Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Система державного управління охороною праці в Україні


Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 531



Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до н. э., называют классическим или античным.

Ксенофонт (430—354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате “Домострой”, в котором приводятся следующие положения:

- разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

- природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;

- производительно может выполняться “наиболее простая работа”;

- степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;

- всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);

- деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон (428—347 до н.э.). Этот философ отстаивал, прежде всего, натурально – хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства в его произведениях “Государство” и “Законы”.

В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.

Во втором произведении философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. гражданам высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.

Аристотель (384—322 до н.э.). Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах “Никомахова этика”, “Политика” и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно “законами природы” и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.

Эта концепция носит как бы классификационный характер, о чем свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер — естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения.

Вторая же основывается на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой — искусство наживать состояние, т.е. все большее “обладание деньгами”.

Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений (а это, прежде всего, обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к “издержкам” хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что “в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми, ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем удобный в обиходе товар и в нашей власти, чтобы они (деньги) стали неупотребительными”. Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе “ради меновой торговли”, и откровенно признается в том, что ростовщичество у него “вызывает ненависть”.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
М. Первомайськ | Їх повноваження і права
1 | 2 | <== 3 ==> | 4 | 5 | 6 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.186 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.186 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7