Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Етіологія та патогенезДата добавления: 2014-12-06; просмотров: 709
Культура (с лат. «возделывание», воспитание, почитание и т.д.) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Культура – это необычайно сложное, широкое и многогранное явление. Она служит объектом исследования для самых различных наук (философии, культурологии, психологии, этнографии и т.д.). Социологию прежде всего интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода отражается в понятии социальная культура. Социальная культура – это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе. В качестве основных функций социальной культуры можно выделить следующее: 1) гуманистическая (развитие творческого потенциала человека); 2) социально-информационная (хранение и передача социального опыта); 3) коммуникативная (функция социального общения) 4) образовательно-воспитательная (социализация личности, ее приобщение к знаниям, культурному наследию); 5) регулирующая (т.е. ценностно-нормативная регуляция социального поведения); 6) интегрирующая (объединение людей, развитие в них чувства общности, поддержание стабильности в обществе). В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. (По мнению рада социологов культура содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете).
Различают материальную и духовную культуру. Материальная – это все то, в чем материализуется знание, умение и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т.д., т.е. все то, что мы (люди) производим). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, правила и образцы поведения, т.е. все то, что возникает в сознании людей и определяет стиль жизни. Социально значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Выделяют до 70 универсалий. Например, язык, религия, мифология, возрастная градация, календарь, спорт, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т.д. и т.д. В связи с этим возникает важная социальная проблема – как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологии выделяют две тенденции: 1) этноцентризм и 2) культурный релятивизм. 1) Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры по критериям совей культуры и с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерство – с целью обратить «варваров» в свою веру; попытки навязать тот или иной образ жизни). Этноцентризм может порождать ксенофобию (ненависть к людям); воинствующий национализм, но с этноцентризмом связаны и положительные моменты, такие как патриотизм, национальное самосознание и даже обычная групповая солидарность людей одной культуры. 2) Культурный релятивизм (от лат. «относительный», абсолютизация относительного, условного знания) исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Т.е. культурный релятивизм предполагает, что ни одна ценность и ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Самый рациональный путь восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид испытывая чувство гордости за свою культуру, в тоже время способен понять самобытность другой культуры.
|