Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Економічне становище УРСР у 70х поч. 80х рр.


Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 445



1. Проблема демаркации философии и науки.

2. Старый и новый гуманизм.

3. Человекобог и богочеловек: ответы философии и религии.

4. Уроки философии и этики Ф.Ницше.

5. Философия марксизма: наука или идеология?

6. Философия К.Маркса и западный мир.

7. Русская революция: смысл и судьба.

8. Христианство и марксизм.

9. Русский менталитет и философия богочеловечества.

10. Русская идея и ее творцы.

11. Русский и западный экзистенциализм: общее и различие.

12. Философская и научная картина мира: проблема различий и диалога.

13. Бытие культуры, культурное время и культурное пространство.

14. Виртуальная реальность и человек в современном информационном обществе (социокультурный аспект).

15. Онтологическая специфика виртуальной реальности.

16. Социальное время и социальное пространство.

17. Проблема страстей человека в историко-философской ретроспективе.

18. Страсти человека и их бытие в человеческой жизни.

19. Искусственный интеллект в информационном обществе.

20. Сакрализованное общественное сознание: его сущность, формы, предназначение.

21. Утопическое сознание как форма общественного сознания.

22. Катастрофическое сознание.

23. Религиозная и философская вера: различие и диалог.

24. Интуиция в философии и науке.

25. Проблема истины в постпозитивизме.

26. Теория гармонии и диалектика как две парадигмы в понимании развития.

27. Система «язык – поведение человека» и ее бытие в обществе.

28. Природа человека и современные биотехнологии.

29. Бытие образов человека в обществе и культуре.

30. Страх смерти как социокультурный феномен.

31. Смысл жизни и судьба человека.

32. Проблема индивидуальности в философии и науке.

33. Метафизика пола как проблема философии.

34. Эскапизм и отчуждение человека как философская проблема.

35. Драма как бытие человека.

36. Исторический процесс в парадигмах диалектики и синергетики.

37. Роль личности в истории: философские традиции и современное понимание.

38. Терроризм как философская проблема.

39. Проблема экстремизма в философии.

40. Многовариантность исторического процесса в современную эпоху.

41. Социальная глобалистика как теория и практика современного общества.

42. Отношения современных цивилизаций Запада, Востока и России: конфликт или диалог.

43. Диалог культур как философская проблема.

44. Философия ненасилия: теория и практика.

45. Толерантность как социокультурный феномен.

46. Диалог и его формы в общественной жизни и культуре.

47. Исповедь как социокультурный и личностный феномен.

48. Наука и ненаука: демаркация и диалог.

49. Технические революции: история и современность.

50. Глобальные проблемы и судьбы современных цивилизаций.

 

ОБРАЗЕЦ ТЕСТА ПО ФИЛОСОФИИ

Вариант 1

1. Учением об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира, является:

а) онтология;

б) антропология;

в) философия;

г) наука.

2. Философские решения не могут быть:

а) неоднозначными;

б) окончательными;

в) гипотетическими;

г) сложными.

3. Создателем онтологического учения о «мире идей» и «мире вещей» является:

а) Парменид;

б) Сократ;

в) Аристотель;

г) Платон.

4. Теорию гармонии веры и разума обосновал:

а) Августин;

б) Пьер Абеляр;

в) Иоанн Скот Эриугена;

г) Фома Аквинский.

5. В понимании природы в философии Возрождения доминировал:

а) механицизм;

б) теизм;

в) пантеизм;

г) деизм.

6. Родоначальником эмпиризма как направления в теории познания Нового времени являлся:

а) Т.Гоббс;

б) Д.Локк;

в) Ф.Бэкон;

г) Р.Декарт.

7. Тезис «мыслю, следовательно, существую» обосновал:

а) Сократ;

б) Р.Декарт;

в) Г.Лейбниц;

г) Г.В.Ф.Гегель.

8. Мировой Дух (Разум, Абсолютная Идея) как объективное идеальное начало выступает субъектом развития и творцом мира, утверждал:

а) И.Кант;

б) Б.Спиноза;

в) Г.В.Ф.Гегель;

г) Г.Лейбниц.

9. Учение о сверхчеловеке разработал:

а) В.С.Соловьев;

б) С.Кьеркегор;

в) Л.Фейербах;

г) Ф.Ницше.

10. Деление на Марбургскую и Баденскую школы существовало в:

а) позитивизме;

б) неокантианстве;

в) философии жизни;

г) эмпириокритицизме.

11. Бессознательные процессы в психике преимущественно исследуются в рамках:

а) персонализма;

б) психоанализа;

в) феноменологии;

г) экзистенциализма.

12. Принцип «существование предшествует сущности» обосновал:

а) Л.Фейербах;

б) К.Маркс;

в) Ж.-П.Сартр;

г) З.Фрейд.

13. Основоположником немецкой философской антропологии ХХ века является:

а) М.Шелер;

б) М.Хайдеггер;

в) Э.Фромм;

г) К.Ясперс.

14. Концепцию «цельного знания» в области гносеологии разработал русский философ:

а) А.Ф.Лосев;

б) В.С.Соловьев;

в) Н.А.Бердяев;

г) А.И.Герцен.

15. Антропологическое учение Н.А.Бердяева носит название:

а) индивидуализм;

б) патернализм;

в) прагматизм;

г) персонализм.

16. Истину отождествляли с полезностью сторонники:

а) психоанализа;

б) феноменологии;

в) прагматизма;

г) герменевтики.

17. В философии онтология – это:

а) учение о познании;

б) учение о ценностях;

в) учение о бытии;

г) учение о развитии.

18. Сознание как высшая форма отражения рассматривается:

а) в вульгарном материализме;

б) в диалектическом материализме;

в) в бихевиоризме;

г) в теории высшей нервной деятельности.

19. Направление в теории познания, считающее источником познания опыт:

а) эмпиризм;

б) рационализм;

в) сенсуализм;

г) априоризм.

20. Человеческому сознанию присуще:

а) пассивное отражение действительности;

б) активная творческая деятельность;

в) непосредственное воздействие на действительность;

г) порождение объективной реальности.

21. Метод познания, заключающийся в мысленном разложении объекта на составные элементы, называется:

а) абстрагирование;

б) анализ;

в) аналогия;

г) аксиоматический метод.

22. Диалектика – это учение о:

а) культуре;

б) материи;

в) сознании;

г) развитии.

23. Вид познания, вплетенный в жизнедеятельность субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

в) обыденным;

г) научным.

24. Сущность человека является:

а) природно-телесной;

б) социальной;

в) психической;

г) духовной;

д) целостной.

25. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в:

а) отречении от мира и умерщвлении плоти ради искупления грехов;

б) стремлении к счастью;

в) получении наслаждений;

г) извлечении пользы.

26. Общество представляет собой:

а) социальный организм;

б) часть природы;

в) социальную систему, состоящую из социальных групп, социальных институтов, общественных отношений;

г) продукт общественного договора.

27. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:

а) формы материального производства;

б) жизни людей согласно их речевых актов;

в) истолкования смысла социальных действий людей;

г) соответствующего общественного договора.

28. Духовность представляет собой:

а) религиозность;

б) приоритет духовных ценностей в духовном мире человека;

в) созерцательность, веру в идеалы;

г) образованность и интеллигентность.

29. Отождествление культуры и цивилизации характерно для взглядов представителей:

а) американского прагматизма;

б) немецкой классической философии;

в) итальянского гуманизма;

г) французского Просвещения.

30. Выделение аграрной, индустриальной и информационной цивилизаций характерно для:

а) марксизма;

б) теории постиндустриального общества;

в) позитивизма;

г) теории индустриального общества.

Вариант 2

1. Философия возникла в:

а) 5-4 в. до н.э.;

б) 4-3 в. до н.э.;

в) 7-6 в. до н.э.

г) 5-4 в. н.э.

2. Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

г) любовь к мудрости.

3. Проблему человека впервые поставил в философии как самостоятельную:

а) Гераклит;

б) Фалес;

в) Сократ;

г) Демокрит.

4. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий и считающее их лишь именами вещей:

а) реализм;

б) символизм;

в) номинализм;

г) субъективизм.

5. Новое понимание человека в эпоху Возрождения было обосновано в рамках:

а) гедонизма;

б) гилозоизма;

в) пантеизма;

г) гуманизма.

6. Родоначальником рационализма как направления в теории познания Нового времени являлся:

а) Б.Спиноза;

б) Р.Декарт;

в) Г.Лейбниц;

г) Т.Гоббс.

7. Дж.Беркли был сторонником:

а) материализма;

б) дуализма;

в) субъективного идеализма;

г) плюрализма.

8. Понятие философии И.Канта: парные суждения, каждое из которых исключает другое:

а) императив;

б) апория;

в) антиномия;

г) максима.

9. Основателем «философии жизни» как направления является:

а) А.Бергсон;

б) О.Шпенглер;

в) В.Дильтей;

г) Ф.Ницше.

10. Представители аналитической философии сводят философию к:

а) анализу абстрактных понятий;

б) разработке универсальных схем бытия;

в) обоснованию правил построения философских учений;

г) исследованию языка и его средств.

11. Основоположником феноменологии является:

а) Э.Гуссерль;

б) Ф.Брентано;

в) М.Шелер;

г) Г.Риккерт.

12. Представителем религиозного экзистенциализма является:

а) К.Ясперс;

б) А.Камю;

в) М.Хайдеггер;

г) Ж.-П.Сартр.

13. Концепцию научных революций как смены научных парадигм обосновал:

а) К.Поппер;

б) П.Фейерабенд;

в) И.Лакатос;

г) Т.Кун.

14. Концепцию мира как текста в рамках философии постмодернизма разработал:

а) Ж.Деррида;

б) М.Фуко;

в) Ж.Делёз;

г) Ж.Бодрийяр.

15. Исторический процесс есть восхождение к Богочеловечеству – так считал:

а) В.С.Соловьев;

б) А.С.Хомяков;

в) И.А.Ильин;

г) Л.И.Шестов.

16. «Ноосфера» есть центральное понятие учения в русской философии:

а) П.Б.Струве;

б) В.И.Вернадского;

в) К.Э.Циолковского;

г) А.Л.Чижевского.

17. Какое из следующих положений о пространстве и времени является диалектико-материалистическим:

а) это формы человеческого созерцания;

б) это не простые формы явлений, а коренные условия бытия;

в) это способы, которыми мы воспринимаем вещи;

г) это формы социального согласования опыта людей.

18. Какое из данных материалистических положений о сознании правильно:

а) мысль есть движение материальных частиц;

б) мысль есть свойство материи;

в) мысль есть выделение мозга;

г) мысль есть свойство высокоорганизованной материи.

19. Раздел философии, изучающий познание, называется:

а) аксиология;

б) гносеология;

в) онтология;

г) логика.

20. Самосознание человека – это:

а) духовное зеркало для самолюбования;

б) понимание себя человеком в общении с другими людьми;

в) осознание себя как природно-телесного существа;

г) результат размышления личности о себе самой.

21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;

б) субъективна;

в) объективна;

г) абсолютна.

22. С точки зрения аскетизма, смысл жизни состоит в:

а) отречении от мира и умерщвлении плоти ради искупления грехов;

б) стремлении к счастью;

в) получении наслаждений;

г) извлечении пользы.

23. Концепцию методологии научно-исследовательских программ в научном познании разработал:

а) К.Поппер;

б) Т.Кун;

в) П.Фейерабенд;

г) И.Лакатос.

24. Укажите философа, не являющегося представителем диалектики:

а) Гераклит;

б) Г.Лейбниц;

в) Б.Спиноза;

г) Г.В.Ф.Гегель.

25. Социальность и разумность как характеристики, отличающие человека от животного, выделял:

а) Демокрит;

б) Сократ;

в) Аристотель;

г) Платон.

26. Концепцию «конца истории» выдвинул:

а) П.Сорокин;

б) Ф.Фукуяма;

в) О.Шпенглер;

г) А.Тойнби.

27. Исторический процесс представляет собой:

а) смену общественно-экономических формаций;

б) форму саморазвития Мирового Духа в направлении к свободе;

в) прогрессивное движение к «Царству разума»;

г) сложный, нелинейный, многовариантный процесс;

д) борьбу Божьего и земного царств.

28. Философским учением о ценностях является:

а) этика;

б) эстетика;

в) аксиология;

г) метафизика.

29. Концепцию противоположности культуры и цивилизации обосновал:

а) Ф.Энгельс;

б) О.Шпенглер;

в) Д.Дидро;

г) О.Конт.

30. «Осевая эпоха» в концепции К.Ясперса - это время:

а) становления человека;

б) появления «великих культур древности»;

в) формирования универсальных духовных ценностей человечества;

г) наступления мировой истории.

Вариант 3

1. Философия – это концентрированное выражение:

а) морали;

б) прекрасного;

в) культуры;

г) искусства.

2. Ответы на философские вопросы ищут в:

а) религиозных верованиях;

б) доводах и умозаключениях разума;

в) научных исследованиях;

г) мифологических представлениях.

3. Идею «все течет, все изменяется» высказал:

а) Анаксимен;

б) Зенон;

в) Сократ;

г) Гераклит.

4. Базовым мировоззренческим принципом средневековой философии являлся:

а) антропоцентризм;

б) космоцентризм;

в) теоцентризм;

г) социоцентризм.

5. Противоположностью номинализма в Средние века по проблеме общих понятий являлся:

а) реализм;

б) концептуализм;

в) скептицизм;

г) субъективизм.

6. Концепцию внешнего и внутреннего опыта разработал:

а) Р.Декарт;

б) Б.Спиноза;

в) Дж.Локк;

г) И.Кант.

7. Понятия «вещь в себе» и «вещь для нас» обосновал в своем гносеологическом учении:

а) Д.Юм;

б) И.Кант;

в) Ф.Бэкон,

г) Г.В.Ф.Гегель.

8. Какой философ считал, что мы не можем выйти за пределы своих ощущений и познать мир:

а) Дж.Локк;

б) Д.Юм;

в) Г.Лейбниц;

г) П.Гольбах.

9. Основателем позитивизма как направления в философии XIX века являлся:

а) Б.Рассел;

б) О.Конт;

в) Р.Карнап;

г) Р.Авенариус.

10. Философское направление, принижающее или отрицающее роль разума в познании и поведении человека:

а) скептицизм;

б) агностицизм;

в) иррационализм;

г) антисциентизм.

11. Идею нигилизма как всеобщей переоценки всех ценностей обосновал:

а) Г.В.Ф.Гегель;

б) М.Хайдеггер;

в) А.Шопенгауэр;

г) Ф.Ницше.

12. А.Камю, перефразируя тезис Р.Декарта, считал, что «мы … следовательно, мы существуем»:

а) любим;

б) бунтуем;

в) страдаем;

г) воюем.

13. Философское направление, в рамках которого разрабатывалась идея «смерти человека»:

а) прагматизм;

б) постмодернизм;

в) экзистенциализм;

г) фрейдизм.

14. Одним из главных идеологов славянофильства являлся:

а) П.Я.Чаадаев;

б) А.И.Герцен;

в) А.С.Хомяков;

г) И.С.Тургенев.

15. В русской философии представителем экзистенциализма можно считать:

а) Н.А.Бердяева;

б) И.А.Ильина;

в) Н.О.Лосского;

г) М.А.Бакунина.

16. В философии Х.Г.Гадамера герменевтика рассматривается как учение о:

а) бытии;

б) толковании письменных текстов;

в) интерпретации Библии;

г) понимании законов науки.

17. Нечто относительно устойчивое, то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого, в философии обозначается понятием:

а) интенция;

б) акциденция;

в) абстракция;

г) субстанция.

18. Сущность сознания следует считать:

а) природно-телесной;

б) общественно-исторической;

в) божественной;

г) космической.

19. Невозможность получения достоверного знания о мире признает:

а) солипсизм;

б) субъективизм;

в) агностицизм;

г) рационализм.

20. В современной семиотике естественный язык рассматривается как:

а) непосредственная деятельность сознания;

б) система естественных и искусственных знаков;

в) адекватное выражение мысли;

г) вторая сигнальная система.

21. Понятие, противоположное по смыслу понятию истины, – это:

а) заблуждение;

б) ложь;

в) суждение;

г) предрассудок.

22. С точки зрения эвдемонизма, смысл жизни состоит в:

а) отречения от мира и умерщвлении плоти ради искупления грехов;

б) стремлении к счастью;

в) получении наслаждений;

г) извлечении пользы.

23. Принципом проверки и демаркации научного и ненаучного знания в концепции К.Поппера является:

а) верификация;

б) редукция;

в) фальсификация;

г) дескрипция.

24. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип:

а) относительности;

б) противоречия;

в) дополнительности;

г) системности.

25. Единичного представителя человеческого рода, отдельно взятого человека, безотносительно к его антропологическим и социальным особенностям, обозначает понятие:

а) личность;

б) инвариант;

в) индивидуальность;

г) индивид.

26. Группы людей, имеющие сходные показатели по какому-либо критерию социального неравенства, обозначаются понятием:

а) классы;

б) страты;

в) общности;

г) сословия.

27. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает направление:

а) структурализм;

б) постмодернизм;

в) синергетика;

г) позитивизм.

28. Нравственность представляет собой:

а) религиозность;

б) терпимость;

в) признание человека высшей ценностью;

г) приоритет общественных интересов по отношению к личным.

29. В концепции А.Тойнби фактором, определяющим специфику локальных цивилизаций, выступают:

а) религиозные ценности;

б) экономические отношения;

в) этические нормы;

г) способ коммуникации.

30. Для концепции евразийства характерна трактовка России как:

а) части западной цивилизации;

б) части восточной цивилизации;

в) уникальной цивилизации, вобравшей в себя черты и Запада, и Востока;

г) цивилизации, не имеющей культурно-исторического будущего.

 

Вариант 4

1. Философия возникла путем преодоления:

а) религии;

б) магии;

в) мифологии;

г) науки.

2. Впервые понятие «философ» употребил:

а) Пифагор;

б) Анаксимандр;

в) Фалес;

г) Демокрит.

3. Создателем учения о вещах как единстве формы и материи является:

а) Аристотель;

б) Эпикур;

в) Анаксимандр;

г) Гераклит.

4. Вмешательство Бога в ход истории в средневековой философии обозначалось понятием:

а) провиденциализм;

б) эсхатология;

в) теократия;

г) креационизм.

5. Крупнейшим представителем зрелой схоластики являлся:

а) Фома Аквинский;

б) Сигер Брабантский;

в) Ансельм Кентерберийский;

г) Пьер Абеляр.

6. Понятие «предустановленная гармония» содержится в учении:

а) Ф.Бэкона;

б) Г.Лейбница;

в) Дж.Беркли;

г) Т.Гоббса.

7. Категорический императив в философии И.Канта – это:

а) религиозная догма;

б) моральный закон;

в) научный принцип;

г) юридический закон.

8. В диалектике Г.В.Ф.Гегеля сохранение старого состояния в новом состоянии на качественно новом этапе развития характеризует понятие:

а) снятие;

б) повторение;

в) копирование;

г) продолжение.

9. Мыслитель, разработавший в противовес объективной диалектике Г.В.Ф.Гегеля экзистенциальную диалектику, – это:

а) А.Шопенгауэр;

б) Ф.Ницше;

в) С.Кьеркегор;

г) А.Бергсон.

10. Махизм как учение является синонимом:

а) эмпириокритицизма;

б) прагматизма;

в) эмпиризма;

г) неокантианства.

11. Понятие «языковые игры» обосновал представитель аналитической философии:

а) Л.Витгенштейн;

б) Д.Мур;

в) Б.Рассел;

г) Г.фон Вригт.

12. «Оно», «Я», и «Сверх-Я» как структурные уровни психики человека выделял:

а) Х.Г.Гадамер;

б) Ж.-П.Сартр;

в) З.Фрейд;

г) М.Шелер.

13. Ценностную дилемму «иметь или быть» считал принципиальной для человеческого существования:

а) Г.Риккерт;

б) Э.Фромм;

в) К.Г.Юнг;

г) У.Джеймс.

14. Тезис «язык – дом бытия» был сформулирован:

а) М.Хайдеггером;

б) П.Рикёром;

в) Т.Гоббсом;

г) Ч.Пирсом.

15. Течение русской философии, считавшее историю России частью исторического процесса Западной Европы:

а) либерализм;

б) славянофильство;

в) консерватизм;

г) западничество.

16. Ведущая тема русской философии:

а) соотношение Бога и природы;

б) научное познание природы;

в) преобразование общества;

г) духовные ценности человека.

17. Выберите из следующих определений материи наиболее правильное:

а) материя- это бытие в пространстве;

б) материя – это потенциальное бытие;

в) материя – это совокупность ощущений познающего субъекта;

г) материя – это объективная реальность, существующая независимо от сознания человека.

18. Свойством сознания не является:

а) идеальность;

б) субъективность;

в) социальность;

г) эмпиричность.

19. Направление, рассматривающее истину как плод соглашения между людьми:

а) марксизм;

б) прагматизм;

в) конвенционализм;

г) эклектика.

20. В современной философии бессознательное рассматривается как:

а) рефлекторные процессы в организме человека;

б) все, что не осознается человеком;

в) нечто, присущее отдельному человеку;

г) явления и процессы в психике, которые человеком не осознаются, но влияют на его поведение.

21. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) заменой теоретических исследований и научного творчества;

в) целью познания;

г) критерием истины.

22. С точки зрения прагматизма, смысл жизни состоит в:

а) отречении от мира и умерщвлении плоти ради искупления грехов;

б) стремлении к счастью;

в) получении наслаждений;

г) извлечении пользы.

23. Назовите уровни научного познания:

а) чувственный и рациональный;

б) рассудочный и интуитивный;

в) эмпирический и теоретический;

г) обыденный и теоретический.

24. Дайте правильное определение диалектического противоречия:

а) это отношение единства и борьбы;

б) это взаимоисключение противоположностей;

в) это отношение тождества и различия;

г) это плохие явления, которые надо изгонять.

25. Выберите наиболее приемлемое, с Вашей точки зрения, определение личности:

а) это образ и подобие Бога в человеке;

б) целостность и единство, обладающее вечной ценностью;

в) социальное качество человека;

г) духовное качество человека.

26. Каково соотношение материального и духовного в обществе:

а) общественное бытие определяет общественное сознание;

б) общественное бытие и общественное сознание не зависимы друг от друга;

в) общественное бытие и общественное сознание взаимозависимы и ни одно из них нельзя считать первичным или вторичным;

г) общественное сознание определяет общественное бытие.

27. Обеспечивает ли вера в Бога нравственность человека:

а) да, если Бога нет, все дозволено;

б) нет, религиозный фанатизм не совместим с нравственностью;

в) нет, ибо от имени Бога можно творить насилие;

г) да, если верующий реализует в своей жизни принципы любви к Богу и любви к ближнему.

28. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

а) государству;

б) науке;

в) экономике;

г) нации.

29. Создателем концепции культурно-исторических типов является русский философ:

а) Н.Я.Данилевский;

б) К.Н.Леонтьев;

в) В.Ф.Эрн;

г) Г.В.Флоровский.

30. Для теории локальных цивилизаций характерно понимание исторической динамики как:

а) линейно-стадиальной;

б) спиралевидной;

в) циклической по типу круговорота;

г) нелинейной вероятностной.

 

 

Степанова И.Н., Остроухова Л.Ф., Шалютин Б.С., Логиновских Т.А., Богомолова Г.В., Лешков В.В., Вострякова Н.А., Царев Р.Ю., Шихардина Т.Н., Иванова В.А.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зародження дисидентського руху. | Зміни в соціальній і національній структурі населення.
<== 1 ==> | 2 | 3 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.3 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.3 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7