Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Баластування трактораДата добавления: 2015-04-19; просмотров: 540
К таким методам принято относить · абстрагирование, · аксиоматический, · анализ и синтез, · идеализация, · индукцию и дедукцию, · мысленное моделирование, · восхождение от абстрактного к конкретному
21.Метатеоретический уровень научного познания: подходы, методы, процедуры. Метатеоретический уровень научного познания – Это наивысший уровень научного познания, представляющий собой совокупность принципов, норм, идеалов, составляющих основание научных теорий и науки в целом, которые обеспечивают единство и определенность научной деятельности, влияют на характер возникающего теоретического знания. Метатеоретический уровень научного познания впервые стал предметом изучение в концепциях постпозитивизма. Предметом методологии научного познания являются: - формы научного познания; - нормы и идеалы науки. Основания для классификации методов могут быть различными Традиционно методы научного познания классифицируются по формальным признакам: здесь выделяются общелогические методы, которые используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), и по содержательным аспектам - методы эмпирического и теоретического исследования. Метатеоретический уровень науки включает в себя идеалы и нормы: 1) доказательности и обоснования 2) объяснения и описания 3) построения и организации знания. Познание, как специфический вид деятельности, для своего осуществления требует определенных приемов и операций, призванных обеспечить достижение поставленных познавательных целей. Это методические средства познавательной деятельности. Метод – это совокупность разнообразных приемов, операций и средств практического и теоретического освоения действительности. Метод должен включать в себя: 1) сформулированную цель 2) описание объективной ситуации, в пределах которой решается практическая или теоретическая задача 3) процедуру или перечень операций, которые необходимо осуществить для достижения цели в заданных условиях. Важная составляющая блока метатеоретических оснований науки – научная картина мира. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях их исторического развития. Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. Одновременно она функционирует и как исследовательская программа, которая целенаправляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска, выбор средств их решения.
22.Становление социально-гуманитарных наук: классический и неклассический этапы. Классическая Наука – специфическое состояние научного интеллекта, реализовавшееся как главенствующее умонастроение намасштабном историко-культурным ареале от Галилея до Пуанкаре. Эвристическое начало типическихособенностей теоретизирования (способы постановки проблем, приемы исследования, описаниепредметных областей, характер обоснования выводов, формы подачи, изложения, фиксации результатов) наклассической фазе развития науки составляли: фундаментализм, финализм, имперсональность,абсолютизм, наивный реализм, субстанциальность, динамизм, сумматизм, эссенциализм, аналитизм,механицизм, кумулятизм. Некласси́ческая нау́ка — концепция в советской и российской школе философии науки, введённая В. С. Стёпиным, выделяющая особый тип науки эпохи кризиса классической рациональности (конец ХIХ — 60-е годы XX в.). Неклассическая наука включает в себя ряд следующих концепций: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта. В конце ХIХ — начале XX в. последовал ряд открытий, которые не вписывались в существовавшую научную картину мира. Были получены новые экспериментальные данные, которые привели к созданию революционных научных теорий такими учёными, как М. Планк, Э. Резерфорд, Нильс Бор, Луи де Бройль, В. Паули, Э. Шредингер, В. Гейзенберг, А. Эйнштейн, П. Дирак, А. А. Фридман и др. "Переход от классической науки к неклассической [] заключался во вхождении субъекта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента. Изменилось понимание предмета науки: им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый её срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов её освоения субъектом." Установление относительности объекта к научно-исследовательской деятельности привело к тому, что наука стала изучать не неизменные вещи, а вещи в конкретных условиях их существования. Поскольку исследователь фиксирует только конкретные результаты взаимодействия изучаемого объекта с прибором, возникает некоторый «разброс» в конечных результатах исследования. Из этого вытекает правомерность и равноправность различных видов научного описания объекта в различных условиях, создания его теоретических конструктов. Если в классической науке картина мира должна быть картиной изучаемого объекта самого по себе, то неклассический научный способ описания с необходимостью включает в себя, помимо изучаемых объектов, используемые для их изучения приборы, а также сам акт измерения. В соответствии с этим подходом Вселенная рассматривается как сеть взаимосвязанных событий, подчёркивая активную роль и вовлечённость субъекта познания в сам процесс получения знаний. Любое свойство того или иного участка этой сети не имеет абсолютного характера, а зависит от свойств остальных участков сети. Наука этого периода столкнулась с миром сложных саморегулирующихся систем и начала осваивать его. Картины мира различных наук в это время пока ещё отделены друг от друга, но они все совместно формируют общенаучную картину мира, отсутствовавшую как единое целое в классической науке. Эта картина перестаёт считаться вечной и неизменной истиной и осознаётся как последовательно развиваемое и уточняемое относительно верное знание о мире. В неклассической науке наметилась тенденция на сближение естественных и гуманитарных направлений, что стало характерной чертой следующего —постнеклассического — этапа развития науки.
23. Специфика социально-гуманитарных наук: современный взгляд. - 24. Специфика познания социальных систем. Особенности социального познания: · субъект и объект познания совпадают; · получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания; · социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание; · сложность объекта познания – общества; · установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей; · ограниченность применения эксперимента как метода познания. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании: · рассмотрение социальной действительности в развитии; · изучение общественных явлений в многообразных связях; выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох. Вместе с тем указанная специфика во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания: онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую). Указывая на сложность социального познания и его объекта, например, такие последователи И. Канта, как В. Виндельбанд и Г. Риккерт, утверждали, что никаких объективных законов в обществе нет и не может быть, ибо здесь все явления носят индивидуальный, неповторимый характер, а, следовательно, в обществе нет и объективных законов, которые фиксируют лишь устойчивые, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Последователи неокантианцев пошли еще дальше и объявили, что само то общество существует лишь как наше представление о нем, как «мир понятий»», а не как объективная реальность. Представители этой точки зрения по существу отождествляют объект и результаты социального познания. На самом деле человеческое общество (как и сам человек) имеет объективную, прежде всего природную, основу. Оно возникает и развивается тоже объективно, то есть независимо от того, кто и как его познает, независимо от конкретного субъекта познания. В противном случае в истории вообще не было бы какой-либо общей линии развития.
|