Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Публічні виступиДата добавления: 2015-09-19; просмотров: 643
Показательно, как Библия характеризует Божье отношение к греху и к грешнику. В Ветхом Завете дважды говорится, что Бог ненавидит греховный Израиль. В Ос. 9:15 сказано: "Все зло их - в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их - отступники". Это очень сильное выражение - Бог фактически говорит, что Он начал ненавидеть Израиль и никогда больше не будет любить его. То же чувство выражено в Иер. 12:8. В двух других случаях говорится, что Бог ненавидит нечестивых (Пс. 5:6; 10:5). Гораздо чаще, однако, встречаются места, где говорится о Его ненависти к нечестию (например, Пр. 6:16-1?; Зах. 8:17). Но ненависть эта не односторонняя, только с Божьей стороны: нечестивые также описываются ненавидящими Бога (Исх. 20:5; Вт. 7:10) и еще чаще ненавидящими праведных (Пс. 17:41; 68:5; Пр. 29:10). Из тех немногих мест, где говорится о ненависти Бога к нечестивым, явствует, что это Его чувство вызвано их ненавистью к Нему и самим их нечестием. Тот факт, что Бог к одним относится с милостью, а к другим с немилостью и гневом, что в одних случаях Он любит Израиль, а в других ненавидит его, не свидетельствует об изменчивости или непостоянстве Бога. Его реакция на любой наш поступок определяется Его неизменной природой. Бог совершенно ясно дает понять, что Он не может и не будет терпеть определенные вещи. В этом вопросе у Него действительно нет выбора. Его святая природа категорически выступает против греховных действий. Когда мы совершаем такие действия, мы переходим на территорию Божьей немилости. В случае с Адамом и Евой границей было дерево познания добра и зла. Им было сказано, какой будет Божья реакция, если они вкусят от плода его. Они сами приняли решение стать Божьими врагами и тем самым вызвали Его немилость. В Ветхом Завете грешники, нарушающие Божьи законы, часто называются врагами Бога. Сам же Бог в Библии очень редко характеризуется как их враг (Исх. 23:22; Ис. 63:10; Пл.И. 2:4-5). Райдер Смит пишет по этому поводу: "В Ветхом Завете чувство враждебности, как и ненависти, редко относится к Богу и часто - к человеку"890. Взаимоотношения нарушает не Бог, а человек своим бунтом против Него. Враждебность к Богу имела печальные последствия для Адама и Евы, и то же будет с нами во всех случаях, когда мы, зная о законе и о наказании за его нарушение, все равно грешим. В случае с Адамом и Евой на смену доверия, любви, уверенности и близости пришли страх, тревога и отдаленность от Бога. Раньше люди с радостью ожидали встреч с Богом, после же грехопадения они не хотели больше Его видеть. Они даже спрятались в попытке избежать встречи с Ним. Для любого, кто верит в Божий суд, как и для Адама и Евы, последствием греха становится страх Бога. Бог перестает быть близким другом, Его начинают сознательно избегать. Ситуация аналогична нашему отношению к представителям власти. Если мы не нарушаем закон, встреча с полицейским не вызывает у нас отрицательных чувств. Нам даже бывает приятно, когда мы видим полицейскую машину. Это придает чувство безопасности, ибо мы знаем, что рядом есть защита от возможных нарушителей закона. Если же мы сами нарушаем закон или правила, наше отношение совершенно иное. Нас охватывает неприятное чувство, когда в зеркале заднего вида появляются сигнальные огни патрульной машины. Работа полиции не изменилась, изменилось наше отношение к ней. О ненависти Бога к нечестивым в Ветхом Завете говорится редко, а вот ссылки на Его гнев - вполне обычное явление. Божий гнев не следует представлять как неконтролируемую ярость или личную злобу. Это, скорее, праведное возмущение. Гнев Божий обозначается несколькими еврейскими словами. Слово ('anaph) буквально означает "фыркать". Это очень конкретный и образный термин, передающий идею о физическом сопровождении или проявлении гнева. Глагольная форма встречается редко и относится к Богу (Вт. 1:37; Ис. 12:1) и к Сыну (Пс. 2:12). Именная форма распространена гораздо больше и имеет три значения - ноздря, лицо и гнев. В смысле Божьего гнева она употреблена 180 раз, примерно в четыре раза больше, чем в отношении человеческого гнева891. Бог изображается гневающимся на Израиль за то, что он сделал золотого тельца, пока Моисей разговаривал с Ним на горе. Господь сказал Моисею: "Итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя". Моисей ответил: "Да не воспламеняется, Господи, гнев Твой На народ Твой" (Исх. 32:10-11). Гнев Божий изображается как огонь, пожирающий или обжигающий израильтян. Есть и другие многочисленные ссылки на Божий гнев: "И воспылал гнев Господень на Израиля" (Суд. 2:14). Иеремия просил Господа наказывать его, но "не во гневе Твоем" (Иер. 10:24). Псалмопевец радуется, что Божий гнев на мгновение, а Его благоволение на всю жизнь (Пс. 29:6). Два других еврейских слова, (charah) и (yacham), выражают идею жары. Образованный от первого из них глагол часто переводится как "воспылать", например в Пс. 105:40: "И воспылал гнев Господа на народ Его". Именная форма обычно переводится как "гнев" или "ярость"892. Именная форма второго слова тоже обычно передается как "гнев", например: "Чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших" (Иер. 4:4). В Новом Завете особый акцент делается на враждебности и ненависти неверующих и мира к Богу и Его народу. Грех делает человека врагом Бога. В Рим. 8:7 и Кол. 1:21 плотские помышления Павел характеризует как "вражду против Бога", В Иак. 4:4 читаем, что "дружба с миром есть вражда против Бога". Бог же никому не враждебен, Он любит всех и никого не ненавидит. Бог любит до такой степени, что послал Своего Сына умереть за нас, когда мы были еще грешниками и врагами Ему (Рим. 5:8-10). Он Сам олицетворяет Свои заповеди. Он любит Своих врагов. Хотя Бог - не враг грешников и не испытывает к ним ненависти, ясно также, что Бог гневается на грех. Наиболее четко эта идея выражается словами qumos и orgh ("возмущение", "гнев"). Во многих случаях эти слова не просто отражают конкретную Божью реакцию на грех, но и подразумевают определенные действия. В Ив. 3:36, например, Иисус говорит: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем". В некоторых местах показывается, что гнев Божий не только пребывает на грехе и на грешнике, но и выразится в будущем в определенных действиях. В Рим. 1:18 говорится, что "открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою". В Рим, 2:5 Павел пишет о "собирании гнева" на день суда, а в Рим. 9:22 отмечает, что "Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели". Во всех этих местах гаев Божий изображается вполне реальным и конкретным, но при этом отмечается" что он проявится или выльется в действие позднее. Из вышеизложенного ясно, что Бог неодобрительно относится к греху и что грех вызывает в Нем возмущение, гнев и недовольство. Но к этому надо добавить еще два соображения. Первое: Бог гневается не потому, что принимает такое решение. Его неодобрение греха - не результат произвольного выбора, ибо сама Его природа святая; Он автоматически отвергает грех. У Него, как мы уже отмечали, "аллергия на грех" (см. с. 241). Второе соображение заключается в том, что гнев Божий не следует считать чем-то эмоциональным, Дело обстоит не так, что Его охватывает гнев, практически выводя из Себя. Он может проявлять терпение, и именно так ведет Себя. Кроме того, наши грехи никоим образом не приводят Бога в расстройство. Его реакцию, скорее, можно охарактеризовать как разочарование. Вина Следующее последствие греха, отражающееся на наших взаимоотношениях с Богом, - возникновение вины, Смысл этого термина требует четкого пояснения, так как в современном мире его значение обычно связывается с чувством вины или субъективным аспектом вины. Это чувство часто представляется иррациональным и фактически нередко таковым и бывает. Иными словами, человек может не совершить ничего объективно дурного, заслуживающего наказания, и тем не менее испытывать это чувство. Здесь же мы имеем в виду объективное состояние человека, нарушившего Божье намерение в его отношении и тем самым заслуживающего наказания. Именно этот аспект вины и будет предметом нашего рассмотрения. Для пояснения нашего понимания вины полезно кратко остановиться на значении двух слов, которые могут встречаться в определении греха, а именно плохой и неправильный. С одной стороны, мы можем определить грех как нечто, по сути своей плохое, а не хорошее. Это нечто нечистое, отталкивающее, отвергаемое Богом просто как противоположное хорошему. Но здесь возникает проблема, поскольку у слова плохой несколько значений - оно, например, может означать "несовершенный", "неадекватный", "недостаточный". Можно говорить о плохой спортивной команде или о плохом работнике как о неэффективных иди нерезультативных, но не обязательно порочных с моральной точки зрения. Поэтому заявление, что грех - это нечто плохое, можно понимать только с эстетической точки зрения, то есть что грех - это неприятные, испорченные, искаженные действия, не соответствующие установленным Богом совершенным нормам. С другой стороны, грех можно определить как нечто не только плохое, но и неправильное. В первом случае грех можно сравнить с заразной болезнью, от которой здоровые люди в страхе бегут. Во втором же случае мы рассматриваем грех не просто как недостаток здоровья или совершенства, но и как нравственное зло, как заслуживающее наказания, сознательное нарушение Божьих повелений. То есть мы смотрам на грех не с эстетической, а юридической точки зрения. Согласно первому представлению, добро понимается как нечто прекрасное, гармоничное, приятное, желанное и привлекательное, а зло - как нечто негармоничное, беспокойное, безобразное и отталкивающее. При второй точке зрения подчеркивается соблюдение закона. Правильно то, что соответствует установлениям закона, а неправильно все, что так или иначе отходит от этих норм. Неправильное, следовательно, заслуживает наказания893. Это различие можно проиллюстрировать иначе. Можно представить себе спортсмена, плохо выступающего в какой-то игре, например, баскетболиста, ни один бросок которого не достигает цели. Его плохая игра не приносит очков, но правила при этом не нарушаются, поэтому судья его не наказывает. С другой стороны, если при броске игрок толкает стоящего перед ним защитника, он тем самым нарушает правила и следует наказание. Или можно представить себе автомобиль, трудный в управлении, расходующий много бензина, побитый и безобразный на вид. Такой автомобиль может быть подлинным испытанием для его владельца, может вызывать отвращение у окружающих, но если у него работают фары, сигналы поворота и все другие системы и механизмы, обеспечивающие безопасность, если состав выхлопных газов соответствует установленным нормам, в нем нет ничего незаконного. Его водителя нельзя оштрафовать, при условии что он не нарушает правил дорожного движения. Если же автомобиль выбрасывает в атмосферу слишком много вредных веществ или какой-то механизм, обеспечивающий безопасность, не действует должным образом, тем самым нарушается закон и вполне справедливо налагается штраф. Итак, когда мы говорим о вине, мы имеем в виду, что грешник, подобно баскетболисту, нарушившему правила, или владельцу автомобиля, не отвечающего требованиям безопасности, нарушает закон, а следовательно, подлежит наказанию. Теперь нам надо обратиться к рассмотрению точного смысла разрыва, производимого грехом и виной в отношениях между Богом и человеком. Бог всемогущ и вечен, Он - единственная независимая и безусловная реальность. Своим существованием все обязано Ему. Человек, наивысшее из всех Его творений, обладает дарами жизни и личности только благодаря благости и милости Бога. По праву Господина Бог вручил человеку творение и повелел владычествовать над ним (Быт. 1:28). Человек поставлен управляющим в Божьем царстве или на ниве Божьей со всеми вытекающими из этого возможностями и привилегиями. В ответ Бог, будучи всемогущим и совершенно святым, требует поклонения и послушания. Но человек нарушает Божье повеление. Человек использует доверенное ему творение в своих целях, как служащий, присваивающий имущество своего нанимателя. Кроме того, как подданный, презрительно относящийся к своему монарху, или гражданин к высшему избранному должностному лицу, герою или личности, совершившей выдающиеся достижения, человек не проявляет уважения к высшему из всех существ. Далее, человек отвечает неблагодарностью за все, что Бог сделал для него и дал ему (Рим. 1:21). Наконец, человек отвергает Божье предложение дружбы и любви, а в самых крайних случаях спасение через смерть Божьего Сына. Эти оскорбления особенно недопустимы в свете того, Кто есть Бог - всемогущий Творец, стоящий неизмеримо выше нас. Не будучи обязанным ни перед кем, Он вызвал нас к жизни. Поэтому Он обладает над нами абсолютными правами. Поведение, которого Он от нас ожидает, - подражание Его собственному святому совершенству. Как сказал Сам Иисус: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Мф. 5:48). Грех и вину надо рассматривать в метафизическом смысле, если мы хотим получить представление об их огромном воздействии на наши отношения с Богом и фактически на весь сотворенный мир. Бог - высшее существо, а мы - Его творения. Невыполнение Его норм подрывает всю систему мироздания. Когда сотворенное существо лишает Творца того, что принадлежало Ему по праву, нарушается равновесие, ибо Бог не почитается и Ему не повинуются. Если бы такие недопустимые нарушения оставались ненаказанными, Бог практически перестал бы быть Богом. Поэтому грех и грешник заслуживают наказания и даже нуждаются в нем.
|