Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Патристика й схоластика – основні етапи розвитку філософії Середніх віків


Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 549



 

Чем интенсивнее прогресс науки, тем менее удобным для человека становится окружающий мир. До ХХ- го века люди жили в мире, соразмерным с их чувственными и мыслительными возможностями. Потом к нему прибавились микро- и мегамиры, которые нашими телесными органами непосредственно не воспринимаются. На самой земле началось освоение недр, глубин океана, где фактически нет органических форм материи, овладение скоростями, с какими не передвигается ни одно живое существо. Мир человека перестал быть равным его дому. Природное бытие людей ( узкий диапазон температур, давления, состав воздуха, в котором существует жизнь) вступает в противоречие с их реальностью ( радиацией, излучением, скоростью) и терпит поражение. Собственно человеческая реальность стала частью технической, но человек в ней действует, то есть живое существует за пределами жизни. В этом глубинная причина проблем экологии и гуманизма.

 

Вера в прогресс, в неустанное и непрерывное совершенствование человечества, вдохновлявшая предыдущие поколения, в современных условиях переродилась в понимание того, что усилия человечества в этом плане должны носить тормозящий характер. Неуправляемый прогресс грозит гибелью человечеству. Это не преувеличение опасности, хотя опасность- понятие биологии, в социальной сфере ее называют ответственностью. С наступлением цивилизации человек больше потерял, чем заимел, он так и не стал воплощением добра и разума. Даже сохранение уже достигнутых ценностей для него оказывается невозможным.

 

" Где ныне эллинская мудрость и красота? ... Кто из нынешних мудрецов, если он не обольщает себя самомнением, может достигнуть своей мыслью тех духовных высот, на которых свободно витала мысль Платона?... Близки ли мы теперь от того умиротворения и правового упорядочения всего культурного мира под единой властью, которого мир достиг в золотую пору римской империи? Можем ли надеяться на возрождение в мире тех недосягаемых образцов глубокой и ясной религиозной веры, которую являли христианские мученики и исповедники первых веков нашей веры?"- вопрошает в своей работе " Смысл жизни" С. Л. Франк, русский философ, проживший большую часть жизни за границей.

 

Рассуждая о прошлом, ему вторит Ницше: " Сравнительно с образом жизни целых тысячелетий мы, теперешние люди, живем в очень безнравственное время: сила обычаев поразительно ослаблена, и чувство нравственности так утончено и так приподнято, что положительно можно назвать его окрыленным ...Вот главное положение старых времен: нравственность - не что иное ( или не более) , как подчинение обычаям, каковы бы они не были; обычаи- традиционный способ действий. В тех случаях , где традиция не повелевает, нет нравственности; и чем меньше определяется жизнь традициями: тем меньше становится круг нравственности."

 

Новое время характерно тем, что старые традиции разрушили, а новых не создали. Хотя иногда и пытаются реанимировать прошлое, печально наблюдать потуги телевизионщиков воссоздать старые праздники на новый лад. Новая действительность- новая реальность, и не праздников надо начинать, а с живого мира вокруг нас. А вообще, все это крайне безнравственно, человек занимается природой не ради нее самой, а из чувства самосохранения и только. Но ситуация такова, что почему бы не занимались природой, только бы, наконец, занялись ей со всей мерой ответственности перед грядущими поколениями, чтобы им вместо природы не осталась лишь память о ней.

 

Из жизни людей исчезает земля как естественная почва, по которой раньше ходили. Асфальт и обувь окончательно отделили людей от нее. Мы видим ее теперь в форме грязи( в городе) .

 

Из жизни людей исчезают реки. Реки- это прежде всего бесчисленные ручейки и речки. О ручьях уже забывают, от речек - последние остатки, а крупные реки зарегулированы в хранилища воды.

 

Из жизни людей исчезает огонь ( живой, пламя) . Нагревание, отопление, освещение, плавка, -вообще достижение высокой температуры происходит иным путем, через электричество. А когда- то огонь помог человеку встать на ноги . был культ огня...

 

Природа, в точном смысле, не погибнет. Она уже погибла. Газоны, парки, каналы, соотносясь с потребностью человека и выступая в функции природы, не имеют самостоятельного значения и бытия. Природа превратилась в " окружающую среду" . И в первую очередь гибнет все сильное, прочное, более развитое. Слабое и низшее живет дольше. Это хорошо заметно на смене форм жизни. От продуктов индустрии прежде всего вымирают наиболее требовательные и высокоразвитые животные и растения - тигры, орлы, осетры и т. п. "Биота" остается, но мельчающая, "сорная" . В полях- одуванчики, в лесах- зайцы, в реках вместо форели и кувшинок- караси и ряска, а потом уже не выдерживают и караси.

 

Модель человек и искусственная среда предварительно проиграна уже на животных. Коров, птиц, свиней мы заключили в железные клетки "комплексов" , лишив их связи с природой, растениями, солнцем, воздухом, простором. И биологическое деградирует. Если в личном хозяйстве, где коровы еще имеют выпас, они доятся 13- 15 лет, то из " комплексов" приходится выбраковывать через 5- 7 лет. Болезни, яловость, снижение удоев- несмотря на все зоотехнические и ветеринарные ухищрения.

 

Экспериментальные модели, на которых основаны многие теории в медицине, биологии, включают в себя вивисекцию животных. Это тоже одна из составляющих экологического кризиса. Согласно А. Швейцеру : этика есть безграничная ответственность за все, что живет и, следовательно, " Для тех, у кого совесть свободна, в страданиях животных есть что- то еще более невыносимое, чем в человеческих страданиях. Здесь по крайней мере признано, что страдание - это зло и что тот, кто причиняет их, преступен." ( Р. Ролан)

 

Совесть подсказывает, что всякое страдание, причиненное другому существу на пользу человеку или иного животного, безнравственно. Однако, многие ученые не чураются ставить опыты на животных, причинять им жесточайшие страдания с целью выяснения какой- нибудь научной задачи. Они оправдывают всякое средство, полезное человечеству. Растаптывая живое вокруг себя они тем самым оправдывают издевательства над человеком, т. к. " Жестокость к животным есть одно из средств уничтожения моральной чувствительности." ( Б. Раш)

 

Живи сообразно с природой- учит античный афоризм, а в природе издевательства над живым не программируется. Хищники убивают свою жертву сразу, не мучая, не подвергая издевательствам. Вивисекция во имя науки есть не что иное как медленная пытка человеком другого живого существа. Между тем, многие великие ученые оправдывали вивисекцию. И. И. Мечников утверждал: " Совершенно ясно, что вивисекция вполне допустима при изучении жизненных процессов, так как она позволяет науке делать серьезные шаги вперед." Вот и дошагались до ... экологического кризиса. В идеале нравственная мысль должна идти вровень с ростом научных достижений, а не отставать от них, что мы видим в настоящее время. Корни проблем в том, что человек не отождествляет себя с природой, ставит себя выше ее. И одна из причин нынешней бездуховности- это оправдание вивисекции во имя науки. Говоря об этических проблемах в работе ветврача невозможно обойти стороной проблему вивисекции.

 

 

4. Деонтологические проблемы лечения

 

Разуверившиеся в медицине люди обращают свой взор на трансцендентные чудеса: экстрасенсов, целителей, гадалок, магов и прочих. От ветврачей пока еще не отвернулись и по наивности своей ожидают от них чудес. То есть приносят тебе на прием полупарализованное живое существо и ждут, что ты его в пару приемов, а лучше за один раз, на ноги поставишь. Или приводят собаку, у которой уже давно вместо кожи на теле сплошная короста, животное болеет несколько лет и до этого вроде состояние кожи особо не тревожило, но вот резко стало хуже и от тебя ждут, что ты за неделю собаку от коросты избавишь.

 

Пожалуй, ни в одной из областей медицины не жива такая вера в чудеса, простоту и доступность, как в ветеринарии. Кажется, животное - это так просто, сделал укол - он и поправился. Поговорки только подтверждают всеобщее заблуждение: живуч как кошка; заживет как на собаке и т.п. Однако, профессионалы знают, как хрупка жизнь заболевшего животного, с какой немыслимой скоростью прогрессирует у них заболевание, приводя к необратимым последствиям, а попросту говоря, к смерти. Очень поздно, буквально за неделю до смерти, клинически проявляются у собак онкологические заболевания. Можно привести тысячи примеров из практики о необычайной чувствительности животных к неблагоприятным факторам: неправильному кормлению, содержанию, экологическим воздействиям.

 

Бывает сложно объяснить владельцам больной собаки, что это живой организм, не машина и существует по правилам всего живого, также как и человек. И если у человека ухо болит годами, требуя долгого лечения, то и у собаки не вылечишь его за три дня. Что какой-либо симптом - это признак заболевания всего организма, а не только правой задней лапы и соответственно подход к лечению должен быть системным и комплексным.

 

Большая проблема современной ветеринарной медицина- хронические заболевания, т. е. длительные, продолжающиеся неделями, месяцами, а то и годами. Соответственно, и лечение подобных болезней не может закончиться за несколько дней. Иногда положительных результатов лечения приходится ждать неделями, особенно это касается кожных болезней. Почему-то владельцы животного продолжительное время терпели саму болезнь, зато лечение, по их мнению, надо закончить в рекордные сроки. И если в течение недели, в крайней степени, двух, не наступает улучшений, значит лечение не верное. И тут существует два варианта дальнейших действий: снова обратиться к лечащему врачу и поторопить его или искать другого. Если выбирается второй вариант, то редко удается достигнуть прогресса в лечении заболевания.

 

Начинается гонка по различным лечебницам и врачам, хорошо если профессиональным врачам. Но профессионалы знают, как трудно поддается лечению запущенное заболевания и не сулят "златые горы". Зато многочисленные любители сулят быстрейшее выздоровление, в короткие сроки и с наибольшими затратами, что характерно. У них имеются чудодейственные препараты или удивительные способности к исцелению. Последнее обещают меньше, животные не люди, внушению не подлежат. Лет 10 назад многократно увеличившаяся армия экстрасенсов ринулась заниматься лечением животных, но быстро охладела к этому занятию. Поскольку мнительность у животных на нуле и результаты психотерапии соответственно нулевые.

 

Занятия медициной, человеческой или ветеринарной, требуют профессиональных знаний. Это вам не шоу- бизнес и не кино, это там из бывших шоферов, официантов, плотников, осветителей и др. возгораются звезды кино, телевидения, эстрады. Отток из медицины в шоу- бизнес возможен, обратный же никогда. Поэтому наивно надеяться, что не имеющие специальных знаний люди, могут вам помочь, что в действительности неоднократно и подтверждается практикой.

 

Лечение запущенного заболевания требует времени и терпения не только от владельца животного, но и от врача. Поэтому нужно, объединив усилия, дружно взяться за решение проблемы лечения хронической болезни

 

5. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ ДЕОНТОЛОГИИ.

 

Современная ветеринарная наука ставит своими задачами не только диагностику и лечение животных, а также выпуск безопасной продукции, охрана территории государства от занесения опасных заболеваний, охрана населения от заболеваний общих для животных и человека, мониторинг экологической ситуации. Это создает гораздо бoльший диапазон ответственности ветеринарного врача, в отличие от врача медицинского. Нарушение профессиональной деятельности и тяжелые врачебные ошибки караются по закону.

 

Стремление современного общества к глобализации и установлению демократических принципов в обществе подтолкнуло многих западных специалистов к пересмотру стандартов этического отношения. В частности были пересмотрены и установлены новые стандарты отношения врачей к пациентам, к коллегам, к биологическим объектам. Это приводит к созданию такой медицинской этики, которая бы учитывала безопасность влияния современных биомедицинских технологий в масштабе всего человечества, а не только конкретного лица.

 

В 60 гг. прошлого века появилось новое направление – биоэтика, которое основал американский биолог В.Р. Поттер и впервые употребил в своей книге «Биоэтика – мост в будущее». Он дал понятию такое определение: биоэтика – это соединение биологических знаний и человеческих ценностей.

 

В 1990 г. Страсбургский симпозиум по биоэтике дал понятию новое определение: биоэтика – это комплексная область знаний, которая изучает моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии.

 

В 1994 г. Beauchamp T.L. и Childress J.F. изложили 4 принципа медицинской этики по отношению к человеку, животным и другим живым существам:

 

1) Принцип автономии (respect for autonomy) – состоит в том, что врач с уважением относится к пациенту, руководствуясь такими решениями, которые не вредят физическому, телесному и психическому благополучию. Данный принцип применим к человеку и к животному. Например, следует применять принцип автономии по отношению к клиенту с применением правила информированного согласия, а для животных – с целью профилактики стрессов во время фиксации и т.п.

 

2) Не навреди (nonmaleficence). Практически сводится к тому, что в процессе выполнения профессионального долга врач не должен причинять боли и страданий у пациентов; к этому принципу относится профилактика побочных явлений при назначении лечения.

 

3) Принцип великодушия (beneficence) означает действие во благо других людей, благодаря наличию чувств ответственности и обязанности, альтруизма и любви к ближнему. Следует использовать не только профессиональные навыки, но и духовный опыт особенно при общении с людьми.

 

4) Принцип справедливости (justice) провозглашает необходимое и возможное удовлетворение потребностей человека и честное распределение материальных и духовных ценностей.

 

Данные принципы регулируются соответствующими правилами: правдивости (veracity), приватности (privacy), конфиденциальности (confidentiality), достоверности (fidelity), информированного согласия (informed consent).

 

Информированное согласие означает право пациента на проведение определенного лечения, на основе информации предоставленной специалистом. Полное право клиента ветеринарного врача выбрать для своего животного более дешевые средства лечения и оптимальные хирургические доступы, после предварительного ознакомления с заболеванием и возможным перечнем средств лечения.

 

Современная гуманная медицина близка к тому, чтобы заместить свойственную ей этику, сохранившуюся со времен Гиппократа, на медицинскую биоэтику.

 

Сложности введения биоэтики в ветеринарную практику сводятся к тому, что ветеринарный врач взаимодействует не только с домашними, но и с убойными животными, а также с окружающими людьми.

 

В ветеринарной практике существуют три субъектов, с которыми он ведет работу:

 

1. Коллеги;

 

2. Клиент (хозяин больного животного или его обслуживающий персонал);

 

3. Животное, как субъект.

 

Особо следует уделять внимание контакту со своими коллегами. Не нужно пренебрегать субординацией, или подчинением младшего старшему; также не следует публично осуждать допущенные другим сотрудником ошибки, следует сказать о допущенных коллегой ошибках наедине, чтобы не подрывать его авторитета. Международный кодекс медицинской этики провозглашает такие обязанности поведения врачей по отношению друг к другу:

 

1. Врач должен вести себя с коллегами так, как он хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

 

2. Врач не должен переманивать у коллег пациентов.

 

Следует быть очень внимательным при работе с хозяином животного, т.к. для современного человека, живущего в урбанизированном обществе, домашнее животное заменяет частицу живой природы, которой он лишен. Это приводит к развитию особой привязанности к собственному животному.

 

При работе с главным субъектом деятельности ветеринарного врача – животным следует придерживаться максимального осуществления требований ветеринарной деонтологии: нравственного, бережного, милосердного и высокопрофессионального отношения.

 

Животное, как субъект испытывает значительное снижение принципа автономности по отношению к нему. Особо данный принцип не реализовывается при проведении биологического эксперимента, биопробы и клонирования. Это связано с тем, что комиссия по этике (если она создается) не препятствует подобным исследованиям; а в целом е¨ деятельность сводится к выбору безболезненного способа умерщвления животных.

 

Заслуживает внимания вопрос об эвтаназии. Термин эвтаназия впервые введен Ф. Бэконом в XVI в. для обозначения легкой и безболезненной смерти. В начале XX в. юрист Биндинг и психиатр Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение «неполноценных» жизней, что в фашистской Германии вначале привело к уничтожению новорожденных с «неправильным» развитием, больных туберкулезом и инвалидов; а затем представителей «низших» рас.

 

В медицине рассматриваются два метода эвтаназии: активная (применение лекарственных веществ или других воздействий обеспечивающих быстрое и безболезненное наступление смерти) и пассивная (прекращение оказания медицинской помощи тяжелобольным, что ускоряет наступление смерти, но влечет за собой усиление предсмертных страданий). Эти же методы применяются и в ветеринарной медицине.

 

В ветеринарной практике следует с осторожностью использовать эвтаназию, только при окончательно установленных показаниях к ней. Следует учитывать, что использование в ветеринарной практике пассивной эвтаназии недопустимо.

 

Исходя из вышесказанного напрашиваются выводы о пересмотре современных принципов отношения с животными, как с субъектами:

 

*применение в практике принципов этики по отношению к животным, клиентам и коллегам;

 

*осмысление собственного долга ветеринарным врачом;

 

*разработка новых методов биологических экспериментов и биопробы, полностью исключающих прямое вмешательство в организм живого животного (культура клеток, математический эксперимент с применением вычислительной техники, применение трехмерной графики для воссоздания анатомических структур, разработка новых методов лабораторных исследований);

 

*применение современных методов реанимации, способствующих восстановлению жизненных функций животного и возобновлению его полноценного существования, которые препятствуют высокой смертности животных во время хирургических вмешательств;

 

*пересмотр списка заболеваний, требующих эвтаназии. Полный запрет пассивной эвтаназии, как неправильного механизма гуманного отношения к животному.

 

 

5. Особенности этики научных работников

 

Профессиональная этика в сфере науки требует высокой оценки роли науки в жизни общества. Профессиональный этос ученого неразрывно связан с мировоззрением, общественной моралью, необходимостью отстаивать истину и добиваться использования научных достижений на благо, а не на зло людям.

 

Профессиональная этика формирует готовность правильно воспринимать критику и при необходимости пересматривать ошибочные представления, независимо от того, насколько крепки традиции; способность сочетать научную добросовестность с личной честностью исследователя; осуждает стремление адаптировать результаты исследований в зависимости от карьеристских рассуждений. Она осуждает украшение фактов для подтверждения тех или иных положений, присвоение чужих данных и научных идей, создание монополий той или другой научной школы, подмену свободы творческих обсуждений проявлением верности «научному клану» и т.д.

 

Требования этики науки редко формулируются в виде кодексов, как правило, они усваиваются каждым ученым в процессе его профессиональной подготовки и деятельности. Они охватывают различные виды деятельности ученых, подготовку и проведение исследований, публикацию полученных результатов, проведение научных дискуссий, экспертизу полученных коллегой данных.

 

В современной науке особую остроту приобрели этические проблемы взаимоотношений науки и ученого с обществом, то есть социальная ответственность ученого. Для этого, чтобы заниматься научной деятельностью, необходима моральная санкция со стороны общества. поэтому вопросы о моральном оправдании и обосновании таких занятий обсуждаются постоянно. Но в эпоху научно-технической революции науки и масштабов ее социальных эффектов, проблемы ответственности ученого перед обществом особенно заострились и наполнились новым содержанием. Социальная ответственность ученого на современном этапе научного прогресса выражается, в первую очередь, в стремлении предвидеть нежелательные для человека и человечества последствия, потенциально заложенные в результатах его исследований, а также в информировании общественности о возможности такого рода последствий и путях их предупреждения.

 

Этика в науке - это система моральных требований, норм и правил, которые регулируют взаимоотношения в действиях ученых, поощрения и морального наказания.

 

В процессе развития науки этика постоянно меняется. Вместе с тем для нее характерна преемственность, сохранение ключевых этических ценностей. В нормах этики науки воплощены, в первую очередь. Общечеловеческие моральные требования и запреты, конкретизированы особенности научной деятельности. Так, плагиатора можно квалифицировать как нарушителя заповеди «не кради», а фальсификатора, умышленно искажающего данные эксперимента, - заповеди «не обманывай».

 

Кроме того, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических ценностей ее самой. Первая среди них - бескорыстный поиск и отстаивание истины. И поскольку не всегда удается оценить истинность полученных данных, нормы этики не требуют, чтобы результат каждого исследования обязательно давал истинные знания. Достаточно, чтобы этот результат был новым, обоснованным.

 

Научные достижения были бы невозможными без взаимного доверия между теми, кто в этой деятельности участвует. Поэтому нарушения норм научной этики закономерно нуждаются в моральных санкциях со стороны научного содружества, которые могут быть, слишком ощутимыми для нарушителя вплоть до исключения его из научного коллектива.

 

 

Литература:

 

1. Н.Х. Ахмиров, В.Ю. Альбицкий, Ф.Т. Нежметдинова

От медицинской этики к медицинской биоэтике //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-1999 г. No2, с. 40.

 

2. С.В. Вєковшиніна, В.Л. Кулініченко, Н.В. Коваленко

Сучасна медична етика від Гіппократа до біоетики //Український медичний часопис. – 2003 р. No5., с. 93.

 

3. А. Громов

Эйтаназия //Врач. – 1993. No9. с. 44.

 

4. Международный кодекс медицинской этики //Врач. – 1994. No4. с. 47.

 

Детоксикационная терапия.

 

1. Эндогенную интоксикацию вызывают:

1) деструкция тканей;

2) повышенный белковый катаболизм;

3) нарушение функции почек;

4) нарушение функции печени;

5) сердечная недостаточность.

 

2. Токсическими субстанциями эндогенного происхождения служат:

1) конечные и промежуточные продукты метаболизма;

2) продукты распада тканей из очагов деструкции;

3) продукты распада из желудочно-кишечного тракта при нарушении барьерной функции кишечной стенки;

4) микробные токсины;

5) цитокины.

 

3. Выведение токсических веществ из организма обеспечивают:

1) почки;

2) легкие;

3) желудочно-кишечный тракт;

4) кожа;

5) потовые железы.

 

4. Проявлением интоксикации служит:

1) головная боль;

2) тошнота;

3) бледность кожных покровов;

4) сухость слизистых оболочек;

5) тахикардия.

 

5. Показателем интоксикации служит повышение уровня:

1) молекул малой и средней массы;

2) креатинина;

3) мочевины;

4) калия;

5) билирубина.

 

6. Ускорению выведения токсинов из организма способствует стимуляция:

1) диуреза;

2) вентиляции легких;

3) сердечной деятельности;

4) потоотделения;

5) моторно-эвакуаторной функции кишечника.

 

7. Эндогенную интоксикацию устраняют с помощью:

1) хирургического устранения источника интоксикации;

2) перитонеального диализа;

3) энтерособции;

4) инфузионной терапии;

5) искусственных методов детоксикации.

8. Хирургическое устранение источника интоксикации достигают с помощью:

1) дренирования гнойных полостей;

2) удаления очагов некроза;

3) наружного отведения токсического содержимого полых органов;

4) наружного отведения токсического содержимого брюшной полости;

5) формирования обходного анастомоза.

 

9. Укажите заместительные способы детоксикации:

1) гемодиализ;

2) гемофильтрация;

3) форсированный диурез;

4) плазмаферез;

5) альбуминовый диализ.

 

Правильные ответы:

1). 1, 2, 3, 4.

2). Все верно.

3). Все верно.

4). Все верно.

5). Все верно.

6). 1, 2, 4, 5.

7). Все верно.

8). 1, 2, 3, 4.

9). 1, 2, 4, 5.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекція 3. ФІЛОСОФІЯ СЕРЕДНЬОВІЧЧЯ | Антропоцентрична філософія епохи Відродження
1 | <== 2 ==> | 3 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.218 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.218 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7