Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






ЛЕКЦІЯ 3


Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 484



******

 

Понятие и определения политики Сфера политических отношений и политика как явление по сей день представляют интерес для мыслителей и общественных деятелей. Это подтверждается и разнообразием определений политики: — как осуществление влияния и власти; — как форма господства; — как способ разрешения конфликтов; — как достижение коллективных целей; — как публичная активность, связанная с производ­ством и распределением ресурсов и др.

Термин «политика» возник еще в Древней Греции (от греч. polis - город) и первоначально означал различные формы государственного правления. Так, название одного из первых произведений, посвященных изучению политики, трактат Аристотеля «La politika» дословно так и переводится: «То, что относится к государству». Впоследствии за политикой закрепилось множество смыслов: отдельная сфера, линия поведения, способ урегулирования конфликтов, характер человеческих отношений и т.д.

Политология, как следует уже из самого названия, - это наука о политике. "Политика" - одно из распространенных и многозначных слов в различных мировых языках. В повседневной жизни политикой часто называют целенаправленную деятельность, руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, что связано со сложностью, многогранностью её проявлений как особого социального феномена. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как "грязное дело".

Люди осознают политику двумя главными способами: = через обыденные взгляды, получаемые в повседневном практическом опыте, и = через научное знание, являющееся результатом исследовательской деятельности.

Обыденные, несистематизированныепредставления о политике существуют на протяжении многих тысячелетий. В той или иной форме они присущи каждому человеку и составляют неотъемлемый элемент массового политического сознания. Отражая преимущественно внешнюю, практическую сторону политических явлений, обыденные знания могут быть как истинными, так и ложными. В целом же они не отражают глубоко и всесторонне действительность и поэтому не могут служить надежным ориентиром человека в мире политики. Все это призвана обеспечивать политическая наука и ее изучение.

Научныеопределения термина "политика" разнообразны и могут быть разделены на несколько групп. Критериями выделения таких групп служат общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления), системный, а также выделенные в определениях политики ее важнейшие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

1.Социологические определения политики характеризуют ее через общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т.д.

А) Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).

С точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни.

Б) Стратификационные (социальные) дефиниции трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп - за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и другие).

В) Правовые концепции определяют политику, государство производными от права и прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и прежде всего государства как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т.д. Примерами правовых концепций политики являются контрактивистские ("общественного договора") теории (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант).

Противоположные правовым концепциям политики теории рассматривают право как порождение политики, важнейшее средство ее реализации, инструмент создания стабильного политического порядка. Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целесообразности.

Г) Этические (нормативным, ценностным) дефиниции проявляются в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. Нормативная трактовка политики возникла в глубокой древности. Так, еще Аристотель считал политику высшей формой жизнедеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотношениях между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого. "Справедливость, - писал он, - имеет место только в политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве".

Политика рассматривается в этом случае как деятельность, направленную на достижение общего блага, исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать. При этом общее благо включает такие ценности, как справедливость, мир, свобода и др., цель - служение этому общему благу, нормы - конкретные правила, законы, ведущие к его достижению.

В нормативном подходе проявляется стремление окультурить, гуманизировать и рационализировать политику, внести в нее нравственное начало, отражается влияние на политику нравственности, культуры, религиозных ценностей. Поэтому нормативные дефиниции политики, наряду с экономическими, стратификационными и правовыми, входят в группу ее социологических трактовок.

2. Субстанциальные определения - вторая наиболее распространенная группа дефиниций политики: как действия по отношению к власти и институты власти. А) Самая распространенная из них - это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использование. Политика, писал М. Вебер, это "стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает".

Некоторые из сторонников "властного" подхода к политике акцентируют внимание на искусстве, технике, способах и средствах борьбы за власть и ее использование. Н. Макиавелли, еще в 1515 г. характеризовал политику как "совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее... Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций".

Б) Институциональные дефиниции характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализуется власть, и прежде всего через важнейший институт - государство. Политика предстает в этом случае как "участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства".

3.Современные дефиниции политики.ДЕФИНИЦИЯ (лат. definitio – определение, предел, граница) - логическая операция, раскрывающая содержание (смысл) термина посредством описания отличительных признаков предметов или явлений, обозначаемых данным термином (денотата имени).

А) Антропологические определения рассматривают политику как форму цивилизованного общения людей на основе права и способ коллективного существования человека. Аристотель считал, что человек - существо политическое, поскольку он - существо коллективное. Нормальная жизнь человека, удовлетворение его многообразных потребностей и обретение счастья возможны только при общении с другими людьми. Высшей, по сравнению с семьей или селением, формой такого общения и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общением состоит в том, что она представляет собой общение в государстве свободных и равных людей по нормам права, воплощающего справедливость, одинаковое отношение ко всем гражданам. С помощью политики, государства в общении людей достигается гармония.

Антропологические трактовки политики дополняются ее конфликтно-консенсусными дефинициями. "Политическая теория, - пишет известный французский политолог М.Дюверже, - колеблется между двумя драматическими противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости <...> означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество".

Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону и т.п.

Б)Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностныеопределения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определение новых целей политики. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.

В) Телеологическиеопределения политики рассматривают ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей и выделяют два качества: = коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, наций, государств и т.п.) = сознательный, целенаправленный характер (в политике частные цели индивидов "вырастают" до общегосударственных). Телеологические определения политики широко используются в рамках системного анализа общества.

Г) Системная интерпретация. С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды - остальных областей общества - и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. Политическая система заботится о самосохранении и призвана удовлетворять целый ряд общественных потребностей, важнейшая из которых интеграция общества. Этот подход к политики получил развитие в разнообразных теориях политических систем, из которых наиболее значительными были концепции американских политологов Д.Истона и Г.Алмонда.

Разнообразие научных характеристик политики объясняется сложностью содержания политики, многообразием ее свойств и общественных функций. Обобщая различные дефиниции, можно определить: Политика - это деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Определение политологии Политология помимо предметных особенностей имеет и только им присущие специфические концептуальные подходы (парадигмы) к изучению по­литики, используемые ими методы исследований, а также сложивший­ся понятийно-категориальный аппарат и некоторые другие, более част­ные особенности познавательного процесса.

Политология не только изучает внутреннее строение политики, но и дает ее целостную интерпретацию, интегрируя все наи­более значимые результаты исследований других субдисциплин. Имен­но поэтому она является ядром системы научных знаний о мире по­литики.

Для того чтобы подчеркнуть ее особое значение, обычно разли­чают политическую науку в широком смысле слова, как объединяющую все политологические субдисциплины, и политическую науку в узком смысле, т.е. как отрасль знаний, интегрирующую сведения об этой сфе­ре жизни и изучающую ее внутренние характеристики.

Политология, как следует из буквального перевода самого этого слова, - наука о политике. Такая ее общая трактовка обычно не вызывает особых возражений, хотя вопрос о том, в каком объеме политология изучает политику, является дискуссионным. Исследователи трактуют эту проблему по-разному:

1. Политология - наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений. Как это отражено в англоамериканском "Словаре политического анализа", к нынешнему этапу развития ее предметное содержание значительно расширилось и обычно включает "управление на национальном и местном уровнях; сравнительный или межстрановый (crossnational) анализ; политику и политическое поведение; публичное право и судебно-правовое поведение; политическую теорию; публично-административную деятельность (public administration) и организационное поведение; международные отношения". В этом случае политология - дисциплина, однопорядковая с политической социологией, политической философией, политической психологией и т.п., т.е. одна из наук о политике.

// 2. Политология - единая наука о политике. Однако она включает не все знания об этой сфере общественной жизни, а лишь те, которые опираются на строго научные, преимущественно эмпирические методы. В содержание политической науки не входят такие общетеоретические дисциплины, опирающиеся на нормативный, ценностный подход, как политическая философия, политическая этика, история политических идей и некоторые другие. Эта точка зрения представлена сторонниками бихевиоризма, о котором более подробно речь пойдет ниже. Бихевиористы отрицают подлинную научность предшествующих политических теорий и уподобляют политологию естественным наукам, основанным на точных эмпирических, математических, кибернетических и тому подобных методах.

В 60-х гг. нынешнего века радикально настроенные политологи-бихевиористы вообще противопоставляли политическую науку политической теории, под которой понималась "отрасль, занимающаяся политической этикой и историей политических идей". Логическим следствием бихевиористской позиции является разделение политических знаний на две части: на нормативные знания, связанные с ценностями и оценками, требованиями и пожеланиями, и на строго научные (эмпирические) знания, основанные на фактах.

3. Политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и прежде всего государства и права и т.д. Понимаемая в этом значении, политология аналогична экономической науке, социологии, философии и другим интегральным наукам, объединяющим соответствующие комплексы знаний о тех или иных сферах жизнедеятельности.

Достоинством широкой трактовки политической науки является не только простота понимания, прямое соответствие категории "политология" значению этого термина - общая наука о политике, но прежде всего ориентация на интеграцию самых различных политических знаний и тем самым на получение целостной картины исследуемых объектов.

Итак, политология представляет собой единую, интегральную науку о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом. Дать более конкретное общее определение этой науки практически невозможно. Это вызвано прежде всего чрезвычайной многозначностью термина "политика", возможностью различных способов ее описания, а также дискуссионностью представлений о предмете политологии. Учитывая все это, некоторые авторы предлагают вообще отказаться от попыток дать этой науке общепризнанное определение.

История возникновение политологии как научного знания

Исторически политическая наука формировалась в процессе постепенного перехода от способов обыденного восприятия политики к методам ее систематического специализиро­ванного изучения и получения более упорядоченных представле­ний о ней. С самого зарождения политическая наука формировалась как междисциплинарная отрасль знания. Ее становление и развитие тесно переплетались с философскими, этическими, историческими, а впослед­ствии социологическими и правовыми исследованиями. К изучению политики постоянно привлекались методы, характерные для есте­ственных наук. В процессе исторического развития она не раз меняла свое наименование (политика, научная политика, политология, поли­тическая наука, political science, science politique и т.д.).

Развиваясь, по­литическое знание стремилось к влиянию на механизмы ру­ководства и управления обществом. Судьбы многих государств существенно изменялись под влиянием макрополитических концепций (например, марксизма) и ча­стных технологических теорий типа «разделения властей» и др. Решающее воздействие на эволюцию научного знания оказало раз­витие политики как самостоятельной социальной сферы. Эта эволю­ция определила превращение накопленных о поли­тике знаний в самостоятельную академическую дисциплину с собствен­ными предметом и средствами познания.

На протяжении длительного исторического периода политическая наука была органично вплетена в единую ткань обыденных политических представлений, религиозных и философски-этических взглядов. По мнению американского ученого Р. Даля в истории формиро­вания и развития политологии можно выделить трикрупных периода: фи­лософский, эмпирический и ревизии эмпирического знания.

Первый этап - фи­лософский - от античности до Нового времени (на нем превалировали нормативно-дедуктивные подходы в толковании политической жизни). Данный период составляет предысторию политической науки и политической философии, главное его значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколе­нию политического и политико-философского знания.

Этот этап представлен Арис­тотелем, Платоном, Цицероном, Фомой Аквинским и другими мыслителями древности и средневековья. Ими и их последователями и оппонентами были написаны фундаментальные сочинения, среди которых работы Платона - «Государство» и «Политик», Аристотеля - «Поли­тика», Цицерона - «О государстве» и многих других». В этот же период появилось и понятие для обозначения этой отрасли знаний. Аристо­тель в ряде работ пишет о политике как науке, а в работе «Риторика» употребляет понятие «политическая наука».

Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо. В работе "Политика", полной житейской и политической мудрости, он писал: "Желанно, разумеется, и [благо] одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государства".

Для своих политических выводов и в частности классификации государств этот выдающийся мыслитель использовал огромный фактический материал - результаты конкретных исследований 158 городов-государств - полисов.

Политические исследования Аристотеля, как и его предшественников, еще не выделились в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями. Впоследствии политическая мысль постепенно освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Произведения Цицерона "О республике" и "О законах" уже не содержат каких-либо общефилософских или религиозных рассуждений.

Второй этап - эмпирический с начала Нового времени до середины XVIII в. (на этом этапе непо­средственный анализ данных превратился в основной источник попол­нения знаний и доминирующий способ анализа политических реалий). В этот период происходит отделение мира политического от производ­ственно-экономической подсистемы и гражданского общества в качестве самостоятельной сферы жизнедеятельности людей. Политология становится самостоятельной наукой, формируются важнейшие представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном их понимании и, соответственно, зачатков их научного анализа.

Наиболее четко размежевание политической науки, философии и этики осуществил в XVI в. Н.Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, уподобил политические процессы природным явлениям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть. Его творчество не только ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовало сближению теории и практики, подчинению политических исследований решению реальных задач борьбы за власть и ее удержание.

Боль­шой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли также Ж. Боден, Т.Гоббс, Б.Спиноза и др. В данном аспекте в некотором роде этап­ными можно считать такие работы, как «О свободе слова» Дж.Мильтона, «Левиафан» Дж.Гоббса, «Два трактата о государ­ственном правлении» Дж.Локка, «О духе законов» Монтескье, «Об общественном договоре» Ж.-Ж.Руссо, «Гражданское обще­ство» А.Фергюсона и др. Среди русских ученых можно назвать: М.М. Сперанский - «Размышле­ния о государственном устройстве империи», «О духе правительства», Н.М. Карамзин - «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», П.И. Пестель - «Русская правда» и др.

Третий этап - ревизии эмпирического знания - с середины XVIII до конца XIX в. (этап критического переосмысления источником в развития теории, обусловивший разнообразие методов исследования). Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. Политология по­степенно выделилась из комплекса социальных и гуманитар­ных наук. В 80—90-х годах XIX и первые десятилетия XX в. она уже утвердилась в качестве особой дисциплины с собственным предметом исследования, методоло­гией, методами.

В этот период появляются значимые работы различных ученых: Макс Вебер - «Политика как призвание и профессия», Карл Шмитт - «Политическая теология» и «Понятие политического», Гаэтано Моска - «Элементы поли­тической науки», Йозеф Шумпетер - «Капитализм, социализм и демократия», Габриэль Алмонд - «Сравнительная политика сегодня», Самуэл Хантингтон - «Политический порядок в изменяющихся обществах». В России можно отметить имена: А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Л. Тихомиров И.А Ильин, Б.Н.Чичерин, П.И. Новгородцев, В.И.Ленин, Н.Н. Алексеев и др.

Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же - преимущественно американские авторы - датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки.

В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов. В конце XIX - начале XX в. сам термин "политическая наука" получает признание и распространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд "Элементы политической науки".

В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.

В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования приобретают в конце XIX - начале XX в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и другие исследователи, в т.ч. марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие. Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Отдельные политические проблемы анализировались в организационных рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других сильно идеологизированных дисциплин. Отношение к политологии начало меняться лишь во второй половине 80-х гг. Сегодня она оказывает все более заметное влияние на практическую деятельность, строительство демократической государственности.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Навчальна література | Навчально-педагогічна діяльність вкладача ВНЗ
<== 1 ==> | 2 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.207 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.207 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7