Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Переваги та недоліки організаційних структур управлінняДата добавления: 2015-04-19; просмотров: 526
Традиционно под СН принято понимать науку «высокого» (XI-XII1 вв.) и «позднего» (XIV и иногда XV в.) Средневековья. В некоторых исследованиях, однако, существует тенденция рассматривать СН как промежуточное звено между античной и новоевропейской формами науки. Решающим аргументом здесь оказывается то, что СН не породила собственных образцов строгой науки, подобных античной математике и новоевропейской экспериментально-математической физике. Пример - радикализм П. Дюгема, относящего дату рождения «современной науки» к знаменитому «Парижскому осуждению» 1277 г., тем самым сводящего самостоятельное значение средневековой науки к второстепенной роли «эмбрионального» бытия классической науки. Между тем само существо классической науки можно в известном смысле редуцировать к СН, представив первую как продолжение и развитие идей второй, явившихся продуктом столкновения античного космоса с христианским универсумом. Теологический догматизм средневекового научного мышления обусловил след характерные особенности средневековой науки: • Понимание знания как интерпретации авторитетных текстов, вследствие чего научное исследование осуществляется в форме комментария, систематизации и классификации, понимаемых как бесконечное уточнение несомненной истины. Эта установка лежит в основании схоластич метода (заключающегося в том, что исследуемый текст посредством анализа разделяется на ряд тезисов, согласно которым формулируются вопросы и возможные их решения. Аргументы, приводимые для опровержения одних и для обоснования других решений, излагаются силлогистически и приводят к окончательному выводу.) • Идеологическая подконтрольность и самоконтроль: выход за рамки ортодоксии был чреват обвинением в ереси не только в теологических изысканиях. Расцвет СН связан с возвращением на христианский Запад античной научно-философской классики, открытием арабской науки, становлением в университетских стенах традиций свободного и критического научного поиска. Из античных научных программ СН восприняла главным образом «физическую» программу Аристотеля и «математическую» Платона, определившие различие в подходах к исследованию объекта в средневековом естествознании и математике (включающей в себя также астрономию). Поскольку аристотелизм в наибольшей степени удовлетворял растущему с XII в. интересу к чувственному миру природы, постольку это различие было не в пользу математики. Если физика исследует истинные причины и первые основания вещей, то математика, не компетентная судить о принципах, изобретает лишь гипотезы для «спасения явлений». Этот взгляд преобладал в Парижском университете (Фома Аквинский, Сигер Брабантский). В Оксфорде же сложилась тенденция к математизации. Фактический основатель - Ричард Гроссетест, предложивший физико-математическое обоснование традиционной метафизики света. Роль основателя экспериментальной науки в равной степени приписывают как Гроссетесту, так и его ученику Роджеру Бэкону, кот. развивал идею необходимости метода, включающего в себя также использование «механических искусств» (в частности, прогнозировал возможность создания телескопа). В XIV в. развитию эмпирической науки способствовала номиналистическая концепция Уильяма Оккама. Значение христианской теологии (по Анкину): Когда происходит переход от антич науки к СН, мы с 1 стороны, имеем ситуацию регресса (напр, Поппер: европейскя наука была близка к уничтожению). В рамках антич науки нет понятия нового знания (Платон: знание есть припоминание. Аристотель: Всякое знание есть определение божественного ума, кот неизменен и бессмертен). Принципиально иная ситуация в христ теологии. Требование создания новых текстов трансформирует антич идею неизменности знания. Новые тексты должны оцениваться с точки зрения их соответствия Священному писанию. Чтобы осуществить подобную оценку, нужны критерии, в кач-ве кот являются догматы, принимаемые на вселенских соборах => создание принципиально новых текстов, кот. Явл истинными + имеются интерсубъективные критерии их истины => знание становится приростающим. Деят христ теологов порождает новую форму культурного иссл-я. В трад общ-ве наследование происходило в рамках родовых отношений. Затем складывается особый соц слой, оторванный от родовых форм трансляции культуры. До 17 в нет понятия объективной реальности. Идея триединства Божьего => идея О-ной реальности ( основная предпосылка - равенство всех ипостасей стирает границы м.у человеческим и божественным). Оккам: субъектное бытие более реально, чем О-ное. Но О-ное бытие, хотя оно и вторично, может порождать нечто, что соответствует S-ному бытию=> первый шаг к объективной реальности.// духовно-постигаемая реальность соотувествует миру, созданному Богом-отцом.
|