Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Якщо розрахункове значення Кнад буде більше або рівно 2,6, то зв'язок надійний.Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 792
1.Список литературы. 2.Иконография. 3.Ассоциативные материалы (т.е. материалы, относящиеся к сюжету ассоциативно). 4.Музыкальные материалы (даже если музыка данной эпохи, страны и т.д. не будет использована вами в постановке, она даст вам возможность почувствовать атмосферу материала). Далее следует подробно изучить тот мир, в котором разворачивается действие сюжета. Начнем с общества и общественных отношений. Общество. 1.Социальное расслоение. Социология общественных отношений. 2.Эпоха. 3.Общественная психология. 4.Общепринятая мораль. 5.Этнографический аспект. 6.Географический аспект. Возможно карта или план места действия. 7.Идеология. Либо идеологии в их столкновении. 8.Религиозные особенности. 9.Литература и искусство. Теперь более подробно рассмотрим мир людей, поищем в иконографии прототипы действующих лиц. Люди. 1.Прототипы для будущих действующих лиц и актеров их исполняющих. 2. Типы для массовых сцен. 3.Мужские и женские прически. 4.Модный грим, макияж. 5. Мизансцены, совпадающие с сюжетом и его ситуациями. 6. Манеры. При этом тот или иной пункт может расширяться, в зависимости от содержания материала. Скажем, кроме манер принятых в обществе, еще могут появиться пункты: манера танцевать, манера держать головной убор, манера молиться и т.д. Кроме того, по этой же причине в данной таблице могут появляться и иные пункты. Например: как проходили маскарады, или рыцарские турниры, или особенности театральной культуры данной эпохи, или религиозные шествия и т.д. Немаловажное значение имеет и мир материальной культуры эпохи, в которой разворачивается сюжет. Костюм. 1.Мода мужская. 2.Мода женская. 3.Мужские головные уборы. 4.Женские головные уборы. 5.Мужская верхняя одежда. 6.Женская верхняя одежда. 7.Мужская обувь. 8.Женская обувь. 9.Платки, галстуки, воротнички и т.д. 10.Карнавальные костюмы и маски. 11.Галантерея. 12.Награды и драгоценности. Аксессуары. 1.Веера. 2. Посуда. 3. Оружие. 4.Трости. 5.Книги. 6.Деньги. 7. Букеты цветов, бутоньерки. Интерьеры. 1.Общий вид интерьеров. 2.Натюрморты отдельных уголков. 3.Декоративная зелень 4.Ковры, ткани, драпировки, гардины, занавески и т.д. 5.Мебель. 6.Сервировка стола. 7.Кареты, повозки, кибитки и т.д. Естественно в этих таблицах отраженна лишь малая толика того, на что надо обратить внимание. Все зависит от того сюжета, материала, который принят вами в постановку. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Анализ. Идейно-тематический анализ. "Когда я начинаю съемки, я держу в голове, в точности до миллиметра, общий план фильма. Я даже не сверяюсь с моими заметками, потому что знаю их наизусть. Я не хотел бы рисковать оказаться под влиянием той или другой страницы. Приходя утром на площадку, я знаю точно, какое развитие я хочу дать этой сцене, в какое движение хочу привести моих актеров и мою камеру". Лукино Висконти. Существует два основных подхода к драматургии в режиссуре - интерпретаторство и авторство. Режиссер-интерпретатор стремится к наиболее полному раскрытию автора-драматурга в постановке; режиссер-автор стремится в драматургическом материале наиболее полно раскрыть себя. Но и тот и другой нуждаются в неком общем плане постановки, каковым и является идейно-тематический анализ. Просто первый на этом этапе стремиться вскрыть глубины авторского сознания, в то время как второй ищет соответствие авторского материала своим устремлениям. Бывает и так, что режиссер сам выступает в качестве автора-драматурга, но и в этом случае ему не обойтись без общего плана, без ответов на простые вопросы: "Что?", "Зачем?", "Почему?". На этом этапе режиссер создает философско-нравственную концепцию своего произведения, ищет тот камертон, по которому будет настраивать сложный механизм, именуемый постановкой, определяет правила игры. ТЕМА. "Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство И дышат почва и судьба". Борис Пастернак. Тема - основная проблема, поставленная в произведении. Как правило, это проблема философско-нравственного характера, актуальность которой определенна с одной стороны обращением к реалиям сегодняшнего дня, а с другой ко всей исторической практике Человека. Проблему можно обозначить словами крайне условно, ведь само произведение и есть развернутая формула проблемы. На вопрос, какова основная проблема романа "Воскресенье" Лев Толстой отвечал, что для того чтобы ответить на него, надо заново написать этот роман. А на аналогичный вопрос по поводу одной из своих пьес Пиранделло ответил: "Откуда мне знать, ведь я Автор" Поэтому задача состоит не столько в том, чтобы обозначить проблему словами, сколько в том, чтобы прояснить ее для себя, ответить себе на простой вопрос: о чем вы собираетесь ставить свою постановку. Тема - фундамент, на котором строится все здание режиссуры. Слово тема произошло от греческого thema - то, что положено в основу. Темы подразделяются по типу взаимодействия Человека со своим внутренним миром и внешней средой: 1 тип - "Я - Я". Осознание Человеком себя как личности, конфликты сознания и подсознания, "диалектика души", "поток сознания", внутренние коммуникации личности. Этот тип - носитель психологической проблематики, художественного анализа внутреннего мира личности. 2 тип - "Я - ТЫ". Взаимодействие Человека с Другим Человеком. Этот тип - носитель нравственной проблематики. 3 тип - "Я - МЫ". Взаимодействие личности с социальной средой - классом, нацией, народом, массой, обществом, государством. Является носителем социально-политической проблематики. 4 тип - "Я - МЫ ВСЕ". Отношения Человека с человечеством и историей. Носитель социально-философских проблем. 5 тип - "Я - ВСЕ". Взаимодействие личности и природной среды. Носитель натурфилософской проблематики. 6 тип - "Я - ВТОРОЕ СОЗДАННОЕ НАМИ ВСЕ". Взаимодействие личности и рукотворной "второй природы". Носитель урбанистических, экологических и т.п. проблем. 7 тип - "Я - "ТРЕТЬЕ" ВСЕ". Отношение личности к духовной культуре, созданной человечеством. Носитель общекультурной проблематики. 8 тип - "Я - ВСЕОБЩЕЕ ВСЕ". Взаимодействие Человека с мирозданием. Носитель религиозной или глобально-философской проблематики: в чем смысл жизни, что есть мир и каков он, что есть Жизнь, и что есть Смерть, что такое Человек в его отношении к Вселенной. ИДЕЯ. "Самое трудное распознать идею в хаосе чувств, мыслей, наблюдений, импульсов, которые вызывает в нас окружающий мир" Микеланджело Антониони. Мысли автора по разрешению поставленной в произведении проблемы называются идеей. Идея(от греческого idea - представление) - это воплощенная в произведении искусства, эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая авторскую концепцию мира и человека. Она передается всей целостностью произведения, единством всех его элементов и уровней. Отсюда невозможность исчерпывающего, адекватного ее перевода в слова, термины, язык научных понятий, практических суждений, а так же перевод ее без "смыслового остатка" на язык другого вида искусства (например, интерпретации литературных произведений в театре, кино, балете, графике и т.д.) В режиссерской практике идея условно определяется как главная мысль произведения, его философский, нравственный, социальный и т.п. смысл (утверждение созидательной силы добра и красоты, при видимом их бессилии - роман Ф.М. Достоевского "Идиот"). Такое выделение позволяет использовать идею в качестве своеобразного "поэтапного плана" произведения, но при этом она упрощается, схематизируется, теряет свой художественно-индивидуальный характер и многозначность. Идея не существует как вполне сложившаяся, "готовая" мысль, которая в процессе творчества лишь воплощается в материал, обретает конкретно-чувственные формы - она формируется по мере создания произведения, при этом теряя отвлеченность, претворяясь в первообраз, несущий в себе как бы свернутое содержание произведения ("Вишневый сад" А. Чехов, "Обрыв" Гончаров, "Зеркало" А.Тарковский) Процесс формирования и развития первообраза отражен в многочисленных свидетельствах художников ("Дневник писателя Ф. Достоевского, "Театральный роман" М. Булгакова, "Пространство трагедии" Г. Козинцева) С завершением работы над произведением процесс формирования идеи не заканчивается, а находит продолжение в акте художественного восприятия. В определенном смысле идея обладает способностью к саморазвитию, которая заключается в возможности расхождения между мировоззренческими установками автора и художественным смыслом (произведения Бальзака, Льва Толстого, Пиранделло). "Новорожденному нередко вешают на грудь талисман, чтобы легкой стала его жизнь, чтобы не болел, не знал тоски и горя. Не будем судить, помогает ли талисман на самом деле, но известно, что его носят под одеждой, а не выставляют напоказ. В каждой книге должен быть такой талисман, о котором знает автор, о котором догадывается читатель, но который скрыт под одеждой... Есть сад, который вечно прекрасен. Он не увядает и не сохнет, хотя кругом сушь и жара. Оказывается, под садом - скрытое от глаз озеро, которое поит деревья прохладной живительной влагой. Идея ... та вода, которая незримо увлажняет почву и питает корни растений" - такое поэтическое определение понятию идея дал поэт Расул Гамзатов. МОТИВ. Мотивесть автономная единица действия, функциональное единство в повествовании. Первоначально предметом анализа мотивов были простые формы со стереотипами. Так, например Пропп провел такой анализ народных сказок. Именно для них им было выделена совокупность повторяющихся мотивов, определенная сфера их действия и синтаксис. Однако для сложных драматургических форм (жанров) такой анализ вряд ли представляется возможным. Тем не менее, в рамках одной отдельно взятой пьесы он не просто возможен, но и необходим, поскольку он выявляет поэтическую и повествовательную цепочку произведения. В некоторых произведениях мотив очевиден (например, мотив пистолета в "Гедде Габлер" Ибсена, или мотив вишневого сада и чайки в пьесах Чехова), в других он не столь очевиден. Однако определение мотива нередко есть определение всей образной системы будущей постановки. В драматическом искусстве наиболее часто встречающимися мотивами являются соперничество между персонажами, конфликт и дилемма, борьба с роком, любовь или желание, непреодолимые для общества и т.д. Как правило, этим мотивам свойственен диалектический характер. Бывает и так, что тот или иной мотив, неразрывно связан с главными действующими лицами драмы (мотивы скупого, мизантропа и т.д.). Однако мотив всецело относится к сфере идейно-тематического содержания и не может быть отождествлен с каким-то одним типом персонажей. Его объем может быть различным: от ведущего мотива произведения (его темы и идеи, как, например мотив мести в "Гамлете") и до мотива эпизода и отдельного монолога в частности. По типу включения в действие мотивы подразделяются на: · - динамический мотив: эпизод, продвигающий развитие действия; · - статический мотив: эпизод, характеризующий персонажа и временно тормозящий действие; · - сдерживающий мотив: препятствующий осуществлению планов персонажей, создающий напряжение; · - мотив возвращения назад (ретроспектива); · - мотив предвидения грядущих событий; · - центральный мотив; · - рамочный мотив. Томашевский различал свободные и обусловленные мотивы. Первые могут быть опущены без всякого вреда для понимания происходящих событий, вторые несут в себе причинно-следственные связи действия и их исключение полностью дезорганизует его. Кроме того, мотивы делятся по принципу их вхождения в различные множества: · - мотив, свойственный только данному произведению; · - мотив, проходящий через все творчество автора; · - мотив характерный для той или иной литературной традиции (мотив Дон Жуана, мотив Фауста, мотив рока, мотив соблазнения и т.д.). · - общечеловеческий мотив; · - архетип.
|