Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
До проведення практичного заняття з основ медсестринстваДата добавления: 2015-03-11; просмотров: 542
И материальную, и духовную культуру в свою очередь можно разделить на следующие виды. _____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ доминирующей ценностью – _____________________. _____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Главная ценность –________________. ____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Доминирующая ценность – ______________. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Главная ценность – _______________. _____________________________________________________________.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Главная ценность – ____________________________. _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Доминирующая ценность – __________________________________________ __________________________________________________________________ _____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Главная ценность – ________________________. _____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Главная ценность – ____________________. На основании подобных многочисленных характеристик можно выделить несколько важнейших направлений, которые легли в основу типологии культуры. Этнотерриториальная типология. Культура социально-этнических общностей включает в себя – ___________________________________________________________, – ______________________________________, – _______________________________________, – _____________________________________ культуры. Понятия этнической и народной культур близки по содержанию. Их авторы, как правило, неизвестны, субъектом является весь народ. Но это высокохудожественные произведения, сохраняющиеся в памяти народа долгое время. Мифы, легенда, эпос, сказки принадлежат к лучшим художественным произведениям, Важнейшей чертой их является _____________________. Народная культура состоит из двух видов – ______________________ и _______________________________. Популярная распространена среди народа, но объектом ее главным образом является современность, жизнь, быт, нравы, фольклорная же, больше обращена в прошлое. Структура национальной культуры сложнее. Она отличается от этнической более четкими национальными особенностями и широким диапазоном. Национальная культура возникает, когда представители этносов осознают свою принадлежность к единой нации. Она строится на основе письменности, в то время как этническая и народная могут быть бесписьменными. Этническая, национальная культуры могут иметь свои общие, отличные от других черты, выражающиеся в понятии «___________________» (лат. образ мыслей). Ко второй группе можно отнести социальные типы. Это, прежде всего, – ___________________________________, – ___________________________________, – ___________________________________, – ___________________________________, – ___________________________________. Массовая культура – это коммерческая культура. Это вид культурной продукции, производимый в больших объемах, рассчитанный на широкую аудиторию. Философской основой массовой культуры является фрейдизм, сводящий все социальные явления к биологическим, выставляющий на первый план инстинкты, прагматизм, ставящий в качестве главной цели пользу. Термин «массовая культура» впервые употреблен в _____________ г. немецким философом М. Хоркхаймером. Испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гассет (1883 – 1955 гг.) в своей работе «_______________________» пришел к выводу, что европейская культура находится в состоянии кризиса и причина тому – «восстание масс». Масса – это средний человек. Ортега-и-Гассет вскрыл предпосылки массовой культуры: 1. __________________________________ 2. ___________________________________ 3. __________________________________ 4. ___________________________________ Вместе с тем, массовая культура имеет и определенное положительное значение, поскольку несет в себе компенсаторную функцию, помогает адаптироваться, сохранить социальную устойчивость в непростых социально-экономических условиях, обеспечивает общедоступность духовных ценностей, достижений науки и техники. В качестве антипода массовой многие культурологи рассматривают элитарную культуру (фр. избранное, лучшее). _________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Элитарной культуре свойственна интеллектуально-авангардная направленность, сложность и неординарность, что делает ее понятной преимущественно для избранных и недоступной для человека массы. Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Формула элитарной культуры — « искусство для искусства». Элитарная культура основывается на философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, деливших человечество на «людей гениев» и «люден пользы», или же на «сверхлюдей» и массу. Субкультура (лат. подкультура) – _______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Формы субкультуры разные – культура профессиональных групп (театральная, культура медиков и т.д.), территориальная (городская, сельская), этническая (культура цыган), религиозная (культура сект, отличающихся от мировых религий), криминальная (воры, наркоманы), подростково-молодежная. При определенных обстоятельствах особенно агрессивные субгруппы, например, хиппи могут стать в оппозицию к обществу, а их субкультура перерасти в контркультуру. Этот термин впервые употребил в ________________ году американский социолог Т. Роззак для оценки либерального поведения так называемого «разбитого поколения». Контркультура – _____________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Молодежную контркультуру 70-х годов на Западе называли культурой протеста, поскольку именно в эти годы молодежь особенно резко выступила против системы ценностей старшего поколения. От контркультуры следует отличать маргинальную культуру (лат. край). _____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.Это понятие, характеризующее ценностные установки отдельных групп или личностей, в силу обстоятельств оказавшихся на грани различных культур, но не интегрировавшихся ни в одну из них. Понятие «маргинальная личность» было введено в __________________________________ Р. Парком для обозначения культурного статуса иммигрантов.
3. Особое место в классификации культуры занимает историческая типология. В последние годы внимание исследователей особенно привлекла концепция немецкого философа Карла Ясперса (1883 – 1969 гг.). B книге «_________________________________________» в культурно-историческом процессе он выделяет четыре основных периода. Первым является период __________________________________________________________________. Главным в это время является возникновение языков, изобретение и использование орудий труда и огня, начало социокультурной регуляции жизни. Второй период характеризуется как _______________________ культура древних локальных цивилизаций. Возникают высокие культуры в Египте, Месопотамии, Индии, позже в Китае, появляется письменность. Третий этап представляет собой, по Ясперсу, своеобразную «__________________________________________» и относится к VIII – II векам до н. э. Это была эпоха несомненных успехов не только в материальной, но и прежде всего, в духовной культуре – в философии, литературе, науке, искусстве и т. д.. В это время заложены основы мировых религий. Четвертый этап охватывает время с начала нашей эры, когда началась эпоха научно-технического прогресса, проявляются два основных направления культурного развития: «восточное» с его духовностью, иррационализмом и «западное» динамичное, прагматичное. Это время обозначено как универсальная культура Запада и Востока в __________________________________ время. Достаточно широкую известность в начале XX века получила __________________________________________________________________. Ее видными представителями в России был Н.Я. Данилевский, а в Западной Европе – Шпенглер и Тойнби, которые придерживались концепции локальных цивилизаций.
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – публицист, социолог и естествоиспытатель. Н.Я. Данилевский в своем главном сочинении "_______________________________________________" (1869) обосновывал идею о существовании так называемых культурно-исторических типов (цивилизаций), которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой. Каждый "культурно-исторический тип" проявляет себя в четырех сферах: – _________________________________________, –__________________________________________, – _________________________________________, – _________________________________________. Цикл жизни культурно-исторического типа состоит из четырех периодов и продолжается около 1500 лет, из которых 1000 лет составляет ___________________________________________________________ период; примерно 400 лет - _________________________________________________, а 50-100 лет - ___________________________________________________. Завершается цикл длительным периодом ______________________________. Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов, частично или полностью исчерпавших возможности своего развития: 1) Египетский, 2) Ккитайский, 3) Ассиро-вавилонский, Финикийский, Древнесемитский 4) Индийский, 5) Иранский 6) Еврейский 7) Греческий 8) Римский 9) Аравийский 10) Германо-романский, европейский
Освальд Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ и историк культуры, автор сенсационного в свое время труда «____________________» (1921-1923). Шпенглер был одним из самых последовательных критиков европоцентризма и теории непрерывного прогресса человечества, считая Европу уже обреченным и умирающим его звеном. В истории человечества он выделяет 8 культур: 1) египетскую, 2) индийскую, 3) вавилонскую, 4) китайскую, 5) греко-римскую, 6) византийско-исламскую, 7) западноевропейскую 8) культуру майя в Центральной Америке.
Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) – английский историк и социолог, автор 12-томного «________________________________________» (1934-1961) – труда, в котором он так же стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота «цивилизаций», употребляя этот термин в качестве синонима «культуры». В отличие от О. Шпенглера, выделявшего всего 8 «цивилизаций», Тойнби, опиравшийся на более широкие и современные исследования, насчитывал их от 14 до 21., позднее остановившись на тринадцати, получивших наиболее законченное развитие. Движущими силами истории Тойнби считал отдельных выдающихся личностей и «творческое меньшинство». Оно отвечает на «вызовы», бросаемые данной культуре внешним миром и духовными потребностями. Конкретные примеры «вызовов», известные из истории, связаны с иссушением или заболочиванием почв, наступлением враждебных племен, вынужденным изменением места жительства. Наиболее распространенные ответы: переход к новому типу хозяйствования, создание ирригационных систем, формирование мощных властных структур, способных мобилизовать энергию общества, создание новой религии, науки, техники.
|