Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Ґ) НЕОПСИХОАНАЛІЗ ЕРІХА ФРОММА


Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 337



Если бы истинность наших слов была предопре­делена, то не только одно, но и все высказываемые нами слова были бы истинными... но тогда наши вы­сказывания не следовали бы за вещами, а наоборот, вещь следовала бы за мыслью, а это явная ложь, ибо не постоянное следует за преходящим, а наоборот: ведь следы порождаются движением ног, а не ноги — сле­дами и тень порождается телом, а не тело — тенью. Следовательно, не мысль свидетельствует об истинно­сти вещи, а вещь определяет истинность мысли.

Все, что существует, имеет причину. И сперва существует причина, а затем то, что ею порождается.


Постигнув необходимую причину, мысль приобретает совершенную истинность...

От возникновения и уничтожения вещей стихии не иссякают. Они не умирают и не уничтожаются. Унич­тожение одних вещей есть возникновение других. Благодаря этому круговороту стихии существуют веч­но...

Посредством ощущений мы познаем то, что нахо­дится вне нас, посредством мышления — то, что нахо­дится внутри нас, а посредством высшего созерца­ния — то, что находится выше нас, по мере своих сил просвещая себя, чтобы говорить о неисповедимом...

Имеются два вида человеческого познания. Пер­вый — это естественное познание, второй — благодат­ное. Естественное познание имеет три особенности. Оно, во-первых, преклоняется перед познаваемой вещью, во-вторых, смешивается с ней и, в-третьих, разделяет и расчленяет ее на многие части и таким образом постигает истину. А благодатное познание в противоположность естественному прямо и непосредст­венно возвышается до постижения божественного...

Познание посредством ощущений, то есть постиже­ние цвета глазом, звука — ухом и так далее, назы­вается чувственным познанием. Оно нуждается в двух вещах: органы чувств должны быть здоровы и предле­жащий предмет должен быть ясен. Только в этом слу­чае от них получается чистое видение. В противном случае разум не в состоянии правильно мыслить о них...

Человек — господин и владыка всех животных, по­этому все животные имеют опущенную вниз голову, как слуги и подданные, а у человека она поднята вверх, как у князя и царя. Голова у него поднята, дабы язык и руки служили мышлению и труду. Ибо если человек имел бы опущенную вниз голову и обе его руки покоились на земле, он не мог бы трудиться. И поэтому ему нужны были бы удлиненный язык и утолщенные губы для собирания пищи, и тогда язык не мог бы служить разуму так, как он служит теперь.

Если кто-либо спросит нас, что же служит источни­ком возникновения человека, мы ответим: сила семени,


находящегося в нас, ибо именно оно есть источник образования материального тела и источник рождения души.

В этом [семенном] веществе потенциально скрыта душа, которая затем проявляется актуально, сообразно с развитием этого вещества. Ибо, когда вещество еще недостаточно развито, в нем проявляется лишь способ­ность к питанию. Когда же складывается ощущение, в нем появляется дыхание. И когда оно принимает облик человека, в нем благодаря заботам бега проявля­ется разумная душа. Заключенная в этом веществе образующая сила сперва подготавливает материю к жизни, затем к ощущению и лишь потом к мышлению. И это главным образом потому, что природа не может действовать внезапно, она постепенно поднимается от несовершенного к совершенному. Примером этому мо­жет служить восход солнца. Сперва появляются лучи, а затем само солнце. Точно так же лучи разумной души появляются в животной и растительной душе. Как саженец сперва должен зазеленеть, и, когда укре­пится, — расцвести, и, когда еще более укрепится, начать плодоносить, так и душа, будучи связана с не­совершенной материей, обладает лишь способностью питаться, и расцветет, когда утвердится в способности ощущать, а когда еще более укрепится, начнет плодо­носить своей способностью мыслить. Разумная душа проявляется вместе с образованием тела...

Если кто-нибудь скажет, что душа предшествует телу, а потом проявляется по частям, то мы на это от­ветим: выбрось кз головы это языческое воззрение, ибо душа не предшествует телу, как и тело не предшест­вует душе.

КНИГА ПРОПОВЕДЕЙ (ЛЕТНИЙ ТОМ)

Разумное познание следует за природой вещей, и сверх природы оно . ничего не исследует, ибо то, что недоступно природе, недоступно и мысли. Вера же созерцает то, что выше природы, то есть созерцает бога, и признает творимые им чудеса, которые сверхъ­естественны...

65в


Мы от природы рождаемся голыми и лишенными всяких благ — и телесных, и духовных — и все приоб­ретаем потом: святость и знание — для души, одежду и другие вещи — для телесных нужд. Мы созданы так, что трудом и старанием находим и то и другое: трудом удовлетворяем телесные надобности, добродетелью и образованием — духовные.

Телесное направляет духовное, духовное нб может обойтись без телесного. Если не действует телесное, то не действует и духовное...

Ощущения — орудия разума, посредством которых он видит, слышит и так далее. Когда они бездействуют, перестает действовать и разум подобно ремесленнику, лишенному своих орудий, который без них не в состоя­нии создать что-либо.

Душа разумного человека подобна неисписанной до­ске или вымытому пергаменту — что напишешь на ней, то она и воспримет.

Тело обладает пятью органами чувств, ибо все ощу­щаемое пятерояко, ведь в мире сверх этих пяти ощу­щаемых родов сущего нет ничего другого. Поэтому имеется именно пять органов чувств, с помощью кото­рых мы познаем их...

Один человек может справиться с делами одного дома, но ему не под силу множество домов. Поэтому не­обходимо большинству собираться вместе и искать бла­го для большинства жителей страны. Наши предводи­тели и князья, как духовные, так и телесные, само­властно, не советуясь, вершили дела, вследствие чего [наше] государство пало, страна лежит в развалинах, а народ наш бежит из страны и рассеивается среди дру­гих народов.

КНИГА ПРОПОВЕДЕЙ (ЗИМНИЙ ТОМ)

Дитя обладает большей способностью к учению по двум причинам. Во-первых, органы чувств его мягки как воск, на котором [легко] запечатлеваются изображе­ния, и, во-вторых, он свободен от мирских забот и гре­хов. Он, как чистая доска, с легкостью воспринимает


все, что напишут на ней. А взрослый человек в проти­воположность этому имеет заскорузлые органы чувств и отягощен множеством грехов.

Своим разумом мы проникаем во все извилины неба и земли, и ничто не может скрыться от света муд­рости...

Как огонь лампады светит, когда связан с материей, так и р'азум, связанный с телом, познает с помощью органов чувств все сущее и исследует его. Мудрость, которую мы приобретаем посредством образования, про­свещает разум, который без учения подобен неисписан­ному камню.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
А. ГАЛУЗІ ПСИХОЛОГІЇ | Б. РОЗДІЛИ ПСИХОЛОГІЇ
1 | <== 2 ==> | 3 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.215 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.215 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7