Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Національно-визвольні та державотворчі змагання на західноукраїнських землях у 1918-20-х рр. ЗУНР.


Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 693



Закон перехода количественных изменений в качественные в диалектическом материализме, материалистической диалектике, а также ряде близких философских концепций — всеобщий закон развития природы, материального мира, человеческого общества и мышления. Закон сформулирован Ф. Энгельсом в результате интерпретации логики Г. Гегеля и философских работ К. Маркса.
Предметом закона является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество — момент закона развития меры.

Основа закона — взаимосвязь двух свойств — качества и количества.

Для описания, любое явление можно «расщепить» на качественную и количественную определенности[2]. Категория «качество» обозначает такую определённость явления, которая отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть. Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь. Найти количественную определенность вещи — значит сравнить ее с другой, обладающей тем же свойством.

 

Вопрос 24

Закон отрицание

Третий закон диалектики отражает, по Энгельсу, результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму.

Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Т.о., каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием.

Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному.

Пример действия закона отрицания отрицания из математики, приводимый Энгельсом: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени.

Вопрос 25

Парные категории диалектики

Категориями называются наиболее широкие понятия науки.
Категории – отображения объективной реальности; находятся в глубокой связи и образуют систему, вне которой не имеют смысла.
Парные категории – всеобщие, т.е. могут использоваться во всех науках => являются методологией..


1) Общее и единичное, расширенное до всеобщего, общего и единичного.
Всеобщее – присущее всем классам. Общее – то, что присуще классу. Особое – подклассу. Единичное - элементу.
2) Причина и следствие.
Причина – то, что порождает другое. Следствие - то, что другим порождается.
3) Сущность и явление.
Явление – выражение сущности вовне. Сущность – главное, устойчивое, определяющее в вещи.
Сущность скрыта, на поверхности только явление. Явление богаче сущности.
Сущность можно познать с помощью логического познания. Явление явлению, за которым скрывается сущность.
Нам даны явления со скрытой в них сущностью.
4) Необходимость и случайность.
Необходимость - то, что должно быть. Случайность - то, что может быть. Фатализм - абсолютизация необходимости.
5) Форма и содержание.
Содержание - все, что содержится в предметах (содержание содержит и форму). Форма - способ связи, организация этих предметов. Форма не может остановить содержание.
6) Возможность и действительность.
Возможность - неосуществимая действительность. Реальная возможность - осуществление которой не противоречит объективным законам. Абстрактная возможность - возможность, для реализации которой нужно пройти целый ряд этапов. Невозможность (формальная возможность) - возможность, реализация которой противоречит объективной реальности (законам материального мира). Количественная мера возможности - вероятность (степень необходимого возможного). Развитие - превращение возможности в действительность.

Вопрос 26

Сущность философского понимания познания. Ступени и формы в познании человеческого мира

Познание - это процесс приобретения и развития знания, который прежде всего обусловлен общественно-исторической практикой. Основными понятиями для обозначения разных аспектов познавательного процесса является знание и незнание.

Проблема познания является одной из важнейших в философии. Как возможно познание мира? Возможно ли оно? Что есть истина? - те вопросы, которые изначально были продиктованы любовью к знанию (мудрости) и до сих пор образуют существо философской проблематики. Эти вопросы философские потому, что заданы в общей форме (т.е. обращены к миру в целом) и являются только обобщенной формулировкой проблем, постоянно встающих перед человеком.

Теорию познания (или гносеологию) в общем виде можно определить как раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, субъекта - к объекту познания, выявляются условия достоверности и истинности знания. Учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» - учение, слово и означает учение о знании, несмотря на то, что сам термин «гносеология» введен в философии сравнительно недавно (шотландским философом Дж.Феррером в 1854 г.), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. В последние десятилетия для обозначения теории познания часто используется принятое в англоязычных странах понятие «эпистемология». Этот термин происходит от греч. «эпистема» («знание», «наука»). В древнегреческой философии данное слово подчеркивало различие знания и конкретных форм и видов. Но каких-то особо глубоких причин для терминологических изменений в отношении понятий «гносеология» и «эпистемология» не существует. Они, прежде всего, отражают тот факт, что больше всего работ по теории познания пишут англоязычные философы. Поэтому можно сказать, что оба указанных термина обозначают примерно одну и ту же область философии.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гетьманат Павла Скоропадського (1918 р.) та «Директорія» як етапи українського державотворення (1918 – 1920 рр.). | Українізація (коренізація) в УРСР: суть політики радянської влади, злет і наслідки.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | <== 13 ==> | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.203 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.203 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7