Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Zentralblatt Mathemetik — наукова бібліографічна база даних з математики — біля 1, 8 млн. анотацій з 2300 журналів та серійних видань


Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 521



Культура XIX века занимает особое место в истории Западной Европы. И это связано с изменением самого существования европейской цивилизации. Три новых фактора обусловили развитие Европы, начиная с XIX века: экспериментальная наука, индустриализация и процессы демократизации.

Впервые в истории наука стала определяющим фактором общественного и экономического развития. Именно с XIX века началась характерная для Западной Европы тенденция отождествления научного и экономического прогресса с прогрессом культурным.

XIX век предложил новый общественный идеал: общество ассоциируется с фабрикой, во главе которой стоят ученые. Механизация производства привела к индустриальной цивилизации, для которой характерны массовость производства, процесс урбанизации, погоня за техническими новшествами. Воплощением новой эпохи стала Машина. Современники называли XIX век «веком железных дорог», «эпохой пара», «эпохой стали», «веком электричества». И действительно, изобретения этого века буквально «обрушились» на человека, подобно лавине: паровоз, пароход, автомобиль, телефон, телеграф, трамвай, метро, паровое отопление, водопровод и канализация, газовое и электрическое освещение. Согласно исследованиям П.Сорокина, в XIX в. было совершено 8527 открытий и изобретений – больше, чем за всю предыдущую историю. Все это изменило привычный мир европейца.

Но изменения касались не только обыденной жизни человека. Научные открытия меняли на глазах привычную картину мира: ньютоновское мироустройство, такое понятное, очевидное, так легко доказываемое опытом, оказалось только внешней оболочкой этого мира. Научные открытия и гипотезы свидетельствовали о глубине и сложности мироустройства, а главное - о «неочевидности» научной истины. Д.Менделеев создал периодическую таблицу, М.Фарадей и Дж.Максвелл разработали электромагнитную теорию, П.Кюри и А.А.Беккерель – теорию радиоактивности, Э.Резерфорд и Н.Бор изучали строение атома; Г.Мендель и Т.Морган создали теорию генетики, Л.Пастер и Р.Кох заложили основы бактериологии. И настоящим «ударом» для общественности стали эволюционная теория Ч.Дарвина и теория относительности А.Эйнштейна. К этим открытиям уже нельзя было относиться как к исключительно научным: они предлагали новое мировоззрение, меняли привычную картину мира.

Фактически, человек оказался в центре противоречия: мир видимый и мир, о котором говорит наука, – не одно и то же. Одной из основных черт новой эпохи стало формирование релятивистского типа мышления.

Другим следствием «научной революции» XIX века стало своеобразное ощущение человека, заключающееся в том, что новые знания и открытия не делают мир более понятным, и уж тем более не проясняют смысл человеческой жизни.

Параллельно этому научному парадоксу происходил процесс «расколдования мира» - процесс потери человеком религиозных верований. После открытия Ч.Дарвина, объясняющего происхождение человека не от Бога, а от приматов, философская мысль эпохи бросала вызов обществу и доказывала, что Бог сам порожден человеком, его страхом и слабостью (З.Фрейд).

XIX век начал заниматься изучением и критикой Библии и церкви, а К.Маркс назвал религию «вздохом угнетенной твари». Постепенно буржуазное общество начинало воспринимать религию как символ цивилизованности, условие его стабильности, а веру заменяло соблюдением обрядов. Светское общество отделило церковь от государства, ввело гражданскую регистрацию рождений и браков, запретило иезуитские школы…

На смену религиозной пришла новая система ценностей: польза, достаток, комфорт, лояльность, рассудочность, безопасность. Все это стало основой буржуазной морали, к которой присоединились принцип равенства всех перед законом и вера в технический прогресс.

Характерными чертами мировоззрения новой эпохи можно назвать также:

- социальный оптимизм, связанный с успехами науки и техники;

- позитивизм, берущий начало в философии О.Конта, и ставший универсальным принципом нового научного миропонимания, отвергающим все неведомое, загадочное и сверхчувственное;

- космополитизм, т.к. в XIX в. европейская культура перестала быть замкнутой (во многих странах мира был установлен парламентский строй, созданы политические партии, а США стали равным партнером и даже конкурентом); особенно ярко космополитизм проявился в конце XIX века и выразился в увлечении культурами различных регионов и стран (Африка, Восток, Россия и др.), а также в традиции проведения международных выставок;

- политизированность, которая стала неотъемлемой чертой человека XIX, а тем более XX века; каждый отныне чувствовал себя причастным к происходящим событиям, чему способствовала журналистика, рождение радио и других средств массовой информации.

Новым стало и понимание природы: утилитаризм определил отношение к природе как к источнику энергии, природных богатств и грандиозной мастерской. «Природа не храм, а мастерская», - эти слова Тургеневского персонажа надолго определили отношение европейца к окружающему миру.

В результате столь значительных сдвигов в миропонимании европеец оказался в трагической ситуации одиночества и непонимания себя: он теперь не образ и не подобие Бога, не творец и не «мера всех вещей», а «набор химических элементов», «животное, находящееся в близком родстве с обезьяной», безвольный заложник подсознания или «хомо фабер» («человек производящий»). Сущность человека, его душа, предназначение и смысл существования - эти вопросы остались нерешенными. Впервые в европейской культуре технический прогресс опередил гуманитарное осмысление человеческого бытия, и это стало самой большой проблемой культуры XIX-XX веков (а подчас, и угрозой самому существованию человека, доказательством чего стала I Мировая война).

Именно нерешенность «вечных» вопросов бытия породила такое «многоголосие» в философии и искусстве рубежа XIX-XX веков. Лишь одно качество объединяет такие разные идеи новой эпохи, как критический реализм и имморализм, декаданс и интуитивизм, философию Ницше и взгляды Фрейда. Если прошлые культурные эпохи носили утвердительный характер, т.е. предлагали и отстаивали новую модель бытия (будь то полисный демократизм античности, христианский аскетизм средневековья, возрожденческий титанизм, рационализм Просвещения или романтический сентиментализм), то культура рубежа XIX-XX веков стала культурой отрицания, культурой сомнений и разочарования. Неприятие существующих форм осознания человека впервые не породило новой, общепризнанной концепции его существования. Именно отсутствие новой концепции делает рубеж XIX-XX веков эпохой кризиса европейской культуры.

В этом же – причина философских поисков, метаний и трагического мировосприятия, характерного для европейской культуры Новейшего времени.

Характерные черты искусства:

1. Зарождение массовой культуры.

Во второй половине XIX в. в Западной Европе произошло утверждение буржуазной демократии, начали проявляться первые черты формирующегося массового сознания.

Социальные и гуманитарные науки вынуждены были учитывать фактор массовости. Ведущее место заняла литература, развивалось издательское дело, появилась масса новых журналов с невиданными ранее тиражами.

Наметилось разграничение функций в творческой деятельности: помимо художников, возник особый корпус посредников - издателей, торговцев художественными произведениями, антрепренеров и т.д. Главной пружиной распространения произведений искусства стал коммерческий интерес. Предприниматель старался угождать любым вкусам, поэтому поощрялось создание низкопробной и псевдохудожественной продукции. Именно в XIX в. зародилась массовая культура со всеми ее противоречиями и пороками.

2. Появление технократических видов искусства.

Научные и технические открытия породили новые виды искусства, не мыслимые в предыдущие времена, такие как фотография и кино. Эти виды искусства соединили в себе техницизм и ориентацию на массовое потребление, т.к. не требуют подготовленного или образованного зрителя. Одновременно, появление фотографии вызвало настоящий кризис в живописи, т.к. художник отныне не мог соперничать с объективом фотокамеры в правдивости изображения, и это стало одной из причин того, что художники стали искать собственную манеру письма.

3. Влияние урбанизации.

Рост городов привел не только к социальным изменениям, но и к появлению новой темы в европейском искусстве. Тема города стала одной из основных в искусстве художников-импрессионистов. Для поэтов-символистов город был воплощением хаоса жизни, затерянности и одиночества человека (творчество Ш.Бодлера). Противоположный смысл приобрел город в искусстве авангарда (для футуристов город - символ прогресса, энергии, скорости).

4. Протест против буржуазной морали.

Обличение буржуазной морали, прагматизма, бездуховности нового евопейского образа жизни стало одной из главных тем в искусстве XIX века. В 40-е годы в европейской культуре утвердился как художественный метод критический реализм, показывающий социальные противоречия в обществе, духовный мир человека и его борьбу за самоутверждение (французские писатели О.де Бальзак, Г.де Мопассан, Г.Флобер, Э.Золя; Ч.Диккенс, Д.Голсуорси в Англии; Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой в России). Среди художников-реалистов О.Домье, Г.Курбе, Ж.-Ф.Милле.

На основе реализма и романтизма, формировались новые художественно-эстетические теории. Преемником некоторых романтических традиций стало возникшее в Англии в 1842 г. «Братство прерафаэлитов» - общество поэтов и художников: поэт и живописец Д. П. Россети (1828-1882), поэтесса К. Россети (1830-1879), живописцы Дж. Э. Миллес (1842-1896) и Э. Берн-Джоне (1821-1878), художник, дизайнер, писатель У. Моррис (1834-1896). Неприятие современной цивилизации сочеталось у прерафаэлитов с идеализацией Средневековья и Раннего Возрождения, требованиями эстетизации жизни. Идеи прерафаэлитов во многом повлияли на развитие символизма и стиля модерн в изобразительном и декоративном искусстве.

5. Декаданс.

Ненависть к буржуазному миру, анархическое бунтарство, тоска по гармонии характерны для творчества Ш.Бодлера (1821-1867). Он разочаровался в идеях гуманизма и выражал настроения подавленности, мятежного богоотступничества, вызова общественной морали. Бодлер описывал ощущения упадка буржуазной цивилизации и воспевал красоту увядания. Единственное спасение в «эпоху печали» - это искусство, которое живет совершенно по другим законам: оно приветствует все странное, мистическое и даже безобразное.

С конца 50-х годов XIX в. западноевропейское искусство вступило в эпоху декаданса (от франц. – упадок). Это явление стало отражением кризиса в духовной культуре, пессимизма и разочарованности, социальной апатии. Творцами декаданса являются Ш.Бодлер, П.Верлен(1844-1896), А.Рембо (1854-1891), А.Жид, О.Уайльд, поэты-символисты, художник О.Бердслей, философ Ф.Ницше (1844 – 1900). Даже названия их произведений отражают «зачарованность» злом: сборники «Цветы зла» у Ш.Бодлера, «Сквозь ад» у А.Рембо, «Иродиада» у С.Малларме (1842-1898), «По ту сторону добра и зла» у Ф.Ницше.

Характерными чертами декаданса являются:

- разрыв этического и эстетического: культ красоты, эстетизация безобразного;

- имморализм: признание художника вне морали, воспевание греха и порока;

- признание непреодолимости зла;

- рафинированность и болезненность искусства;

- оппозиция «мещанской морали»;

- обращение к иррациональному;

- одновременное отвращение к жизни и утонченность наслаждения ею.

6. Влияние позитивизма.

Позитивизм лишил человека сферы идеального, сферы человеческих ценностей. В искусстве позитивизм повлиял на возникновение натурализма и импрессионизма.

Натурализм (от лат.–природный, естественный) стремился к «объективному», бесстрастному воспроизведению реальности и исходил из идеи полной предопределенности судьбы человека социальной средой и наследственностью (французские писатели Э.Золя, братья Э.и Ж.Гонкур, немецкие – А.Хольц, К.Гауптман).

Влияние позитивизма можно проследить и в области художественной культуры. Установку на опыт, экспериментаторство сделал своей целью импрессионизм. Импрессионизм (от франц. – впечатление) – течение в живописи, объявляющее своей целью новое видение мира путем непосредственной передачи света, цвета, динамики изменений (художники К. Моне (1840-1926), К. Писсарро (1830-1903), Э.Дега (1834-1917), О. Ренуар (1841-1919), скульптор О.Роден (1840-1917)).

Характерными чертами импрессионизма можно назвать:

- отсутствие идеологии и социальной тематики;

- отсутствие идеала красоты;

- нарушение законов классической живописи (отсутствие композиции, фрагментарность, срезы фигур, разложение сложных тонов на чистые цвета, своеобразная манера наложения краски);

- стремление к объективности;

- «открытие» городского пейзажа;

- интерес к «обывательской» жизни (развлечения в парках, катания на лодках, эпизоды в театрах, на танцплощадках, в ресторанах);

Влияние импрессионизма прослеживается в творчестве многих писателей, художников, композиторов, представляющих различные творческие методы, в частности, австрийского поэта Р. М. Рильке (1875-1926), французских композиторов М. Равеля (1875-1937), К. Дебюсси (1862-1918) и др.

Метод импрессионистов не ставил целью постижение сути человека или действительности, и поэтому его можно рассматривать как одно из проявлений кризиса гуманистической культуры. Одновременно импрессионисты открыли начало новой эпохи – эпохи поиска новых взглядов и методов художественного творчества.

7. Возникновение «Философии жизни».

Рубеж XIX – XX веков демонстрирует попытку создания глобальных философских концепций, которые желали противопоставить позитивизму некие мировоззренческие основы. «Жизнь» как нечто целое была выбрана в качестве исходного понятия для новой философии. Она могла толковаться как биолого-натуралистическое понятие (Ф.Ницше), как космическое (А.Бергсон) или культурно-историческое (О.Шпенглер). В любом случае, понятие «жизнь» трактовалось как постигаемая органическая целостность и творческая динамика.

Отражением подобных взглядов в искусстве можно назвать живопись постимпрессионистов (А.Тулуз-Лотрек (1864 – 1901), П.Сезанн (1839 – 1906), П.Гоген (1848 – 1903), В. Ван Гог (1853 – 1890)). Художники эти не были объединены ни общей программой, ни общим методом живописи, но всем им свойственны:

- поиски начал бытия;

- поиски материальных и духовных основ мировоззрения;

- смелость творческого метода;

- драматическая напряженность, тревожный, экспрессивный характер произведений;

- поиск устойчивых структурных закономерностей мироздания, лишенных незначительного;

- гармоническая уравновешенность природы;

- синтетические обобщения цвета и линии;

- появление асоциальных персонажей (пьяницы, бродяги, проститутки).

8. Противостояние технократизму.

Развитие машинного производства, которое стало важнейшим условием существования европейской цивилизации и которое стало ассоциироваться с прогрессом, вызвало одновременно волну размышлений и критики со стороны философов и художников. Наиболее известный труд на эту тему - произведение немецкого философа О.Шпенглера (1880-1936) с весьма симптоматичным названием «Закат Европы (очерки морфологии мировой истории)». От Шпенглера ведется отсчет развития пессимистического взгляда на будущее западной культуры. В его работе обосновывается тезис об умирании западноевропейской цивилизации как результате победы техники над духовностью.

Трагедия человека, становящегося придатком к машине, впервые была осознана на рубеже веков: человек – творец культуры – измерен средней производительностью труда. Наступление культуры без индивидуальности, культуры без души стало страшным предчувствием, пронизывающим мировоззрение эпохи. «Машины, техника, та власть, которую она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фанатизм, направляют жизнь человеческую к фикциям, которые производят впечатление нереальных реальностей. Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения», - писал русский философ Н.Бердяев.

«Негуманный человек», «неестественная природа», «нехристианская культура» - так определил немецкий теолог Р.Гвардини суть изменений, произошедших в культуре к началу XX века.

Безусловно, художники и поэты, тонко чувствующие происходящие изменения, пытались противопоставить машинной бездуховности новый стиль. Одним из главных направлений, в котором ярко проявилось стремление к творческому, уникальному, естественному, стал стиль модерн (от франц. – новейший, современный).

Наиболее полно он воплотился в области архитектуры, изобразительного и декоративного искусства, полиграфическом искусстве. Представители модерна использовали новые технико-конструктивные средства (металл, стекло, железобетонные конструкции) для создания подчеркнуто индивидуализированных, необычных произведений, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованные растительные мотивы, обращение к старинным техникам (фреска, мозаика, витраж). Архитекторы: Х. ван де Вельде в Бельгии, Й.Ольбрих в Австрии, А.Гауди в Испании, Ф.О.Шехтель в России. Черты модерна проявляются в творчестве художников: Г.Моро, Г.Климт, А.Муха, О.Бердслей, М.А.Врубель.

Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием разнообразных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства.

Поскольку практика значительно расходилась с провозглашенными революцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период, критически осмысливало действительность, поэтому для художественной культуры XIX столетия характерен критицизм.

Особенностью развития культуры и искусства XIX в. является разнообразие художественных направлений и стилей, которые отражали сложность новой эпохи.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дистантне інтернет-обслуговування в контексті розвитку національного інформаційного простору в умовах глобалізації | Основи еволюційного вчення
1 | <== 2 ==> |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.207 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.207 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7