Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Асинхронно паралельні процесиДата добавления: 2014-12-06; просмотров: 807
Это период с XVI – нач.XVII вв., для которого характерны значительные перемены в религиозной жизни христианской Европы. Причины и предпосылки реформации 1)Падение авторитета католической церкви - она учила одному, а делала другое. Самым ярким падением церковных нравов была практика индульгенции. 2)Это привело к появлению движения за очищение церкви и восстановление подлинного христианства. Впервые такие идеи появляются в 14 веке (Дж.Уиклиф, Ян Гус) 3)Для распространения этих идей будет активно использоваться печатный станок. 4)Светской власти не нравилось слишком большое богатство церкви и ее чрезмерное влияние. Того же мнения было дворянство и буржуазия, что обеспечило реформации поддержку. 5)Буржуазия и крестьяне хотели более дешевой и удобной церкви. 6)Крестьяне связывали с изменениями в религии изменения в устройстве общества. 7)Новая буржуазия хотела более подходящей для них религиозной концепции.
Реформация началась в Германии, так как при слабости центральной власти, церковь там была наиболее сильна, а немецкие князья видели в реформации возможность увеличить свои богатства и избавиться от опеки центральной власти. Начало реформации Начал всё это августинский монах Мартин Лютер – настоятель Виттенбергского собора. Ему не нравилась индульгенция, и 31 октября 1517 года он прибил к дверям собора свои 95 тезисов против индульгенции, где выступил против Папы Римского. Папство попыталось заставить Лютера отречься от его идеи, однако тот отказался. В 1520 году Лютера осудили, а в 1521 отлучили от церкви за ересь. Однако к этому моменту его идеи разошлись по всей Германии. Весной 1521 года Лютер выступил перед императором Карлом V на рейхстаге в Вормсе, где открыто отказался отречься от своих взглядов. От ареста Лютера спас саксонский курфюрст, упрятав того в замок Вартбург. Вслед за Лютером похожие идеи стали проповедовать и другие, и под их влиянием в Ю-З Германии (Томас Мюнцер) в 1524-25 гг. вспыхивает крестьянское восстание. Оно было жестоко подавлено. Всё это время новые идеи распространялись по Германии. Многие князья переходили в новую веру, забирая себе церковные владения. Попытки Папы Римского и императора решить проблему мирным путем успехом не увенчались. Князья заявили протест, и с этого времени сторонники реформации получили название «протестанты». В 1531 году протестантские князья образовали Шмалькальденский союз и между ним и императором началась война, которая продолжалась до 1555 года, когда обе стороны заключили Аугсбургский мир, провозгласивший принцип «Чья власть – того и вера», разрешавший лютеранство. Реформация в Швейцарии и Франции. Пример Лютера оказался заразительным. В Цюрихе похожие идеи стал проповедовать У.Цвингли. Протестантизм начал распространяться по Швейцарии, что повлекло за собой войну между католиками и протестантами, в ходе которой в 1531 году Цвингли погиб. Его дело продолжили французы Г.Фарель и Ж.Кальвин, которые с 1534 по 1536 гг. обосновались в Женеве. Они являются основателями такого направления, как Кальвинизм. Его особенностью был тезис о предопределении. Из Женевы кальвинизм распространился во Францию ( в основном на юг). Французские кальвинисты получили название «гугеноты». Также кальвинизм распространился в Нидерландах, в Юж.Германии и в Польше. Реформация в Англии. В Англии население уже довольно давно не любило Папу Римского. Однако поначалу английский король Генрих VIII был против церковных изменений и даже боролся с протестантами. Тем не менее, его тоже тяготило вмешательство Папы Римского, и соблазняли богатые церковные владения. Поводом для разрыва с Римом послужил отказ Папы дать королю развод с Екатериной Арагонской и на свадьбу с Анной Болейн. В 1534 году он издал «акт о Верховенстве», согласно которому главой английской церкви становился король. Короля в этом поддержали английская аристократия и буржуазия. Однако после провозглашения короля главой церкви, ликвидации монастырей и конфискации земли больше ничего не поменялось. В последствие про короле Эдуарде VI были установлены положения новой религии, которая называлась «англиканство». Она больше всего из всех протестантских течений походила на католичество. При Марии Тюдор в Англии попытались восстановить католичество, но все безуспешно, и англиканство окончательно утвердилось в качестве государственной религии. В Англию с континента массово проникали идеи кальвинизма, который распространялся среди широких кругов буржуазии, дворянства и городского населения. Также в Англии остались и католики, подвергавшиеся определенному преследованию из-за их неблагонадежности.
Помимо Германии, Швейцарии, Франции, Нидерландов и Англии реформация широко распространилась в Шотландии (пресвитериане) и странах Скандинавии (Дания, Швеция, Норвегия). Много протестантов было также в Чехии, Моравии, Венгрии и в Австрии. Основные положения протестантизма 1)В отличие от католиков протестанты считали, что грехи нельзя искупить добрыми делами. Спасение приходит только через веру человека. 2)Протестанты в качестве основного авторитета признают только Священное Писание (Библия), в то время как католики признают и Священное предание (отцы церкви и т.д.). 3)Из 7 таинств христианства протестанты признают только 2: крещение и причастие. Некоторые направления признавали до 5 таинств, некоторые не признавали причастие или крещение. 4)Протестанты отрицали церковную организацию и рассматривали церковь, как невидимое сообщество христиан, предопределенных к спасению, поэтому в протестантизме либо нет церковной организации, либо она не носит такого всеобъемлющего характера, как у католиков (искл: англиканство и некоторые виды лютеранства). 5)Некоторые протестанты пошли дальше и отрицали догмат Троицы. 6)Особое положение занимал кальвинизм, в основе которого лежал тезис о предопределении. Согласно нему всякий человек изначально предопределен к спасению или нет. При этом человек никак не может повлиять на свою судьбу. Сам человек не знает о своей судьбе, однако свидетельством о ней является его деятельность и её успешность. 7)Опора на Священное Писание и отрицание необходимости церкви привели к тому, что верующие сами изучали и толковали Библию. Этому способствовал перевод Библии на национальные языки. Одним из следствий было большое разнообразие направлений протестантизма. Основные направления: лютеранство, кальвинизм, англиканство, анабаптизм, баптизм, антитринитарии, квакеры, баптизм, реформаты, пуритане, пресвитериане. Итоги и последствия реформации. 1) Образование нового направления в Христианстве – Протестантизма. 2) В протестантизме из-за различного толкования Священного писания существовал много течений, которые нетерпимо относились не только к другим религиям, но и друг к другу. 3) Контрреформация – это действия католиков, направленные против реформации: а)католики сделали ставку на благотворительность и добрые дела. б)католики использовали инквизицию и светскую власть для преследования протестантов. в)католики привели в порядок церковь, не меняя ее сути. г)католики кое-что позаимствовали у протестантов: перевели Библию на европейские языки. д)католики сделали ставку на развитие образования и всячески старались быть ближе к народу. Особенно этим занимался созданный в 1540 году Орден Иезуитов, основателем которого был испанец Игнатий Лойола. Также они развернули активную миссионерскую деятельность е) в контрреформации сыграла свою роль и внешняя пышность католической церкви. В результате контрреформации протестантизм в значительной степени был вытеснен из сельской местности и вообще из некоторых областей Европы. 4) Нетерпимость протестантов и католиков, контрреформация и использование религии в политических целях привели к тому, что на протяжении 16 и первой половины 17 века до 1648 года Европу сотрясали религиозные войны. Особенно жестокими они были во Франции и Германии. 5) Конфискация церковного имущества ослабила церковь, усилила светскую власть и способствовала развитию капитализма (стартовый капитал). 6) Идеи протестантизма способствовали формированию нового капиталистического сознания, в основе которго лежал индивидуализм. 7) Самостоятельное изучение Библии способствовало развитию не только индивидуализма, но и развитию логического научного мышления, так как исчез главенствующий авторитет церкви. 8) В то же время догматизм протестантов тормозит развитие науки, так как основным источником знаний стала Библия. 9) Побочным результатом реформации является расцвет охоты на ведьм. 10) Главное значение реформации состояло в том, что она подорвала позиции католической церкви, которая в свою очередь являлась основой средневекового общества и тем амым реформация способствовала распаду средневекового общества и формированию общества Нового времени.
|