Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів


Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 535



К средствам эстетического воспитания в процессе двигатель­ной деятельности относятся, прежде всего, разнообразные виды самого физического воспитания. В каждом из них преподаватель может указать своим воспитанникам на моменты прекрасного. Сред­ствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также об­становка занятий, специальные средства художественного воспи­тания в процессе занятий (использование музыки и произведе­ний искусства) и т.п.

Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания характеризуется следующими методами:

- эмоционально-выразительное объяснение физических упраж­нений, образное слово;

- технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения, который мог бы вызвать чувство восхищения пре­красным;

- вдохновляющий пример в действиях и поступках;

- практическое приучение к творческим проявлениям красо­ты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями.

Эстетическая направленность в применении средств и методов педагогического воздействия достигается умелым использованием эстетических свойств, объективно присущие явлениям физической культуры, направленным подчеркиванием этих свойств, концентрацией на них внимания воспитываемых.

Так, при использовании типичных для физического воспитания методов нагляд­ного воздействия (натуральной демонстрации разучиваемых физических упражне­ний и т.д.) важно обеспечить высокую выразительность движений. Причем в эстетическом отношении особенно ценна экспрессия, передающая одухотворенность двигательного действия, чувства его исполнителя. Примером может служить высокая культура движений выдающихся мастеров спорта. Направленная демонстрация таких примеров (во время посещения состязаний, по киноматериалам, видеозаписям и т.д.) с соответствующим педагогическим комментарием — одинизэффективных методов формирования эстетических представлений в процессе физического воспитания [7,с.176].

Эстетическая действенность методов речевого воздействия, применяемых специалистом физического воспитания, в немалой степени зависит от образности красочности, эмоциональной выразительности слова. Монотонные, нудные разъяснения в эстетическом отношении недопустимы. Нередко даже дельное, но длинное и лишенное эмоций объяснение уступает по своему эстетическомуэффекту краткому, но точному и эмоционально выразительному суждению, образному сравнению, яркому афоризму. Надо, конечно, чтобы такие речевые средства приме­нялись к месту и в меру. Эстетичность речи не имеет ничего общего с деланной красивостью, лишенной живой мысли, трафаретным остроумием и тому подобными словесными украшениями.

В занятиях физическими упражнениями во многих случаях самым естественным образом могут быть использованы такие спе­циальные факторы эстетического воспитания, как хореография, музыка, пение. Хореографию, эту школу выразительного движения, можно, пожалуй, с равным основанием считать средством как эстетического, так и физического воспитания. Она органично вошла в состав синхронного плавания, гимнастики, фигурного катания и некоторых других видов спорта. Гармоническая связь движений и музыки, являясь источником эстетического удовлетворения, в то же время играет определенную роль в формировании совершенных движений.

Немаловажное влияние на эстетические представления и чувства занимающихся физическими упражнениями оказывают условия среды, в которых проходят занятия. Ценность в этом отношении представляют эстетические свойства природной среды, эстетически выдержанные формы физкультурно-спортивных сооружений, их оборудование, художественное оформление, гигиенические условия, а также отвечающие требованиям прикладной эстетики снаряжение, костюм и т.д. Физкультурная деятельность несравненно чаще, чем многие другие формы жизнедеятельности человека, выводит его на лоно природы, позволяя в полной мере ощутить ее оздоровительные свойства и неподдельную красоту. Все это предоставляет специалисту физического воспитания благо­приятнейшие возможности для использования средовых факторов в целях эстетического воспитания.

Итак, группой средств эстетического воспитания являются:

1. Средства, непосредственно связанные с самой двигательной деятельностью (основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метания; общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов; строевые упражнения; упражнения импровизационного характера; плавание, лыжи, туризм, спортивные игры).

2. Специально вводимые средства искусства (музыка, эле­менты танца, образцы художественного творчества).

3. Общение с природой (походы, экскурсии, учебные занятия в естественных условиях, закаливание).

4. Эстетическая обстановка занятий (эстетическое оформ­ление интерьеров спортивных помещений, применение яркого красочного инвентаря, спортивного оборудования).

5. Спортивные праздники.

Необходимо отметить, что приведенная классификация средств эстетического воспитания является в некоторой степени, условной, поскольку отдельные средства можно отвести не к одной, а к нескольким группам. Так, танцы могут войти в группу средств, связанных непосредственно с двигательной деятель­ностью, и в группу средств, специально вводимых как отдельный вид упражнений.

Средства эстетического воспитания необходимо рассматривать в тесном единстве со средствами физической культуры, помня о том, что первые должны служить своеоб­разным фоном на занятиях по физической культуре (музыкальное сопровождение, общение с природой т.д.), однако это нисколь­ко не спадает значимости и действенности самих эстетических средств.

Однако стихийное воздействие объективно существующего прекрасного в физическом воспитании не может обеспечить макси­мально полного эстетического влияния на учащихся. Поэтому большое значение придается направленным воздействиям, осуществляемым прежде всего под руководством опытного, обладающего вы­соким уровнем профессиональной подготовки учителя, человека разносторонне образованного, в совершенстве владеющего специальными навыками и умениями, дисциплинированного, сдержанного, эстетически воспитанного; педагога, которой своим личным примером в учебно-тренировочной обстановке постоянно несет эле­менты эстетической культуры в спортивной этики.

Музыкальное сопровождение урока физической куль­туры это целенаправленно подобранные и грамотно при­меняемые музыкальные произведения или их часть (музы­кальные отрывки, фрагменты), содействующие оптимизации урока и наиболее эффективному решению его основных и ча­стных задач [33,с.32].

Исходя из данного определения, можно утверждать, что применение музыкального сопровождения в уроке физиче­ской культуры не является спонтанным и хаотичным процес­сом, а имеет определённую цель - это положительное влияние потенциала средств музыкальной выразительности, художе­ственно-эстетических образов и физических характеристик музыкальных произведений на воспитание, образование, все­стороннее развитие и оздоровление организма и психики учащихся в процессе их физического воспитания в школе.

Музыкальное сопровождение в любых форматах заня­тий физическими упражнениями решает несколькозадач, главными из которых являются следующие:

- содействовать всестороннему гармоничному разви­тию личности занимающихся через искусство как синтетиче­скую форму человеческой жизнедеятельности, способ трени­ровки одновременно тела и души;

- способствовать четкой организации занимающихся в процессе занятий (при выполнении физических упражнений, различных перестроений, смене движений и места в зале);

- содействовать решению основных задач занятия и ка­ждой его части;

- содействовать улучшению эмоционального фона на уроке и психоэмоционального состояния занимающихся.

Исходя из задач, можно выделить функции музыкального сопровождения на уроке физической культуры (рисунок А 1):

- аксиологическую (ценностную) - формирование ценностного отношения к музыкальной культуре и культуре движения;

- эстетическую - формирование музыкального вкуса, истоических переживаний образа и характера музыкального произведения и единстве с движением, понимания красоты и эстетики выполнения движений в соответствии с музыкой;

- организаторскую - содействие более чёткой организации проведения занятия и конкретных комплексов упражнений;

- оптимизирующую - содействие более эффективному решению задач занятия и каждой ее части;

- психорегулирующую - содействие переключению и преодолению монотонии, снятию нервного напряжения и стресса, позитивного взаимодействия участников педагогического процесса (занимающихся и педагога, занимающихся в группе);

- гедонистическую - способствует получению удовольствия от прослушивания музыкальных произведений, выполнения двигательных действий под музыку и от занятии в целом.

Выводы по первой главе:

- эстетическое воспитание учащихся мы рассматриваем как необходимую составную часть учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, наиболее тесно связанную с совершенствованием творческих способностей. Под эстетическим воспитанием следует понимать педагогический процесс, направленный на овладение знаниями об эстетических сторонах занятий физической культурой, на развитие и совершенствование способностей правильно воспринимать и оценивать эстетическое в учебно-воспитательном процессе, на формирование потребностей и навыков выполнять свои обязанности «по законам красоты».

- целенаправленное применение функциональной музыки ведет к утверждению нового, более высокого типа педагогической организации урока, в процессе которого у учащихся улучшается координация движений, совершенствуется чувство ритма, развиваются положительные эмоции, воспитывается уверенность в себе, эстетические чувства.

Однако, как показывают данные научно-методической литературы и проведённые педагогические исследования, во многих случаях этот процесс носит стихийный характер и не всегда дает адекватный результат. Учитывая мощный потенциал воздействия музыки на организм и психику чело­века, выявленное и ряде исследований как положительное, так и отрицательное ее влияние, можно конста­тировать, что на сегодняшний вопрос грамотного и научно-обоснованного применения музыкального сопровожде­ния в физической культуре, нуждается в научном осмыс­лении и учёте в физкультурной практике.

Таким образом, очевидно, что практика применения му­зыки в физической культуре и, в частности, в эстетическом воспитании младших школьников, нуждается в осмыслении, научно-методическом обеспечении, что и послужило основа­нием исследования.

Глава 2 Экспериментально-исследовательская работа по изучению проблемы организации эстетического воспитания младших школьников через музыкальное сопровождение на уроках физической культуры


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЗМІСТ НАВЧАЛЬНОГО МАТЕРІАЛУ | Рекомендації щодо викладання курсу за програмою
1 | <== 2 ==> | 3 | 4 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.185 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.185 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7