Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Матеріали для самоконтролюДата добавления: 2015-09-19; просмотров: 364
Раб учился писать, макая перо в чернильницу. И даже не задумывается, что процесс может быть каким-то другим. Талант "ленив" - и потому, чтобы не макать каждый раз, переносит чернильницу в стержень ручки. Потом - как вы помните - он наплавил на перо иридий. Наконец - чтобы чернила не выливались и иридий тратился экономней - вместо пера вставил шарик... Где таились идеи самописки, "вечного" пера и нового писчего инструмента? В голове таланта? В том, с чем он работает. В материале. Но талант потому и талант, что смог более точно выявить его функциональность. Повысил КПД функциональности материала хотя бы на 1 процент - уже талант. Кстати, гений от всего этого отказывается - и от самописки, и от шарика. И знаете - почему? У него с талантом разные методы действия. Если талант подступается к задаче наскоками, то гений решает проблему сразу (а уж задачу - тем более!), и записывать то, что ему уже известно (пусть даже только ему одному), - гению скучно. Даже пересказывать только что (!) открытое - и то сопряжено со скукой. Не зря Сократ не оставил нам ни слова: как истинный гений, он был слишком "ленив", чтобы записывать свои бессмертные мысли; и, как истинный гений, он не был тщеславен (ведь тщеславие - это чувство бывшего потребителя, переболевшего апсией и теперь претендующего на территорию всех людей, которые его окружают). А кто не помнит известного случая с Паганини? Скрипач вышел на сцену, изготовился играть, постоял, постоял - и вдруг ушел. Когда к нему бросились за кулисами: что случилось, маэстро? - он спокойно объяснил: а зачем еще раз играть, ведь я только что всю пьесу исполнил в уме... Вот почему, если гений вынужден много писать, он возвращается к старому способу: ставит чернильницу и пишет перьевой ручкой, макая перо через каждые несколько слов. Он приходит к этому бессознательно, чувственно. (Для окружающих это - причуда; он же искренне считает, что просто любит писать таким старомодным способом: видите ли, лучше получается.) Зачем он это делает, вы уже знаете: таким действием он спасается от скуки. Если вас смущает малость такого действия, даже видимая ничтожность его, вы это зря. Бессознательно - спасаясь от монотонности - мы постоянно поддерживаем себя такими действиями. Следовательно, для психомоторики (и для души, и для памяти, и для мысли) нет малых действий; есть большой ущерб, если мы лишены защиты этими малыми действиями. Если ребенок вертится за партой, находит себе посторонние занятия, даже просто без нужды листает книжку, этими действиями его организм старается спасти от скуки свой энергопотенциал. Если мусульманин умеет и любит размышлять, он не расстается с четками. Между прочим - о себе. До чернильницы и пера мы не дотянули, остановились на авторучках. Но сущность нашего письма та же: через каждые несколько слов - задумываясь над очередной их порцией - мы закрываем авторучку колпачком. Разумеется, не для экономии чернил; просто это действие (закрыть - открыть) вносит разнообразие в процесс письма и подзаряжает наши аккумуляторы. Сам просится закон дискретности талантливой работы: ЭПК таланта диктует его режим работы: он не глотает задачу сразу, а обкусывает мясо дискомфорта маленькими кусочками, пока не останется чистая кость гармонии. Так устроен человек: продуктивно он действует только квантами. Без разнообразия его жизнь превращается в муку. И чем выше уровень его ЭПК - тем острее его потребность в новизне. Тем невыносимей для него даже малейшая вынужденная скука. Потому что любая новизна прибавляет свободы - и любая скука убивает ее. Быстрые на ум читатели уже ерзают, вертится у них на языке вопрос: а что же Достоевский? тем более - Лев Толстой? Ведь гении - бесспорно, а сколько написать успели - миллионы слов! Значит, не "ленились"? И не скучно было писать? Почему? Потому что гениальный писатель, пиша - мыслит. Для него писать и мыслить - неразрывный процесс. Не зря про таких говорят: его мысль - на кончике пера. Конечно же! - гениальный писатель много думает до. Терзается. Ищет. Составляет планы. Но сел писать - и все планы рассыпаются, первые же страницы сдвигают центр тяжести произведения; что-то начинает выпирать, что-то скукоживается - и потом выбрасывается за ненадобностью. Отчего это происходит? Как вы обратили внимание, здесь сосуществуют две формы: состояние и процесс. Состояние возникает от решенной проблемы и воплощено в идее или плане. Или их сочетании. Оно - целостность. Процесс - это действие по материализации состояния. Он - дискретен. Каждая мысль, каждая фраза - это маленькая задача, которую гений решает походя. Он успевает решать их в самом процессе письма. Теперь вы поняли, отчего ему не скучно писать? Задачу, даже самую маленькую, предвидеть невозможно; мы замечаем ее, лишь ощутив ее укол. Значит - пиша гений реагирует только на очередной укол. И понятия не имеет, каким будет следующий. Он идет на свет, но каждый его шаг - это шаг в темноту. Потому что здесь работает закон творческого действия: задача порождает задачу (а проблема - проблему). Если решенная задача вызывает ощущение законченного действия, значит, это была не задача. Задачки и примеры из школьных и студенческих учебников - это всего лишь головоломки на тренировку применения известных правил. В них учащийся выполняет чужую волю. И при этом теряет энергопотенциал. Истинная задача требует от самого человека волевого импульса и расплачивается за решение, отдавая свой энергопотенциал. Следствие: не бывает чужих задач; задача всегда твоя личная. А как же назвать то, что поручает или предлагает тебе другой? Это приказ. И если даже он облечен в форму просьбы (например, ребенка к родителю) - от этого сущность не меняется. Потому что он навязывает исполнителю свою волю. Лишает его свободы. Для тех, кто и теперь не видит разницы между заданием и задачей и считает это просто игрой в слова ("мне шеф дал задание - и я улучшил функциональность материала на 1 процент"), разжевываем: задание - это "что" сделать, а задача - это "как". Задача - всегда "как"!
Примечание.
Не исключено, что среди читателей найдутся шустряки, которые решат, что авторы здесь не додумали (золото приняли за кусок меди), или не поняли, что перед ними закон, - и сами поспешат сделать заявление: вот, мол, я открыл закон истинности задачи: истинная задача беременна новым качеством. Если лезть из кожи, лишь бы запечатлеть еще один закон, можно и так повернуть дело. Но у нас в загашнике еще так много полновесных законов, что этот случай мы не хотим поднимать столь высоко, обозначив его скромно: признак истинности задачи. Но мы так и не разобрались с гениальным писателем до конца. Мы договорились, что до того, как сесть за письменный стол, он придумал постиг - осознал нечто. Потом начал воплощать это в слова - фраза за фразой, задача за задачей, - ему интересно, да вот только получается не то, что он задумал, а совсем, совсем другое. Почему? Потому что образ, который он пытается материализовать в тексте, не был им додуман до конца, не превратился в мысль. Банальная трактовка, которую мы обычно слышим в таких случаях: не хватило материала, и теперь писатель добирает необходимый материал в процессе письма. Истинная причина: энергопотенциал был меньше массы проблемы - и поэтому приходится накапливать его (щелкая задачи) в процессе работы. Следовательно, гению нет необходимости специально собирать материал. Для нормального творческого процесса ему нужны лишь: 1) достаточно высокий энергопотенциал и 2) понимание проблемы. В зависимости от энергетической наполненности его понимание проблемы останавливается на одном из трех уровней. 1) Ощущение. При этом гений знает точно: истина здесь (точно так же талант ощущает по уколу: здесь задача). Он ее не видит, но чует - как черную кошку в темной комнате. Значит, у этого чувства нет ни формы, ни границ; есть только направление. 2) Образ. Гений осветил комнату - и увидал кошку. И понял, что перед ним именно кошка. Небольшая. Черная. Сидит в углу. Но больше ничего о ней он сказать не может. 3) Идея. Он знает об этой кошке все. И вот представьте, что наш гениальный писатель решил поделиться своим: 1) ощущением либо 2) образом либо 3) идеей с публикой. Что при этом произойдет? В первом случае он будет двигаться на ощупь, и все его напряжение, вслушивание, сотни лишних нащупывающих движений - все ошибки будут воплощены в тексте. Вот почему "писать мучительно трудно", вот почему бесконечно мараются страницы и выбрасываются (если накопил энергопотенциал) уже готовые варианты. Во втором случае, предчувствуя (но не признаваясь себе в этом), что сущность предмета ему пока неведома, гений с предельной добросовестностью воссоздает то, что видит. Там было напряжение, здесь - внимание. Он ставит на то, что в какой-то момент количество перейдет в качество. И тут его судьба зависит от того, куда он свернет с развилки: 1) если его гонит чужая воля, необходимость писать, и он делает это через силу - он растратит энергию и потерпит фиаско; 2) если же он работает, подчиняясь только потребности творить, решенные по ходу задачи выведут его к истине. В третьем случае, владея предметом - свободно, - он кратчайшим путем ведет читателя к истине. Каждая его фраза (решенная задача) ясна, неожиданна и интересна. Страницы его рукописи почти не знают правки. Его книга - совершенная гармония, значит, ее энергопотенциал будет подпитывать рабов - положительными эмоциями, потребителей - чувствами, таланты - задачами еще много поколений. Итак, мы выяснили, что гениальному писателю (математику, естествоиспытателю) важно лишь одно: видеть цель. Его работа - это движение к цели, которую он видел с самого начала. И маршрут движения зависит лишь от того, насколько он цель видит ясно. (Он может долго блуждать и путаться, но едва идея выкристаллизуется, маршрут становится практически прямым, хотя каждый шаг на этом маршруте - шаг в неизвестное.) А как же быть с теми писателями, которые работают по плану? Например, известно, что Золя вначале составлял подробнейший план романа - и лишь затем пунктуально его выполнял. Где здесь свобода, если он видит не только цель, но и каждую ступеньку? Может ли быть такая комбинация: пока формируется цель - работает гений, когда реализуется цель - работает раб? Скажем сразу: гений не может работать как раб - это ему скучно. Если он не имеет возможности спастись от монотонности решением задач, он не будет работать вообще; если его все же вынудят к монотонной работе, он быстро растеряет свой энергопотенциал и окажется среди рабов. Значит, гений не может работать по плану. Зато с этим неплохо справляется талант. Когда он решает задачу? Когда составляет план. Задача решена - он в комфортном состоянии. Чем теперь занят талант? Ведь не может быть так, чтобы механизм таланта лишь по необходимости включался; уж если он работает, так работает постоянно, это мы усвоили давно. Он занят тем, что поддерживает комфортное состояние. Талантливый человек не может не работать; но ведь дураков нет, никто специально работу себе не придумывает; значит, в комфортной ситуации механизм таланта нацелен на сохранение комфорта. Человек работает ровно столько, чтобы успеть к завтрашнему дню полностью восстановиться. Раз он при этом не решает задач, он и не знает мгновений свободы. Но он ото дня ко дню освобождается - и живет в предвкушении того единственного мгновения свободы, которое ждет его в конце пути. Пусть простят нас любители детективов, но гении детективов не пишут. И даже не придумывают: скучно. Потому что в детективе нет проблемы. Даже задачу в них редко обнаружишь. Чаще всего это головоломка, собранная из стандартных блоков. Максимальная задача, которую способен решить детективщик, - это обман интеллектуальных чувств. А поскольку он пишет по заранее составленному строжайшему плану... все остальное про него вы уже знаете. А теперь мы ответим на один вопрос, который мучает многих наших читателей уже давно: как создается текст, который вы в данную минуту читаете? Как вообще пишется эта книга? Здесь нет ни сложностей, ни секретов. Конечная цель вам известна: природа таланта. Конкретно: концепция ЭПК. Которую вы уже тоже представляете - с первых же страниц книги. Если б мы писали по плану, вы бы давно бросили эту книгу, потому что вам это было бы скучно: составив наш алгоритм реализации материала, вы бы предугадывали почти каждый наш шаг, и если бы поначалу самоутверждались угадками, то очень быстро это бы вам надоело. Но вот вы прочли уже не одну сотню страниц - и продолжаете читать. Мало того - мы готовы биться об заклад - что вы почти никогда не угадываете не только поворотов нашей мысли, но даже и содержания следующего абзаца. О чем это говорит? - О том, что мы не знаем его содержания. А следующую нашу фразу предвидеть вы можете? Нет? И мы тоже. Текст, который вы сейчас читаете, оригинален потому, что оригинальны задачи, решаемые нами на каждом шагу. А наша - авторская - забота сводится лишь к одному: чтобы решения задач преподносить вам в простой и ясной форме. Чем точнее мы решили задачу, тем решение проще; чем больше энергии вложили в информационное переложение этого решения, тем оно для вас яснее. Продолжая это рассуждение, любой разумный человек неминуемо (а самое главное - самостоятельно) придет к мысли, что если человек оригинальничает - это не талант. Мысль не бог весть какая ценная, а все же мысль, к тому же известная нам давно. И вот почему-то нам показалось обидным, что эту мысль, к которой мы приставили читателя буквально носом, кто-нибудь примет за свою. Ну - вот такая минута слабости; как видите, и у нас случается. Возможно, будь мы в лучшем энергетическом состоянии, выйди мы на это место с утра, полные сил, - может, мы б и скинули его, как шубу с барского плеча: пусть дойдут своим умом да получат удовольствие... Но сейчас уже вечер, мы устали, щедрости у нас поубавилось - и потому мы перекручиваем этот кусок мяса на своей мясорубке: отведайте, дорогие читатели, наших котлеток...
Почему талант оригинален?
Потому что нестандартен его подход к работе. Пусть вся его оригинальность - это отражение оригинальности, обнаруженной им в материале. Мы судим о таланте именно по этому результату. Значит, оригинален или нет - зависит от нашей (желательно - объективной) оценки. Станет ли талант оригинальничать? Талант - никогда. Даже если он захочет произвести впечатление, он это сделает своею работой. Этого достаточно. И талант знает, что этого достаточно: его чувство меры утверждает его достоинство, его и без того высокую цену. Он талант - и уже тем интересен. Кто в таком случае оригинальничает? Человек на уровне чувств. Потребитель. Зачем ему это нужно? А как же! Ведь он должен действовать, а инструмент у него такой неудобный, такой неэффектный: шаблон. Дай ему волю - он тут же удрал бы от этой работы подальше. Но обстоятельства вынуждают его оставаться здесь. Как спастись от монотонности? Напомним: у него для этого есть два приема: 1) он разрушает монотонность работы чередованием шаблонов (там, где раб покорно работает одним); его великолепная память позволяет это делать в огромном диапазоне; 2) он отключается от монотонности (и работает одним-единственным шаблоном), замкнувшись на зрителей, от которых и получает положительные эмоции. Следовательно, он должен произвести на зрителей впечатление. Сделать это ему не стоит большого труда: он отыскивает в своем багаже самый неожиданный для зрителей шаблон - и работает по древнему правилу потребителей: "Новое - это хорошо забытое старое". Потребителю важен результат (но это не конечный продукт, к которому он равнодушен; для него результат - только удовольствие) - вот почему он оригинальничает. Таланту важен процесс - вот почему он оригинален. Между ними - не различие в нюансах; между ними - пропасть.
Примечание. Не сомневаемся, что для некоторых читателей различение понятий "продукт" и "результат" сопряжено с трудностями. Мы привыкли небрежно обращаться с языком, привыкли к приблизительности, расплывчатости, многозначности понятий. Принцип - "главное, чтобы тебя поняли" - работает лишь на самом примитивном уровне. И на этом уровне знак равенства между "продуктом" и "результатом" - вполне уместен. Авторы не могут позволить себе роскошь, чтобы каждый читатель понимал их "по-своему". Мы хотим, чтоб вы понимали нас "по-нашему", чтоб вы понимали именно то, что мы хотели вам сообщить. В таком случае давайте условимся, что "продукт" - это нечто реальное, существующее вне нас. Оно имеет форму и содержание; его можно увидеть, пощупать, услышать, обонять - либо все это сразу. То есть "продукт" - это некогда решенная задача. "Результат" - это субъективная оценка "продукта"; он зависит от личного "аршина" (мерки) каждого из нас. Конечно, в тех аспектах, где "продукт" поддается точному измерению, "результаты" сближаются; и все же - практически - равными они не бывают никогда.
РАБ РАБОТАЕТ ШАБЛОНОМ
(и уродует материал: ведь шаблон - всегда чужой; он всегда - прокрустово ложе; раба не интересуют ни продукт, ни результат; раб только глядит на часы: сколько еще осталось до окончания работы), потребитель работает набором шаблонов (при этом материал остается неизменным: прочитанная книга, прослушанная музыка, увиденная картина - с ними не происходит ничего; продукт его работы - толика энергопотенциала, ровно столько, чтобы быть в комфорте; результат - опьянение, обычно возникающее в нем при встрече с гармоничной Новизной; само собой: результат для него - все, а о продукте он даже не задумывается), талант работает... Кстати, а чем работает талант? Ведь какой-то инструмент у него должен быть, не голыми же руками он хватается за колючку дискомфорта!.. Признаемся: мы специально тянули с этим делом, специально не проявляли этот вопрос - держали паузу, как актер на сцене перед эффектной репризой. Но дальше тянуть некуда: и материал требует, и вы созрели. Прежде всего определимся: что для таланта самое главное в работе? Ему должно быть интересно. Вывод вам уже знаком: в работе талант интересуется только процессом. Продукт оставляет его равнодушным, поскольку в нем нет задачи (ведь продукт - это уже решенная задача; решенная в соответствии с нынешним эпк таланта). Результатом он недоволен всегда, потому что между идеей и воплощением обязательно есть зазор. Их сравнение всегда не в пользу воплощения. Кто видит этот зазор? - критичность. - Что она там видит? - Новые задачи. "Всегда-то всегда, - недоверчиво пробурчит, прочитав эти строки, талант, - но ведь я помню, как решил задачу (а я уверен, что это была именно задача), и был при этом страшно доволен..." Таланту нужно верить, потому, что он либо молчит (если 1) не знает, как подступиться к задаче, или 2) думает), либо говорит дело. И наш талант не врет. Он действительно решил задачу - и при этом был действительно доволен. Когда это может быть? 1) Когда масса открывшейся ему задачи больше его энергопотенциала. 2) Когда в процессе решения задачи он осознал себя в новом качестве. 3) Когда зазор между идеей и воплощением слишком узок для его критичности.
Вот мы и подошли к ответу на вопрос - чем работает талант.
Если самое привлекательное для него - процесс, значит, все дело в самовыражении. Творческий процесс - это материализация себя. Не чужой воли - как у раба; не в общем-то безликих положительных эмоций и чувств - как у потребителя. Он именно себя материализует. (Вот подсказка искателям смысла жизни!) В чем материализует? - Разумеется - в материале задачи. Чем? - Самим собой. Точнее - слепком себя, своей души. Матрицей. Значит, матрица - это слепок души таланта. Из чего складывается матрица? Опишем ее с помощью триады ЭПК. Поскольку нам нужен слепок души - вспомним, как матрица формировалась.
1) Она, безусловно, была намечена в самых общих чертах (то есть черновой рисунок уже был) еще в генах. И по мере того, как во взаимодействии с миром разворачивалась программа генотипа, проявлялось лица необщее выраженье. Человек открывал окружающий мир, сам открывал его правила и законы, (открывал чувственно: другой человек - прямой передачей знания - никогда не научит действовать; опыт - знание, способное работать, - человек чувственно добывает сам; при этом он может не знать ни названий законов, ни их определений, зато умеет пользоваться ими), открывал, словно он самый первый в этом мире, на этой планете, инопланетянин среди этих людей. Инопланетянин, который а) вынужден приспосабливаться, памятуя в то же время б) о своей единственности и неповторимости и потому в) стремясь остаться самим собой. Короче говоря, намеченный в генах - и реализуемый генотипом - человек приспосабливался к прокрустову ложу обстоятельств жизни. Возникало единственное, неповторимое видение и понимание (трактовка) мира - индивидуальное сочетание и трактовка универсальных законов. Сочетание, которым человек пользуется для ориентации и действий в мире. А это не что иное, как мерка. Тот единственный аршин (другого у него нет), с которым человек подступается к любому действию, явлению, предмету. Когда он прикладывает эту мерку, мы говорим: работает механизм критичности. Значит, критичность - это отпечаток рисунка матрицы. А если совсем точно - отпечаток ее скелета.
2) Если общие черты скелета матрицы были намечены еще в генах, то тело матрицы начинает формироваться с началом формирования плода, Пока - опосредованно: через мать. Она живет, создавая, перерабатывая и накапливая информацию, - и эта информация как бы дублируется: второй экземпляр получает плод - и лепит из нее тело своей матрицы. После рождения он это делает уже самостоятельно. Вначале - только эмоции, а потом - эмоции и чувства переводит в информацию и лепит ее на растущий, формирующийся скелет матрицы. Как вы поняли, тело матрицы - это продукт работы психомоторики.
3) Но матрица сама по себе немного стоит. Идеальный скелет, прекрасное тело - это еще не все. Прекрасный труп. А тело должно жить. Да не просто жить - оно должно действовать. Что обеспечивается - как вы помните - энергопотенциалом. Работа матрицы обеспечивается ВСЕМ энергопотенциалом человека. Это значит - и 1) основным, базисным - которым поддерживается жизнь и в каждой отдельной клетке, и во всем организме; и 2) оперативным, тактическим, возобновляемым - которым человек пользуется для любых действий. Едва произошло оплодотворение, едва была запущена в работу пока микроскопическая машина, которой еще только когда-то предстоит стать человеком, - деятельность этого живот механизма уже обеспечивается максимально возможным энергопотенциалом. И если плод развивается нормально - энергопотенциал поддерживается генной программой в близких к максимальным пределах. И если нормально развивается человек - его энергопотенциал поддерживается программой генотипа все на том же уровне. Лишь когда (к совершеннолетию) генотип себя исчерпал - энергопотенциал поддерживается главным образом усилиями (осознанными или бессознательными) самого человека. Значит - намечается ли скелет матрицы, разрастается ли он, твердеет, обрастает ли мышцами чувственного опыта, - все это материализуется из окружающей среды за счет энергопотенциала. А когда матрица образовалась - энергопотенциал определяет ее КПД. Глубина отпечатка, четкость отпечатка - это обеспечивает он. Следовательно, отпечаток матрицы - это результат работы энергопотенциала. Подводим итог. Матрица состоит из трех материй: 1) скелета (усвоенные законы), 2) тела (чувственный опыт), 3) жизненной силы (проявляющей матрицу в материале). Матрица - это дискета, в которой весь опыт человека - от заложенной в нем генной программы и до сегодняшнего дня - уложен в соответствии с законами природы, которые он открыл и которыми пользуется, не задумываясь об этом. А если вы уже привыкли к нашему понятийному аппарату, если он вам кажется более емким и конкретным - попробуйте на вкус вот такую формулировку: Матрица - это весь опыт жизни человека (совокупность памяти, совести и мышления), материализованный его ЭПК (в зависимости от состояния ЭПК в данный момент). Из этого следует, что к любой задаче талант подступается с одной и той же матрицей. Почему же все ответы у него разные, хотя матрица - одна? Потому что матрица - это только молоток, а ответы он находит внутри всевозможных орехов, которые этим молотком разбивает. Хотя матрица у таланта одна, ее нельзя считать неизменной. Решая задачи - талант развивается, и при этом что-то видоизменяется в матрице. Но по отношению к отдельно взятой, очередной задаче можно считать матрицу постоянной (поскольку предшествующий опыт постоянен). Значит ли это, что и способность решать задачи у таланта постоянна? Нет. Потому что эта способность зависит не от матрицы, а от эпк. Чем выше уровень и гармония ЭПК - тем быстрей и легче решаются задачи. У скептика может зародиться подозрение, что авторы опять затеяли лингвистические игры. Ведь матрица - в момент работы, в момент разбивания ореха - это тот же шаблон. Судите сами. Шаблон - чужое знание. Матрица - свое, выстраданное. Шаблон - шоры. Матрица - очки, через которые талант видит мир. Шаблон - это остановленное прошлое. Матрица - бесконечно растянута во времени. Это сиюмгновенный отпечаток прошлого, повернутый в будущее. Шаблон - неизменная мера. Матрица - развивающийся, самосовершенствующийся аппарат. Как же талант решает задачу? Прежде всего, задачу нужно увидеть. Все задачи находятся в области банального, обжитого, известного. Рабы и потребители живут среди них вполне уютно. Они не замечают задач и не испытывают потребности что-либо менять. Означает ли - это, что в обществе сперва возникает какая-то потребность - и лишь затем оно призывает талант, который засечет задачу и решит ее? Конечно, бывает и так; и общество в лице творческих личностей ведет сознательный поиск в определенном направлении. Индустрия науки - в идеале - построена на этом. Но естественный процесс - иной. Его ведет не заказ общества, а случай. Талант решает задачу не потому, что ему это заказали (хотя могли и заказать), а потому, что почувствовал дискомфорт - и избавился от него. Он решил задачу, открыв тем самым новые возможности, - и у людей (рабов и потребителей) в этой новой возможности образовалась потребность. А как же иначе! Ведь 1) можно хотеть только то, о чем знаешь, что есть, существует в природе; 2) решенная задача - это гармония, она комфортна, а комфорт любят все. Итак, в обжитой, банальной среде талант почувствовал дискомфорт. Каким образом? Это ему подсказала критичность. От него для этого не требуется усилий - критичность работает автономно, помимо воли и желания. Просто при достаточном энергопотенциале чувствительность критичности максимально (для данного таланта) высока, при низком уровне энергетики (после болезни, дистресса, переутомления) она служит только самосохранению - как у раба. Критичность подсказала: тут что-то не то. Отчего она вдруг подала голос - вы знаете: человек попал на прокрустов ложе. Иначе говоря: гармония материала, с которым он соприкоснулся, ниже его внутренней гармонии. Как только критичность подала голос, не сомневайтесь - перед талантом задача. Игнорировать ее он не может: каждая минута промедления, каждая минута пребывания в дискомфорте оплачивается потерей энергопотенциала. И он начинает действовать. Любое действие - прерогатива психомоторики. Она действие организует - значит, планирует, направляет и контролирует. И все это обеспечивается, энергопотенциалом. Схема, с которой в этой книге вы уже встречались неоднократно. И мы это называли: работает механизм ЭПК. И теперь можем признаться, что допускали натяжку. Потому что механизм ЭПК - это всего лишь схема; технологическая - но схема. Чтобы схема могла заработать, прежде она должна материализоваться. Так вот, матрица - это материализованный механизм ЭПК. Она выплавлена из опыта жизни данного человека. Значит - из опыта овладения определенным материалом (у музыканта - свой, у математика - свой, у биолога - свой материал). То есть матрица немыслима без конкретного материала, ведь он ее основа. Напрашивается вывод, что матрица - специализирована. Но! - помните? - мы всегда утверждали: талант не имеет специфики, талант - это механизм, которому безразлично, с каким материалом работать. Напрашивается вопрос: как может быть талант универсальным, если его главная рабочая деталь - матрица - специализирована? И в самом деле: если человек всю жизнь посвятил созданию музыки - его матрица по логике вещей должна быть сплошной звучащей музыкальной памятью- мыслью? А математик - получается - должен жить-считать?.. Если вы сами успели сообразить, что это глупость - мы рады за вас: вы делаете успехи. Дело в том, что определенный материал, из которого выплавляется матрица - это только руда и шихта, которые должны покипеть определенное время при определенной температуре, чтобы выплавился необходимый металл. Это - грядка, в грунте которой в нужной пропорции замешены гумус и минеральные соли и добавлено точно в срок и не больше, чем необходимо, воды, чтобы поднялось мощное, охотно плодоносящее растение. Что ж это за металл? что ж это за растение? Это - культура мышления. Культура мышления - это способность таланта приводить к общему знаменателю задачу и матрицу. Надеемся, вы понимаете, что между матрицей и культурой мышления ставить знак равенства нельзя. Во-первых, культура мышления - это производное матрицы. Во-вторых, это инструменты для разной работы. Какой применять - зависит от материала. Если материал знакомый - работает матрица. И как красиво работает! Ведь матрица - это инструмент, который позволяет решать задачи, не думая. При этом талант сливается с материалом. Помните? Вдохновение это творческий процесс, который происходит при слиянии с материалом без энергетических затрат. Значит, при вдохновении работает матрица. Если материал незнаком - работает культура мышления. Попросту говоря - талант думает. Теперь вы знаете, что он (как и любой из нас) предпочитает действовать не размышляя. А тут пришлось. Когда же ему приходится думать (размышлять, вспоминать, строить гипотезы, сомневаться)? 1. Когда талант не владеет материалом. 2. Когда между ним и материалом - дистанция. Но в обоих случаях события должны происходить на территории таланта. В освоенных им пределах. Потому что, если задача находится в пределах его территориального императива (в пределах его притязаний), но за границами территории, - талант не станет ее решать. Ведь она не создает ему дискомфорта! Так кто же будет делать необязательную работу? Как культура мышления приводит к общему знаменателю на территории таланта задачу и матрицу - сообразить нетрудно. Культура мышления позволяет во всем видеть все. Поэтому именно она интерпретирует и перекристаллизовывает в ракурсе задачи всю наличную информацию - до тех пор, пока матрица не сольется с задачей. Только в этот момент известный вам мыслитель голышом выскакивает из ванны с криком "эврика!". В этом месте приходится разрушить еще один миф. Мы не сомневаемся, что потребители с удовольствием прочли о культуре мышления - и приняли это на свой счет. А зря. Ведь мы же сказали, что культура мышления 1) прерогатива таланта и 2) возникает в результате творческого действия. Действия матрицы. Едва матрица начала действовать - стала формироваться и развиваться культура мышления. Единственная. Индивидуальная. Следовательно - и в этом суть дела! - развитие культуры мышления - это автономный процесс, независимый ни от материала, ни от наших сознательных усилий по "накоплению знаний". Ради нее - культуры мышления - все предварительные труды, потому что потом, обретя жизнь и автономию, она начинает трудиться сама, возвращая сторицей все, что в нее вложили. Значит, когда мы говорили, что матрица раскалывает все орехи подряд (разумеется, те, что ей по силам), - мы имели в виду работу культуры мышления. Вот почему - благодаря культуре мышления - талант универсален. Вот почему не имеет значения, из какого материала выросла матрица. Человек на 95% состоит из воды, углерода и кальция, но разве это нам позволяет утверждать, что человек - это вода + углерод + кальций + еще всевозможная химическая мелочовка? Человек - это инструмент природы! Это - антиэнтропийная машина! Это - материализованное орудие нашей души! - а из чего он сложен, мы вспоминаем разве что при случайном рассуждении о бренности бытия. Вот почему даже самый маленький талант - но талант! - ни на кого не похож. Вот почему его перспектива развития, роста, движения вверх ничем не ограничена, - потому что развитие культуры мышления не имеет пределов. Напомним о главных героях этой главы: учителе, враче и хлеборобе. Теперь вы знаете, что в работе они пользуются одним из трех способов: 1. Работают знанием (заимствованным, выученным). 2. Работают матрицей (своей). 3. Работают культурой мышления (наработанной).
Первый способ: учитель работает по инструкции, врач - по прописи, хлебороб - по рекомендации агронома. Второй способ: учитель поощряет индивидуальность ученика; врач находит потаенные истоки болезни пациента; хлебороб ищет целостность земли, погоды, семян и работы. Третий способ: учитель учит культуре мышления; врач возвращает к жизни без болезней; хлебороб слышит голос земли. Чтобы проиллюстрировать смысл культуры мышления, рассмотрим два типа замечательных людей, которые посвящают ей жизнь. Это 1) умельцы и 2) мудрецы. Общее у них то, что они самоучки. Им изначально повезло, причем не раз, а трижды: 1) их ЭПК развивалось свободно и гармонично; 2) их энергопотенциал - предохраняемый, контролируемый и регулируемый чувством меры - сохранился на оптимальном уровне; 3) их не захватила религия книжного знания. Из первого следует, что они как минимум талантливы. Второе поднимает планку несравненно выше; следовательно - это гении. А третье заставляет нас снять перед ними шляпу: ведь до всего дошли сами! да как далеко! да как высоко дошли!.. Марья Ивановна, всю жизнь преподававшая русский язык и литературу, на это скажет: "Как жаль! Ведь если б им еще и систематическое образование: вначале спецшколу, а потом университет - им бы цены не было. Они бы сделали, они бы смогли во много раз больше!" С Марьей Ивановной мы никогда не спорили - и сейчас не станем. Потому что она нас не поймет. Просто не поймет, о чем мы говорим. Самое большее, на что ее хватит, - это показать, что и у нее есть чувство юмора: "Ладно, ребята, - скажет она нам, - я же понимаю, что вы меня разыгрываете..." Она не может забыть, как ставила нам тройки за диктант, и это укрепляет ее в уверенности, что максимум, до которого мы можем подняться, - это ее минимум. А между тем это все всерьез, и никакой Америки мы не открыли. Ведь еще древние проблему обучения, проблему самосовершенствования, проблему пути к истине решили просто: многознание уму не научает. Откуда берется многознание? Как оно живет? И почему оно устойчиво и самодостаточно (а потому - и путь в тупик)? Иначе говоря: что здесь источник? каков процесс накопления многознания? и как работает его механизм? Мы говорим 1) о книге, 2) памяти и 3) доминанте. 1. Книга - обоюдоострая бритва. Книга ширпотребовская (детектив, приключения, бытовые и социальные романы, прозаические и поэтические штамповки) - это ластик, который стирает время нашей жизни без следа. Безобидного чтения нет. Читать пустую либо плохую книгу - убивать, себя. Книга высокохудожественная - желанное лакомство для потребителя и укромная гавань, где во время бури может залатать порванные паруса души талант. Книга-первоисточник (классиков науки) - приглашает на свою территорию и дает образцы культуры мышления. Она учит верить себе, учит не доверять очевидному и убеждает, что и ты бы так смог. ("И я так думал!") Книга-учебник - это заслонка, которая укрепляет нишу раковину, но одновременно отгораживает от мира. Это мир, подвергнутый вивисекции. В нем все описано, все известно, все понятно; на все дан ответ. В этом мире жизнь комфортна, но ни одна задача не пробьется через стальные жалюзи неоспоримых и неколебимых законов и формул. Вывод: ни одна из этих книг не учит мыслить; ни одна не учит решать задачи. Потому что только действуя - мы самостоятельно мыслим, только действуя - решаем задачи. 2. Память - кладбище чужих мыслей. Если вы сами дошли до какой-то мысли, что-то поняли, осознали - ваша мысль наполнена энергией эмоций, которые давали жизнь чувству, родившему эту мысль. И если потом вы ею пользуетесь, она становится вашим надежным подспорьем, инструментом действия. Ведь она полна энергией ваших эмоций и чувств - что позволяет пользоваться ею без усилий; и поскольку она - часть вас, вы пользуетесь ею не размышляя. Ее не надо вспоминать! Чужая, извлеченная из книги мысль не имеет энергии. Значит, в таком виде она не может быть инструментом действия. Вначале ее нужно наполнить энергией, между прочим - своей, и кстати - колоссальной энергией. Вы должны ее пережить! Не кажется ли вам, что и проще, и интересней пользоваться собственными мыслями?.. 3. Доминанта "хочу все знать" - лабиринт, из которого единственный выход - на входе. Напоминаем, что у человека может быть только одна доминанта. И едва она возникла - она тащит на себя всю энергию и информацию, подавляя уже в зародыше остальные доминанты. Доминанта всезнайства, доминанта "сперва изучу весь материал, а потом буду создавать свое" - исключает творчество. Потому что установка на "изучу" не имеет конечной реальной цели. Если у человека возникла доминанта на задачу (истинная доминанта возникает сама!), она тащит на себя энергию и информацию лишь до тех пор, пока задача не будет решена. Решил задачу - процесс прекратился и место в сознании освобождается для новой доминанты. Если человек решил: "сперва изучу весь материал" (эта доминанта взята извне, она придумана, и, поскольку в ней нет стержня задачи, человек убеждает себя в необычайно высокой ценности этого фантома - ведь иначе она не сможет зарядиться достаточной энергией, чтобы задавить все сомнения в своей истинности), - он идет практически в никуда. "Все" не имеет границ; значит, движение в никуда - это ходьба на месте. Задача имеет дело с 1) неизвестным; с неизвестным, которое определяет и 2) цель, и необходимый 3) минимум информации. Задание "сперва изучу" имеет дело с 1) неусвоенным; отсутствие ясной конечной цели вынуждает идти по 2) цепочке мелких целей; при этом процесс накопления информации растет как снежный ком, стремится к 3) посильному максимуму. Эту цепочку целей отличает неотвратимая их девальвация. Если начальная цель - порождающая - "изучу все!", кажется грандиозной и поражает воображение, то с каждым шагом, с каждой новой целью возникает привыкание - и цели соответственно мельчают, пока в один прекрасный день не исчезнут совсем, убитые простой мыслью: "знаю все". Как вы понимаете, все это время доминанта жила эмоциями наслаждения. Но если в начале работы эти эмоции рождало действие (первоначальное изучение материала), то с какого-то момента (чем мельче цель - тем меньше действие) все большее место стала занимать оценка, гурманство. Откуда же появляется "знаю все"? - Раковина стала настолько толстой и твердой, что уже не пропускает не только задач, но и мало-мальски свежей информации. С этого момента о нашем эрудите и крупнейшем знатоке в данной области знания можно говорить как о законченном творческом импотенте. Запомните: выполняя задание - человек снимает копии; решая задачи - он создает оригиналы. Вернемся к людям, которые к книжному знанию относятся... ну, скажем так: спокойно, деловито. Для кого книжное знание - просто справочный материал. Вернемся к самоучкам. К 1) умельцам и 2) мудрецам. Напомним, что их отличает: 1) культура мышления (значит - и гармоничное эпк), 2) оптимальный энергопотенциал. Состояние энергопотенциала показывает, что они с детства развивались без помех. А когда же проявилась культура мышления? Как целостный механизм - уже у сформировавшегося таланта. Но его росток проклюнулся в тот момент, когда ребенок в первый раз заявил всему миру: "Я сам!" Самостоятельность - это выражение культуры мышления. Ребенок сам выбирает цель, сам размышляет, как ее достичь, сам берет на себя ответственность за результат. Если взрослые пресекают его запретами (дисциплина) - они затаптывают хрупкий росток культуры мышления; то, что в детстве происходит естественно, без усилий, само собой, - взрослому будет стоить длительного и огромного напряжения всех жизненных сил. Если взрослые стараются опережать желание ребенка, делать все за него - они обрекают его на приятный, но бесплодный удел потребителя. Если ребенок никогда не заявляет "я сам", если он изначально послушен, если действует только по указке - он уже раб, и виновны в этом только родители. Поощряемое "я сам", поощряемая самостоятельность приучают получать удовольствие от действия. От процесса. От процесса расширения своей территории. Чем закрепляется территория? Оригиналами. Продуктами талантливой работы. У потребителя их нет - вот почему территория, на которую он претендует (помимо собственного тела), - мнимая. Еще и еще раз подчеркнем: талант трудится не ради продуктов, не ради оригиналов; его привлекает только процесс, значит - работа культуры мышления. (Работа матрицы тоже приятна, но не более. Ведь при этом нет преодоления. Соответственно и положительные эмоции кратковременны и почти неуловимы.) Первый из рассматриваемых нами самоучек - умелец. Умелец с детства привыкает "думать руками". Его материал - конкретный, вещный, предметный мир. Снова и снова он испытывает себя, охотно берясь за любую подвернувшуюся задачу, и получает удовлетворение от того, что убеждается: могу! И это могу! И это!.. С каждым действием его культура мышления совершенствуется, с каждой решенной задачей его территория увеличивается, он это чувствует - и переживает восторг. Повторяем: не от результата, не от полученного продукта - только от ощущения расширившейся территории, только от овладения еще вчера неведомыми ему законами природы. Он наслаждается участием в пиршестве его культуры мышления, которой покоряется любой материал, и любая задача послушно реализуется в небывалый доселе в природе механизм. Из этого ясно, что в принципе книги ему не нужны. Он ими пользуется - но только как справочным материалом: чтобы избежать рутинной работы. Но если справочные издания ему недоступны - тоже не беда: любую необходимую информацию он может создать сам. Например, при необходимости он может создать теорию дифференциального и интегрального исчисления - и ничуть не огорчится, узнав, что ее до него открывали уже не раз. Он получил свое в процессе ее создания, и если б ему потребовалось - пошел бы и дальше. Но конкретная задача решена, дальше идти не требуется - и он бросает это дело и копает в другом месте - там, где ему интересней. Каков умелец - таков и его инструмент. Потому что в его инструменте материализованы все его знания, все открытые им законы природы. Работая своим инструментом, он материализует процесс своего мышления. Точнейше снятая стружка - это реально расширенная им территория. Никакой его труд не бывает зряшным. Если он сегодня придумал и сделал велосипед - порадуемся вместе с ним и втайне обнадежимся: ведь завтра он может придумать - и сделает! - золотой ключик. Непременно сделает! Ведь единственное условие, необходимое, чтобы эта задача была решена, - ему это должно быть интересно. Теперь разберемся с мудрецом. Мудрец с детства привыкает "думать словами". Его главная способность - непосредственность. Значит, в любом предмете, явлении, действии он сразу видит самое существенное (корень, пружину, смысл) - и называет его абсолютно точным, единственно верным словом. Дает ему имя. Это получается у него без труда, само собой, естественно. Он просто не может иначе. И не хочет иначе! Ведь, давая предмету точное имя, он получает удовольствие. Потому что эту точность он осознает - и именно осознание точности доставляет ему удовольствие. Он наслаждается качеством мысли. Значит, опять награждает не результат, а процесс - процесс обнаружения и называния истины. Непосредственность - счастливое достояние всех здоровых, нормально развитых детей. Не зря говорят: устами младенца глаголет истина. Куда она девается потом? - Падает энергопотенциал, разрушается гармония эпк - и как следствие нарабатывается привычка к пользованию спасительными клише и стереотипами. Если человек умудряется сохранить свою непосредственность, он становится служителем муз (для поэта, художника, музыканта, архитектора непосредственность - самое ценное достояние) либо зачисляется обществом в категорию чудаков. Непосредственный человек удивляется всему, а поскольку что у него на уме, то и на языке - он создает беспокойство окружающим рабам, которые оказываются перед неприятным выбором: либо отказываться от расколотых его непосредственностью привычных клише, либо вышвырнуть его из своей среды, а если это почему-либо невозможно - задавить его энергопотенциал, пока он не станет таким же, как они. Мудрец проносит непосредственность через всю жизнь. Она для него - как палочка для слепца. И поскольку этим инструментом мудрец пользуется постоянно - он владеет им виртуозно. Не правда ли, удобный случай, чтобы повторить столь любимый нами закон: функция творит орган. Ребенок видит только поверхность - и дает имя образу. Мудрец видит на полную глубину - и дает имя смыслу. Он воспринимает слово как ключ к тайне. Как решение задачи. Заветное слово, вещее слово, волшебное слово ("сезам") - их открывали и ими одаривали мудрецы. Само по себе, вне определенных обстоятельств это слово немного стоит. Но в единственной ситуации - именно той, когда оно работает, - оно становится ключом, запускающим в действие огромный энергопотенциал. И он получает удовольствие не от результата, а от процесса нахождения этого слова. От работы своей культуры мышления. Она - главный механизм. Продукт - смысл. А что же вначале? на входе? с чего начинается? С вопроса. С вопроса, который задает природа или другой человек. Мудрец начинается в детстве, но собственно мудрецом становится не скоро и не сразу. Вначале это всего лишь непосредственный человек, затем (когда наработанная культура мышления становится заметна окружающим сразу) - очень умный человек. И с самого начала - талантливый. Но до мудреца еще далеко. Гусенице еще только предстоит пройти через смерть и превратиться в бабочку. Культура мышления не может не работать - и наш герой без устали решает: сперва - только задачи, затем - задачи (уже почти не замечая - передоверив их матрице) и проблемы. Его территория уже улетела за дальние горизонты и там продолжает приращиваться, его энергопотенциал неудержимо нарастает, его ЭПК едва успевает перестраивать структуру, чтобы энергия не разрушила гармоничный механизм. Кажется - чего же больше? Иди вперед, продолжай!.. А он вдруг останавливается. Механизм, столь успешно расправлявшийся со всеми задачами и проблемами подряд, перестает их пускать в себя. Но ведь он не может не работать! - воскликнете вы, и мы с удовольствием признаем: - Конечно. - Что же? - Истину... И произошло вот что. В какой-то момент очередной энергетический всплеск, очередная волна поднимает его на новый уровень - и оттуда вся его предыдущая работа, все решенные задачи и проблемы - все это вдруг представляется ему необязательным и мелким. И те проблемы, что еще вчера теснились вокруг и ждут своей очереди и сегодня, - и они, хотя и не решенные, кажутся ему едва ли не пошлыми. И все лишь потому, что прилив энергопотенциала поднял его над ними. А энергию нужно тратить. Ей нужна достойная цель. Он поднимает голову - и видит, что перед ним высоко и далеко (но уже доступная!) громоздится твердыня Истины. Сила есть - он ничего не боится. Он раздвигает - не спрашивая имен - цепляющиеся за его стремена все нерешенные проблемы, дает шпоры своему коню, подлетает к сверкающему щиту Истины и смело наносит звонкий удар копьем. Он посылает вызов самому Богу! Он выбирает одиночество. Одни это делают буквально - уходят в скиты, в отшельничество, мало того - на годы принимают обет молчания; другие внешне ничем не меняют своего образа жизни, но сущность ее становится принципиально иной - публичное одиночество не менее тяжкий груз, чем самая строгая схима. Это всегда сознательный шаг. И толкают на него не обстоятельства жизни, а осознанная потребность. Потребность понять себя до конца. Потребность увидеть в себе Бога. Именно в этом слиянии своей души с Богом и есть Истина. Для чего при этом необходимо одиночество? Чтобы стать самим собой. Вообще отрезать себя от мира нельзя - это смерть. Верен противоположный ход - слиться с миром, со Вселенной, с Богом. А для этого необходимо освободиться от суеты, которая забила и облепила нашу жизнь настолько, что мы ни себя, ни своей жизни уже не видим - только суету. Вот почему мы сказали, что публичное одиночество, одиночество в привычных житейских обстоятельствах стократ трудней одиночества отшельника. Любое одиночество - это подвиг. Любое одиночество - это колоссальная работа. (Внимание! Несчастные одинокие - это не про вас. Одинокий человек стремится к другим людям, к суете, к забвению. К добровольному рабству. Одиночество - это освобождение от всех пут, это - рывок к свободе.) Любое одиночество - это счастье, потому что это жизнь по законам природы, потому что это каждодневное неуклонное приближение к себе. Напомним: цель - слияние. Слияние с природой. Слияние во имя познания в себе - Бога, и в Боге - себя. Слияние: я - в природе; природа - во мне; и я живу по ее законам. И когда оно наступает, когда исчезает трение, когда созревает целостность - возникает одно, - тогда одиночество растворяется и перестает быть как осознанное действие, оставаясь навсегда состоянием души. Через искус одиночества прошли все великие философы и мудрецы. Наши учителя - предтечи нашей концепции ЭПК- Сеченов психомоторика), Ухтомский (доминанта) и Бернштейн (физиология активности) - чтобы набраться сил перед этими вершинными взлетами своего духа, прошли через эту пустыню. Одиночество - это величайшее испытание культуры мышления, которая отважилась решать неразрешимую проблему. Интересный вопрос: а как же наш герой - будущий мудрец - относится к книгам? Ведь одиночество уже самой ситуацией как будто бы предрасполагает к чтению. Вы судите по себе, дорогой читатель, и потому не правы. Потому что при этом проходите только половину пути. Вы оглядываетесь на себя, заглядываете в свою душу - и даете ответ. Но ведь ответ не в нас, а в том человеке, о котором вы судите. Значит, заглянув в себя, мы только достаем свой эталон, свою мерку, но еще нужно с нею дойти до чужой души - и там сделать все (по возможности - объективные) замеры. Так вот - о книгах: он их не читает. Вообще. Едва открыв литературный ширпотреб (детектив, социально-бытовой роман), он с первых же строк определяет: дисгармония, искусственность, энергодефицит - и закрывает книгу. Открыв прекрасный литературный текст и прочитав одно-два стихотворения или страницу прозы, он говорит: как хорошо! - и тоже закрывает книгу. Потому что любое общение с прекрасным - это ход к Истине; но не дорога - только открытая калитка. Он знает об этом, знает, что любую истинную дорогу можно одолеть лишь самому, поэтому, войдя в калитку, - дальше идет сам. Сколько хватает его сил. То же и с классикой науки. Он может по случаю - или из любопытства - открыть знаменитый труд, но просматривать его будет лишь до тех пор (вначале или наугад в середине, страницу или несколько строк - не имеет значения), пока не увидит, что стоит перед открытой калиткой. Его не нужно приглашать дважды; он помнит, что калитка удачи открывается лишь один раз, поэтому он смело входит в нее. А это значит, что книга уже закрыта. Ну а учебники он не открывает вовсе. У него к ним идиосинкразия. Откуда же он берет информацию, если к нему с вопросом обращается специалист? Он пользуется информацией, которой владеет специалист. С него довольно. Так неужели он вовсе ничего не читает? Конечно - читает! Каждый день. Каждый час. Он читает книгу природы. Самые внимательные из вас уже поняли, что одиночество кандидата в мудрецы - шутка относительная. По сути, он ни на миг не бывает один, ведь он всегда вдвоем - с природой. Эта связь имеющая целью соитие, слияние - не может начинаться с адюльтера, то есть родиться от минутного настроения, тем более - от ума. Она начинается сразу с любви. И любимая - природа - вот она, рядом, такая доступная и ко всем щедрая; она дает без счету: бери, сколько унесешь!.. И большинство - почти все берут... Берут, хотя в любви (смотрите, как поступает природа!) нужно отдавать. Отдавать без счету. Отдавать себя. Отдавать до тех пор, пока не станешь ощущать другого - любимого - как себя. От природы берет раб, укрепляя свою раковину; берет потребитель - получая всю гамму удовольствий; берет талант - в виде материала для создания гармоний. Природа так богата, так огромна! Неужели столь ничтожная малость, как человек, может ей что-то отдать, чем-то ее дополнить? Ведь, во-первых, в системе сообщающихся сосудов течет от большего - к меньшему; во-вторых, он сам - часть природы; так не будут ли любые его действия перекладыванием из одного ее кармана в другой? Из малого потечь в огромное может лишь то, что в малом есть, а в огромном именно этого нет. Что же это такое? Чем таким особенным владеет наш герой, чего нет у бесконечно разнообразной природы? Культурой мышления. Ее у природы нет. Поэтому осмыслить себя она может лишь через посредство человека. С помощью его культуры мышления. Она делает это с помощью всех, кто поднялся на уровень интуиции. Она одаривает их - и они платят ей за это своею работой. Вот и определилось принципиальное отличие от них кандидата в мудрецы: он выбирает свой особый путь - выбирает одиночество, когда привычная плата уже не удовлетворяет его. Просто платить - ему мало. Он хочет отдать. Отдать природе все, что имеет. Повторяем: единственное, что он может действительно, реально отдать, - это работу своей культуры мышления. Но ведь она не может работать абстрактно, ей нужен для обработки конкретный материал. Где же в своем космическом одиночестве наш герой берет этот материал? Этот материал - он сам. Его душа. Он сам - как часть природы. Надеемся, вы поняли - и запомнили, - что на эту стезю можно выйти не любому человеку и не в любой момент. Только 1) находясь в диапазоне уровня интуиции; 2) на гребне энергетической волны; 3) при гармоничном ЭПК (что непросто, когда энергопотенциал - стремительно нарастает - все время меняется). Значит, если одиночество выбирает раб - для него это лишь простейшая, самая доступная форма раковины. Если одиночество выбирает потребитель - для него это тоже раковина, где он останется наедине с избранными гармониями, а при дефиците их - наедине с собою, прекрасным и любимым. Сами понимаете, оба эти случая - результат катастрофического падения энергопотенциала. Наконец, если одиночество выбирает обыкновенный талант - для него это способ дать загнанному, переутомленному организму передышку; то есть опять же случай энергодефицита. Следовательно, ни один из этих случаев одиночеством назвать нельзя. Это уход, отстранение, заползание в раковину - что угодно, только не одиночество, потому что истинное одиночество подразумевает 1) полную самоотдачу и 2) колоссальную работу, а уход - это поиск такой позы, чтобы 1) побольше взять (ведь нужно восстановиться!) и 2) необходимость действовать свести к минимуму. Еще раз объясним, откуда в нашем герое жажда Истины и выбор одиночества - как пути к ней. Он на вершине. На своей вершине. На вершине не абсолютной, а отмеренной современным ему уровнем культуры. (Будьте внимательны: мы говорим о культуре, а не о знании!) Он полон. Значит, уже не способен воспринимать что-то новое извне. (Помните, как он вдруг охладел к приятному - обладающему огромным зарядом самоутверждения - занятию решения проблем?) А энергия подходит, поднимает его над, ее необходимо тратить. Но как прежде, как вчера, он уже не может ее тратить, потому что поколотые дрова нужно куда-то складывать, а его сарай уже наполнен доверху. Если рука полна - она лишена способности брать. Чтобы что-то получить - нужно от чего-то отказаться. Всегда. Во всех случаях жизни. У этого правила нет исключений. Так он оказывается перед необходимостью отказаться от всего, что имел. От освоенной им культуры. Этот отказ - он и есть уход в одиночество. Но почему - ради Истины? Культура - это дорога к Истине. Мы это знаем, но вспоминаем редко, поскольку не любим делать ревизию прожитой жизни и делам: уж больно мелким все оказывается, коли приложить безжалостную мерку Истины. Что же заслоняет эту абсолютную цель? Культура и заслоняет. Она самодостаточна; она предлагает нам свои мелкие, доступные ступени, и мы с удовольствием шагаем по ним, находя высокий смысл в самом процессе подъема. Получается подмена цели: не имея сил посягнуть на Истину, мы с комфортом постигаем культуру. Эта игра заканчивается, когда кандидат в мудрецы оказывается на вершине. С его глаз как бы падает пелена. Он должен идти вперед, он может идти вперед, а там больше нет торной, хоженой дороги; там - целина; но и цель - Истина, уже ничем не заслоняемая, близкая и доступная, уже влечет к себе неудержимо. Человек, оказавшийся перед необходимостью одиночества, не может отступить. Не может остановиться на черте. Ведь нас ведет не сознание, а законы природы. Ах, если б он мог сказать себе: здесь хорошо; дальше не пойду!.. Сказать-то он может, но энергетическая волна все равно выбросит его на новый берег. Правда, вы можете возразить: а воля на что? Неужто при таком энергопотенциале он не может себе приказать - и остаться, задержаться на этой вершине?.. Может. Но это будет вроде попытки самоубийства. Потому что пару, разрывающему котел, нужно дать работу. Вы можете дать котлу временное послабление, направив пар в свисток, но это будет только отсрочка самоубийства. Как эмоции не могут быть нейтральными (они либо положительные, либо отрицательные), как энергопотенциал нельзя зафиксировать на необходимом уровне (он либо прибывает, либо убывает), так и наше состояние не может быть статичным. Если кандидат в мудрецы затратит свою избыточную энергию не на естественное движение вперед - в одиночество, а на усилие удержаться на месте, на достигнутом (семья, предрассудки, оглядка на "что скажут люди"), - он потерпит ужасающую катастрофу, потому что зафиксированная волевым решением психомоторика и ослепленная критичность утратят свой динамизм и будут разорваны неуправляемым теперь энергопотенциалом. И чтобы не видеть этой трагедии - броситься в загул: "пей! гуляй! - однова живем!.." Сколько гениев убивали себя таким образом! Не общество их - сами себя. Но единицы выживали. Те, чья критичность уцелела. И вот в какой-то момент, оказавшись перед зеркалом (Человеком, словом, ситуацией - называем по убывающей), они вдруг обнаруживали, что вместо прекрасного лика обращены к миру страшной мордой. Если потрясение этим открытием вызывает катарсис - энергетический взрыв в одно мгновение выносит нашего героя к черте, от которой он однажды малодушно отвернул. И теперь уже никакая сила, никакие уговоры, никакие соображения не могут его остановить. Он видит Истину, только ее; только в ней теперь и спасение, и смысл... Он поднимает свое копье и дает шпоры скакуну. Чтобы рука стала пустой - и готовой к новой работе - нужно выбросить из нее все. Он уходит в одиночество, оставив позади все, что имел. Что значит "все"? Это стереотипы. Отшельник отказывается не только от имущества, контактов и семьи, - он отказывается даже от имени. Он принимает новое имя, потому что знает: одиночество - это внутриутробное развитие, в результате которого родится новый человек. Он отдает себя природе - и начинает жить единой жизнью с нею. Он встает вместе с птицами и засыпает вместе с ними. Он идет в поле, когда этого требует земля, и наблюдает цветы, росу, животных и небо, когда есть досуг. Он неустанно учится действовать вопреки природе и даже в мыслях старается не обособиться от нее. Его идеал - раствориться в природе. Пройти через жизнь не оставляя следов. Если поглядеть со стороны - все предельно просто, даже примитивно. Любая бабка Матрена, доживающая в покосившейся избушке свой век, коротающая время между колодцем, огородными грядками, козой, завалинкой и лежанкой на печи, четко следует этой программе. Живет, растворившись в природе. Так что же, жизнь вот этой Матрены - идеал? Путь к высшей мудрости? Чепуха, конечно. Потому что бабка Матрена - это говорящее растение, а наш герой уже оставил где-то позади и внизу уровень гениальной работы - и рвется вперед и выше. Его энергопотенциал огромен, его ЭПК гармонична, его культура мышления готова разгрызть любую загадку природы. Так что же - с этим энергопотенциалом, с этой ЭПК с этой культурой мышления - сидеть на завалинке и, подремывая, слушать, как квакают лягушки, как птички на заре прочищают горло?.. Следовательно, у него должно быть дело, к которому только с такими тремя богатырями и возможно подступиться. И такое дело у него есть: он работает над собой. Над своей душой. Прежде чем двигаться дальше, мы должны разбить один стереотип. Нам, авторам, он не мешает; для нас его просто не существует. Но читатель - если этот стереотип оставить целым - несомненно, каждый раз будет об него спотыкаться, и хорошо, если дело обойдется разбитым носом. Речь идет о стереотипе "работа над собой". Он всем знаком; каждый знает, что он означает. Это 1) физическое самосовершенствование (закалка, развитие силы, исправление фигуры), 2) умственное самосовершенствование (чтение книг, изучение искусств, языков, компьютерных игр), 3) преодоление вредных привычек. Так вот - к истинной работе над собой (в смысле работы над своею душой) все эти действия не имеют никакого отношения. Потому что это 1) развитие тела, 2) развитие памяти и 3) развитие воли. Мы не пытаемся вас убедить, что это плохо; но это другое. Теперь - что означает выражение "работа над собой" для нас. Мы не случайно уточнили: над своею душой. Потому что именно душа отличает человека от растений и животных. И когда он занимается истинным самосовершенствованием, когда он стремится к вершинам духа - к тому максимуму, который доступен человеку, - перед ним одна цель - дать свободу своей душе.
|