Методи доступу до об’єкта
Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 487
Кюнгпо Налчжор в своих "Наставлениях по трём бардо", комментирующих смысл цитировавшихся выше "Ваджрных строф", утверждает:
"Йоги стадии зарождения и завершения и, в частности, йога сновидения и йога ясного света, являются методами очищения трёх тел бардо, тех основ, которые йогину предстоит очистить."
В "Тантре танца мудрости" также говорится:
Три тела бардо очищаются Йогами стадии зарождения и стадии завершения, Йогой сновидения, а также йогами ясного света.
Кроме того, в "Тантре двух форм" утверждается:
На иллюзию и сновидение – Вот на что похоже переживание бардо.
Смысл здесь в том, что тело бардо является основой, которую предстоит очистить, и что средство его очищения включает в себя йоги стадии зарождения и стадии завершения. Таким образом, объясняется, что зрелая форма – это существующее тело, очищенное созерцанием себя в образе божества. Тело сновидения – это тело врождённых склонностей, очищенное посредством управления пранами и ветрами согласно учениям устной традиции. И, наконец, о теле бардо говорится как о психическом теле, очищенном йогой иллюзорного тела, заключающейся в принятии иллюзорного образа из ясного света пути. Таким образом, отрывок из "Тантры двух форм", раскрывающий скрытый смысл учения Материнской Тантры, даёт, по-видимому, самое ясное представление об этом вопросе. Йогин Мочогпа пишет:
Психическое тело становится иллюзорным телом, Свободным от всякого страдания. Это [достигается благодаря] самадхи иллюзорности.
Суть самадхи иллюзорности системы Ануттара-йога-тантры представлена в следующем отрывке:
Иллюзорное тело имеет три особенности: Его ветви и ствол полны, Как отражение в зеркале; Оно охватывает все объекты восприятия, Как луна, отраженная в воде, И, подобно радуге в небе, Оно создано чистыми средствами, Такими как мирные мантры и тому подобное.
Так природа иллюзорного тела, которое существует как образ наделённого полнотой телесных качеств божества, показана на многочисленных примерах: как отражение в зеркале, как отражение луны в воде и как радуга в небе. И Кюнгпо Налчжор, и Мочогпа объясняют, что тело бардо и иллюзорное тело – это психические тела. Мочогпа пишет:
Оба они – тела света, Складывающиеся из пяти ясных сияний.
Итак, говорится, что природа иллюзорного тела складывается из наиболее тонких аспектов пяти пран, из которых главная прана, поддерживающая жизнь. В таких системах, как "Гухьясамаджа-тантра", имеется медитация, в которой собирают пять пран и объединяют их в одно тигле, которое направляют к кончику носа. Следовательно, в тантрах и текстах, написанных Нагарджуной и его учениками, а также в дошедшей от них устной традиции ясно утверждается, что главная основа, из которой строится иллюзорное тело, – это пять пран, а главная из них – прана, поддерживающая жизнь. Что касается иллюзорной природы, переживаемой во время медитации, то в вышеупомянутом тексте сказано:
Во время выполнения медитации [мы работаем с] Сознанием сновидения, которое создаёт психическое тело. Будучи очищено узнаванием его самовозникающей природы, Оно может быть преображено во что угодно. А также, созерцая тело божества, созданное мысленно, Вы порождаете радужный облик божества, В котором нет плоти и крови.
Кроме того, на иллюзорное тело сновидения и иллюзорное тело, переживаемое в медитации, следует наложить печати четырёх внутренних мудр. Предыдущий текст продолжается так:
Четыре мудры – двух видов: Внутренние и внешние. Очищение внутренней мудрой В смутное время сна таково: Когда в сновидениях проявляется привязанность или отвращение, Понимай эту иллюзию как сознание сновидения. Когда обретено психическое тело, – Это самайя постижения иллюзии. Печать иллюзорности на теле врождённых склонностей Есть исполнение самайи иллюзорности.
Союз с кармамудрой Означает очищение в искусности видения как иллюзии Всего сущего, от червя до будды. Этим отсекается связь Между сознанием и его объектами.
Когда мы видим как иллюзию Самопроявляющиеся вещи мира, То это есть основа всего превосходного. Называется это кармамудрой, Поскольку исполняет все деяния.
Вот толкование дхармамудры: В сновидениях возникает переживание блаженства и ясности, А также переживание блаженства и лучезарной пустоты, Понимаемые как природа своего собственного ума.
Кроме того, сам учитель Наропа сказал:
Блаженная, лучезарная, вне понятий – Вот три вместерожденных качества, Составляющих дхармамудру.
Вот объяснение махамудры:
Само иллюзорное тело неразделимо объединяется С блаженством, лучезарностью и отсутствием понятий. Поскольку всё это становится нераздельностью, Такое переживание называется махамудрой, великим символом.
А в тексте "Наставления по трём слияниям" сказано:
Переживание есть переживание блаженства, И смысл иллюзорности понят.
Это упоминание о трёх слияниях даётся в контексте переживания их в медитации. Хотя на эту тему имеется множество текстов, написанных махасиддхами древности, вышеприведённые комментарии взяты из сочинений более поздних учителей системы Шести йог Наропы и системы Шести йог Нигумы.
1 | <== 2 ==> | |