рос | укр
Головна сторінка
Випадкова сторінка
КАТЕГОРІЇ:
АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія
|
РЕГІДРАТАЦІЙНА ТЕРАПІЯ.
Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 557
Типологизирует культуру на основе ведущих представлений о мире и методах его описания, выделяя идеациональный, чувственный, идеалистический, эклектичный типы.
Основополагающим критерием, положенным в основу типологии культуры у П. Сорокина, является специфика способа восприятия и освоения мира.
аждой мировоззренческой суперсистеме соответствует определенный тип культуры. Существует, по мнению Сорокина, два основных и два промежуточных типа. В культуре происходит чередование основных типов, ориентированных на мироощущение человека:
1). Идеационального - тип культуры, в котором обнаруживается господство рационального способа восприятия; преобладает "истина веры",
2). Чувственного - господство чувственности; преобладает "истина чувств"
3). Промежуточных (переходных, "не чистых") - между этими двумя описанными основными культурными типами, по мнению Сорокина, может быть реализован либо идеалистический, либо эклектичный тип культуры:
а. идеалистического (смешанно-гармоничный), примером которого может служить культура Золотого века Древней Греции или европейский Ренессанс; "человеческими умами будет руководить истина разума".
б. эклектичного (смешанный, негармоничный), примером которого может служить культура первого века нашей эры (христианство и язычество). Сорокин подчеркивает, что в "чистом виде" в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда не реализуются.
Массовая и элитарная культура
Достаточно широко известны субкультуры, которые выделяются по признакам творческого вклада их носителей в развитие культуры, а также по развитости и сложности создаваемых и потребляемых культурных ценностей. Понятно, что способностями к интенсивному творчеству в любой сфере культуры, в любой деятельности, одарены далеко не все люди. Ещё меньшему количеству удаётся реализовать такие способности и таланты. Соответственно и ощущать потребность в освоении так называемой высокой или классической культуры, прежде всего искусства, а также науки, юриспруденции, профессиональной политики, религии, философии дано тоже далеко не самой большой части любого общества. Исследование, проведённое во Франции в 1960-е годы, показало, что среди посетителей музеев 1 процент составляли сельскохозяйственные рабочие, 4 процента рабочие промышленности, 5 процентов ремесленники и торговцы, остальное — служащие с высоким образованием и представители более высоких социальных классов. В современной России (как, впрочем, и в бывшем СССР) ситуация примерно такова же. Достаточно вспомнить, какой процент населения (в том числе и среди студентов не художественных вузов) постоянно посещает концерты симфонической и камерной музыки, художественные выставки, театры, читает классическую литературу, занимается научными исследованиями и разработками. Принято называть носителей высокого творческого потенциала, лидеров, крупнейших специалистов в каком-то деле, активных собственников и политиков элитой общества, а остальных людей, главным образом потребляющих культуру, но не создающих её, — массой. Элита имеет высокие нравственные и эстетические стандарты, она — основной «мотор» общественного прогресса. Именно элита способна осуществлять нетривиальные подходы к проблемам, критично относиться к устоявшимся нормам и стандартам, предлагать новые. Главным вкладом элиты в культуру, в жизнь общества является в конечном счёте, как пишет А. Флиер, организация и упорядочение жизни. Отсюда представление о культурах (по сути, субкультурах) массовой и элитарной. Важно отметить: критерием различения выступает не количественное соотношение названных общественных групп, а их участие в культурной жизни, характер предпочтений в культуре, в образе жизни и поведении. Численность массы и элиты — всего лишь следствие сущностных особенностей этих групп.
<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |