Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
ЛЕКЦІЯ № 1Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 540
Адаптация социальная и культурная —приспособление личности или социальной группы к общественной среде и её культуре. Аксиология –учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих человеческую деятельность; возникновение аксиологии связывают с философией Канта о ценностях. Акмеизм – направление в литературе и культурологи серебряного века, связанное с именами А.Белого, А.Блока и др. Анимизм – вера в существование души и духов; впервые в этом значении термин был использован Тайлором для описания религиозных верований, зародившихся в первобытной культуре. Античность –история и культура древних греков и древних римлян, охватывающая хронологические рамки с VIII – VII веков до н.э. по V век н.э. Аномия —отсутствие закона, организации; состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей. Понятие введено Э.Дюркгеймом, разработано Р.Мертоном. Антропогенез — учение о происхождении человека. Ассимиляция — постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой. Атрибуты —необходимые, существенные свойства. Архетип —по Юнгу, коллективное бессознательное, представляющее собой «осадок» мысли и чувств предшествующих поколений. Барокко – вычурный и пышный архитектурный и скульптурный стиль XVI – XVIII веков; выделяют русское барокко, связанное с архитектурными творениями Растрелли. Брак —исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их супружеские, родственные права и обязанности. Бюрократия — организация, деятельность которой предусматривает разделение иерархически упорядоченных ролей, складывающихся на основе четких правил и процедур; социальный слой управленцев. Взаимодействие социальное и культурное – — способ осуществления социальных и культурных связей и отношений в системе. Власть — способность навязывать свою волю другим и мобилизовать ресурсы для достижения цели. Власть харизматическая — основанная на преданности лидеру, наделенному особыми высокими качествами, в которые верит окружение. Возрождение (эпоха Возрождения) – эпоха расцвета наук и искусств в Европе, сменившая средневековье; хронологически выделяют предвозрождение (XIII век), южное Возрождение (XIV – XV), северное Возрождение или Реформация (XVI век). Герменевтика – течение философии XIX – XX вв., выступающее как теоретически обоснованное и методически выверенное истолкование текстов; формирование герменевтики восходит к трудам лидера протестантизма Мартина Лютера, в XIX веке герменевтика связана с трудами Шлейермахера и Дилтея. Геронтология — наука о старости. Гипотеза — предположение о взаимосвязи между переменными. Государство — социальный институт и совокупность социальных организаций, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы. Греческая натурфилософия – этап в развитии древнегреческой философской мысли, ставившей своей целью исследование природы. Связана с именами Фалеса, Гераклита, Анаксагора, Анаксимена, Анаксимандра. Группа —совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою связь и воспринимаемых другими как сообщество. Группа этническая — часть общества, осознающая себя носителями общей культуры и так воспринимаемая другими. Гуманизм —концепция, объявляющая человека высшей ценностью и целью социального бытия. Девиация — отклонение в поведении человека от общепринятых норм. Деградация — постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных качеств. Депривация — лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни. Дискриминация —социальное подавление, ущемление в правах. Дистанцирование — сознательное отгораживание, отдаление одного человека, как правило, занимающего высокий статус, от другого, с меньшим статусом. Дифференциация —деление общества на общности, фрагментация человеческой жизнедеятельности на множество отдельных ограниченных культурных пространств, конкретных функций и социальных занятий. Диффузионизм —направление в культурологии, изучающее пространственные характеристики культур и заимствования культурных элементов. Домострой – свод правил поведения, регулирующих семейный быт средневековья; памятник нравоучительной литературы в древнерусском обществе. Духовность —направленность человека за пределы своего наличного бытия. Евразийство – идейное и культурно-общественное движение русской эмиграции, пытавшееся осмыслить причины второй и третей русских революций (1917); идеология евразийства связана с трудом Н.С.Трубецкого «Европа и Человечество». Европоцентризм —культурологическая модель, согласно которой ведущую роль в развитии современной цивилизации играет европейская культура. Игровая концепция культуры — исследование роли мифов, фантазий в мировой цивилизации, игры как всеобщего принципа становления культуры. Идеальный тип(по Веберу) — это своего рода эталон, с которым социолог соотносит социальную практику и ищет общие правила событий. Идеационная культура – по П.Сорокину, культурный тип, ориентированный на господство идей. Идентификация — признание тождественности, опознание. Идеология —система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Иерархия —расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Индивидуализм —тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей. Инновация — в теории Р.Мертона — реакция на аномалию, которая предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. Институт социальный — устойчивый комплекс правил, норм, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Институционализация —закрепление практики или области общественных отношений в виде законов, социальных норм, принятого порядка. Интернализация —принятие, усвоение элементов поведения или культуры. Иррациональный —неразумный, противоречащий разуму и логике. Искусство —особая форма культуры, способствующая удовлетворению эстетических потребностей человека, отражающая действительность в художественных образах. Иудаизм - древнейшая монотеистическая религия, возникшая на Древнем Востоке как национальная религия древнееврейского народа во втором тысячелетии до нашей эры и ставшая основой еврейской цивилизации, объединяющей различные этнические группы иудеев. Класс — большая социальная группа, отличающаяся от других доступом к общественному богатству, власти, социальному престижу. Классическая наука – этап развития научного знания, сформировавшийся в XVII – XVIII веках. Методологией классической науки выступал механицизм (Ньютон, Галилей). Компетенция —круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному должностному лицу или органу; знания или опыт в той или иной области. Конвенциональный — общепринятый, покоящийся только на договоренности между людьми, условных правилах. Конвергенции теория — взгляд, согласно которому происходит возрастание сходства по мере экономического развития традиционных обществ. Консенсус — гармония, согласованность представления (противоположно диссонансу). Контркультура —различные виды культурного протеста против господствующей системы культурных ценностей. Конфликт —столкновение интересов различных социальных общностей и обязанностей. Конформизм —некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания. Конформность — приспособленность, пассивное принятие существующего порядка вещей, некритическое следование чужим образцам. Концепция — определенный способ понимания, трактовки явлений. Культ — система организованного поклонения чему-либо. Культура — это способ созидательной деятельности общественного человека, надприродный способ накопления и передачи человеческого опыта, его оценивание и осмысление. Культура Возрождения —гуманистическое течение в культуре, зародившееся в XIV веке в Италии, а в течение XV и XVI вв. охватившее все страны Европы. Культура духовная —совокупность явлений культуры, возникающих, функционирующих в сознании людей, как индивидуальном, так и коллективном. Культура массовая — совокупность элементов культуры, производимых промышленно-поточным способом. Культура материальная —материальные продукты, результаты и процессы человеческой деятельности (овеществленная духовная культура). Культура национальная —это ценности и идеалы, сложившиеся на базе опыта совместного проживания людей на общей территории и на основе общности хозяйственной деятельности. Культура России — культура русского народа, сложившаяся в начале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности, а с XV в. представленная украинской, белорусской и великорусской культурами. Культура «серебряного века» - период развития отечественной культуры, особенно проявивший себя в литературе и философии, охватывает период с 90-х годов XIX века по 20-е годы XX века (поздний Л.Н.Толстой, философы братья Трубецкие, Ахматова, Н.Гумилев, С.Есенин, В.Маяковский). Культура средневековья —понятие, обозначающее определенный исторический этап развития культуры с V по XV вв. Культура христианская —самобытная наднациональная культура, возникшая в ареале Римской империи как результат синтеза греко-римской и ближневосточной традиций на основе христианской религии. Культура элитарная —профессиональный тип культуры, отличающийся сравнительной сложностью, иногда чрезмерной изощренностью. Культурно-исторические типы — по Данилевскому, самобытные этнокультурные образования с определенным запасом жизненной энергии и способностью к саморазвитию, существующие независимо друг от друга. Культурогенез —1) возникновение культуры как таковой; 2) один из видов социокультурной динамики, заключающийся в постоянном самообновлении культуры. Культурология как наука — ее предметом выступает генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически как процесс культурного наследования. Легитимный — признанный подданными законным. Личность — понятие для характеристики человека как субъекта творчества и свободы. Локальные культуры — культуры, связанные с определенным а реалом возникновения. Магия – ритуалы, направленные на использование сверхъестественных сил для достижения человеческих целей, древнейшая форма организации коллективной деятельности и первобытных верований; исследование магии связано с именем Дж.Фрэзера. Маргинальность — промежуточность «пограничность» положения индивида между разными социальными группами. Менталитет — духовная самобытность мирочувствования, миропереживания и мироотношения сообщества и индивида, представляющих ту или иную культуру. Методология исследования — стратегия научного поиска, опирающаяся на осознание задач, методов их проведения, программных установок, ценностных характеристик, нормативов и регуляторов. Миграция — территориальное перемещение каких-либо групп населения. Мировая культура —культура, субъектом которой выступает все человечество. Мировые религии –религии космополитического, наднационального характера по своему характеру монотеистические (буддизм, христианство, ислам). Мифология —форма культуры, включающая в себя и изучающая сохранившиеся мифы и современное мифотворчество. Мифы — сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мобильность- перемещение людей из одной группы, общности, города, страны — в другую. Модернизация —совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом. Моногамия —единобрачие. Мораль —специфически человеческий способ освоения мира, регулятор человеческих поступков. Наблюдение — метод исследования и получения информации путем прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания. Научная революция– по Т.Куну, это переход от одной научной парадигмы к другой, более совершенной. Нигилизм —отрицание общепринятых ценностей и форм общественной жизни. Норма — совокупность правил, принятых в группе или обществе. Норма социальная — средство социальной регуляции поведения индивидов и групп. Нормы культурные —понятия, очерчивающие стандарты деятельности людей: побуждения и ограничения, разрешения и запреты. Образование — институциализированный процесс, на основе которого передаются ценности, умения и знания от одного человека, группы, общества — к другому. Обряд —совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, номы. Ценности и вызывающие определенные коллективные чувства. Общественно-экономическая формация – стадия развития человечества и его культуры, в основе которой лежит экономический фактор, определяющий способ организации социальной жизни (рабовладение, феодализм, капитализм и др.). Одноосновные культуры- по Данилевскому, культуры, которые внесли вклад в мировую культуру каким-то одним достижением (основанием): иудаизм – религией; китайская культура – этикой и философией конфуцианства и даосизма и др. Организация — крупная вторичная группа, образуемая для достижения определенных целей. Остракизм — в Древней Греции изгнание отдельных граждан из города по решению народного собрания; гонение, преследование. Парадигма —обобщенная модель постановки проблем и их решений. Поведение коллективное — относительно стихийное и неорганизованное поведение группы людей. Поведение коллективное — относительно стихийное и неорганизованное поведение группы людей. Позитивизм – отказ от умозрительных рассуждений в науке об обществе и культуре; по О.Конту, создание социальной теории, которая должна быть столь же доказательной и общезначимой как естественные теории. Постмодернизм -культурологическая и идеологическая тенденция в культурном самосознании стран Запада, отвергающая рационализм индустриального общества и индустриальной культуры. В 80-х гг. ХХ века связан с работами Лиотара. Право —форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию общественных отношений на основе обязательных социальных норм. Православие в русской культуре- основной аспект, выражающий специфику и важнейшие особенности развития русской культуры на всем ее протяжении. Протестантская этика – по учению М.Вебера, мораль буржуазного общества, сформировавшаяся в период реформации и определившая капиталистические отношения в обществе. Религия —форма культуры, выражающая синтез веры в сверхъестественное с культовыми обрядами. Ритуал — вид обряда, форма сложного символического поведения. Ролевая система — совокупность ролей, соответствующих данному статусу. Русский менталитет – особенность психологических и культурных установок, характерных для русского народа (соборность, общинность, трудолюбие, великодушие и др.). Русская религиозная философия – направление отечественной философской мысли, сформировавшееся в XIX веке и исторически связанное с философским учением славянофилов (братья Аксаковы, Хомяков, Кириеевский). Символ — обобщенное, закодированное обозначение понятия, действия или предмета, синтетически выражающее его смысл. Синкретизм — нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние какого-то явления (например, первобытная культура). Социализация — процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества, которому он принадлежит. Социум — социальное окружение человека; общество. Стереотип —упрощенный, схематизированный, привычный канон мысли, образ восприятия и поведения. Субкультура —культура группы людей, объединенных общими интересами в определенной области жизнедеятельности. Типология — выявления сходства и различия множества социальных объектов, критерии их классификации. Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Тотемизм – одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в существование мистической связи между группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений. Традиция —способ передачи культурного опыта от одного поколения к другому в виде обычаев, норм и правил поведения, религиозных верований. Традиционный тип власти – по М.Веберу, властные отношения, основывающиеся на уважении к прошлому опыту, традициям. Философия культуры —методология осмысления метафизической сущности культуры, ориентированная на ее философское постижение. Функция — предназначение, значение, выполняемая роль. Функции культуры – обществозначимые роли культуры: коммуникативная, творческая, интегративная и др. Ценности — осознанные или неосознанные, характерные для индивида и социальной группы представления о желаемом. Цивилизации — социально-культурные комплексы, складывающиеся в разное время на Земле и несущие в себе черты социального и культурного своеобразия. Цивилизация — ступень в развитии общества; уровень социального и культурного развития, связанный с разделением труда. Циклическая концепция культуры —направление в истории и теории культуры, рассматривающее культуру на основе идеи круговорота конечности и повторяемости. Эволюционизм —первая теория культуры, в основе которой лежало представление о прогрессивном характере историко-культурного процесса. Язык — система коммуникации, осуществляющийся на основе звуков и символов, имеющих условные, но структурно обоснованные значения. Подписано в печать 07.09.2011 Формат 60×901/16. Бумага SvetoCopy Гарнитура Times New Roman. Печ. л. 1,25 Тираж 100 экз. Заказ № 42–11
Издательство Института правоведения и предпринимательства (Санкт-Петербург) 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Малая, д. 8
|