивость в восприятии текста, улучшает внимание и наблюдательность, способствует лучшему запоминанию, даёт возможность экономить время при повторении изученного, повышает уровень речевой культуры. Чтение книги с установкой записать её основные положения мобилизирует внимание, стимулирует мысль, обостряет память, обязывает к раздумьям и связи новой информации с уже известной. Процесс чтения становится не просто бегом глаз по строчкам книги, а вдумчивым анализом читаемого с установкой найти в нём главное, понять его, сжато и чётко изложить на бумаге. Позже записи дают возможность возвратиться к тому, что обязательно нужно знать и не забывать.

Существует много видов записи, выбор того или иного из них определяется конкретной целью. Если содержание книги несложное, легко усваивается — можно ограничиться составлением плана работы. Если вас интересуют лишь отдельные места книги, нужно выписать именно их (сделать выписки), а по ним составить тезисы. Если книга содержит новую интересную информацию, но трудную для усвоения, целесообразно её законспектировать.

Тематические выписки — это особый способ записи содержания прослушанного или прочитанного. Цель таких выписок — подготовка материалов для доклада, сообщения. Составлению выписок предшествует подбор необходимой литературы, её чтение. На этой основе составляется план, в соответствии с которым подбираются тематические выписки. Выписки, как правило, делаются после чтения раздела или параграфа, после осмысления их содержания. В таком случае они хорошо дополняют план (или тезисы) прочитанного, уточняют, поясняют их.

Наиболее важные места из прочитанных книг можно записать дословно, а иногда своими словами, если точная ссылка на статью, пособие, брошюру не нужна. Чаще всего выписки оформляются в виде цитат.

1. Какие существуют виды записи прочитанного?
2. Что такое тематические выписки и с какой целью они используются? Чем они отличаются от других видов записи?
3. Какими видами записи прочитанного вам приходилось пользоваться при подготовке к урокам, семинарским занятиям?
4. Какие трудности возникали у вас в работе над содержанием научной, научно-популярной или художественной литературы?
5. Какая из прочитанных за последнее время книг вам больше всего понравилась? Какие высказанные автором мысли вы хотели бы запомнить? Выпишите две-три цитаты из этого издания, пользуясь памяткой и образцом оформления выписки.

КАК РАБОТАТЬ НАД ТЕМАТИЧЕСКИМИ ВЫПИСКАМИ

1. Выберите из текста необходимый материал и выпишите его на карточки в такой последовательности: цитата, фамилия и инициалы автора произведения, название произведения, издательство, год и место издания, раздел книги или том, страница.
2. Если с этой страницы вы выписываете несколько цитат, то ссылка на источник делается так: «Там же». Если же цитата берётся с другой страницы книги, то пишется: «Там же» и указывается страница.
3. Чужие слова нужно приводить с абсолютной точностью, не отрывая от содержания текста, из которого они взяты.
4. Если во время цитирования приходится делать пропуски отдельных слов, то в таком случае в цитате вместо пропущенных слов ставятся три точки (...).
5. Цитаты в виде самостоятельного предложения оформляются как прямая речь.
6. Если цитата является составной частью мысли того, кто пишет, то она берётся в кавычки и начинается с маленькой буквы.
7. На полях карточки или в верхней её части, перед цитатой, целесообразно давать короткий заголовок цитаты, то есть одним или несколькими словами передать основное содержание цитированного текста.

Образец Родной язык «Самая большая ценность народа — его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначимости этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то направлении, но мысли наши все формулируются языком. Вернейший способ узнать о человеке, его умственном развитии, его моральном облике, его характере — прислушаться к тому, к а к он говорит». Лихачёв Д. С. Раздумья / Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. — М.: Дет. лит., 1991. — С. 176.

3. Вы, безусловно, любите читать. А какой литературе вы отдаёте предпочтение — научно-популярной или художественной? Вообразите, что вам предстоит выступить перед одноклассниками и убедить их в пользе правильного чтения. Подберите необходимые доказательства, примеры, цитаты, которые подтверждали бы ваши суждения.

 

ТЕЗИСЫ КАК СПОСОБ ЗАПИСИ ПРОЧИТАННОГО

1. Вспомните, в чём состоит сходство и чем различаются такие виды записи прочитанного, как план, выписки и тезисы.

2. I. Прочитайте текст; определите его основную мысль; докажите, что он относится к научному стилю речи. Какие новые сведения о тезисах вы получили из этого текста?

В работе с книгой используются такие способы фиксации услышанного и прочитанного, как план, тезисы, выписки, конспект.

План — краткий последовательный перечень основных мыслей автора — является самой первой формой записи прочитанного. Он предшествует тезисам и конспекту — более сложным и содержательным формам записи. Составление плана помогает читателю определить круг вопросов, затронутых в произведении, установить связь между его частями и прочно овладеть материалом.

Однако план отражает лишь то, о чём сказано в произведении, а не то, что и как сказано, то есть не передаёт фактического содержания, а лишь скупо упоминает о нём. Поэтому план хорош, когда надо восстановить в памяти знакомый текст.

Выводы и обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения, называют тезисами.

Если в плане произведения мы только называем основные положения, то в тезисах раскрываем само содержание этих положений. Записать прочитанное в виде тезисов — значит записать опорные мысли текста. Разницу между планом и тезисами установить нетрудно: в плане мысль называется (ставьте всегда вопрос: о чём говорится?), в тезисах формулируется (что именно об этом говорится?).

Различают два вида тезирования — отбор авторских тезисов из текста; формулирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами.
Тезисы формулируются по-разному: в сжатой форме, кратко, без разъяснений — простые тезисы; в развёрнутом виде, то есть с дополнительными утверждениями, — сложные тезисы.

Тезисы содержат больше информации, чем пункты плана. Поэтому при осмыслении и запоминании текста составление тезисов помогает больше, чем составление плана.

Тезисы — один из наиболее сложных видов записи при чтении. Умение правильно их составлять даётся лишь упорными упражнениями и долговременной практикой. Они полнее всего позволяют обобщить материал, передать его суть в кратких формулировках, облегчают работу над докладами, сообщениями, рефератами, то есть применяются, когда надо дать представление о сути проблемы.

Тезисы составляются при повторном чтении. С помощью плана разбивают текст на ряд отрывков и находят в каждом из них главное, выделяют его. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют тезисы. Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Тезисы непременно следует нумеровать — так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь стоит пропускать строку, отделяя один тезис от другого, — так облегчается пользование ими.

(По А. Семенюк.)

II. Ответьте на вопросы.

1. Какие вы знаете способы записи прослушанного или прочитанного? Каким из них вам приходится чаще всего пользоваться?
2. Какие виды тезирования различают?
3. Какая последовательность необходима в работе над составлением тезисов прочитанного?
4. В каких жизненных ситуациях нужно человеку составление тезисов?

3. I. Прочитайте текст. Определите его тему и мысль. К какому стилю речи он относится? Можно ли его назвать статьёй? (Статья — это научное или публицистическое произведение небольшого размера в сборнике, журнале, газете и т. п. Различают такие разновидности статей — передовая, вводная, общественно-политическая, литературно-критическая, языковедческая или лингвистическая, полемическая, научно-популярная.)

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА

Что такое текст? На первый взгляд кажется, что на этот вопрос совсем нетрудно ответить. Текст есть текст. Он состоит из предложений, имеет начало и конец. Но так ли это? Зачем тогда понадобилось лингвистам выделять особую область изучения языка и назвать её лингвистикой текста?

Долгое время наука о языке ограничивалась изучением отдельных единиц языка — звуков, слов, словосочетаний и предложений.

Теперь лингвисты начали изучать более крупные отрезки речи: сочетания предложений, сложное синтаксическое целое, абзац и целый законченный текст. Выяснилось, что текст имеет свои особенности построения. В нём проявляются черты, не свойственные предложению. Наблюдение над характером связи между частями текста показало, что отдельные части текста объединяются не только привычными формами связи — союзами, союзными словами, но и другими, менее чётко выделяемыми в ткани текста. К ним относятся повторение слов, словосочетаний, предложений, однотипных структур. Кроме того, даже ассоциации могут служить средствами связи отдельных частей, следующих одна за другой, а также расположенных на некотором расстоянии друг от друга.

В процессе дальнейших наблюдений учёные выяснили, что текст — это цельность и завершённость, а предложения в большинстве случаев этими свойствами не обладают. Текст заключает в себе разные виды сообщений, а предложение обычно содержит только один их вид. В зависимости от того, что именно сообщается, можно выделить три вида сообщений, которые будем называть информациями: фактуальной, концептуальной и подтекстовой.

Фактуальная информация текста — это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движение сюжета и др.

Концептуальная информация — это выражение мировоззрения автора, основной мысли, идеи произведения. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Больше того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

Подтекстовая информация также не выражена словами, она только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста таить в себе скрытый смысл.

Текст может быть и очень маленьким (например, справка), и очень большим (например, роман). Самая малая единица текста — сложное синтаксическое целое. Следующая единица — абзац, который иногда совпадает с синтаксическим целым (границы здесь размыты). Текст может делиться и на другие части: так называемые отбивки (пропуски ряда строк), главки, главы, части — и даже может состоять из нескольких книг. Это деление называют объёмным.

Существуют различные формы изложения, например: повествование, описание, авторские рассуждения, диалоги или вообще беседы персонажей. Такое деление текста назовём контекстным, т. е. делением на контексты повествования, контексты описания и т. д. Эти контексты в художественных произведениях перемежаются, вливаются один в другой и образуют развёртывание сюжетной линии, не нарушая (а иногда и сознательно нарушая) последовательность изложения.

Текст характеризуется своей завершённостью; разве только писатель в стилистических или каких-либо иных целях намеренно оставляет текст незавершённым. Это свойство текста разительно отличает его от предложения или от синтаксического целого. Завершённость текста — понятие относительное, поскольку оно связано в некоторой степени с индивидуальным представлением автора о том, где надо поставить точку.

В текстах отражается жизнь во всех её многообразных планах: общественном, культурном, личном, художественном. Тексты поэтому соотносятся с разными функциональными стилями языка. Каждый такой стиль имеет свои жанры и особенности, которые определяют характер текста.

(По И. Гальперину.)

II. Пользуясь приведённой памяткой, составьте тезисы статьи и запишите их.

КАК СОСТАВЛЯТЬ ТЕЗИСЫ СТАТЬИ

1. Предварительно просмотрите статью, продумайте цель, которую вы ставите, приступая к работе над ней.
2. Внимательно прочитайте статью, определите её основную мысль.
3. Разделите статью на смысловые части, определите микротемы.
4. Сформулируйте пункты плана, логически связав их между собой.
5. Воспринимая текстовую информацию, стремитесь чётко представить себе, что является главным для автора, а что для вас как читателя.
6. Выберите для тезисов основные идеи и положения, отделив важные детали от подробностей, запишите их словами автора или собственными словами, разместив в определённой последовательности.
7. Руководствуйтесь основным принципом тезирования текста — не допускайте искажения содержания.

4. Составьте тезисы какой-либо лингвистической или литературоведческой статьи, а затем, используя эти материалы, подготовьтесь к выступлению перед одноклассниками на одном из занятий по русскому языку.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Загальні положення виконання покарання у виді конфіскації майна | Правовий статус засуджених до арешту
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | <== 6 ==> | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.235 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.235 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7