Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Самостійна робота 1


Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 524



 

Ипс - это новый термин, который мы вводим в обращение. Он расшифровывается просто - испытание психометрических способностей. Почему не тест? Это мы объясним позднее. А пока поверьте на слово, что между ипсом и тестом существует принципиальное различие. Тест - это реакция; реакция человека на предлагаемую ситуацию. Ипс - акция; активное действие по решению задачи.

 

ПЕРВЫЙ ИПС - "СЕМИМЕТРОВЫЙ".

 

Как и все ипсы, он универсален. Его результат проявит некий уровень ЭПК. Но не будем спешить делать выводы! Ведь наши состояния текучи. Если вы утомлены, недомогаете после болезни, пережили неприятность или чрезмерно возбуждены (например, после чтения нашей книги), если у вас сегодня неблагоприятное сочетание биоритмов, а тем более пост фармакологическое или пост алкогольное состояние - показания ипса будут искажены. Вернее, будет искажена оценка меры вашего таланта. Значит, вначале надо определить степень вашей готовности к испытаниям. И нагляднее всего сделать это можно на "семиметровом". Технология его такова.

Отмеряется семь метров; начало и конец отчеркиваются ясными линиями. Это эталон пространства, которое предстоит запомнить мышечно. Запоминание происходит при ходьбе. Первый раз - с открытыми глазами проходите эти семь метров, остальные десять - уже испытывая себя - с закрытыми.

 

"Я МИЛОГО УЗНАЛА ПО ПОХОДКЕ"

 

Если она в этом действительно разбиралась, ей можно поверить: ведь походка каждого из нас так же самобытна и неповторима, как дактилоскопические линии на коже. Но в дактилоскопии понимают единицы, в походках - каждый из нас специалист. Кроме шуток! Мать узнает ходьбу своих детей - и по звуку, и зрительно; дети различают походку родителей; юноша среди многолюдной улицы издали схватит летящий шаг любимой. По походке мы узнаем друзей, начальство и еще многих имеющих к нам отношение людей, не отдавая себе отчета, что первое узнавание произошло именно по походке. Не знаем мы об этом по простой причине: никто из нас об этом не задумывался. Узнаем - и ладно. Ученые все же задумались, проанализировали материал, в самом грубом приближении обнаружили более 120 видов походок - и на этом угомонились. Точнее говоря - отступились, потому что неожиданно за походкой стал открываться весь человек, причем в непривычном ракурсе. Влезать в эту "черную дыру" храбрецов не нашлось, так она и темнеет заброшенно, ожидая своих колумбов, которые, быть может, сейчас среди вас, наши терпеливые читатели.

 

Почему же самый первый наш ипс - очевидно, самый важный, - состоит из обыкновенной ходьбы?

Походка - это непосредственное выражение характера. Но ходьба - и самый совершенный навык человека. Ходьба - самый тренированный процесс. С того самого дня, когда ребенок сделал самостоятельно первый шаг, он каждый день упражняется в этом действии. И если он не научился правильно ходить, всю жизнь он расплачивается за это.

Перефразируя известный афоризм, можно сказать: походка - это сам человек.

 

"МИЛЛЕРОВСКИЙ КОШЕЛЕК"

 

Тех, кто не имеет дома 7-метроввго коридора и потому полагает, что для его ипса 5 метров за глаза хватит, просим с доверием отнестись к следующему разъяснению. 7 метров - число не произвольное. Оно принято нами, исходя из возможностей оперативной памяти. А она, как известно, может удерживать одновременно 7 + - 2 единиц информации (предметов, мыслей и, наконец, шагов - как в нашем случае). Это нашел американский психолог Миллер. Он преподнес это примерно так: оперативная память каждого из нас - нечто вроде кошелька, в который одновременно может вместиться строго определенное число монет. Например, если ваша оперативная память может удерживать не более пяти единиц информации (что совсем неплохо, но и не блестяще), то наличие шестой единицы сбивает нас со счета. Если вам нужно запомнить шесть слов, то в идеальном для вас случае вы можете управиться с пятью.

Следовательно, максимальная вместимость "миллеровского кошелька" 7 + 2 = 9 единиц.

Чтобы пройти семь метров, удерживая образ этого расстояния в памяти, человек должен сделать 8 - 9 шагов, каждый из которых может быть принят за единицу информации. То есть мы ставим испытуемых на грань возможностей их памяти - в ситуацию края.

Если ваша память сейчас не способна к удержанию максимального числа единиц - не огорчайтесь. Во-первых, она тренируема, и "семиметровый" ипс - вполне достаточное упражнение для этого. Систематическое пользование "семиметровым" расширит диапазон вашей памяти; вскоре вы это обнаружите на других видах деятельности. Во-вторых, на выручку памяти придет мысль. Если сегодняшний максимум вашей памяти - пять единиц, мысль так сгруппирует информацию (9 шагов), что число новообразованных единиц будет лежать в пределах наших возможностей.

Не имеет значения, сколько вам лет; не имеет значения, чем вы до сих пор занимались. Талант не боится возраста, и самые тяжелые удары судьбы не могут его поломать.

"Семиметровым" испытали себя под нашим наблюдением свыше 1500 человек в возрасте от 6 до 70 лет. Мы опишем обычную сцену в типичной школе, куда нас пригласили для консультации по профориентации учеников.

Мы отмерили в школьном коридоре 7 метров и отметили их меловой линией. Несколько мальчишек, отпихивая друг друга, порывались первыми испытать себя, но мы начали не с них. Мы пригласили мальчика, который стоял в стороне и внимательно наблюдал за происходящим. Внешне он был ничем не примечателен, но чем-то сразу привлек наше внимание, и мы решили проверить свое первое впечатление.

Мы попросили его пройти эти 7 метров. Старт - носки на первой линии, финиш - носки на второй. Задание: мышечно запомнить это расстояние. Значит, при ходьбе он должен был запоминать ощущения движений каждого шага. В сумме эти ощущения должны были создать кинетическую мелодию его ходьбы.

Мальчик пошел своим обычным шагом, свободно и непринужденно, последний шаг был неполным; он сделал полшага и остановился, касаясь линии носками.

Мы предложили ему сделать то же самое с закрытыми глазами.

Теперь он шел несколько медленнее: ведь он прислушивался к себе, к кинетической мелодии той ходьбы, которая его вела. Перед последним шагом он почти остановился, нога медленно - медленно, словно щупая пространство, продвинулась к линии... но не дошла. Мальчик сам измерил и сказал:

- Минус 12 сантиметров.

Это был хороший результат.

Мы попросили его пройти с закрытыми глазами еще раз.

Вторая попытка удалась мальчику больше. Это и не удивительно: зная ошибку, он разбросал ее, чуть-чуть добавив каждому шагу, а уточненная программа (образ движения) дала улучшенный результат.

- Минус 7 сантиметров, - сказал он.

Напрашивается вопрос: почему он разбросал ошибку на все шаги, а не прибавил только на последнем, неполном, что кажется значительно более простым? Оказывается, это принципиально разные способы решении задач. Мальчик был достаточно талантлив (мы поняли это сразу после второго прохода, когда он выбрал именно этот способ решения задачи), чтоб охватить все действие целиком. Все шаги были для него равнозначны: что первый, что пятый, что последний. Ведь не случайно же он даже не спросил нас, нужно ли их считать. Он исполнял процесс и вносил поправки в процесс. Если же вы рассчитываете исправить ошибку последним шагом, 1) вы действуете по принципу "была не была", 2) все предыдущие шаги совершаются без мысли, механически, 3) возникает напряжение в ожидании последнего шага и в точном донесении до него образа коррекции, что исказит все предшествующие шаги и накопленная ошибка перекроет самую правильную коррекцию.

Мальчика результат удивил: он надеялся на лучшее. Он считал, что должен попасть точно.

- Молодчина, - похвалили мы. Еще бы, так аккуратно вести коррекцию дано не каждому.

В третьей попытке ошибка была минус 4 сантиметра.

- Можно, я еще раз попробую? - сказал мальчик. - Я чувствую, что теперь попаду точно.

- Посмотрим.

Чтобы оправдать наши надежды, он должен был произвести еще одно действие - действие в уме.

В четвертой попытке, сделав последний шаг, он не сразу открыл глаза. Он постоял, как бы вслушиваясь в себя. Потом повернулся к нам и сказал:

- Нет... - Он взглянул под ноги: носки ботинок зашли за черту 4 сантиметра. - Но теперь я знаю, что попаду точно.

Сперва минус 4, теперь плюс 4. Вилка. Ай да молодец! Именно ее мы и ждали.

Дело в том, что недобранные в третьей попытке 4 сантиметра - это ничтожно малая величина для различения ее мыслящим телом на расстоянии 7 метров. Ощутить ее почти невозможно. И вот, чтобы получить дополнительную информацию, мальчик интуитивно пошел на увеличение ошибки. Информация не пришла со стороны, он сам ее создал. Вот откуда у него возникло чувство знания.

Теперь ему оставалось взять среднее между двух ошибок.

Разумеется, в пятой попытке он попал.

Чтоб вы не думали, что мы были ослеплены успехами мальчика, отметим, что использование "вилки" - далеко не самый высокий уровень критичности. Например, "пресс", когда идет одностороннее уменьшение уровня ошибки - сантиметры и миллиметры как бы вдавливаются в результат; кстати, мальчик именно с "пресса" и начинал, - это более тонкая работа. Ну, а уж когда идут одни нули - это оптимум.

 

Поскольку семиметровый ипс требует десятикратного повторения, мальчик ходил еще пять раз; ошибки не превышали 1 - 2 сантиметра. Для удобства график сложен пополам, так что положительные и отрицательные величины ошибок откладываются на одну сторону. Откуда взялась граница ошибок + - 15 см и что она означает?

Когда была произведена математическая обработка данных (повторяем, мы пользуемся результатами свыше 1500 опытов), стало ясно, что люди с развитой критичностью действий ошибаются в пределах + - 15 см. Это норма.

 

КОГО ВЫ ХОТИТЕ ОБМАНУТЬ?

 

Предостережение 1: проходить 7 метров с открытыми глазами мы рекомендуем один раз. Этого достаточно, чтобы кинетическая мелодия ходьбы сохранилась надолго. Если вы надумаете повторить испытание на завтра - мелодия будет цела; через неделю - тоже. По имеющимся у нас данным, она сохраняется практически неизменной до 60 дней, что свидетельствует: работает и долговременная память. Дальше следить за процессом не было смысла.

Тех, кто неуверен в себе и захочет пройти с открытыми глазами три - пять - десять раз, честно предостерегаем: "семиметровый" ипс не тренируем.

Предостережение 2: не считайте шаги.

Считая шаги, вы усложняете свою задачу. Вместо одного процесса - запоминания кинетической мелодии движения - вы ведете два. Это цирковой трюк, осуществить который невероятно трудно. Ведь происходит противоборство сознания и мыслящего тела. При этом часть информации стирается. И тут уж ошибки неизбежны.

Память человеческого тела - более чем надежна. Если вы решите проверить ее "семиметровым" ипсом, идя спиной или боком, или приставными шагами, или начав движение с другой ноги, - результат будет ближе к истине, чем при счете шагов.

 

ПОРА В ПРОФОТПУСК

 

Семь метров размечены, пройдены с открытыми глазами, потом с закрытыми. Вы открываете глаза... Где же линия? Оказывается, она в полутора метрах позади вас. Бывает... Не отчаивайтесь: пока вы не сдались - у вас все впереди. А здесь и вовсе просто: впереди еще 9 попыток. Внесли поправку? Вперед. Если в этот день вы так и не достигли положительного результата (случайные попадания в зону 15 сантиметров не в счет; оптимум - десять из десяти; и, пожалуйста, не торгуйтесь ни с нами, ни с собою), предварительный диагноз: вы устали. Хорошенько отдохните, выспитесь - и назавтра в самом лучшем состоянии (время выбирайте сами; "жаворонкам" лучше делать это с утра, "совам" - ближе к вечеру; постарайтесь точно подловить благоприятный момент - ведь от этого зависит наш успех) повторите ипс. Надеемся, вы не забыли, что с открытыми глазами проходить уже не обязательно.

Если вы и теперь не попали в норму, значит, у вас не усталость, а утомление. Это тоже не окончательный диагноз, но он уже ближе к истине. Усталость - это естественное кратковременное состояние, вызванное только что проделанной работой. Независимо от количества выполненной работы, усталость приятна, она вызывает положительные эмоции, подъем духа. Усталость - обязательное условие существования и развития организма. Самый грамотный труд - труд в границах усталости.

Утомление - это долговременное состояние, вызванное чрезмерной (физической или умственной) работой, в результате которой в мыслящем теле намечаются процессы разрушений. В первую очередь от этого страдает оперативная память - "миллеровский кошелек" сжимается. Утомление может в любой момент перейти в переутомление, при котором мыслящее тело балансирует на грани нормы и патологии. Малейший толчок - и начинается лавинообразное поражение органов и систем. Это уже болезнь. Увы, утомление не имеет лица. Можно годами существовать под его гнетом - и не знать об этом. Но сколько дел не сделано! - только потому, что дефицит энергии не дал возможности развернуть крылья нашей отваге. Сколько вы начинали! - и ничего не завершили; сколько раз вы наступали на свое "я"! Сколько раз поступились своей гордостью! Сколько недолюбили...

Итак, если выяснилось, что вы не просто устали, а утомлены, вам следует пересмотреть свой образ жизни. Установить нормальный режим, не нервничать по пустякам, вдоволь высыпаться, правильно питаться; наконец, отважиться на физическую зарядку (а еще лучше - на спорт), но не формально, какое-то количество минут размахивая руками и ногами, а осознанно, понимая, что эти упражнения должны зарядить вас энергией, накопить ее для полноценной жизни.

Через неделю вы повторяете ипс. Если имеется положительный сдвиг, но вы еще не пришли к норме - продолжайте наступать на утомление. Чем разумней будет ваш образ жизни, тем быстрее придет успех.

Если улучшений нет - призовите на помощь мужество и терпение, быть может, вы слишком утомлены или даже переутомлены, так что недельного срока слишком мало не только для прихода к норме, но даже для принципиального сдвига. Повторите ипс еще через неделю, может быть, даже через две. Мы знаем случай - правда, в нашей практике он был один, - когда человеку понадобилось для этого почти полгода. Но к тому времени, когда это случилось, ему уже не требовалось испытывать себя ипсами, потому что теперь это был совсем иной - творческий, уверенный в себе человек.

 

"СТИРАЛЬНАЯ ДОСКА"

 

Выполняя "семиметровый" ипс, не ленитесь записывать показания. Они пригодятся и тем, кто укладывается в норму, и тем, кто к этому только еще стремится. Построив график, первые увидят, как далеко им до оптимума (10 нулей подряд), вторые же по типу графика определят качество своего состояния. Так называемая "стиральная доска" - переутомление. Обратите внимание: разброс в показаниях совсем небольшой. Это говорит о том, что мыслящее тело не способно к вариативности. Отмерив однажды определенный результат, оно штампует его раз за разом, вертится по одному кругу, как заезженная пластинка. Игла засела в борозде и вырваться из нее сама не в силах. Только толчок извне может изменить мелодию. Так и переутомленный человек не в силах изменить свой однажды сложившийся стереотип. Он раздвоен, Он все понимает, он знает, что ему делать, но сигналы его сознания столь слабы, что не доходят до мыслящего тела. И наоборот: мыслящее тело посылает свои сигналы - но они не могут вызвать ответа, потому что тонут в хаосе переутомленного мозга. Частный случай - "стиральная доска" оказалась в пределах допустимого. Такой вариант не исключен: мыслящее тело случайно попало в норму. И штампует ее - и сегодня, и завтра, и через десять дней. А мы и рады: я в норме - и слава богу!.. Чтобы не обольщаться - запомните: истинный процесс, в пределах нормы имеет только три лица: "вилка", "пресс" и "нуль".

РЕЗЮМЕ

Итак, вы в норме. В пределам допустимого. Что это означает?

Первое: вы безусловно талантливы. Второе: по форме графика вы можете приблизительно судить о своих сегодняшних возможностях. Третье: теперь достаточно найти достойную задачу - точку приложения сил, - и ваш талант раскроется и будет совершенствоваться. Ваша готовность достаточна, чтобы найти себя, постоять за себя и себя выразить. Но для этого, чтобы меньше блуждать в потемках и скорее выйти на свет - привязаться к своей задаче, - испытайте свои энергопотенциал, психомоторику и критичность. Они позволят увидеть себя, как в трюмо, - со всех сторон. Вперед. И не сомневайтесь!

 

ГЛАВА ВТОРАЯ.

Талант и Бог

 

ПРАВДА И ЕСТЬ ИСТИНА

 

Прежде чем разбираться с природой таланта дальше, нужно ответить на вопрос: а возможно ли это? возможно ли вообще понять, что такое талант, откуда он взялся и как работает? Ведь в обществе испокон веку живет идея, что талант - от Бога. Любой талант - играет ли он на скрипке, конструирует ли лазерные ускорители, сочиняет ли модели одежды, - все это неспроста, все это делается под контролем Бога, иначе как же объяснишь, что он - этот скрипач, физик, модельер - может, а остальные - нет.

К тому же все читали признания - поэтов: "Господь водил моей рукой; я только записывал, а сочинял - Он." Математиков: "я столько лет бился над этой формулой, и вдруг - озарение - она явилась перед моим внутренним взором." Исполнителей: "я почувствовал присутствие Бога, потому что из моей виолончели полились звуки, ничего подобного которым прежде я из нее извлечь не мог."

Если эти мнения соответствуют истине, то бессмысленно даже пытаться разобраться в природе таланта. Ведь Бог непознаваем; его симпатии и прихоти подчинены его собственному Закону; не нам на него влиять!.

Мы думаем иначе. Мы почему и взялись за это дело, что однажды поняли механизм таланта и убедились: Бог к нему не причастен.

Мы готовы это доказать. (Чем докажем, кстати, что для Бога нет деления людей на любимчиков и бяк, - для него все равны.)

Мы готовы доказать, что только талантливая работа оправдывает нашу жизнь на земле, - и уже поэтому изначально она запрограммирована в каждого; значит, талант - это механизм природы; а коль так - талант работает независимо от нашего сознания.

 

БОГ - ЭТО ОТВЕТ

 

Откуда же взялся миф о божественной избранности таланта? Как ни странно - понять это несложно. Человек не может жить рядом с неизвестным, непонятным, необъяснимым - и не дать этому неизвестному имя. Человек дает имя всему, что он видит, слышит и чувствует - независимо от того, понимает он это или не понимает. Дает имя сразу. Обозначает. Например, самое большое непознанное называют Бог. В том же ряду - Вселенная. И Время: его мы научили измерять на своем муравьином уровне, но познать пока не удалось никому.

То же и с талантом. Когда он есть - это видно сразу. Сразу - едва он начинает работать. Пока он бездействует - он такой, как все, может быть во многих отношениях (нам нравится искать на солнце пятна) даже хуже остальных. Но начал работать - мы снимаем шляпу. И если надо выбирать, кто должен действовать, мы выталкиваем его вперед: ведь у него наверняка получится лучше, чем у нас. Но почему у него получается лучше?

Со стороны этого не видно. Стали расспрашивать: как ты это делаешь? (Вспомните притчу о первом "летающем" мальчике.) И вдруг выяснилось, что он сам толком ничего не может объяснить. В лучшем случае мямлит какую-нибудь ерунду вроде такой: ну делал и делал; сначала ничего не получалось, а потом словно кто-то стал меня направлять; я сперва даже не понимал, к чему это приведет, но чувствовал, даже знал сразу: иду правильно; а потом вдруг увидал все в завершенном виде, и тогда осталось только исполнить это руками.

Разумеется, такой рассказ ни у кого восторга не вызывал, потому что два важнейших момента: 1) что его "направляло" в начале работы и 2) почему в какой-то момент это новое он увидал внутренним взором в завершенном виде, - раскрыты не были. Поэтому перенять было нечего. Научиться - нечему.

Кстати, отсюда мораль: если человек не талантлив - научиться талантливой работе он не может.

Но факт есть. Значит, он должен иметь имя. Окружающие к этому не причастны, потому что они имеют доступ к этому факту через вторые руки - через посредство таланта. То, что они видят: задача - работа - результат, - ясно и просто; непонятен лишь ход его мысли, по какому принципу он выбрал направление и как решил задачу. Неизвестное ощущает только он. Именно ему и достается честь назвать это неизвестное. И ничтоже сумняшеся талант говорит: моею рукой водил Бог. Ничего не объяснил, но ответ есть, и ответ удовлетворительный. Все довольны.

 

ВСЕ - СМЕРТНО; МИФЫ - ТОЖЕ

 

Чтобы миф родился - Неизведанное должно быть рядом со мной постоянно. Пусть оно не имеет ко мне отношения непосредственно, пусть я только свидетель, - я должен быть в нем уверен, как в том, например, что придет весна - и распустятся цветы. Чтобы миф стал частью моего мировосприятия, чтобы я поверил в него, - нужно, чтобы он пришел ко мне, как достояние многих поколений. Нужно, чтобы из века в век все таланты, которых интересует только результат, с восторгом благодарили бы за свой успех Бога, а те единицы среди них, которых интересовал процесс (забегая вперед признаемся, что это - гении) - клали бы лучшие свои годы на анализ процесса творчества. Столько книг об этом написано!.. Каждому гению удавалось разложить процесс творчества на детали; потом они эти детали складывали в точности, как прежде было, - а процесс не возобновлялся. Гомункулус в пробирке не возникал. Препарированная лягушечка не оживала. Чтобы и первое, и второе, и третье произошло, недоставало последней детали, и этой деталью - одухотворяющей собранную машину - был Бог.

Если изначально веришь в миф, что заводит пружину Бог, то и все действия - помимо сознания - будут подчинены только подысканию доказательств его непосредственного участия. Поймите нас правильно: мы вовсе не утверждаем, что этот миф принес вред. Напротив! - он помог сохранить множество талантов: вместо того, чтобы копаться в себе, люди делали конкретное новое дело. И еще: в них было меньше страха перед новым делом - ведь они были не одиноки, с ними был Бог, который (как они не раз убеждались) в решающий момент непременно подсказывал выигрывающий ход. Так может быть самое лучшее - оставить все как есть и не лезть в эти дебри? не разрушать этот миф? не забирать у Бога такую красивую роль?.. В этом есть резон; но что делать, если мы открыли механизм творчества?

Это наш камень. Неподъемный для одного человека; но нас двое, у нас четыре крепких руки - и мы подняли его. И никуда нам не деться - наша судьба тащить его на верх грандиозной пирамиды, которую успели построить наши предшественники. Мы вовсе не утверждаем, что этот камень должен венчать пирамиду. Конечно же нет! Но сегодня его место - над остальными, выше всех, и эта книга (по сути) отчет о том, как мы тащили свой камень вверх. Так хочется успеть самим положить его на уготованное ему Богом место!..

 

ОТЧЕГО ТВОРЧЕСТВО БЕСПАМЯТНО

 

Нам проще, чем нашим предшественникам, потому что мы знаем построенную ими пирамиду, а вот наш камень - он действительно только наш, это мы его откопали, до нас его не поднимал руками никто. И когда заходит речь о вмешательстве Бога в творческий процесс, мы поворачиваем камень нужной гранью, чтобы вам было удобней прочитать, что на ней написано. Трудно разобрать? - читаем сами: одноканальность души. Разумеется, мы имеем в виду работу души. Состояние, когда она действует.

 

Душа может быть и многоканальной - если она работает на прием информации. Уточним: на пассивный прием. Если прием становится активным - значит, образовалась цель, - прием тоже сужается до одного канала.

Одноканальность - это еще одно важное понятие, которое в различных модификациях постоянно будет работать в этой книге.

Одноканальность - это свойство, заложенное в нас природой. (Для тех, кто приписывает все Богу - Создателем.) Именно она позволяет нам действовать результативно. Ведь именно благодаря одноканальности мы можем сосредоточиться. На чем? На любой цели - от "взять ложку" до "что есть истина?". Мы сосредоточились - и на какое-то время (практически это мгновения) весь остальной мир перестал для нас существовать. И это продолжается до тех пор, 1) пока мы не достигнем цели, либо 2) из-за потерь энергопотенциала потеряем ее, либо 3) переключимся на другую цель - если ее энергопотенциал более мощный, чем тот, которым жила первоначальная цель.

Мы не можем делать два дела одновременно. Это запрещено природой. (Зачем - узнаете чуть позже.) Когда говорят, что Юлий Цезарь мог одновременно делать три дела, это означает, что он был способен очень быстро (практически мгновенно) переключаться с одного дела на другое. Его великолепная память держала наготове все цели, а огромный энергопотенциал позволял вмиг без усилия сосредотачиваться на очередном действии. Он перебирал действия, как четки; со стороны это было неуловимо; лишь он один знал, как это происходит, для него это была игра; и, очевидно, ему нравилась эта игра на публику, раз он к ней прибегал очень часто.

Точно такова же технология мышления выдающегося гроссмейстера, играющего вслепую на многих досках. Память позволяет ему держать наготове все шахматные позиции, а энергопотенциал - сосредоточиться именно на той, которая у него за спиной в данный момент. Если бы наше мышление не было бы одноканальным, этот фокус никогда бы не удался. Одноканальность замечательна тем, что обеспечивается минимальными затратами энергопотенциала, да и то один раз - на формирование цели. Едва канал "я - цель" образовался, все процессы в нем текут без помех, без трения; по сути это канал сверхпроводимости для чувства и мысли.

 

"ЕСЛИ ОГЛЯНЕШЬСЯ - ОНА ОКАМЕНЕЕТ!"

 

Вы вправе спросить: но где связь между одноканальностью и Богом, диктующим талантливые действия?

Отвечаем: одноканальность объясняет, почему мы не осознаем свой путь к цели, почему упускаем момент рождения талантливого действия. Чем отличается талантливое Действие от бесталанного? Талантливое действие производит душа; оно неосознаваемо; оно совершается свободно и дает новый, неожиданный результат.

Бесталанное действие производит разум; его главные инструменты - память и навыки; разум пользуется знаниями, добытыми до него, знаниями, превратившимися в шаблоны, а ведь шаблон мертв, из него не добудешь нового, так же как из знания с помощью разума ничего нового не добудешь. Бесталанное действие имеет всего три варианта:

1) соединение одного известного кирпича с другим известным кирпичом,

2) деление кирпича на множество маленьких,

3) раздувание его - насколько хватит сил.

Но во всех вариантах кирпич так и останется кирпичом. Все элементы бесталанного действия всегда можно восстановить - лишь бы памяти не мешал склероз. Пусть вы восстановите порядок ходов не совсем так, как было на самом деле - это не имеет значения. Пусть вы где-то подшлифуете, приукрасите свою логику - не в этом суть. Важно, что

1) все элементы будут ясны,

2) все подогнаны один к одному плотно,

3) все будут ступеньками к предопределенному результату.

Талантливое действие реставрировать невозможно, потому что (хотя оно тоже состоит из элементов) в нем элементы не нанизаны на шампур логики, как в бесталанном действии, а в какой-то момент - именно в тот момент, когда родилось талантливое действие, - сливаются в целостный, нераздельный процесс.

Талантливое действие - это всегда результат жизни души. Когда ответ уже получен, задача решена, мы можем протянуть от условия к ответу логическую нить - и заполнить все пространство нужными элементами. Объяснит ли это, как родилось талантливое действие? Нет. Потому что в первом случае зеленая лягушечка прыгала, полная жизни, во втором - она мертва. Потому что талантливое действие повторить невозможно. Если вы его все же повторите - это будет бесталанная работа по талантливо исполненному стандарту. Если же вы в своей попытке повторить будете действовать талантливо - у вас получится еще одно талантливое действие, очевидно иное, чем образец.

При бесталанном действии именно одноканальность позволяет выстроить логику последовательных шагов. При талантливом - одноканальность позволяет материализовать жизнь души в живом процессе. При бесталанном действии вы в любой момент осознаете каждый свой шаг. потому что этого требует логика, без этого вы не вытянете из памяти именно тот элемент, который вам в данный момент необходим. При этом ваше внимание неутомимо совершает маятниковое движение: к цели - к очередному шагу (задание) - к памяти (ответ на задание) - опять к цели - следующий шаг - в памяти подыскиваем подходящий элемент - ориентируемся на цель, чтобы не сбиться.

При талантливом действии этот принцип губителен. Как только вы создали живой процесс, как только он зажил своей собственной жизнью - ваша роль сводится к тому, чтобы не мешать. Ориентироваться на цель - и не мешать! И если вас потащит неожиданной дорогой - значит, это для вас наилучший путь. И если в какой-то момент прежняя цель исчезнет, уступив место новой, неожиданной, рожденной процессом, - значит, либо прежняя цель была ложной, либо мелковатой для вас.

Обратили внимание? - здесь не маятниковое раскачивание, а неуклонное движение вперед. Здесь нет осознания очередного шага, нет осознанного обращения к памяти за недостающими элементами. Осознается только цель.

И вот представьте, что вы решили проанализировать жизнь процесса. Это возможно лишь двумя способами: либо остановить его (как при бесталанном действии), либо взглянуть на него со стороны. Но если сделать первое - процесс прекратится и лягушечка умрет; и если вы захотите запустить процесс снова - вам придется проделать снова всю подготовительную работу; но даже если он опять возникнет, опять наполнится жизнью - это будет уже другая жизнь и другой процесс.

А второе - взглянуть на процесс со стороны - сделать просто невозможно. Ведь мы одноканальны! Взгляд со стороны создает новый канал, значит, прежний перестает функционировать, процесс умирает - и наблюдать нечего.

Там, где должны были пересечься новый канал (аналитический) и прежний (творческий) - не оказывается ничего. Пустота. Для анализа нужны конкретные факты, но их не разглядишь в черном ящике творческого процесса. Вот почему ни один талантливый человек не может объяснить, "как у него это получилось". Если он дилетант - талантливое действие наполнит его положительными эмоциями и ему даже в голову не придет разбираться в себе. Если же он профессионал - он осознанно будет отворачиваться от анализа, осознанно отключать разум, погружаясь в себя, давая свободу душе.

Творческое действие - это нормальное состояние работающей души. В ней все происходит по законам природы. И если знать эти законы - можно воздействовать на душу так, чтобы у нее оставалась лишь одна степень свободы - творческое действие. Ну, а если этих законов не знаешь, то не удивительно, что любой творческий порыв воспринимается как чудо, авторство которого, естественно, так легко и лестно приписать Богу.

 

* * *

 

Итак, проблема "талант и Бог" существует с того дня, как у человека, сотворившего нечто необычное, спросили: "как это у тебя получилось?" Он не смог ответить; другие такие же - тоже; мы объяснили причину, отчего внятный ответ невозможен: одноканальность души. Мы назвали это, дали явлению имя. Но неужели так-таки никто до нас не понимал сути процесса?

Разумеется - понимали.

Когда мы говорим, что место нашего камня - выше остальных, мы вовсе не утверждаем, что этого камня не было до нас. Он был; был всегда; но мы его раскопали и расчистили; и заставили заговорить современным языком.

Что же до проблемы одноканальности, то она была подмечена еще древними. Вот один пример.

Все, кто интересовался в школе греческими мифами, помнят историю Орфея и Эвридики.

Напомним: не в силах жить без трагически погибшей юной жены Эвридики (без творческого процесса), великий певец и музыкант Орфей спускается в царство мертвых (память), находит там тень Эвридики (его нерешенная проблема сформировалась), и, следуя за Гермесом (Орфей не знал пути в сегодняшний день, поэтому вместо творческого процесса на первых порах был вынужден довольствоваться работой по навыкам), ведет Эвридику наверх. Орфей знал, что она идет следом, знал, что нельзя оборачиваться; но когда до выхода из царства мертвых остались считанные шаги, не выдержал, обернулся - и все мгновенно было кончено. Эвридика осталась в царстве мертвых навсегда (зарождавшийся Творческий процесс умер).

Вот уж где без богов не обошлось!

Орфей - сын бога; Аид - бог подземного царства - предостерегает его: будешь идти к свету - не оборачивайся на Эвридику; бог Гермес и вовсе его наперсник - чуть ли не за руку ведет к цели! И все-таки главная идея мифа: творческий процесс не от богов зависит - только от самого творящего человека. Решает задачи - он сам; обнаруживает проблемы тоже сам. Боги могут предостеречь; могут помочь одолеть 99 темных ступеней; но сотую - она может быть и первой, и семнадцатой, и восемьдесят второй - ту самую, которая рождает творческий процесс, - он должен одолеть сам.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

Три этажа жизни

 

На каждой странице этой книги вам встречалось слово "талант"; вы успели кое-что узнать о механизме таланта; вы даже знаете, при каких условиях этот механизм самопроизвольно включается в работу, а при каких - перестает работать. Но что такое талант? Какое содержание вкладываем в это понятие мы - авторы? Формулировки пока не было. И читатель, привыкший самостоятельно мыслить, уже негодует: да почему ж они не скажут толком, какую идею отстаивают? Да и остальные читатели чувствуют себя неуютно. Они ощущают: есть какой-то напряг, который с каждой страницей возрастает, а так хочется легкости, так хочется тверди под ногами - чтобы с уверенностью на нее опереться. Ну что ж, открываем карты; получите твердь: талант - это человеческая способность оригинально решать известные задачи. Что здесь самое существенное?

Талант не открывает новых задач; задача, за которую он взялся, уже была известна (и даже решена) до него; но он решил ее не так, как другие, а по-своему, оригинально. И этого достаточно, чтобы утверждать: задачу решил талантливый человек.

Пример. Еще недавно - два-три десятка лет назад - чулки на детишках закрепляли к трусикам резинками. Так же поступали и женщины: они пристегивали чулки такими же резинками к специальному поясу. Задача решена? Безусловно. Но нашелся талантливый человек, который три вещи соединил в одну - и получились колготы.

Это решение задачи настолько удачно, что им пользуется все человечество. И настолько универсально, что более интересные решения пока никто не может предложить. А что же колготы с прорезями? колготы с тканым узором? колготы, пестро раскрашенные? - напрашиваются вопросы. Неужели это не оригинальное решение задачи? Нет. Потому что и там, и там, и там - все те же колготы. Это - вариации на известную тему. И только. Вариации известного решения.

Чтобы заметить талантливую работу, понять, что перед тобой нечто необычное, не требуется ни высокого образования, ни специальной подготовки. Любой человек замечает талантливую работу сразу. Может быть он думал о чем-то другом, но в поле зрения оказался талантливо сделанный предмет и все его внимание помимо воли переключается на этот предмет.

И тут следует различать новизну и оригинальность.

Любая новизна тоже останавливает внимание. Но она пугает (хотя мы этого не осознаем); как минимум - удивляет. Но в любом случае у нас возникает желание от нее отгородиться. Почему? Да потому, что новизна претендует на наше внимание, на нашу энергию. Она берет - ничего не возвращая. Ей нечем с нами поделиться, потому что любая новизна - это вариация, это необязательное внедрение в наш устоявшийся мир, это нарушение равновесия.

А оригинальность - это печать таланта. Оригинальное решение обогащает нас, обогащает каждого, кто с ним соприкоснется. Обогащает потому, что в нем заложена энергия, которую автор потратил на это решение. Правда - энергия небольшая: мы быстро привыкаем к оригинальности, и когда она перестает быть таковой, становится обыденностью, это значит, что мы утилизировали всю ее энергию, и теперь пользуемся ею, уже не замечая ее.

Колготки - великолепное решение, но, конечно же, не последнее. Каким будет следующее решение той же задачи - мы не знаем, но может быть кто-то из вас ее решит - почему бы нет? Но не исключено, что это произойдет лет через сто. Главное - понимать, что это произойдет непременно. А вот еще пример, как великолепные решения одной и той же задачи сменялись на протяжении тысячелетий. Две тысячи лет назад писали стилом по воску или сырой глине. Потом - пером. Потом перо стало металлическим. Потом к перу приделали баллон с чернилами - и получилась авторучка. Потом появились шариковые авторучки. Вы можете сказать: круг замкнулся, ведь шарик - это то же стило. Формально - так. Но может быть уже завтра придет талантливый человек и предложит оригинальный инструмент для записи мыслей.

* * *

Если с талантом мало-мальски ясно, то кто же такой гений? Может быть - очень-очень большой талант?

Нет. Если вырастить очень большого зайца, в тысячу раз большего, чем обычный, все равно никто не примет его за льва. С первого же взгляда любой определит: да это же заяц!.. Между талантом и гением не количественное, а качественное различие. У них разное чувствование мира. Гений - это человеческая способность чувствовать проблемы и решать их просто.

Там задачи - здесь проблемы. Задачи - вокруг нас; проблемы - внутри, в душе. Проблема - целина, которую первым из людей вспахивает гений. Нет задач, которые решаются впервые. Задача - это грядка на поле, вспаханном гением; и даже если гений не думал о ней, в его решении она присутствует. Душа гения - живое зеркало вселенной. Он чувствует себя ее частью, и выполняет свое предназначение, культивируя эту часть. Гений - камертон природы; он сверяет жизнь по ее законам, и когда в их звучании возникает диссонанс - говорит: здесь - проблема. Если орудие гения - его душа, то талант орудует инструментами души - чувствами, которыми он воспринимает окружающий мир. Талант действует, чтобы преодолеть неудобство; гений - чтобы преодолеть боль.

Продукт деятельности таланта - оригинальность; продукт деятельности гения - простота. Оригинальность свежа до повторения; простота свежа навсегда. Примеры решения проблем: рычаг, клин, колесо. Еще пример, чтоб вы понимали различие между проблемой, задачей и исполнительским действием, сколь бы огромным оно ни было: гений открыл радиоактивность; таланты сделали бомбу; рабы ее применили.

 

* * *

Нам с вами предстоит долгий путь. Одни будут наблюдать это движение со стороны, другие отважатся в нем участвовать. Но и тем, и другим перед дорогой нужно определиться, ответить на вопрос: кто я?

Зачем это необходимо? Представьте, что вы плывете через океан на теплоходе. Если вы палубный пассажир - у вас одно отношение к природе и движению теплохода; если вы пассажир трюмный - те же ситуации представляются вам совсем иными; если же у вас каюта-люкс и возможность пользоваться рестораном, бассейном, теннисным кортом... Короче говоря, перед тем, как судить о нашем движении через океан, который называется "природой таланта", вы должны дать себе (только себе!) ответ - какой меркой вы нас судите. Ведь мерка - это вы сами. Поэтому вы должны определиться - кто вы сейчас? что вы сейчас из себя представляете? Причем не выдуманный вами же, а вы - реальный.

Не спешите. Чтобы сказать себе правду - назвать себя - у вас есть время, пока вы будете изучать эту главу, в которой мы познакомим вас с обитателями трех этажей жизни. Вы - на одном из этих этажей. И чем точнее вы определите свое сегодняшнее местожительство, тем легче вам будет находить с нами общий язык, тем проще будет ваш путь к себе (если вы захотите его пройти, обнадеженный этой книгой); тем точнее будут средства, которые вы для этого выберете.

Пожалуйста, отнеситесь с максимальной добросовестностью к этой задаче. Дело в том, что только один из двадцати людей оценивает себя точно. Остальные или завышают себе цену (таких большинство), или занижают ее. И то и другое гарантирует в любом деле неуспех.

* * *

Откуда такая тенденция: представлять себя больше, чем ты есть?

Во-первых, каждый из нас чувствует (и это чувство не обманывает), что природа старалась каждому из нас дать поровну; во всяком случае - никого не обидеть. И если я вижу, как другие смогли, я чувствую, что где- то во мне спрятаны силы, чтобы и я смог тоже.

Во-вторых, в нас заложена программа, как подняться на вершины духа и разума. Эта программа перестает работать к совершеннолетию, но остается след в памяти мы до последнего дня будем помнить, как она толкала нас вверх.

В-третьих, мы живем под гипнозом когда-то достигнутого успеха. Не имеет значения, каковы были истинные его размеры. Важно, что мы его оценили, как некую ступеньку, и вообразили, что как легко поднялись на нее, так и всю лестницу можем одолеть.

Здесь допущены две ошибки.

Первая: это только снизу все ступени кажутся одинаковыми; на самом деле, начиная с некой высоты для подъема на очередную ступень потребуется новое качество усилий; иначе говоря, наша душа должна быть к этому готова - предварительно обновившись.

Вторая ошибка: истинный успех - это не результат, а процесс, поэтому мы должны были бы оценить себя не по высоте ступеньки, на которую поднялись, а по тяге, которая вынуждала бы нас к следующему усилию, к следующему шагу.

Завышенная самооценка идет не от души (душа, чувства - не ошибаются!); ее диктует голова, разум.

Человек сильный, человек мудрый, человек, получивший нормальное развитие, живет, доверяясь своему чувству; его разум идет вслед за чувством - материализуя его в мысль. Только такой порядок ориентации в окружающем мире гарантирует безошибочность действии.

Повторяем: впереди чувство - за ним мысль, которая неразрывна с чувством, потому что является его продолжением, его второй ипостасью. Но нас с детства учат иному порядку действий: сперва хорошенько подумай (проанализируй, вспомни, прикинь варианты) - а уж затем... А "затем" получается стресс. Потому что мысль, не рожденная чувством, никогда с ним не совпадет. Они оказываются по-разному заряженными, по-разному направленными; при их соприкосновении происходит не слияние, а резкая вспышка - короткое замыкание.

Значит, стресс - это конфликт между разумом и чувством.

Душа, чувство знают свои пределы; оберегая человека от стрессов, они работают как предохранитель. Голова, разум пределов не знают, отпущенные на свободу, они влекут человека в бездну.

Завышенная оценка заложена в памяти (одним из механизмов разума). Но это не просто завышенная мерка (если бы так!) - это туго стянутая пружина (ее постоянно затягивает до предела все та же память и та же мысль - сожаление о несостоявшейся судьбе), которую отпускает (давая ей свободу) первый же подвернувшийся шанс.

Этот человек действует сразу - и вопреки себе.

Поэтому (пусть не на первом, а на втором, на третьем шаге), но он обречен на неудачу. Вместо успеха он получает стресс; сколько серьезных попыток - столько и стрессов. Это трагически сложившаяся жизнь, причем трагичной ее сделал сам этот человек, хотя, оцени он себя правильно - жил бы вполне счастливо.

* * *

Теперь разберемся с теми, кто занижает свои возможности. (Они вовсе не считают себя плохими; и не считают себя хуже, чем они есть - речь идет не о нравственной самооценке, а о том, каким они видят мир; или (переходя на нашу терминологию) как они оценивают свою ЭПК). Это люди с зазубриной в памяти.

Вы можете сказать: а у кого в памяти нет зазубрин? Согласны. Но этим людям жизнь поставила зазубрину в тот момент отрочества, когда волна возрастного развития неудержимо тащила их вверх. Что-то случилось - какая-то неудача. На волну это не могло повлиять, она продолжала реализовывать заложенную природой программу, но теперь она влекла не смелого, полного надежд пловца, а сломленного молодого человека, который думал лишь об одном: как бы не разбиться о каменистое дно, когда волна начнет опадать.

Этот человек не знает свободы, потому что живет с постоянным самоконтролем. Что бы он ни делал - все у него отмеряно от и до. Он сколотил себе прокрустово ложе, мучается на нем, но перебираться на другое (удобное) не соглашается: страшно.

Его мотивация - вне его; поэтому оценку своим действиям он ищет у окружающих. Он понимает, что нехорошо, унизительно заглядывать им в глаза - и все же делает это, потому что без их оценки потеряет ориентиры и будет несчастнейшим из людей ("я никому не интересен!..").

Это не означает, что он вообще не способен действовать. Он действует, и порою очень успешно! Ведь природа успела дать ему много, просто он 1) потерял ключ от своего ларца и 2) каждый раз, когда он на ларец смотрит, его сердце сжимается от былой боли, когда ларец упал ему на ногу - после чего он и охромел.

Значит, он добивается успеха, пока его действия им контролируемы, пока все логично, понятно, адекватно. Если он знает, что сложив а + б получит необходимое ему в - он действует уверенно.

Когда же проявляется его ущербность? А в тот момент, когда созданный им процесс набирает инерцию, когда создается тяга - когда работа начинает отдавать больше, чем берет. Он видит, как набухает под ним волна, чувствует сплетение мощных, неподконтрольных ему струй, вспоминает о злопамятном каменистом дне - и выходит из игры.

 

Как бы высоко он ни поднялся по социальной лестнице - ему не позавидуешь. Ведь ему недоступно счастье - эти мгновения свободны, когда человек полностью погружен в стихию чувств. А счастье - это как раз то, о чем он больше всего думает, что он напрасно ищет всю жизнь.

Ах, если б он решился на дерзость, на отвагу - и у него бы появился какой-то шанс. Но цели, которые он себе ставит, хотя для кого-то другого быть может и велики, но его-то не достойны, а потому достижение их не приносит ему удовлетворения. Маленькие победы не возбуждают его - и он перестает бороться. Он находит безопасное течение - и отдается ему, затрачивая минимальные усилия на поддержание себя на плаву. Его судьба - угасание.

* * *

И только один из двадцати оценивает себя точно. Это позволяет ему выбирать цели, для достижения которых от него требуется максимальное усилие - и в то же время он уверен, что не сорвется. Зачем такие крайности? почему именно максимальное усилие? откуда в нем потребность к максимальному действию? Именно во время действия человек живет (в отличие от существования, когда идеалом является покой, и все усилия направлены лишь на то, чтоб этот покой сохранить).

Максимальное (успешное!) действие рождает ощущение максимальной жизни.

При этом человек сливается с предметом своей деятельности в одно, а раз между ними нет дистанции, то нет места и мысли. Действуя на максимуме, он превращается в одно живое чувство. Чувство наполняет человека новой энергией - и именно этот энергетический прилив создает ощущение тяги, вдохновения, когда работа идет свободно, сама собой.

А когда работа закончена, действие завершено (и он отделяется от предмета своей деятельности), - энергия работавшего чувства какое-то время еще продолжает прибывать, но теперь она материализуется не в труд, а в переживание оставшегося позади процесса труда - то есть, в счастье.

Напомним, для чего вам эти три уровня притязаний, три (соответствующие им) картины мира, три видения себя в этом мире: - для того, чтоб вы понимали, с какой точки зрения вы сегодня судите о нашем тексте.

Те, кто переоценивает себя, читает наш текст снисходительно. Им не приходит в голову, что они видят только то, что находится на уровне их горизонта и ниже. Как это все банально! - вот их вердикт.

Те, кто недооценивает себя, читает нас с опаской. Здесь что-то есть, - признают они, - но нужно думать! И откладывают текст, потому что чуют: он ведет их в неизведанное.

И только те, кто оценивает себя точно, узнают себя в тексте, живут им и действуют по нему.

Но мы никого не отвергаем. Мало того, именно обреченных на неудачи мы первым протягиваем руку: кому как не им помогать!.. Удачнику мы тоже нужны: чтобы понимать механизм его удачи и пользоваться им еще точнее. Но неудачнику мы нужней: ведь у нас он может узнать диагноз своей болезни и способ, как стать здоровым. Мало того, именно неудачнику мы предсказываем: если ты поставишь себе верный диагноз и вылечишься - ты сможешь подняться выше любого удачника, потому что ты знаешь, каково внизу (а он - не знает), и каждая ступень будет дарить тебе больше счастья, чем ему, потому что его диапазон чувств меньше, он не имеет твоего горького опыта. Он движется от хорошего к лучшему; ты - от отчаяния к счастью. Память не даст тебе забыть, где ты был, поэтому твоя мера будет тоньше: ты будешь различать недоступное глазу удачника, и будешь слышать стук в твое сердце там, где его чувства спят.

Вывод: ваш уровень притязаний - это еще не вы; это то, что вы о себе думаете; либо полагаете, что так о себе думаете, поверив ситуации, в которой живете, поверив мнению окружающих людей (зачастую намеренно обманывающих вас), поверив своим удачам и неудачам.

Уровень притязаний - это ваша манера жить, это ваша привычка действовать. Это ваша вторая натура; костюм, к которому привыкли настолько, что он стал частью вас. Он закрывает ваше тело; вы полагаете, что в нем удобно - и этого достаточно, чтобы примирить вас с ним. Но ведь вы понятия не имеете, каково на самом деле ваше тело, каково вам будет жить, если вы доверитесь ему, а не костюму. Значит, три уровня притязаний - это не реальное здание, в котором живет каждый из нас (каждый на своем этаже). Это - здание-мираж, на этажах которого живут наши представления о нас. Наши фантазии о себе. Наше воображение.

Давайте материализуемся. Давайте наберемся мужества - и узнаем, кто мы есть на самом деле. Чтобы жить не выдуманной, а настоящей жизнью. И не вполсилы, а чтобы унести максимум того, что предлагает нам жизнь.

До сих пор вы думали о себе, и полагали, что себя знаете. Мы предлагаем вам действовать. Потому что только действие назовет, кто вы на самом деле есть.

* * *

Перед тем, как двигаться вперед (или перед тем, как решать - хотите ли вы вообще двигаться, интересует ли вас задача понять себя и дойти до себя - до такого, каким вы были задуманы еще до вашего рождения), следует определиться с проблемой:

кто вы сегодня? на каком уровне развития находится ваша душа? и какой путь вам предстоит одолеть, если вы хотите прийти от себя сегодняшнего к себе истинному?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно на себя взглянуть. Не изнутри - как мы это делали до сих пор (и вместо себя реального видели себя - Фантом), - а со стороны. Значит - поглядеть в зеркало, которое не врет. Таким зеркалом для человека может быть любое действие. Например, ответ на уже знакомый вам вопрос: как вы относитесь к идее, что талант - от Бога?

Этим вопросом мы испытали тысячи людей. В беседах; в опросах; в анкетах, где этот вопрос был спрятан в ряду других. Мы перебрали все профессии, до которых смогли дотянуться, все возрасты - от старшеклассников до стариков, все уровни образования и интеллекта. И обнаружили, что все ответы четко разделены на три группы. За ними были три группы людей. Состав групп не зависел ни от возраста, ни от образования, ни от социального положения.

Так мы открыли новую типологию людей. Не по расовому признаку, не по языковому, не по сословному, не по образовательному, не по профессиональному и т.д. - а по состоянию ЭПК человека.

 

Таких состояний - диапазонов ЭПК - три. Три этажа жизни.

Нижний диапазон - человек существует; его цель - самосохранение.

Средний диапазон - человек живет с удовольствием, но он бесплоден.

Верхний диапазон - человек живет созидая.

 

Каждое состояние устойчиво, инертно и консервативно.

Это значит, что (находясь в своем диапазоне и ничего специально не предпринимая) человек остается в нем всю жизнь.

Под действием обстоятельств человек может упасть с верхнего этажа вниз - но от этого не изменится его сущность.

Чтобы жителю нижнего диапазона перебраться выше - требуются сознательные, длительные, грамотные усилия - работа над собой (с ее технологией мы вас познакомим). Разумеется, каждому состоянию нужно было дать имя. Человек нижнего этажа живет страхом. Он боится себя, боится сделать ошибку (поэтому бездействует), боится людей, боится любой перемены обстоятельств. Но работу выполняет добросовестно и в срок (боится наказания). Платон называл такого человека говорящим орудием. Его свобода ограничена пространством его тела. Значит - это раб.

 

Человек среднего этажа живет удовольствием. Поискам удовольствий подчинена вся его жизнь. Он обладает замечательной способностью находить предметы, рождающие удовольствие, и если жизнь ставит его в обстоятельства, когда это невозможно вне - он получает удовольствие от себя - от своей души. Его свобода заканчивается там, где заканчивается удовольствие. Работает он лишь до тех пор, пока это приятно; значит - мало, не серьезно, не глубоко, не до конца. Он ничего не отдает, он ничего не производит, его предназначение - потреблять созданное другими.Значит - это потребитель.

Человек верхнего этажа живет действием. Без действия он не может, потому что его высокий энергопотенциал ищет выхода, ищет приложения себе - ищет цель. Критичность эту цель находит, а психомоторика организует это действие таким образом, чтобы трата энергопотенциала (работа) приносила удовольствие. Если он в хорошем состоянии - он не может не работать; едва закончив одно дело - он тут же берется за другое. Не результат его привлекает! - только процесс, потому что он получает удовольствие именно от процесса работы. Результат его работы - нечто новое - чего он не знал. А поскольку это новое создавалось с удовольствием, в нем аккумулирована энергия автора. Энергия, которой смогут пользоваться теперь и другие люди. Назовем его - созидатель.

 

Итак, вопрос был задан, зеркало поставлено.

Как же относится к идее - "талант от Бога" - раб? Да никак. Потому что половина этой проблемы (талант) для него вообще не существует. Бог живет в его душе (а иногда и в мыслях), о таланте же он никогда не задумывался. "Талант? Да отстаньте вы со своею ерундой." Состояние души раба - состояние его ЭПК - диктует его образ жизни и образ мыслей.

Ему абы день до вечера как-то пережить, поскорей до койки добраться - и вычеркнуть из жизни этот очередной обрыдлый день. Такой, как вчера, и как год назад, и как завтрашний день, и как тот, что придет через год в этот же день. Ничем от них не отличимый, ничем не примечательный: работа - тупые хлопоты - ТВ - постель - работа. Нет сил радоваться, нет сил любить, чего-то по-настоящему хотеть, за что-то бороться. Даже ненавидеть! - и то нет сил; их хватает только на страх.

При этой катастрофической энергетической нищете, когда прислушиваешься не к душе, а к телу: сегодня здесь болит, а вчера там- и вроде бы на прошлой неделе здесь же болело, только сегодня сильнее, - при этом каждодневном привычном унижении собственной беспомощностью, унижении, которое уже давно перестал замечать, - о каких мыслях по поводу таланта может идти речь? Конечно, раб не спорит: талант - штука реальная, он есть; каждый день книгами, фильмами, открытиями он подтверждает свое существование в природе. Но это где-то там - у других, особых. Не у меня. Уж я ли не знаю себе красную цену - ломаный грош в базарный день. И как бы и что бы ни менялось в этом мире, какой бы благополучный не становилась моя собственная жизнь, в самом существенном - в области души - в ней ничего не изменится. Не дал Бог. Не дал - и все. Когда раздавал - другим досталось. Судьба - лотерея.

* * *

В среднем диапазоне жизни (у потребителя) совсем другая установка. Не просто выжить, но - прожить с удовольствием. И когда это удается, он живет с ощущением полноты своего бытия.

Его целостность пластична необычайно. Извлекать удовольствие практически из всего (даже из зла!) это и философия, и искусство; и для их реализации требуется соответствующая ЭПК. Ведь жизнь - непростая штука, далеко не дедморозовская корзинка с подарками. И, случается, иногда так больно трахнет, что только держись. Но ведь наш герой далеко не дурак; он всегда найдет выход, всегда сумеет уйти из-под удара. Сумеет уцелеть. Единственное условие: остаться верным себе, не пойти на поводу других, не играть по их правилам. Только так он сможет сохранить свой энергопотенциал (то есть - не подцепить какую-нибудь хроническую хворь, на которую придется работать всю оставшуюся жизнь). И потому (лишь только выглянуло для него солнышко), глядишь, а он уже всплыл, словно поплавок, из вчерашней пучины. И снова ему открыт весь мир.

Так как же он относится к гипотезе о божественном происхождении таланта?

Пока ему плохо - никак. Не ко времени вопрос. Ведь не до жиру. Ведь для того, чтобы разглядеть талант, и тем более - чтобы задуматься о нем, нужен свободный энергопотенциал. Свободный от проблем жизнеобеспечения. И если этого энергопотенциала нет (а вопрос задан), ответ будет соответствующий возможностям: какая-нибудь первая подвернувшаяся под руку банальность. Почему? Потому что за таким ответом нет ни рассуждения, ни попытки заглянуть в себя, ни переживания. (Хотя отвечающий этого не осознает. Он-то полагает свой ответ вполне полновесным.) Так ведь нам не это нужно, не ответ вообще; мы же хотим знать, что он на самом деле об этом думает!.. Но (повторяем) обратились мы не вовремя. Думать ему нечем. Каков же будет его лишенный следов размышления ответ? Правильно, он скажет: талант - от Бога.

Но вот потребитель всплыл. Может быть теперь в самый раз поинтересоваться, что он о таланте думает? Опять рано. Потому что пока он приходит в себя, забывает страхи, оправляет перышки - он занят лишь одним: добирает упущенные удовольствия. И вся его энергия тратится на обеспечение процесса переваривания. О таланте думать просто нечем. Но желудок у него маленький, наедается он быстро, и тогда, естественно, начинает перебирать и привередничать.

Внимание! Это признак: появился свободный энергопотенциал. Он хочет чего-то новенького, небывалого!

Опять будьте внимательны: здесь ловушка. Человек не удовлетворяется тем, что имеет, хочет другого (и непременно красивого!) это так похоже на талант. Но только снаружи похоже.

Сущность таланта иная: он смотрит на предмет, мысль, процесс - и они рождают потребность их переделать.

Значит, в первом случае мы имеет дело с изысками потребления, во втором - с уже начавшейся работой таланта. Чего же (конкретно) новенького он хочет?

Мы зря его терзали - он и теперь все равно ничего толком не скажет. Потому что не способен свои ощущения превратить в мысль (а ведь только так мы можем его понять). Правда, молчать он не будет, слов ему не занимать! И по их красочному калейдоскопу мы видим, понимаем и верим, что чувствует он необычайно ярко и хочет новенького так искренне. Но вот додумать, домыслить, понять и сформулировать - его не хватает. Не хватает всю жизнь! Всю жизнь он рядом от этого дела - от самовыражения, от самовоплощения. Когда его целостность благополучна, он ощущает: чтобы дотянуться - не достает буквально одного шага. Одного! - но этого шага он так и не сделает. Никогда.

Трагедия? Это как посмотреть. Если со стороны - все основания для трагедии есть: имея великолепные данные (только не спрашивайте ни себя, ни его, какие именно эти данные: конкретный ответ ни нам, ни ему не удастся) - не реализоваться! И он, кстати, понимает зримый трагизм ситуации и подыгрывает зрителям (ему нравится роль жертвы, роль нереализовавшегося гения; она так удобна: ничего не делаешь, а лавры - твои).

Но наедине с собою он трагедии не позволяет. Во-первых, потому что это рождает отрицательные эмоции, которых он избегает мастерски; во- вторых, чувство меры ему подсказывает, что предмета для трагедии нет. Не с чего переживать, потому что нет у него таланта! Но талант так близко, и он мог бы быть мой, так отчего бы не воспользоваться случаем и не выжать из ситуации максимум положительных эмоций? И он снова и снова переживает в своей душе мелодраму с сентиментальной сладостной слезой и с обязательной улыбкой сквозь эту слезу.

Итак, условия задачи: талант понятен потребителю; талант - рядом, и по всем внешним признакам - доступен (что позволяет держаться соответственно: мол, захочу - и сам смогу не хуже). Спрашивается: как потребитель относится к версии о божественном происхождении таланта?

Оказывается, других версий он и не видит. "Это настолько очевидно, - говорит он, - что даже и спорить не о чем. Божественность таланта вовсе не обязательно доказывать, так же как бессмысленно доказывать существование Бога.

(Вы уже поняли? - он не способен самостоятельно мыслить и Формулировать - и потому прячется за стереотипом.)

Талант есть - и все. Это данность. И оттого, что вы пытаетесь поэзию мироздания расчленить и объяснить - ничего ведь не изменится. От поэзии не убавится, а вам не прибавится."

Он знает, что не потянет конкретного разговора - и потому гонит слова, создает словесный шум, имитирующий самостоятельную позицию и мысль.

Здесь важно одно обстоятельство: как и каждый из нас - потребитель по себе меряет. И в этом все дело. Хотя он и рядом с талантом живет, он ощущает, что между ними - пропасть; ощущает, что талант - это какое-то новое качество. Ситуация потребителя парадоксальна: он может разглядеть и узнать талант, но почему тот - талант, а он сам - нет, - понять не может. У него нет инструмента, чтобы обработать этот материал. И поэтому, приписывая таланту божественное происхождение, он не столько отвечает на вопрос, сколько уходит от ответа. Раскроем забавную подоплеку этой позиции потребителя.

Если талант от Бога (и мне он недоступен), - с этим легко смириться, как и со всякой прихотью высших сил. Если же талант - это реальная возможность любого человека, и я рядом стою, и при этом знаю, что никогда не переступлю незримый порог... Не кажется ли вам, что такое знание унижает? Самовлюбленного, самодовольного человека - безусловно. И чтобы избежать этих неприятных мыслей, и как следствие их - необходимости усилий, чтобы доказать самому себе, что и так хорошо, и что нет смысла перестраивать свою красивую и уютную жизнь, - так вот, чтобы избежать этой докучной борьбы с самим собой, он на словах может согласиться с вами, что талант доступен каждому, но в душе (ради мира с самим собой!) останется при "собственном" мнении.

 

* * *

Остается разобраться с жителями третьего этажа - с теми, кто, собственно, и делает талантливую работу - создает новые мысли, предметы и процессы. С созидателями. Как они относятся к гипотезе, что талант - это божий дар?

9 из 10 талантливых людей об этом не задумываются. Как и о том, талантливы ли они сами. Они делают свою талантливую работу как нечто само собою разумеющееся. Они не могут иначе.

Эта работа 1) сама находит их, 2) заставляет заняться собою, 3) заставляет исполнить себя.

Что произойдет, если этому работнику сказать, что он - талантлив? Ничего.

Наверняка ему будет приятно. Но и теперь он не поставит себя рядом с поэтом или композитором. Вот там действительно творчество, а у него- в общем-то ничего особенного. Ну - новое сделал - так ведь любой человек (окажись он на его месте), попотев, помозговав - придумал бы не хуже!.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Як читається буквосполученняsu перед гласной? | Моделі та стилі спілкування
<== 1 ==> |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.297 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.298 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7