Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Функції перестрахуванняДата добавления: 2014-12-06; просмотров: 734
Ограничить понятие – логическая операция перехода от родового понятия к видовому путём добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков. Дано понятие «населённый пункт». Ограничив его, получим понятия: «город», «столица», «столица Индии». Мы видим, что при ограничении понятия происходит переход от понятия с большим объёмом к понятию с меньшим объёмом, т.е. от рода к его виду и от вида к подвиду. При этом добавляются новые признаки, позволяющие сузить объём данного понятия. Обратная ограничению операция обобщения понятия состоит в переходе от видового понятия к его родовому понятию, т.е. от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. Эта операция совершается путём отбрасывания видообразующего признака (признаков). Например, обобщая понятие «сиамская домашняя кошка», получим следующие понятия: «домашняя кошка», «кошка», «млекопитающее животное», «позвоночное животное», «животное». «организм». Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания данного видового понятия его видообразующего признака (признаков).
Суждение Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметами или об отношениях между предметами. Примеры суждений: «Все феодалы – эксплуататоры», «Некоторые деревья не являются лиственными». В простом суждении имеются субъект (S), предикат (Р), связка и квантор. В суждениях «Все студенты являются учащимися высших учебных заведений», «Некоторые электростанции являются атомными» Субъектами являются соответственно понятия «студент» и «электростанции»; предикатами – «учащийся высшего учебного заведения» и «атомная электростанция». Субъект суждения – это понятие о предмете суждения. Предикатом суждения называется понятие о признаке предмета. Связка может быть выражена одним словом (есть, суть, является), или группой слов, или тире. Перед субъектом суждения иногда стоит кванторное слово: «все», или «ни один», или «некоторые» и др. Кванторное слово указывает, относится ли суждение ко всему объёму понятию или его части.
Вопросы-суждения Мыслить – значит уметь анализировать и обобщать. Процесс познания начинается с вопроса. Анализ и синтез представляют собой нерасторжимое единство противоположностей (первый закон диалектики). Вопрос отражает анализ; ответ отражает обобщение. Поэтому вопрос предполагает ответ. Вопросы делятся на проблемные и непроблемные. Проблемные вопросы требуют решение, исследование. Среди проблемных вопросов выделяются вопросы-суждения. В вопросах-суждениях можно чётко не разграничивать субъект и предикат суждения, заменив их на 1-ое и 2-ое понятия.
Рис. 7. Структура вопроса-суждения
Буква «С» означает вопросительное слово из синонимического ряда вопросительных слов, используемых в вопросах – суждениях. Синонимический ряд содержит только 7 вопросительных слов. Это число вопросов достаточно для отражения четырёх существенных признаков окружающего мира (структура, движение, развитие, сохранение исходной основы) и 3 законов диалектики (единства противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания).
Синонимический ряд вопросительных слов:
1. Почему………………? 2. Чем объяснить, что ……………? 3. Когда……………….? 4. В каком случае………………….? 5. Как доказать, что………………? 6. Вследствие чего…………………….? 7. Каким образом…………………? Прим.: при сравнении применяем вопрос «Каким образом?»
Приведём пример анализа исследуемого вопроса. Причинность и детерминизм. Сначала освещаем содержательную часть (См. Введение), т.е она представляет собой реферат. Далее выполняем технологическую часть контрольной работы (См. Введение). Раскрываем содержание основных понятий. Детерминизм (от лат. determino - определяю), философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). Противоположное понятие - индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности. Раскрываем объём данного понятия, т.е. отвечаем на вопрос: «Каким бывает?» Для этого выявляем основание (признак) деления. Основание деления обозначаем римскими цифрами. Подклассы (результат) деления – арабскими. Детерминизм I. Научная область применения 1. Физический 2. Органический 3. Социальный II. Методологическая основа 1. Домарксистский (метафизический) 2. Марксистский (диалектический) Далее, в соответствии с требованиями к выполнению контрольной работы, формулируем вопросы – суждения по представлен-ной выше схеме. 1. Каким образом детерминизм и причина связаны между собой с позиций диалектического детерминизма? 2. Почему порождённая действительность предстаёт в случайной форме? 3. Чем объяснить, что за случайной формой скрывается необходимое содержание? 4. Вследствие чего причина реализуется в определенной форме? 5. Как доказать, что категория причинности тождественна категории необходимости? 6. Каким образом между необходимостью и случайностью устанавливается диалектическое единство противоположностей? 7. В каком случае исследователь фиксирует функциональную детерминацию в какой-либо совокупности? 8. Каким образом повторяемость, устойчивость, целостность и непрерывность, направленность появляются в категории необходимости и в категории случайности? 9. Чем объяснить, что интерпретации термина «детерминированная система» в ряде научных дисциплин не оправданы с мировоззренческих и методологических позиций? 10. Каким образом метафизический монизм отличается от диалектического монизма? 11. Как доказать, что плюрализм и диалектический монизм – противоположные понятия? 12. Как доказать, что плюрализм выступил идеологической платформой для формирования философии постмодернизма? 13. Когда плюрализм стали отождествлять с политической демократией? 14. Каким образом современное естествознание доказывает несостоятельность онтологического плюрализма? 15. Почему позитивистская «теория факторов» закрывает возможность системного анализа исторического процесса? 16. Почему познание и мышление в целом основано на детерминистической концепции? 17. Как доказать, что три альтернативы: лапласовский детерминизм – индетерминизм необходимость – свобода абсолютный монизм – плюрализм являются ложными? 18. Когда проблемы закономерности разрабатывались в трудах французских историков? 19. Чем объяснить, что теория марксизма выступает против теории позитивизма? 20. Каким образом учение детерминизма отличается от учения индетерминизма? 21. Каким образом волюнтаризм отличается от фатализма?
|