рос | укр
Головна сторінка
Випадкова сторінка
КАТЕГОРІЇ:
АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія
|
Множинне громадянство
Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 828
Павловск - это выдающийся дворцово-парковый ансамбль конца 18 - начала 19века, который был построен как летняя резиденция императора Павла I и его семьи. Павловский парк - один из самых больших в Европе, его площадь составляет600 гектар.
В конце XVIII века местность, где сегодня расположены город и музей-заповедник Павловск, представляло почти сплошную лесную чащу, пересекаемую извилистой рекой Славянкой. Существует предание, что Павел, еще, будучи наследником престола, часто забавлялся охотой в этих местах, что ему нравились леса по берегам Славянки, и в них, по повелению императрицы были выстроены небольшие охотничьи домики Крик и Крак. Екатерина II обратила внимание на эту местность, находящуюся под «боком» Царского Села и решила обратить берега Славянки в изящную дачу, а обширные леса - в сады и парки. В подобных случаях императрица имела обыкновение дарить участки земли вельможам. На этот раз подарок был сделан ее сыну. В 1777 г. по случаю рождения первенца - будущего Александра I, царица подарила его родителям, цесаревичу Павлу и великой княгине Марии Федоровне свыше 540 га земли в пяти километрах от Царского Села. 1777 г. считается годом основания Павловска или села Павловское, как оно первоначально называлось.Есть сведения, что вскоре Павел представил Павловское в полную собственность своей жене Марии Федоровне. Великая княгиня, приступив к постройкам в Павловском, избрала для постройки домика "Паульлюст" (радость Павла) место рядом с нынешним Большим дворцом. Другая дача (Мариенталь) строилась на месте бывших шведских укреплений. Дома были выстроены в 1778-1779 гг. Архитектором обоих этих зданий был Чарлз Камеро́н, знаменитый зодчий Екатерининского века.
Началось и создание парка и первых садово-парковых сооружений - в 1780 г. была начата постройка Храма Дружбы и Колоннады Аполлона. В мае 1782 г. были заложены первые камни Большого дворца. В 1781-82 гг. начались работы в долине реки Славянки - ремонт плотин, чистка русла, копка прудов. Велись расчистка будущего парка и высадка присылаемых саженцев деревьев, кустарников, цветов. В 1784 г. продолжались работы по отделке дворца. Кроме Чарльза Камерона, к ним был привлечен приглашенный из Италии для постройки Михайловского дворца Винче́нцо (Викентий Францевич) Бре́нна, многие иностранные и российские художники. В июне 1784г. вПавловском впервые был сожжен фейерверк и сделана иллюминация в честь именин Павла.
В 1796 г. Екатерина II умерла, и императором стал Павел. В первыеже дни своего царствования он переименовывает село Павловское в город Павловск. Работы в Павловске - по дворцу, по саду и по городу - пошли ускоренными темпами. Город застраивался казармами, был выстроен обширный военный госпиталь, город обнесен валом и на входах в него были поставлены гауптвахты. В 1797 г. в Большом дворце велась постройка флигелей, отделка дворцовой церкви, велась отделка внутренних помещений.
Парк создавался одновременно со строительством Большого дворца в конце XVIII - первой четверти XIX века. Над планировкой и художественно-декоративным решением пейзажей Павловского парка последовательно работалиархитекторы Чарльз Камерон, Винче́нцо Бренна, Андрей Никифорович Ворони́хин иКарл Иванович Ро́сси. Начальный этап формирования архитектурно-паркового ансамбля связан с именем Чарльза Камерона, который определил композицию основных районов парка: Придворцового, района Большой звезды, Долины реки Славянки. Ч. Камерон совместно с художником Анри Франсуа Габриэль Виольеспланировал Вольерный участок и Собственный садик. Пот его проекту построены классические парковые павильоны: Храм дружбы и Холодная баня, сооружены мосты через реку Славянку, проложены узкие тропинки и парадный подъезд ко дворцу – Тройная липовая аллея, 22 искусственных пруда скомпонованы в три системы водоемов.
В 90-е годы XVIII века работами в парке руководил архитектор Винче́нцо Бренна. Этот талантливый мастер создал районы Старой и Новой Сильвии, участок Больших кругов с террасами, построил Большую каменную лестницу, оформил Долину реки Славянки от Висконтиева моста до Пильбашенного, объединив оба берега в общую композицию Зеленым и Каменным амфитеатрами. Третий, самый значительный этап строительства относится к первой четверти XIX века. В этот период планировкой парковых пейзажей занимался художник-декоратор Пьетро Гонзаго. Именно тогда появились огромные пространства районов Белой березы, Парадного поля и участок Долины прудов, органично вошедший в район Большой звезды.
Тогда же А. Воронихин и К. Росси дополняют ансамбль парка мостами. Таким образом, в Павловском парке были созданы семь основных районов как семь поэтичных образов русской северной природы. "Что шаг, то новая в глазах моих картина..." - писал о Павловском парке В. Жуковский. И действительно, каждый район имеет свои особенности, присущие только ему: прямые, как стрелы, лесные дороги Большой звезды приводят на холмистые берега реки Славянки; узкие аллеи Старой Сильвии, украшенные бронзовой скульптурой, соседствуют с таинственной лесной глушью Новой Сильвии; эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью лесов и полей Белой березы. И совершенно ни с одним районом не имеет сходства Придворцовый, почти полностью решенный в регулярном стиле. Характерными чертами этого стиля отмечены Большие круги, Вольерный участок, Собственный садик, которые, однако, не меняют общего впечатления от парка, как парка пейзажного. В течение с 1777г. по 1830г. был создан прекрасный садово-парковый ансамбль.
Большое мастерство строителей парка проявилось именно в том, что при разнохарактерных вариантах планировки они сумели создать высокохудожественный садово-парковый ансамбль, где, несмотря на различия отдельных районов, соблюдено полное единство замысла. Строительство в Павловске, разбивка новых участков парка, переделка старых, создание новых павильонов и памятников шло в основном при жизни Марии Федоровны, которая относилась к Павловску как к своему дому. Здесь она устраивала пышные праздники - в честь возвращения в 1814 г. Александра I с победой из Франции, в честь бракосочетания ее младших сыновей Николая и Михаила. После смерти Марии Федоровны в 1828 г., дворец был законсервирован, и мало что изменялось в Павловске. Им по очереди владели наследники - члены семьи Романовых, великие князья - Михаил Павлович, Константин Николаевич, Константин Константинович. При них производились некоторые переделки дворца (арх. А. Штакеншнейдер). Но в целом Павловск постепенно приходил в запустение, мелкие постройки разрушались и ветшали. В числе сооружений исчезнувших в XIX веке, были Новое шале, Храм любви, Хижина монаха, театр на Вольерном участке.
В 1836 г. началось строительство первой в России железной дороги от Петербурга до Павловска. Постройкой руководил чех Франц фон Герстнер. Первый участок - Царское Село - Павловск был открыт осенью 1836 г. Через год, в октябре 1837 г. произошло торжественное открытие всей линии от Петербурга до Павловска. Это событие дало новый импульс развитию этих мест. Быстрое, удобное и новомодное средство сообщения со столицей стало привлекать в Павловск все больше и больше людей - вокруг дворцового парка стали появляться новые и новые дачные участки. Павловскийвоксал, как тогда говорили, был не столько станцией железной дороги, сколько концертным залом. Павловские концерты здесь стали столь популярными, что многие приезжали из столицы только для того, чтобы побывать на них.Среди музыкантов дававших там концерты был и Иоганн Штраус.
После революции, в 1918 г. Павловский дворец был превращен в музей. С началом войны художественные сокровища были эвакуированы или закопаны. 16 сентября 1941 г. Павловск был захвачен гитлеровцами. В парке было вырублено свыше 70 тыс. деревьев, уничтожен ряд павильонов, был подожжен дворец. Павловск был освобожден в январе 1944 г. и сразу же начались реставрационные работы. В 1970 г. закончена реставрация дворца, заканчивается реставрация парка.
Условно Парк Павловска можно разделить на районы:
· I.Район Большой звезды(площадь района 130 га). Дороги здесь двенадцатью лучами расходятся от центральной круглой площадки и пересекаются несколькими поперечными дорогами, составляющими рисунок звезды, что и дало название району. Общая протяженность дорог составляет 24 километра. Несмотря на то, что планировка сети дорог – регулярная, т.е. имеет геометрически правильный рисунок, район не утратил облика естественного лесного массива, а сами аллеи продолжают напоминать лесные просеки.Здесь находятся:
–Круглый зал(или Музыкальный зал) – находится в районе Большой звезды. Этот небольшой зал и был построен в самом центре этой звезды по проекту Камерона и Бренны в 1799 г. Позднее в нем давались концерты.
– Место бывшего Курзала (Железнодорожного вокзала) –30 октября 1837 года открылось движение по первой в России железной дороге. Сначала от Павловска до Царского Села, а затем и до Петербурга.Рельсы пролегли прямо через территорию парка, рассекая надвое обширный район Большой звезды, они тянулись совсем рядом с Музыкальным залом, а вокзал был устроен почти на берегу Славянки, всего в нескольких минутах ходьбы от дворца.
Круглый зал. Чугунные ворота.
–Чугунные ворота–Въездные чугунные ворота - самая поздняя работа Росси в Павловске, возведенные на Царскосельском шоссе в 1826 году и названные, по желанию Марии Федоровны, Николаевскими. Они довольно суровы: шестнадцать массивных колонн тосканского ордера поддерживают тяжелое перекрытие, увенчанное двуглавым орлом.
Конец формы
· II. Район Долины прудов.В 1799 году около Круглого зала были вырыты два Круглозальных пруда, для чего использовали устье ручья, протекавшего в восточной части Большой звезды. Позже были вырыты Глазовский, Новошалейные, Краснодолинный и Венерин пруды.Прогулка по дорожкам вдоль этих прудов доставляет большое художественное наслаждение. Берега прудов то тенисты, то солнечны, в зависимости от того, насколько удалены от воды деревья или приближены к ней.
–Новошалейные пруды–получили свое название от постройки Новое шале, сооруженной в 1800 году в виде швейцарской хижины с затейливой планировкой.
–Венерин пруд–самый эффектный. Посреди него помещен овальный остров с живописно растущими деревьями, которые в 18 веке были окружены трельяжными деревянными арками. В центре острова находилась статуя Амура, выполненная по модели скульптора Фальконе. Остров на Венерином пруду назван был Островом любви.
· III. Район Долины реки Славянки.Район этот пролегает через весь парк и включает в себя оба берега реки, протекающей от южной придворцовой части парка на север, к деревням Глазово и Новые Веси. Район занимает одну седьмую часть парка, т.е. 85 гектаров. Работы по его планировке и строительству велись в продолжение 25 лет, с 1777 по 1803 год. В создании пейзажей долины Славянки приняли участие почти все основные строители архитектурного ансамбля Павловска:Ч. Камерон, В. Бренна, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, а также художник П. Гонзаго. Здесь, на берегах реки Славянки, ими были созданы самые поэтические и полные задушевности уголки парка. Всё, что было наиболее типичным для русских усадебных пейзажных парков конца XVIII столетия, воспроизводивших виды естественной природы, нашло здесь своё воплощение. На берегах Славянки сосредоточено наибольшее количество павильонов парка и других художественно – ценных архитектурных сооружений. По характеру пейзажей и истории их возникновения долина Славянки может быть расчленена на три основных участка:
· первый – придворцовый, примыкающий к городу (от улицы Садовой до Сиреневой аллеи у Висконтиева моста), выполнен по проектам архитектора Ч.Камерона;
· второй – у Старой Сильвии (от Висконтиева моста до Пиль-башни), устроен по проектам В. Бренна,
· третий, именуемый Красной долиной, расположенный параллельно Новой Сильвии (от Пиль-башенного до Краснодолинного моста), создан художником Гонзаго.
–Обелиск в честь основания Павловска
– Колоннада Аполлона– павильон, построен по проекту Ч. Камерона в 1780-1883гг. Он выполнен из светлого камня и имеет вид открытой сквозной колоннады с двойным рядом колонн, расположенных по кругу. В центре на высоком постаменте установлена статуя Аполлона (Бельведерского), отлитая по известному античному образцу, хранящемуся в одном из помещений Дворца римского папы – Бельведере. По верованию древних греков, Аполлон считался богом солнца и света, покровителем искусств. В 1799 году Колоннаду Аполлона перенесли к краю высокого берега Славянки у каскада, который мощным потоком низвергался вниз к Славянке от самой Колоннады. Мост из дикого ноздреватого туфа, перекинутый плавной аркой через каменистое ложе каскада и сам каскад, с плеском пробегавший под аркой моста в Славянку, делали ещё более живописным пейзаж противоположного дворцу берегового склона. Но почва в том месте, куда перенесли колоннаду, оказалась сырой и ненадежной, т.к. здесь проходила канава водоотлива от верхних прудов, и через несколько лет сырость сделала свое дело. В одну из летних ночей 1817 года, во время сильной грозы, подмытая почва не выдержала и часть массивной колоннады с грохотом рухнула. Однако здесь произошел тот редкий случай, когда беда в конечном итоге не нарушила, а, наоборот, подчеркнула художественное своеобразие сооружения. При осмотре рухнувшей колоннады обратили внимание, как живописно разбросаны вокруг руины, напоминая античные развалины. Подобные пейзажи были тогда чрезвычайно модными, поэтому решили колоннаду не восстанавливать: в полуразрушенном виде она казалась особенно романтичной и поэтичной.
Колоннада Аполлона.Холодная ванна и Мост Кентавров.
– Холодная ванна– павильон размещен около реки, у моста Кентавров, и находится ближе к дворцу, чем Колоннада Аполлона, но несколько ниже по течению Славянки, на левом ее берегу. Построена по проекту Ч. Камерона в 1799 году. Это – каменное сооружение с купольным перекрытием, круглое в плане, типа античной ротонды. К ней примыкает прямоугольная пристройка с небольшим фронтоном (отделенная карнизом треугольная часть стены под двускатной кровлей). Стена у входа украшена двумя нишами, которые предназначались для статуй. Внутри находился круглый бассейн по принципу древнеримских общественных бань.
–– Мост Кентавров– построенный одновременно с Холодной ванной по проекту Камерона, мост Кентавров расположен у подножья холма, на котором высится дворец. Мост, выполненный русским каменщиком Никитой Яковлевым из светлого тесаного камня, имеет красивый изгиб арки, которая плавностью своей линии вторит контурной линии купола дворца. Отражаясь в воде вместе с зданием дворца, мост Кентавров, соединяющий Холодную ванну с дворцовым берегом, явился связующим звеном в пейзаже этой части Славянки, где оба берега так близко подступают друг к другу. В 1805 году, по указанию Воронихина, на мосту, по его четырем углам, были установлены на каменных пьедесталах крупные мраморные фигуры кентавров – фигуры двух молодых и двух старых кентавров, скачущих с лукавыми, смеющимися лицами от моста к берегу.
–– Чугунные ворота с вазами– так названы воротца, к которым ведет дорожка от Холодной ванны по левому берегу. К ним же идет Дворцовая дорога, ведущая к Горбатому мостику. Эти небольшие по своим размерам, но совершенные по рисунку невысокие ворота отлиты из чугуна на Ижорском заводе. Они построены по проекту зодчего Росси в 1820 году. Ажурные и низенькие створки ворот укреплены на двух прямоугольных постаментах, украшенных тонким орнаментом. На них установлены широкие вазы, наполненные фруктами.
–– Горбатый мостик – построен по проекту Ч. Камерона в 1780 –х гг. из ноздреватого замшелого туфа и получил свое название благодаря крутому выгибу над водой. Вместо перил прохожая часть моста ограждена только чуть возвышающимся неровным гребнем камня. Когда полукруглая арка моста, отражаясь в воде, образует полный круг, этот маленький мостик становится похожим на древнее сказочное ожерелье из камней, повисшее на серебристых ивовых ветвях над темной водой.
–– Черный мостик – мост с деревянным настилом на каменных устоях построен в 1802 году по проекту Ч. Камерона. Свое название мост, видимо, получил от некогда украшавших его перил из черного нержавеющего чугуна, который поставлялся тогда для Павловска Ижорским заводом. Позднее перила были перенесены на другой мост, но название за мостом сохранилось, может быть еще и потому, что вода, сдерживаемая под ним плотиной, здесь особенно глубока.
Горбатый мостик. Черный мостик.
–– Храм дружбы– павильон находится у самой реки, на правом ее берегу, вблизи Большой каменной лестницы, ведущей от Славянки к дворцу. Построен в 1782 году по проекту Камерона в виде ротонды (круглого храма). В русских усадьбах того времени многие павильоны и уголки парка получали различного рода сентиментальные наименования, такие как «Храм уединения», «Долина слез», «Храм любви» и тому подобные, что было характерным для русского искусства конца XVIII века, когда в литературе, живописи и скульптуре уделялось большое внимание выражению человеческих чувств, переживаний и настроений.
–– Чугунный мостик – построен в 1823 году по проекту зодчего Росси, расположен у Храма Дружбы. Мостик имеет широкие устои, сложенные из тесаного камня. Они превращают края берегов в крутые откосы, которые вдаются в реку. Проезжая часть мостика выгнута и перекрыта чугунными ромбовидными плитами с рифленой поверхностью. На четырех углах мостика установлены прямоугольные постаменты с овальными вазами, похожими на широкие чаши. Легкие ажурные перила с орнаментом из круглых ободов, скрепленных круглыми розетками, и вазы на постаменте, ручки которых выполнены в виде двух сплетенных жгутов, свидетельствуют о высоком мастерстве чугунного литья в России первой четверти XIX столетия.
––Большой каскад– находится на левом берегу Славянки, неподалеку от Храма Дружбы. Он сооружен в 1787 году по проекту Ч. Камерона и первоначально имел вид естественного водопада, ниспадавшего по каменистому и обрывистому ложу в Круглое озеро, расположенное около Славянки. Позднее, когда Каскад был доработан по проекту В. Бренна (в 1794г.), добавилось сооружение декоративной стены с арочным отверстием для выхода воды. Наверху стена украшена балюстрадой и каменными вазами. От балюстрады открывается красивый пейзаж с видом на Круглое озеро и долину Славянки с Храмом Дружбы. Большой каскад был самым крупным из каскадов парка. Но недостаток воды и разрушения подземного водопровода привели к тому, что в 1850 г. каскад перестал действовать.
Конец формы
––Висконтиев мост – построен около Старой Сильвии и Сиреневой аллеи, идущей от него к району Большой звезды. В 1802 году сооружение моста было поручено «каменных дел мастеру Висконтию» - отсюда и название моста. Большие кратерообразные вазы, выполненные из светлого известкового камня, и пролет арки, с их отражением в широко разливающейся по весне около моста Славянке, делают пейзаж чрезвычайно эффектным...
Висконтиев мост.Пиль-башня и пиль-башенный мост.
––Земляной или Зеленыйамфитеатр – театры под открытым небом были частым явлением в богатых усадьбах XVIII века.Этот – «Сцена» – был создан на левом берегу реки, где берег обработан в виде отдельных террас с площадками, окаймленными низко подстриженными кустарниками. Верхняя площадка «сцены» окружена деревьями.
––Каменный амфитеатр – размещен напротив, на высоком правом берегу (в районе Старой Сильвии), это– места для зрителей. Это каменная площадка на возвышении со ступенями, спускающимися к Славянке. На ней находилась полукруглая скамейка для зрителей, с постаментом в центре для статуи. В XIX веке площадку Каменного амфитеатра стали именовать «Местом первого свиданья».
––Пиль-башня и пиль-башенный мост– круглая каменная башня у моста через Славянку. Построена в 1795 году по проекту В.Бренна. Странное наименование ее связано с находившейся на этом месте старой пильной мельницей, колеса которой приводились в движение водой Славянки. Здесь же была и «холодная мыльня» с душем. Коническая кровля башни в XVIII веке была крыта соломой. К верхней комнате в башне ведет легкая железная лестница, спиралью идущая по внешней стене. Проект этой лестницы сделан А. Н. Воронихиным. Павильон служил местом отдыха при парковых прогулках. Мост у Пиль-башни построен в 1807-1808 гг. так же по проекту А. Н. Воронихина.
––Место бывшей хмелевой беседки – находилось на берегу, противоположном Пиль-башне, около Пиль-башенного моста. Это небольшая площадка, была окружена липами и окаймлена живой изгородью из стриженой акации. В начале XIX века между липами по деревянному решетчатому трельяжу вился хмель, закрывавший площадку зеленым навесом, что и дало название беседке.
· IV. Район Красная долина – за Пиль-башенным мостом начинается живописный участок долины Славянки, получивший название Красной долины. Она расположена параллельно НовойСильвиии. Планировка этого района выполнена по проекту художника - декоратора П.Гонзаго в 1801-1803 гг. Здесь высокие берега реки более сближены, Славянка протекает в этом месте без многочисленных изгибов. Берега более лесисты, чем в районах ее верхнего течения. Особенно хороши многовековые дубы и старые ивы, растущие на берегах. Дорожки вдоль реки пролегают среди солнечных лугов с полевыми цветами. Склоны обоих берегов то тенистые из-за высокой лесной чащи, то пронизаны солнцем в местах.Там, где склоны берегов Славянки становятся более пологими, и Красная долина незаметно переходит в широкий луг, соединяясь с просторами полей окрестных деревень. Немногочисленные сооружения этого района, дополняя его художественный облик, являются неотъемлемой частью пейзажа Красной долины, названной так за свою красоту, подобно тому, как называли «красной девицей» русскую красавицу.
––Новосильвийский мост – соединяет Красную долину с районом Новой Сильвии. Построен в 1875 году, взамен прежнего деревянного Гурова моста (1801). Мост украшен глыбами ноздреватого и дикого камня с перилами из стволов березы.
––Руины – находятся на левом берегу Славянки, неподалеку от Новосильвийского моста. Они являются своеобразной декоративной композицией, характерной для пейзажных парков конца XVIII века. Это сооружение было задумано как искусственные живописные развалины древней постройки. Оно представляет часть здания со сводом, внутренней полуразвалившейся лестницей и внешней стеной с двумя арочными проемами. Около Руин и на верхней их площадке в траве разбросаны обломки статуи и архитектурных деталей.
––Краснодолинный павильон– Елизаветинский (позднее - Краснодолинный) павильон расположен у границы парка на левом берегу Славянки. Павильон построен в 1801 году по проекту Ч.Камерона.Архитектура павильона носит причудливый характер. Он именовался современниками «архитектурным капризом». Павильон состоит из двух соединенных частей с отдельными крышами. Разрушен фашистами в военные годы.
Новосильвийский мост. Руины.
· V. Центральный районили Придворцовый.
––Большой дворец– В создании архитектурного ансамбля дворца принимало участие несколько архитекторов. С 1782 по 1786 год строительство осуществлялось по проекту Камерона (центральный корпус с галереями). С 1796 по 1800 год работы велись под руководством архитектора Бренна (пристройки флигелей и оформление парадных залов). В 1800 году в отделке внутренних помещений дворца принял участие архитектор Кваренги. С 1803 года к работам во дворце был привлечен архитектор Воронихин, а в 1822 году зодчим Росси при постройке Библиотеки был оформлен северо-западный фасад.Дворец является композиционным центром всей придворцовой части парка и далеко виден из смежных парковых районов. Где бы вы ни находились в парке, всегда найдутся такие дороги, просеки или широкие просветы между деревьями, которые позволяют издали видеть дворец. Иногда виднеется только верхняя часть здания с его легким куполом, иногда видна часть того или иного фасада (каждый раз различного).
–– Собственный садик – так был назван небольшой участок, примыкающий к западному фасаду дворца. Здесь раньше, чем в других районах парка, появились первые парадные цветники. Участок разбит по типу регулярных голландских садиков с параллельно проложенными дорожками и многочисленными клумбам, напоминающими дворцовые ковры. Весь садик служил как бы продолжением дворцовых зал, от которых к его дорожкам были сделаны выходы через каменные крыльца. Деревья на газоне этого садика размещены в строгом шахматном порядке, а две аллеи были перекрыты невысоким деревянным трельяжем, увитым вьющимися растениями.Собственный садик нередко называли Храмом Флоры: в центре его стояла статуя богини цветов и весны, - и сам облик уголка вполне оправдывал это название.По главной аллее, окаймленной подстриженным кустарником, на постаментах из цветного мрамора установлены мраморные вазы с цветами. Аллея подводит к открытой террасе Павильона Трех Граций.
Собственный садик. Павильон Трех граций.
–– Павильон Трех граций – в 1800 году Камерон создал свое последнее произведение в Павловском парке - павильон Трех граций в Собственном садике, у самого дворца. Это открытая с четырех сторон каменная терраса с шестнадцатью белыми колоннами ионического ордера, капители которых имеют загнутые к колонне завитки. Колонны поддерживают перекрытие, украшенное нарядными лепными розетками в квадратных кессонах (промежутки между пересекающимися балками). Фронтоны несут лепные барельефы: со стороны Собственного садика – изображение Аполлона, а со стороны улицы – Минервы, богини Мудрости. В центре павильона на мраморном пьедестале помещена группа «Три Грации», выполненная скульптором Паоло Трискорни из цельного куска мрамора. Прекрасные женские фигуры поддерживают стоящую на колонне вазу; они стройны, изящны, полны поэзии и гармонии, как и весь павильон. (Грациями в Древней Греции именовались богини всего прекрасного и радостного).
––Тройная липовая аллея – Главная аллея парка, проложенная к Парадному плацу у дворца, задумана была для того, чтобы придать более праздничный вид центральному району парка. В 1780 г. Ч. Камерон спроектировал ее как своеобразную продольную ось всей центральной части паркового комплекса, ее продолжение словно пронзает дворец с юго-востока, где ряды могучих деревьев создают чудесный зеленый коридор, подводящий к плацу перед зданием. Аллея образована 4 рядами лип: средняя широкая часть предназначалась для карет и экипажей, а две узкие, по сторонам - для пешеходов. В отличие от парка в целом, аллея, как и другие участки в непосредственной близости от дворца, напоминает часть регулярного сада. В 18 веке деревьям этой аллеи придавалась шарообразная форма с помощью стрижки. В настоящее время оказалось необходимым снять верхнюю часть кроны у деревьев, чтобы предотвратить засыхание этих двухсотлетних лип и сохранить красивую аллею. Если смотреть на аллею со стороны дворца, она кажется бесконечно длинной благодаря тому, что за Парадным полем, у которого она кончается, среди деревьев проложена просека, которая ведет до конца парка и дальше переходит в дорогу на Ям-Ижору.
––Театральные ворота – Театральные ворота являются главным входом в парк.Здесь, в конце Тройной липовой аллеи, на Вольерном участке, напротив Парадного поля, на месте нынешней эстрады, когда-то находился театр.
–– Вольер – это помещение для птиц, павильон, возведенный Ч. Камероном в 1782 году. Он поставлен под углом к Тройной липовой аллее, непосредственно примыкая к ней.Постройка состоит из трех помещений, соединенных крытыми колоннадами. Над средней частью павильона высится небольшой купол.Промежутки между колоннами были затянуты сеткой. В 18 веке здесь, среди пышных цветов, античных скульптур и ваз, порхали редкостные птицы.
–– Лабиринт – это хитроумно извивающиеся дорожки, обсаженные кустарником из подстриженных акаций. Впрочем, сплетения дорожек не слишком замысловаты, и выбраться оттуда не составляет никакого труда, тем более, что размеры этого лабиринта невелики.
–– Павильон Росси – сооружен из железобетона(по проекту архитектора Росси). Казалось бы, этот строительный материал индустриального века не слишком годится для парковых построек, тем неменее павильон, украшенный колоннами и увенчанный полукуполом, не лишен легкости и изящества. Скульптурный памятник Марии Федоровне, стоящий в павильоне, выполнен по модели известного скульптора начала XX века, профессора петербургской Академии художеств - Владимира Александровича Беклемишева.
Вольер. Памятник Марии Федоровне в Павильоне Росси.Конец формы
–– Большие круги – Большие круги с цветочными партерами и каменными террасами, созданные по проекту ВинченцоБренны располагаются возле Тройной липовой аллеи.
–– Большая каменная лестница – создана по проекту В. Бренны. В создании тех или иных частей парка Бренна, подобно Камерону - своему предшественнику, умело использовал характер ландшафта, особенно рельеф местности. Один из примеров - сооруженная по его замыслу довольно длинная каменная лестница из шестидесяти четырех ступенек, соединившая сравнительно высокий участок, где расположены Большие круги, с долиной Славянки. Ее марш, прерванный площадками, чуть расширен книзу - это усиливает впечатление большой протяженности: при взгляде снизу уходящие ввысь ступеньки сужаются, как в далекой перспективе. Две пары лежащих львов, одна из которых мраморная, а другая - чугунная, балюстрада, украшенная вазами, подчеркивают, что Большая каменная лестница не просто утилитарное сооружение, а часть общей пейзажно-архитектурной композиции.
––Воздушный театр–устроен между Большими Кругами и Молочным домиком в 1808 году по проекту архитектора А.Н.Воронихина. Сцена сооружена среди естественно растущих деревьев, под открытым небом, в виде небольшой насыпи. Кулисами служит симметрично расположенные кусты акаций, за которыми ставились деревянные трельяжи с прямоугольными просветами. Места для зрителей расположены амфитеатром и состояли также из земляных ступеней, покрытых дерном. Театр предназначался для постановки небольших музыкальных и балетных спектаклей.
Большие круги. Большая каменная лестница.
Воздушный театр. Молочный домик или Молочня.
–– Молочный домик или Молочня – была построена архитектором Ч. Камероном в 1782 году в «швейцарском вкусе» по аналогии с планом Молочни герцога Вюртембергского, присланного лично Марией Федоровной из заграничного путешествия по Европе.В письме к директору Павловска К. И. Кюхельбекеру А. Л. Николаи, в ту пору секретарь Марии Федоровны, писал не только о плане Молочни, но и сообщал пожелания Марии Федоровны, где ее разместить. «Государыня Великая княгиня считает, что самое удобное место для этой постройки было бы в верхней части парка, в наиболее удаленном углу и на берегу, чтобы коровы могли идти прямо из хлева в лес, и необходимо, чтобы хижина была хорошо спрятана, чтобы о ней нельзя было догадаться, пока не окажешься около нее».
Камерон учел эти пожелания. И сегодня неожиданная встреча с павильоном вызывает у посетителей парка неизменный восторг. Массивные стены Молочни кирпичные, облицованы снаружи булыжником. Фундамент совсем низкий, крыша была покрыта соломой, с широким навесом, опиравшимся на стволы деревьев. В одном месте сквозь навес проходила береза, придававшая еще более романтический вид этой постройке. Создавалось впечатление, будто хижина настолько стара и всеми забыта, что деревья проросли сквозь ее крышу.
По проекту Камерона на северном фасаде Молочни была устроена деревянная лестница, которая вела на чердак, где в XVIII веке хранили сено. На коньке крыши был помещен навес для колокола. Молочня, или «альпийский домик», отвечала моде того времени на сельские постройки и была универсальна по своему назначению. В ней имелась и комната для приема гостей — столовая, гостевая. Отдельное помещение предназначалось для работника, обслуживающего Молочню. Кухня служила для приготовления молочных блюд. Меньшая часть Молочни отводилась под хлев или коровник, способный вместить шесть коров. Внутри все комнаты были оштукатурены и выбелены, а кухня с каменным полом из соображений гигиены даже была отделана кафельными плитками. Там размещалась русская печь, служившая и для отопления Молочни, и для переработки молока. Продукты хранились в погребе.
Схема Центрального района: 1. Большой дворец, 2. Собственный садик, 3. Павильон Трех граций, 4. Тройная липовая аллея, 5. Вольер, 6. Лабиринт, 7. Павильон Росси, 8. Большие круги, 9. Большая каменная лестница, 10. Воздушный театр, 11. Беседка Росси, 12. Молочный домик.
· VI. Район Старой Сильвии.
–– Двенадцать дорожек–– Уголок парка, расположенный вдоль правого склона реки Славянки и отделяющий ее от Парадного поля и Белой Березы, получил название Сильвия (от латинского слова SILVA — лес). Старая Сильвия — это небольшой участок в центре парка с густым хвойным лесом. Участок прорезан двенадцатью радиальными аллеями, которые сходятся к центральной площадке. Второе его название — «Двенадцать дорожек». В плане напоминает район Большой Звезды, но площадь Сильвии много меньше. Близость к дворцу определила парадный характер оформлени этого уголка парка. Старая Сильвия предназначалась для пешеходных прогулок хозяев и их гостей. Особую нарядность ей придавало обилие скульптуры и архитектурных сооружений, решенных в различном характере и выполненных из различных материалов. Они достаточно изолированы друг от друга и скрыты густыми зарослями деревьев и кустарников.
Двенадцать дорожек. Руинный каскад.
–– Памятник родителям–Парковый павильон Памятник родителям находится у дороги, ведущей от конца Липовой аллеи к Старой Сильвии, на границе Сильвии. Павильон построен в 1786-1787 годах по проекту архитектора Ч. Камерона. Архитектурный чертеж, выполненный его рукой, бережно хранится в Павловском дворце. Первоначально в исторических планах и в архивных делах павильон назывался Монументом. На одном из чертежей 1803 года можно прочитать: «План и фасад Памятника». Только после установки скульптуры, на пирамиде которой была сделана надпись «Родителям», сооружение стали называть Памятником родителям.Это мемориальный памятник. Изначально он был сооружен в честь умершей сестры Марии Федоровны, принцессы ФридерикиВюртембергской. Мемориальные памятники такого плана были не редки в пейзажных парках. Они будили воспоминания, романтическую грусть и меланхолию.
–– Руинный каскад–С плато Старойсильвии два ряда ступеней, выложенных прямо по земляному склону, ведут на Руинный каскад (В. Бренна, 1794 г.), отмечающий место впадения Нижнего старосильвийского пруда в Славянку. Видовая площадка, созданная над каскадом, ограждена каменными тумбами с полуразрушенными вазами и фигурами лежащих львов.
Ограждения между тумбами сделаны из свежесрубленных стволов берез, их контраст со сверкающей белизной бересты придает особую прелесть ноздреватой, поросшей мхом поверхности серого туфа, из которого высечены каменные части каскада. Среди обломков, по которым сбегают вниз потоки воды (каскад бывает полноводным в период интенсивного снеготаяния), были разбросаны фрагменты древних статуй. Две из них можно различить и сейчас.
–– Старосильвийские пруды.
· VII. Район Новой Сильвии.
–– Статуя «Аполлон-Мусагет»– при входе в Новую Сильвию была установлена еще одна статуя Аполлона, модель которой выполнил в 1798 году по античному оригиналу скульптор Ф. Гордеев. Бронзовый бог, облаченный в длинные ниспадающие одежды, увенчанный лавровым венком, изображен с древним музыкальным инструментом - кифарой - в руках.
––Колонна «Конец света»–была создана по проекту Ч. Камерона. Пьедестал колонны мраморный, четырехгранный, с гладкими заглубленными полями по его сторонам и профилированным карнизом. База и плинт колонны выполнены из серого мрамора, а ствол колонны составлен из трех кусков розового мрамора. Ионическая капитель выполнена из верого мрамора.Первоначально в восьмидесятые годы XVIII столетия Колонна была установлена в конце Тройной Липовой аллеи. В 1801 году колонна была перенесена в Новую Сильвию и установлена на большом искусственно созданном круглом земляном холме.
–– Мавзолей «Супругу-благодетелю»– единственный архитектурный памятник в районе Новой Сильвии в Павловске — Мавзолей Павла I, не является усыпальницей императора.Как и все лица императорской фамилии, Павел I похоронен в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.Вдовствующая императрица Мария Федоровна, желая увековечить память покойного супруга, нескольким архитекторам заказала проекты «Памятника». В 1805 году ею был утвержден проект архитектора Тома де Томона. Летом 1805 года состоялась закладка Мавзолея. Его возведение было возложено накаменных дел мастера Карла Висконти. Кенотаф (мемориальное сооружение без захоронения или, иначе, ложное надгробие) был изваян знаменитым русским скульптором И. П. Мартосом. В 1810 году Мавзолей был торжественно открыт. Размещенный в глубине Павловского парка, в густом лесу, на берегу оврага, Мавзолей имеет форму небольшого греческого храма-простиля, с четырехколонным портиком. Выточенные из красного гранита колонны дорического ордера оттеняют капители из серого мрамора. Кирпичные стены Мавзолея облицованы песчаником желтоватого тона. В центре главного фасада расположен дверной проем. На его фронтоне — надпись из рельефных вызолоченных букв «Супругу-Благодетелю». На южном фронтоне — «Павлу I Императору и Самодержцу Всероссийскому. Родившемуся сентября 20-го дня 1754 года. Скончавшемуся марта 11-го дня 1801 года».
Статуя «Аполлон-Мусагет».Мавзолей «Супругу-благодетелю».
· VIII. РайонБелой березы.
––Круг белых берез – основы планировки района Белой березы были заложены Ч. Камероном: от центра, где росла одинокая береза, окруженная хороводом своих "сестер", расходятся радиусами-лучами восемь дорог. Но свой окончательный вид это место получило в результате работы блестящего мастера садово-паркового искусства Пьетро Гонзаго, где он работал целых 25 лет - с 1803 по 1828 г. Эту лесистую часть парка Гонзаго преобразил, создав чудесные пейзажи, чередование которых заставляет почувствовать безграничное многообразие северной русской природы. Очарование этих мест ощущает всякий, попавший сюда. Но стоит внимательно вглядеться в окружающие пейзажи, вспомнить, что в их создании деятельно участвовала рука человека, чтобы оценить, сколько труда и искусства потребовала здесь кажущаяся "естественность".
–– Самое красивое место – в просветах вековых деревьев открывается здесь неожиданно светлый после сумрачной лесной дороги просторный луг, замкнутый с трех сторон зелеными рощицами, точно кулисами, и его панорама с группами деревьев, живописно скомпонованными на фоне леса, обступающего поляну, буквально завораживает своим художественным совершенством. Поистине, не ошибся тот, кому пришла в голову счастливая мысль назвать этот уголок Самым красивым местом. Правда, справедливость требует отметить, что в районе Белой березы, да и в других частях парка, можно найти участки, которые по праву могли бы оспаривать это почетное наименование. В создании ландшафта Белой березы, раскинувшегося на большой территории, Гонзаго умело использовал само пространство, как один из самых важных факторов художественного воздействия.
––Розовый павильон – один из самых прелестных павильонов Павловского парка, представляет собой большую историческую и художественную ценность как редкий образец деревянного классического зодчества. Автор проекта — Андрей Воронихин. Позднее здесь работали Карл Росси и Пьетро Гонзаго.Розовый павильон играет важную роль в создании паркового пейзажа, потому что находится на стыке трех районов: Старой Сильвии, Белой Березы и Парадного поля, завершая их художественный облик. По замыслу Марии Федоровны этот парковый павильон должен был стать царством ее любимых цветов — роз. Они украшали интерьеры павильона и мебель, специально созданную для него, розы можно было увидеть и на фарфоровом сервизе. Вокруг был разбит постоянно цветущий розарий. Цветы привозили со всей Европы. Мария Федоровна была их знатоком и ценителем, но самую страстную любовь питала к розам. Парковый павильон и получил название Розового. А на фронтоне главного фасада появилась в 1812 году надпись вызолоченными буквами на французском языке «PAVILLON DES ROSES».
· IX. Район Парадного поля. К нему ведет от дворца Тройная липовая аллея. Здесь вблизи дворца был плац для военных смотров и парадов. Когда после смерти Павла отпала надобность в парадном плаце, участок этот был присоединен к парку.Здесь чаще, чем где-либо в других районах, использован прием куртинной посадки деревьев. Иногда это группа деревьев, стволы которых так сближены, а кроны так расположены, что кажется, будто бы из деревьев созданы нарядные букеты, установленные на лужайке. Иногда деревья Парадного поля объединены в одну куртину так, чтобы оттенки листвы каждого дерева были бы отличны от листвы рядом стоящих деревьев. Учитывалось здесь также и различие формы крон: блеклые серебристые ивы, никнущие вниз, сочетаются с яркими, стремящимися вверх соснами, пирамидальные деревья – с такими, кроны которых широки и раскидисты.
–– Розовопавильонные пруды – для украшения района Парадного поля были вырыты пруды, получившие название «Розовопавильонных» из-за близости к участку, где находился Розовый павильон. Форма этих прудов, с лесистым островом (в центре главного большого пруда), и посадки на их берегах делают этот участок Парадного поля одним из живописнейших в парке. Отражаемые водой деревья особенно хороши осенью, когда листья меняют свой цвет, а лучи осеннего солнца делают яркую расцветку листвы еще наряднее.Прогулка на лодке вокруг острова позволяет еще лучше оценить пейзажи, окружающие пруд. В начале XIX столетия посреди острова был сооружен павильон «Храм любви» (не сохранился).
––Олений мост – он перекинут через канал, соединяющий Средний и Центральный Розовопавильонные пруды. Мост построен на месте старого деревянного моста, носившего название Розовый. На мосту установлена металлическая доска с указанием года постройки 1879. Руководил работами инженер А. Н. Чикалев. Каменные устои моста были облицованы пудостским известняком. Над ними устроены каменные прямоугольные постаменты, на которых были установлены фигуры лежащих оленей. Так возникло название моста. Фигуры оленей были отлиты в Берлине скульпторами Грейсом и Гафинером. В 1920-е годы фигуры оленей были утрачены, но название моста до сих пор сохраняется.
|
<== 1 ==> | 2 | |