Студопедия — Семья индусского права
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Семья индусского права






Индусское право является самой древней правовой системой, прошедшей более чем четырехтысячный путь исторического развития и сохранившей свое действие в ограниченных пределах по настоящее время. Подобно мусульманскому праву, индусское право это не национальное право какой либо одной страны, а система моральных норм, религиозных верований и обрядов, моральных, философских и иных взглядов относительно праведного образа жизни, который должны вести все члены общин Индии и других стран Юго-Восточной Азии, исповедующих индуизм.

Историческими источниками индусской системы права выступают сборники религиозных песен, молитв, гимнов, созданных во втором тысячелетии до нашей эры. Впоследствии нормы индусского права были закреплены в различных письменных источниках (шастрах). Примером таких источником могут служить «Законах Ману», законы Яджнавалкья, законы Нарады и др. (примерно II—I вв. до н.э.).

Согласно индуистской идеологии поведение людей определяется мя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствие Соответственно имеются и три вида шастр: дхарама учит людей д родетельному, угодному богу поведению; артха — искусству упр лять и быть богатым; кама — науке получать удовольствие.

Согласно дхармашастре всемирный естественный порядок ус новлен богами, которые являются и его хранителями. От каждого человека требуется лишь надлежащее исполнение своих обязанн стей, что обеспечивает поддержание естественного порядка и ми на Земле. При этом круг обязанностей, возложенных на человека, зависит от его принадлежности к определенной социальной группе — касте.

Индуизм выделяет четыре касты: брахманов (священнослужителей, праведных людей, наделенных божественной природой), кшатриев (воинов и правителей), вайшиев (земледельцев и ремесленников) и шудр (слуг). Кроме того, определенные слои населения признавались изгоями общества — неприкасаемыми, предназначенными для выполнения самых тяжелых и непрестижных работ. Переход из одной касты в другую при жизни человека был невозможен. Это могло произойти лишь после смерти человека, когда за праведную жизнь его душа перемещалась в тело ребенка родителей, принадлежащих к более высокой касте, чем каста, к которой принадлежал умерший человек.

Круг обязанностей, которые должен добросовестно нести человек, был достаточно широким и разнообразным. Так, в Бхагават-гите Кришна перечисляет качества, которыми должны обладать члены каждой касты. От брахманов требуется наличие таких качеств, как спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность. Кшатрии должны быть бесстрашными, решительными, находчивыми, отважными в бою, благородными и умелыми руководителями. Земледелие, защита коров и торговля — естественная работа для вайшей. Физический труд и служение другим — предназначение шудр. Лица, которые не исполняют своих обязанностей, являются завистливыми, злонравными, занимаются чуждыми им делами, не могут приближаться к богу и, многократно рождаясь, их душа опускается все ниже и ниже, пока не получает тела животного типа кошки, собаки или свиньи.

Чтобы сделать положения, принципы дхармашастр доступными для понимания широкими слоями населения, они комментируются в спеи»альных сборниках, которые также признаются источниками права. Выбор дхармашастры и сборника ее комментариев, которые надлежит исполнять, осуществляют сами жители той или иной местности, члены общины. Более того, им разрешается пользоваться и местными обычаями и даже использовать обычаи, противоречащие дхарме. Например, по законам Ману человек должен воздерживаться от исполнения правила поведения, установленного дхармашаст-рами, если это правило не воспринимается обществом. Каждая каста, община имеет свои собственные обычаи, с помощью которых она успешно разрешает все споры и конфликты на собрании членов касты. Наиболее строгим наказанием признается изгнание из общины.

Индусское право не знает характерных для европейского права источников права в форме законов или судебных прецедентов. Правители могут принимать нормативные акты, но этот вид деятельности не регулируется дхармашастрой, поскольку входит в сферу управления, регулируемую артхашастрой. Как и в мусульманском праве, дхарма обязывает население повиноваться приказам правителей, ибо ответственность за несправедливые нормативные предписания несут не простые люди, а издавшие такие предписания правители. Но судья, применяющий несправедливый закон, не должен ему слепо следовать и должен изыскать способ вынесения справедливого решения.

В настоящее время индусское право сохраняет свое действие для значительной части населения Индии, других стран, живущих общинным строем. Это право определяет личный статус человека, регулирует отношения собственности, наследования, пользования имуществом, находящимся в общей семейной собственности. Частично индусское право сохраняется в отношениях, связанных с деятельностью семейных предприятий, без применения наемного труда посторонних лиц, поскольку в данном случае считается, что эти отношения вытекают из личного статуса членов предприятия и не требуют применения норм торгового права.

Одновременно с действием индусского права в Индии действуют кодексы, принятые еще в период правления Великобритании и соответствующие нормам и принципам общего права. Это Гражданский процессуальный кодекс, Закон о договорах, Закон о ценных бумагах, Закон о доверительной собственности и др.

В настоящее время в Индии также ведутся интенсивные работы по созданию национальной правовой системы Индии, распространяющей свое действие на всех граждан страны, независимо от их религиозной принадлежности. Однако в порядке исключения допускаются отдельные изъятия из сферы действия законов с учетом принадлежности граждан к той или иной конфессии. Например, закон Индии о наследовании не действует в отношении буддистов, мусульман. Им разрешается принимать соответственно нормы индусского и мусульманского права.

В числе наиболее важных законодательных актов, принятых после приобретения Индией независимости, можно назвать Конституцию Индии, Закон о браке 1955 г., Закон о несовершеннолетних и опеке (1953 г.), Закон о наследовании (1956 г.), Закон об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи (1956 г.). Законами штатов Индии была проведена земельная реформа, направленная на ограничение размеров крупных землевладений. Конституцией Индии предусматривается подготовка и принятие Гражданского кодекса страны.

Правом принимать законы наделены и представительные органы штатов Индии. При этом компетенция Союза и штатов в Конституции Индии закреплена следующим образом: имеется достаточно объемный перечень вопросов, отнесенных к компетенции Союза (им посвящены 97 статей Конституции), затем дается исчерпывающий перечень вопросов, отнесенных к компетенции штатов (66 статей) и, наконец, закрепляется круг вопросов, отнесенных к совместной компетенции Союза и штатов (44 статьи). Конституционный контроль за соответствием законов Конституции Индии возложен на Верховный суд, который одновременно правомочен рассматривать и жалобы на решения судов страны.

В стране источником права признается и судебный прецедент. Статья 141 Конституции Индии обязывает все судебные органы следовать прецедентам, созданным Верховным судом. Однако судебные прецеденты действуют и на уровне судов отдельных штатов. Попытка отметить судебный прецедент как источник права не завершилась позитивным решением. Специально созданная юридическая комиссия в 1955 г. сочла невозможным проведение подобной меры в связи с тем, что прецедентное право прочно укоренилось в психологии и сознании юристов.

Благодаря принятым законам Индии удалось провести коренные реформы в области семейного, наследственного права, опеки, регу лиро] шии имущественных отношений между супругами и других сферах. Однако принятые законы сельским населением не исполняются, которое продолжает жить по принципам и нормам индусского права, по обычаям и традициям своих предков. И здесь государству предстоит большая воспитательная работа с населением, с убеждением его в необходимости организации жизни по действующим законам.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 709. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия