Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Семінарське заняття 3. Сільськогосподарське страхування. Страхування технічних та фінансово-кредитних ризиків. Автотранспортне та морське страхування


Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 600



1. Бевзенко С. П. Історична морфологія української мови (Нариси із словозміни та словотвору). – Ужгород, 1960. – 416 с.

2. Бурячок А. Мовна ситуація в Київській Русі // Слово Просвіти. – 1995. – Листопад.

3. Бевзенко С. П. Історична морфологія української мови (Нариси із словозміни та словотвору). – Ужгород, 1960. – 416 с.

4. Наливайко С. Ця загадкова назва – Русь // Слово Просвіти. – 1998. – Ч. 7. – Липень.

5. Олександр Палій. Українська мова: крапочка над нашим «і» // УНІАН, 9.11.2011

6. Бевзенко С. П. Історична морфологія української мови (Нариси із словозміни та словотвору). – Ужгород, 1960. – 416 с.

7. Трубачев О. Славяне: Язык и история // Правда. – 1987. – 28 березня.

8. Німчук В.В. Мовознавство. К., 1998.

9. Семчинський С.В. Загальне мовознавство. К., 1996р.

10. Царук О. Українська мова серед інших слов’янських: етнологічні та граматичні параметри. – Дніпропетровськ, 1998.

11. Шахматов О.О., Кримський А.Ю. Нариси історії української мови. К.,

1992р.

12. Шевельов Ю. Історична фонологія української мови. - Х.: Акта, 2002. - 1066 с.

13. Ю. Мосенкіс. Як розмовляли в Києві тисячу років тому?

Музыкальное наследие XX века

 

 

Творческая работа по истории

студентки I курса дневного отделения ФНО

(профили «НО» и «Информатика»)

Зариповой Екатерины Рашитовны

 

 

Самара 2012

Введение

Песня – это выражение понимания и осознания гармонии присущей всему мирозданию.

Музыка творит чудеса, заставляя плакать или грустить в звуках передающих ностальгию или сантиметры чувств исполнителя или автора произведения, вызывая гамму неповторимых индивидуальных эмоциональных состояний, образов, представлений, заставляет взрываться тысячные стадионы в экстазе заданных ритмом, тоном звуков, вводя слушающих в трансовый миг бессознательного соединения со звуками, создаёт некие психологические установки, приводящие к действию человека. О влиянии музыки на человека сказано много.

О влиянии музыки на человека сказано много. Музыка приводит к рефлекторным изменениям функциональных отравлений организма ассоциативно, через вызванные изменения эмоциональных состояний в прошлом, способна релаксировать либо стимулировать мышечную активность человека, и используя прямое воздействие на человека определенными тембрами, динамикой, регистрами, различными музыкальными формами, стилями.

Через музыку достигается музыкально терапевтический эффект, душевный комфорт, развитие и раскрытие психических возможностей человека. Компоненты музыки разнообразны и сложны, в её восприятии гармонично участвуют оба полушария мозга, различая отдельные её компоненты: мелодию, высоту звука, тембр, ритм, гармонию, складывая в бесчисленные вариации музыкальных комбинаций и образов производя большую интеллектуальную работу.

Каждое музыкальное ритмическое созвучие вызывает у человека определённую психофизиологическую реакцию. Человек – единственное существо, способное не только слышать естественные звуки окружающей его природы, такие как шум морского прибоя, музыку весенней капели, трели соловья, блюз струн осеннего дождя, завораживающее жужжание мух в жаркий полдень или мерный посвист цикад. Человек, то существо, которое стремится понять, повторить, сохранить, воссоздать услышанные звуки и передать услышанное своим языком, своим звучанием, поделиться через общение с другими людьми звуками, расширяя тем самым границы своего восприятия.

 

Фёдор Иванович Шаляпин (1873 – 1938)

Бесценна и неисчерпаема сокровищница мирового реалистического искусства. Бессмертна слава выдающихся художников, актеров, музыкантов, писателей и поэтов, обогативших ее своими гениальными творениями. И среди множества имен замечательных мастеров русской художественной культуры мы называем имя изумительного певца и выдающегося актера, величайшего реформатора музыкального театра - Федора Ивановича Шаляпина.

Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 года в Казани. Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837—1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных).

Отец устроил его писцом вначале в уездную земскую управу, затем к ростовщику и, наконец — в судебную палату. Однако ни в одном из этих мест Шаляпин не держался. К тому же писарское дело ему не нравилось. С детства он любил русские народные песни. Сосед научил его азам нотной грамоты. После этого Шаляпин, обладавший от природы красивым дискантом, начал петь в церковном слободском хоре. Его заметили, стали приглашать в другие церкви, петь на свадьбах и похоронах, потом взяли в архиерейский хор в Спасском монастыре. Когда голос стал ломаться, пение пришлось оставить. Неуемная тяга к театру привела к конфликту с отцом. Юноша кочует по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии — то в составе различных актерских групп, то, работая грузчиком, крючником на пристани, часто голодая, ночуя на скамейках. Некоторое время Шаляпин работал писцом в консистории, а в 1890 г. ему удалось устроиться в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова - Самарского. (к этому времени голос уже вернулся, но только не дискант, а баритон). Начинающий крепнуть голос молодого певца, поразительная музыкальная восприимчивость, самозабвенная готовность бескорыстно служить любимому делу снискали Шаляпину не только любовь его товарищей- актеров, но и популярность среди антрепренеров. Совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например Фернандо в «Трубадуре». В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа Дергача, к которой и примкнул Шаляпин. Объехав города Урала и Поволжья, труппа отправилась в Среднюю Азию, потом в Баку. Здесь в 1892 г. Шаляпин вступил во французскую оперно-опереточную труппу Лассаля, но успел выступить только в нескольких спектаклях. Труппа распалась. Оставшись без денег, Шаляпин добрался до Тифлиса и перебивался здесь некоторое время случайными заработками.

Творчество Шаляпина - многогранное, всеобъемлющее - стало целой эпохой в истории мировой культуры. Воистину подвижнический труд Шаляпина во славу русской музыки, новаторство его традиций оказали огромное влияние не только на современный ему театр, но и на все отечественное искусство.

За долгую творческую жизнь Шаляпин создал галерею поразительных по силе воздействия сценических образов, спел бесчисленное множество камерных произведений, многие из которых записаны на грампластинки. Каждое из его творений служит вечным эталоном, шедевром подлинного искусства.

Анастасия Дмитриевна Вяльцева (1871 – 1913)


Анастасия Дмитриевна Вяльцева (по мужу — Бискупская; (март)1871, слобода Алтухово, Трубчевский уезд Орловской губернии — 5 февраля 1913, Санкт-Петербург) — русская эстрадная певица (меццо-сопрано), исполнительница цыганских романсов, артистка оперетты. Анастасия гордилась, что она, крестьянка по происхождению, стала эталоном женственности, изящества, кумиром аристократических салонов, желанной гостьей избранных артистических кругов. Очень ярко выразил свое отношение к Анастасии Вяльцевой Александр Блок, который был поклонником ее таланта.

Первый сольный концерт Вяльцева дала в 1897 году. Публика приняла Вяльцеву на «ура». Анастасия пела о любви, о радостях жизни, унося слушателей в беззаботный и праздничный мир мчащихся троек, звенящих гитар, пенящегося шампанского. Певица очаровала свою публику игривостью и легкостью звонкого голоса.

С 1902 года певица начинает гастролировать по всей России. Первые четыре года Вяльцева ездила в гастрольные поездки - по сорок концертов - ежегодно. Потом она гастролировала уже два раза в год - весной и осенью. Статистики подсчитали: за 5 лет, с начала 1908 по конец 1912 года, длина гастрольного маршрута Вяльцевой по России составила 175 тысяч верст - половину расстояния от Земли до Луны или 4. 5 оборота вокруг Земли по экватору! Путешествовала Вяльцева в своем собственном вагоне, отделанном по вкусу самой певицы.

Поклонники называли ее «певицей радостей жизни». И это было правильно, потому что Вяльцева не пела те цыганские романсы, в которых были слезы, страдания, разочарования, смерть, в отличие от Варвары Паниной. Нет! Она пела о любви. В ее романсах и эстрадных песенках постоянно присутствует «жажда свиданий, жажда лобзаний», призывы «сбросить оковы любви».

Когда Вяльцева, протягивая руки в зал и улыбаясь, пела этот припев, каждому казалось, что она именно ему протягивает руку, ему улыбается, и зал расцвечивался ответными улыбками!

В Петербурге артистка давала 2-3 сольных концерта в год в зале Благородного собрания с прибылью до 20 тысяч рублей за вечер - сумма, невиданная даже для мировых знаменитостей (средняя зарплата учителя составляла тогда 35 рублей). Пластинки с записью Вяльцевой стоили до 6 рублей. Певица сделала около сотни записей на грампластинках, но сколько из них сохранилось до нашего времени - неизвестно (как минимум, 55 записей).

Нередко концерты затягивались за полночь - Анастасии Дмитриевне приходилось петь на «бис» и 10, и 20, и 30 раз. Были случаи, когда публика категорически отказывалась ее отпускать, тогда она, фактически, пела свой сольный концерт дважды за один вечер. Ей говорили: «Что Вы делаете? Вы себя убиваете! К чему эта безумная расточительность? Зачем Вы поете столько «бисов»? Ведь публика - тиран алчный, ненасытный, безжалостный!» Она отвечала: «Они заплатили деньги и поэтому могут требовать!». Это и погубило Вяльцеву.

Осенью 1912 года Вяльцева заболела воспалением легких. Не выздоровев до конца, она в очередной раз отправилась на гастроли. На концерте в Курске она вдруг упала в обморок от недостатка сил. Когда она очнулась, в первую очередь она хотела закончить свое выступление! После этого случая ей порекомендовали гастроли отменить, но она дала еще с десяток концертов, после чего она вообще не смогла выйти на сцену.

Врачи ей поставили диагноз «рак крови». Даже в сегодняшние времена, при высоком уровне развития медицины, процент смертности от этой болезни очень велик. Была предпринята попытка переливания крови. Донором выступил муж Вяльцевой полковник Бискупский. Попытка оказалась неудачной: больной стало на время немного лучше, но спасти ее жизнь не удалось. 5 (18) февраля 1913 года она скончалась.

Вся Россия оплакивала «несравненную», «королеву русского романса». Газета «Раннее утро» изумлялась: «Что такое Вяльцева? Когда умирал Антон Павлович Чехов, то почти никто в России не следил за ходом его болезни…». На это «Петербургская газета» отвечала: «Говорящий так забывает, что Чехов был и писал для немногих, а Вяльцева служила своим талантом многим…».

Жизнь коротка, искусство вечно! Первым эту крылатую фразу сказал Гиппократ, и она как нельзя точно подходит к творчеству Анастасии Вяльцевой. Вяльцева умерла - ее песни остаются с нами.

 

Лидия Яковлевна Липковская (1882 – 1958)

4 января 1904 года худенькая скромно одетая студентка Петербургской консерватории откроет «Биржевые ведомости» и прочтет о себе следующие строки: «Следует отметить Л. Липковскую, впервые выступившую на подмостках сцены. Юная певица, заменив внезапно заболевшую Гущину, без репетиции провела партию Джильды как опытная артистка. Только истинно даровитые натуры могут начинать свою артистическую карьеру с такими редкими достоинствами: отлично выработанная колоратура, наряду с природными богатыми голосовыми средствами, музыкальностью и благородным вкусом, ставит совсем юную певицу в исключительное положение».

И все останется позади — сомнения, страхи. Она все-таки спела! Без оркестровой репетиции, со знаменитым Николаем Фигнером, без разрешения своего педагога Натальи Александровны Ирецкой. И чего стоило итальянцу Угетти, режиссеру русско-итальянской частной оперы, уговорить ее петь! Впрочем, Наталья-то Александровна ни о чем и не узнает — студентка Маршнер подстраховалась: пела под девичьей фамилией... Вот и Консерватория, знакомый класс. И каково было промолчать ей, двадцатилетней девчонке, когда Ирецкая вдруг стала благосклонно отзываться о вчерашней исполнительнице. Какая-то сила подбросила Лидочку на месте: «Наталья Александровна! Это была я!” Фраза не успела еще отзвенеть в воздухе, как ее покрыли резкие слова Ирецкой. Ее класс не для недоучек. Девушке предложили его оставить — навсегда. Светловолосая Лидочка родилась в Бессарабии весной 1884 года, 120 лет назад. Пятилетней крошкой звонко распевала народные песни. Повзрослев, запела в церковном хоре, а с 14 лет в благотворительных концертах. Жители Каменец-Подольска (города, куда девочку привезли учиться в гимназии) называли ее «птичкой» и специально приходили на воскресные службы насладиться ее ангельски-чистым голосом.

Рано вкусившая настоящий успех, Лидия грезила о сцене, и это было закономерно вдвойне: ее тетка Мария Заньковецкая была знаменитой актрисой. Раннее замужество дало возможность избавиться от опеки родителей. Будущая певица оказалась в Петербурге. Правда, в течение двух лет Лидочке пришлось довольствоваться положением жены и домашней хозяйки, мамы очаровательной Ариадны — в Петербурге у четы Маршнеров родилась дочь. А вот касательно пения и сценической карьеры муж оказался даже консервативнее Лидочкиных родителей — ни о чем подобном не могло быть и речи! Но желание петь становилось важнее в том числе и хороших отношений с супругом. Так Лидия отправляется на прослушивание в Консерваторию. Незаурядные вокальные данные способствовали тому, что ее взяла в свой класс Наталья Александровна Ирецкая, выдающийся вокальный педагог. Лидия занималась самозабвенно — и с Ирецкой, и самостоятельно, оставаясь в консерваторском классе после занятий, где и застал ее режиссер Угетти, который чуть не разлучил преподавательницу с одной из самых ярких учениц. К счастью, Ирецкая оттаяла и желанные для обеих уроки были возобновлены.

В 1906 году 22-летняя певица дебютирует (уже законно) на сцене Мариинского театра. Партия Джильды в опере «Риголетто» становится пропуском на императорскую сцену. Столичная публика, избалованная и местными звездами, и приезжими гастролершами, приняла ее сразу. Еще бы! Ее сказочный голос не страшился конкуренции ни с Марчеллой Зембрих, ни с Евгенией Мравиной — ее знаменитыми предшественницами. Сентябрь 1907-го впервые соединит ее на сцене с Федором Шаляпиным. А 28 декабря 1907 года Лидию Липковскую пригласит исполнить партию Джульетты в опере Шарля Гуно «Ромео и Джульетта» Николай Фигнер, расстающийся со сценой. Спектакль пройдет с выдающимся успехом. Но Лидия так и не сможет справиться с охватившей ее грустью.

Для Лидии же наступало время, когда все двери перед ней распахивались. Уже скоро весь мир восторженно примет ее искусство. Вот как написал о ней в феврале 1909 года престижный парижский журнал Le Theatre: «Ее репертуар на редкость разнообразен: она поет виртуозные партии с неслыханной легкостью, она заставляет плакать свою аудиторию в драматических ролях… Совершенная вокальная техника, драматический темперамент обеспечивают госпоже Липковской повсеместный успех. Добавьте, что она очаровательно красива: белокурая, с волосами цвета спелого хлеба, среднего роста, стройная, изящная. И вы поймете, почему весь С.-Петербург без ума от нее, как будет без ума Париж, когда узнает ее...»

…Судьба дарует ей долгий вокальный век, великих партнеров по оперной сцене, благодарных учеников... и печальную старость. Лидия Яковлевна эмигрировала в 1918 году. Последние годы жизни она провела в Бейруте в бедности, не имея возможности преподавать из-за прогрессирующей болезни, живя на скромные деньги, посылаемые сестрой.

«Одиночество — пакостная штука в чужой стране. Я совершенно одна, и мне больно. Сделала я большую непоправимую ошибку, когда, будучи на гастролях в Советской России, не осталась там, среди своих. А ведь мне предлагали и кафедру в Консерватории, и Большой театр!.. Чего бы я только не сделала, чтобы исправить ошибку, но — поздно...» — писала певица в письме к одной из любимых учениц. Но в жизни не бывает обратного отсчета. Да и кто знает, как сложилась бы судьба «возвращенки» в непростые советские тридцатые...

 

 

Леонид Витальевич Собинов (1872-1934)

Леонид Витальевич Собинов родился в Ярославле 7 июня 1872 года. Дед и отец Леонида служили у купца Полетаева, развозили по губернии муку, а господам платили оброк. Обстановка, в которой жил и воспитывался Собинов, не благоприятствовала развитию его голоса. Отец был суров характером и далек от какого бы то ни было искусства, но мать хорошо исполняла народные песни и учила петь сына.

Леня детские и юношеские годы провел в Ярославле, здесь он окончил гимназию. Сам Собинов позднее рассказывал в одном из писем: "Последний год, когда я кончил гимназию, в 1889/90 году, у меня появился тенорок, которым я начал подпевать в духовном гимназическом хоре.

 

Кончена гимназия. Я в университете. Здесь опять меня инстинктивно тянуло в кружки, где пели… С такой компанией я познакомился, дежурил ночь за билетами у театра.

…Мои приятели хохлы пошли в хор и потянули меня. Кулисы были для меня всегда местом священным, а поэтому я всецело отдался новому занятию. Университет отошел на второй план. Большого музыкального значения мое пребывание в хоре, конечно, не имело, но любовь к сцене высказывалась ясно. Попутно я пел еще в духовном студенческом хоре, который в этот год основался в университете, и в светском. В обоих хорах я участвовал затем все четыре года, пока был в университете… мысль о том, что надо бы поучиться петь, приходила в голову все назойливей и назойливей, но средств не было, и я не раз проходил по Никитской, по дороге в университет, мимо Филармонического училища с тайной мыслью, а не зайти ли и не попросить, чтобы поучили. Судьба мне улыбнулась. В одном из студенческих концертов П.А. Шостаковский познакомился с несколькими студентами, в том числе и со мной, попросил нас принять участие в хоре училища, где тогда ставилась для экзамена «Сельская честь» Масканьи… На прощанье Шостаковский предложил мне серьезно поучиться в будущем году, и действительно, в 1892/93 году я был принят бесплатно учеником в класс Додонова. Принялся за дело я очень ретиво и посещал все обязательные курсы. Весной был первый экзамен, и меня перевели сразу на 3-й курс, поставив за какую-то классическую арию 4 1/2. В 1893/94 году Филармоническое общество, в числе некоторых его директоров, основало итальянскую оперу… Общество имело в виду создать для учеников училища нечто вроде школ-сцен, и ученики исполняли там незначительные партии. Попал в число исполнителей и я… Пел я все маленькие партии, но среди сезона мне доверили уже Арлекина в «Паяцах». Так прошел еще год. В университете я был уже на 4-м курсе.

Кончился сезон, и пришлось с утроенной энергией приняться за подготовку к государственным экзаменам. Пение было забыто… В 1894 году я кончил университет. Далее предстояла военная служба… Кончена военная служба в 1895 году. Я уже подпоручик в запасе, принятый в состав московской адвокатуры, всецело отдавшийся новому, интересному делу, к которому, казалось, лежала душа, всегда стремившаяся к общественности, к справедливости и защите обиженного.

 

Пение отошло на второй план. Оно стало больше развлечением… в филармонии я посещал уже только уроки пения и оперные классы…

1896 год закончился публичным экзаменом, на котором я спел на сцене Малого театра акт из «Русалки» и акт из «Марты». Попутно с этим шли бесконечные благотворительные концерты, поездки по городам, два участия в студенческих концертах, где я познакомился с артистами казенных театров, которые серьезно спрашивали меня, думаю ли я пойти на сцену. Все эти разговоры сильно смущали мою душу, но самым главным соблазнителем явилась Сантагано-Горчакова. На следующий год, который я провел так же, как и предыдущий, я был уже по пению на последнем, 5-м курсе. На экзамене я спел последний акт из «Фаворитки» и акт из «Ромео». На экзамене был дирижер Б.Т. Альтани, который и предложил Горчаковой привести меня на пробу в Большой театр. Горчаковой удалось взять с меня честное слово, что я пойду. Тем не менее в первый день пробы я не рискнул и, только когда Горчакова пристыдила меня, явился на второй день. Проба была удачна. Дали вторую — опять удачна. Тут же предложили дебют, и в апреле 1897 года я дебютировал в Синодале в опере «Демон»…"

Стиль его искусства был так благороден потому, что был благороден он сам. Никакими ухищрениями артистической техники не мог бы он выработать в себе такого обаятельно-задушевного голоса, если бы этой задушевности не было у него самого. В созданного им Ленского верили, потому что он и сам был такой: беспечный, любящий, простодушный, доверчивый. Оттого-то стоило ему появиться на сцене и произнести первую музыкальную фразу, как зрители тотчас влюблялись в него — не только в его игру, в его голос, но в него самого".

 

 

Евгения Адольфовна Бронская (1882 – 1953)

Артистка оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица и педагог. Жена Г. Макарова. Родилась в семье архитектора, образование получила в Смольном ин-те. Пению обучалась сначала в Петерб. муз. школе И. Бровки-Виссендорфа (в кл. своей матери, известной в прошлом певицы Э. Гаке, и в кл. ф-п. Ф. Черни). С 1900 совершенствовалась в Милане, летом 1906 — в Милане у Т. Аркель. Впервые выступила в концерте в 1896 в Гунтербурге (ныне Усть-Нарва). 19 дек. 1899 состоялся ее первый сольный концерт в Петербурге. На оперной сцене дебютировала в Петербурге 17 окт. 1900 (зал Купеческого собрания), с 1901 выступала в петерб. т-ре "Аркадия" (антр. М. Максакова). В окт. 1901 — февр. 1902 пела в Тифлис. опере, затем в петерб. т-ре "Аквариум" (антр. В. Любимова), в сезоне 1902/03 — в оперных театрах Киева (антр. М. Бородая и С. Брыкина) и Одессы, в 1904—05 — в моск. т-ре Солодовникова и одновременно гастролировала в Харькове и Одессе, в 1906—07 пела в петерб. Нар. доме. С 1905 неоднократно гастролировала в Риме (т-р "Констанция"), Неаполе (т-р "Сан Карло"), Парме, Триесте, Флоренции, Болонье, Вероне, Венеции (1908), Милане (1907, т-р "Ла Скала" и "Феличе"), Париже (т-р "Олимпия", 1906—07), Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго (в составе итал. труппы с Э. Карузо, 1908—10). В 1910—23 солистка петерб. Мариинского театра (дебютировала в партиях Виолетты и Лакме), в 1917, 1919, 1921 и сезоне 1923/24 участвовала в отдельных спектаклях (в т. ч. в опереттах) МАЛЕГОТа. В 1911 — 12 гастролировала в моск. Большом театре. Обладала выдающимся по красоте, ровным во всех регистрах голосом приятного "серебристого" тембра и обширного диапазона, ясной и отчетливой колоратурой. Исп. отличалось лиризмом и естественной грацией сцен. воплощения. Зарубежные критики называли ее "русской Тетраццини". Репертуар включал 40 партий.

1-я исп. партий: Атмы ("Метель"): в Мариинском т-ре — Царевны-Лебеди ("Сказка о царе Салтане"), Йеди ("Сын мандарина"), Рукайи ("Измена"). Лучшие партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Марфа ("Царская невеста"), Царевна-Лебедь, Снегурочка, Рукайя, Манон, Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Джильда, Виолетта. "Партия Виолетты, несмотря на свою музыкальную тривиальность, в исполнении госпожи Вронской-Макаровой, имела интерес — как оживший, но когда-то модный, виртуозный жанр, где гибкость голоса и техника доведены до максимума...". ("Театр и искусство". 1910. № 38. С. 691).

В 1908 гастролировала в Венеции. Здесь исп. гл. партию в "Наваррянке" Массне (вместе с Г. Макаровым).

С 1917 активно участвовала в концертах для рабочих, военных, систематически пела в концертах, организуемых Домом Красной Армии. В 1923—50 преподавала в Ленингр. конс. (с 1939 проф.); жила в городе во время блокады. С 1945 вела занятия с группой студийцев.

Награждена орденом «Знак Почета» (1938) и медалью «За оборону Ленинграда» (1944).

 

Борис Тимофеевич Штоколов (1930 – 2005)

Борис Тимофеевич Штоколов (1930-2005) Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Родился 19 марта 1930 года в городе Кузнецке Кемеровской области. Отец – Штоколов Тимофей Ильич, участвовал в Гражданской войне, в 1938 году был назначен начальником ОСОВИАХИМа и служил в звании старшего лейтенанта; в сентябре по ложному доносу был объявлен врагом народа и исключен из партии (позднее, после долгих усилий, был в ней восстановлен); в 1941 году ушел добровольцем на фронт и в 1942 году пропал без вести в боях под Ленинградом. Мать – Юрасова Елизавета Ивановна, окончила церковно-приходскую школу, училась в гимназии, брала уроки игры на фортепиано. Супруга – Штоколова Надежда Петровна (1929–1990). Сыновья: Штоколов Александр Борисович (1954), Штоколов Тимофей Борисович (1962).

Борис Штоколов был вторым ребенком в семье, у него было четверо братьев и сестер. После ухода отца на фронт переехали к родственникам в Свердловск. В то голодное время все продавалось по карточкам, и, несмотря на помощь родственников, семья бедствовала. Чтобы помочь родным, 11-летнему Борису пришлось подрабатывать чисткой ботинок. На заработанные 200–300 рублей он покупал буханку хлеба, кусочек масла и бережно нес это богатство домой.

Уже в детстве у Бориса проявился хороший голос, доставшийся ему, похоже, в наследство от дедушки по линии матери, Ивана Григорьевича Юрасова, чистокровного татарина. В молодости дед пел на клиросе в соборе города Воткинска, обладал тенором небольшого, но очень красивого мягкого тембра. Борис решил заняться пением. В то время у него был высокий дискант. Он успешно выдержал прослушивание в Киевской детской капелле, которая находилась в эвакуации в Свердловске, однако из-за болезни занятия пришлось прекратить.

Осенью 1944 года Борис из-за голода после 5-го класса бросил школу и уехал в школу юнг Северного флота, которая находилась на Соловецких островах. В Архангельске на «деревянном» острове в Соломбале юнги прошли строгую медицинскую комиссию, им выдали флотское обмундирование: бушлаты, бескозырки, тельняшки. Дорога из Архангельска на Соловки оказалась нелегкой. Пришлось пережить ожесточенные бомбежки вражеских самолетов, долгий, полный опасностей переход на транспорте «Вятка» в сопровождении эсминца «Куйбышев» и подводной лодки. На «Вятке» Бориса назначили командиром взвода в роту торпедных электриков. Певческий талант Штоколова пригодился и здесь. Помимо выполнения своих прямых служебных обязанностей он стал запевалой роты. Наступила победоносная весна 1945 года. После сдачи экзаменов Борис попал на Балтику и был направлен на эсминец «Строгий». Эсминец совместно с другими кораблями и крейсером «Киров» участвовал в первом послевоенном параде на Неве в 1945 году. Принимал в нем участие и Штоколов.

Нелегкая военно-морская служба продолжалась. В свободное время Борис предавался мечтам о доме, о маме, брате и сестренках. Иногда во время ночной вахты поднимался в рубку к приятелям радистам, брал у них гитару и тихонько напевал. Как-то теплым вечером на закате, когда Штоколов пел под гитару «Маменька родная, сердце разбитое», его друг, услышав пение, сказал: «Слушай, Борис, тебе надо серьезно учиться и поступать в консерваторию». Тогда-то к Борису и пришло понимание того, каков истинный смысл его жизни – пение.

Ему удалось добраться до Свердловска. Там он увидел объявление о приеме в спецшколу ВВС ? 11, которая обеспечивала бесплатное питание и давала среднее образование. Пройдя медицинскую комиссию, Борис был зачислен курсантом. Для него это было счастьем, поскольку без аттестата зрелости у него не было шансов попасть в консерваторию, а это в то время было его главной мечтой.

Выпускной вечер в спецшколе стал для него судьбоносным. На вечере присутствовал командующий в те годы войсками Уральского военного округа Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Он поздравлял выпускников с успешным окончанием учебы. После начался концерт самодеятельности. Штоколов смело вышел на сцену и спел «Грустные ивы» М. Блантера и «Эх, дороги» О. Новикова. Георгий Константинович поблагодарил выпускника за пение и сказал: «Таких, как ты, в авиации много, а тебе надо петь». Эти слова оказались пророческими. По распределению Штоколов попал в Серпуховское училище ВВС, но вскоре туда пришел приказ Маршала Советского Союза Г.К. Жукова: «Курсанта Штоколова Б.Т. направить на дневное отделение консерватории». Борис был счастлив!

Всю жизнь Борис Штоколов посвятил изучению тайны искусства пения бельканто, искусству дыхания и открытой глотки. Артист сам дошел до многих профессиональных секретов, которыми он поделился в книге «Гори, гори, моя звезда» с подзаголовком «Как надо петь», которая вышла в 1995 году. Это своеобразный учебник мастера, адресованный тем, кто хочет всерьез приобщиться к искусству вокала, а еще это объяснение в любви своему кумиру – Энрико Карузо.

Борис Тимофеевич Штоколов скончался 6 января 2005 года.

 

 

Галина Павловна Вишневская (1926 - 2012)

Галина Павловна родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде, ныне — Санкт-Петербург, но почти всё детство провела в Кронштадте. Перенесла Ленинградскую блокаду, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО. Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор, затем стала исполнять сольные партии. В первом браке была замужем за военным моряком Георгием Вишневским, с которым развелась через два месяца, но сохранила его фамилию; во втором браке — за директором Ленинградского театра оперетты Марком Ильичом Рубиным, который после ухода из театра стал её импресарио.

С 1951 по 1952 год, уйдя вместе с мужем из театра оперетты, брала уроки пения у В. Н. Гариной, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы. В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажерскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по образному выражению Б. А. Покровского) стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий.

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства, вышла замуж в третий раз за знаменитого впоследствии виолончелиста М. Л. Ростроповича, в ансамбле с которым (М. Л. Ростропович — сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира. В это время певице покровительствовал находившийся последние годы на службе Николай Булганин [источник не указан 16 дней]. В 1966 году снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр Михаил Шапиро). Была первой исполнительницей ряда посвященных ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б. Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи написано стихотворение Анны Ахматовой «Женский голос».

Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Гербертом фон Караяном, Отто Клемперером, Игорем Маркевичем, Германом Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др. Была партнершей выдающихся певцов. Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене.

В 1974 году вместе с Ростроповичем была вынуждена уехать за рубеж вследствие организованной властями травли в наказание за поддержку, оказанную ими преследуемому Александру Солженицыну. Солженицын тогда скрывался на их даче. Письмо за выдворение супружеской пары за пределы Большого театра подписали виднейшие артисты и музыканты — коллеги и друзья Вишневской и Ростроповича, в результате чего они остались без работы и средств. В 1978 году были лишены советского гражданства. Проживали в США, во Франции, Вишневская выступала в крупнейших театрах мира до 1982, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли.

Во время пребывания за рубежом Г. П. Вишневская и М. Л. Ростропович за помощь инвалидам-эмигрантам — ветеранам Первой Мировой были лишены советского гражданства, почётных званий и правительственных наград. Но в 1990 году указ Президиума Верховного Совета был отменён, Галина Павловна вернулась в Россию, ей были возвращены почётное звание Народной артистки Советского Союза и орден Ленина, она стала почётным профессором Московской консерватории. От гражданства они с мужем отказались, заявив, что они не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать. До конца своих дней она прожила со швейцарским паспортом.

Оставив оперную сцену, с 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ им. Чехова (роль Екатерины Второй в пьесе Е. Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в кинофильмах «Провинциальный бенефис» (1993, роль Кручининой, по мотивам пьес А. Н. Островского режиссёр А. Белинский) и «Александра» (2007, режиссёр А. Сокуров).

С 2002 года — руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.

В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне негативно оценивает правительство СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы Перестройки. 24 октября 2011 года Галина Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к её юбилею.

В 2006 году режиссёр Александр Сокуров, специально под Галину Вишневскую, написал сценарий к своему новому фильму «Александра». Вишневская сыграла в нём главную роль и проявила себя в качестве незаурядной драматической актрисы, удостоившись премии «Белый слон».

Скончалась 11 декабря 2012 года в Москве. Церемония прощания с певицей проходила 12 декабря в Центре оперного пения.

 

Георг Отс (1920 – 1975)

Георг Отс родился 21 марта 1920 года в Петрограде в семье Карла Отса и Лидии Отс (Вийкхольм). Осенью того же года семья переехала в Эстонию. В Таллинне Карл Отс был принят в труппу театра "Эстония" первоначально баритоном, где и прослужил более тридцати лет. Плодотворным были для Карла Отса занятия в Италии у Арманды дель Аббатти. Опытный педагог сразу определила, что у Карла не баритон а тенор. Певцом был и дядя Георга Отса - Александр Вийкхольм, также служивший в театре "Эстония", а затем уехавший за границу, где стал артистом варьете.

Георг в детстве мечтал научиться играть на дедушкиной скрипке, но из этого мало что вышло. Затем он под руководством дирижера школьного оркестра Радамуса учился играть на тромбоне и свирели. В школьные годы Георг, а он учился в таллиннском французском лицее, пел в школьном хоре, а в старших классах пел в вокальном квартете партию баритона. Учился он и игре на фортепиано, делая заметные успехи так, что вскоре мог аккомпанировать ученикам отца. Что касается успеваемости Отса, то он прочно числился в середняках. Естественно, что Георг интересовался и театральным искусством. Сам он не участвовал в школьных постановках спектаклей, но с большим интересом следил за ними. Ещё больше любил Георг Отс слушать популярные в то время радиопостановки.

Помимо музыки и театра самое главное в те годы место в жизни Георга занимал спорт. Он посещал Таллиннский клуб пловцов, тренируясь у тренера Х. Рахмана. Его способности пловца были отмечены, когда он становится чемпионом Эстонии в марафоне на 1500 м в 1939 году, а в следующем году - в эстафете 4х200 м вольным стилем. Что касается пения, то в юности Георг любил петь, он превосходно имитировал даже популярного в то время Бинга Кросби. В шестнадцать лет он попросил отца проверить, есть ли у него голос. Отец послушал и сказал - "Раз и навсегда выкинь из головы мысль о карьере певца. Путь певца - тернистый путь... Выбери себе профессию посолиднее! Хорошо, если бы ты стал инженером. Или врачом!"

В 1938 году Георг Отс получил аттестат зрелости. Его призывают на военную службу. Окончив военное училище, он поступает на подготовительный курс военно-технического училища. В 1940 году Эстония входит в состав СССР и Георг поступает в Таллиннский политехнический институт на строительный факультет, успев до войны окончить только один курс.

Начавшаяся война перечеркнула все жизненные планы Георга. Как военнообязанный, вместе с другими в августе 1941 года Отс на санитарно-транспортном судне "Сибирь" отплыл из Таллинна в Кронштадт. Вблизи острова Гогланд в судно попала немецкая бомба. Георг Отс вспоминал впоследствии: "Вспыхнул пожар, огонь распространялся от центра к корме. Так как на судне было много раненых, все шлюпки отдали им. Погода стояла чудесная, светило солнце, море казалось спокойным. Возле поручней стонал поляк с простреленной шеей. Я отдал ему свой спасательный пояс и прыгнул за борт. Вдали виднелся маяк Гогланда. Я думал, что доплыву до него. Но волна была высокая, а вода в открытом море ледяная. К тому же над головой пикировали немецкие самолеты. Я ухватился за обломок бревна, но скоро в него вцепился ещё кто-то, и я оставил его." Трудно сказать, чем бы всё это кончилось, если бы не подоспел минный тральщик.

Впервые Г. Отс выступил как солист в шефском концерте, организованном для раненных эстонских воинов в тутаевском доме отдыха. Простая песенка "Отчий дом" понравилась фронтовикам. После этого Георгу нередко приходилось выступать и во фронтовой обстановке. Все чаще и в Ярославле и на гастролях ему поручали сольные выступления. Весной 1944 года Государственные художественные ансамбли Эстонии дали в Москве в концертном зале имени Чайковского и в других местах ряд концертов. Известный вокальный педагог, профессор Московской консерватории Н. Райский очень лестно оценил вокальные данные Г. Отса.

После освобождения Эстонии в 1944 году и возвращения Георга Отса на родину он решил не продолжать учебу в Политехническом институте, а поступить в Таллиннское музыкальное училище и совмещать занятия с работой в театре "Эстония". Мысль о Московской консерватории отпала по семейным обстоятельствам, так как Георг Отс женился на Асте Саар и у них родился сын Юло. Аста Саар была дочерью известного эстонского журналиста Генриха Саара, балериной театра "Эстония". (В 1947 году рождается дочь Юлле. В 1964 году брак с Астой распался).

Впервые Георг выступил перед жителями родного города в октябре 1944 года. Он спел на сцене драматического театра песню Э. Арро "Таллинн - мой город родной". Первая встреча с театральной публикой состоялась 7 ноября 1944 года на премьере оперы Чайковского "Евгений Онегин". Он был среди гостей Лариных. Но ему неожиданно пришлось заменить заболевшего исполнителя роли Зарецкого.

В цветущем возрасте Отс заболел раком мозга, перенёс 8 операция, ампутацию глаза, но практически до конца жизни продолжал работать. Георг Отс умер 5 сентября 1975 года в Таллине. Похоронен на Лесном кладбище в Таллине.

 

 

Список используемой литературы и интернет ресурсов:

1. http://ru.wikipedia.org

2. http://www.markarbejde.ru/m/muzyikantyi_xx_veka

3. Великие музыканты 20 века. М.: Мартин, 2003.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Офіційність | Text Linguistics
<== 1 ==> |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.259 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.259 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7