Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
ЛiтератураДата добавления: 2015-10-12; просмотров: 507
У Достоевского можно найти все, кроме типизации. Достоевский интенсифицирует своих героев. Принцип – довести любой характер до крайности. Он всегда изображает своих героев в кризисе. Герой должен найти себя в этом кризисе. Все романы охвачены сильнейшим психологическим напряжением, хотя никаких особенных действий не происходит. Читатель ждет катастрофа – на этом строится весь ДОСТОЕВСКИЙ. Одна из сложнейших тем – это тема красоты. Когда мы говорим о философии Д-го, возникают трудности, потому что он себя не позиционировал как философ. «Сон смешного человека» - квинтэссенция творчества. Герой-разночинец теряет смысл существования и решает покончить с собой. Достоевский показывает все духовное развитие человечества на протяжении полутора страниц. Достоевский не может расстаться с мечтой о земном рае. Тоска человечества о райской гармонии – предтеча развития религии. Достоевский остается злободневен для своего времени и в основе своего творчества был полемистом – публицистом и журналистом. Все сюжеты он брал из реальных событий – рассказы на каторге, случаи в газетах. Это он совмещал с вневременным – получался своеобразный театр. Герои Д очень неоднородны, это ходячие оксюмороны. Герои соотносятся с великими идеями прошлого (Мышкин и Христос, например). Рост идейного влияния Достоевского на духовную жизнь русской дворянской и буржуазной интеллигенции, начавшийся еще при жизни писателя, нашел свое отражение в том широком успехе, который имела речь, произнесенная Достоевским в Москве 8 января 1880 года в Обществе любителей российской словесности на торжествах по случаю открытия памятника Пушкину. Наряду с «Братьями Карамазовыми» «Речь о Пушкине» явилась последним значительным произведением Достоевского, а ее чтение — последним крупным событием в жизни писателя. В «Речи о Пушкине» Достоевский выступил с призывом к примирению противоположных, враждебных друг другу идейных направлений русского общества. В качестве знамени этого примирения Достоевский выдвинул творчество Пушкина. Как во всех произведениях Достоевского, в пушкинской речи отразились глубочайшие внутренние противоречия его взглядов. Достоевский с большой силой развил в своей речи идеи о национальном характере творчества Пушкина и его мировом значении. Отказываясь от того нигилистического осуждения революционного движения, которое было выражено им в «Бесах», писатель дал высокую оценку созданного русским обществом типа «исторического русского скитальца» (в образе которого Достоевский изображает революционную интеллигенцию) с его идеалом «всемирного счастья». Указывая на то, что мировое значение поэзии Пушкина отражает великое, «всеевропейское и всемирное» назначение русской национальности, Достоевский высказал мысль о том, что задача русского народа — помочь другим народам Европы добиться «воссоединения» и счастливого будущего. Но при этом, как и прежде, Достоевский противопоставил свой национальный идеал идеям революционной борьбы. Путь к будущему счастью народов он видит не в победе над реакционными силами, а в «примирении» и торжестве идей религиозного «братства». Истолковывая развитие поэта и смысл созданных им художественных образов в духе своих славянофильско-почвеннических взглядов, Достоевский утверждал, что идеалом Пушкина было «смирение» перед «народной правдой». Обращаясь к революционной интеллигенции, Достоевский призывал ее «сломить» свою «гордость» и отречься от революционных идеалов, от борьбы против самодержавия во имя смиренного труда «на родной ниве». Несмотря на восторженный прием у слушателей и огромный общественный успех, который имела в первый момент речь о Пушкине, наиболее проницательные представители демократического лагеря, прежде всего М. Е. Салтыков-Щедрин, поняли реакционный характер призывов Достоевского к «смирению» и к примирению партий. С оценкой Щедрина после некоторых колебаний согласился и Г. И. Успенский, выступивший с резкой критикой речи Достоевского в «Отечественных записках». Указав, что причиной успеха речи Достоевского у демократической части слушателей была высокая оценка писателем типа «русского скитальца» и его революционных идеалов, Успенский заявил, что Достоевский сам свел «весь смысл речи почти на нуль»1 своими утверждениями о беспочвенности революционной интеллигенции и реакционной проповедью смирения.
|