Студопедия — Критика религии. Критику религии Фейербах считал важнейшим делом своей жизни
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Критика религии. Критику религии Фейербах считал важнейшим делом своей жизни






Критику религии Фейербах считал важнейшим делом своей жизни. Его антропологическое понимание сущности религии представляет собой дальнейшее развитие и углубле­ние буржуазного атеизма. Уже материалисты XVII— XVIII вв. доказывали, что религиозное чувство порож­дается страхом перед стихийными силами природы. Со­глашаясь с этим положением, Фейербах, однако, идет дальше: не только страх, но и все трудности, страда­ния, а также стремления, надежды, идеалы человека получают свое отражение в религии. Бог, говорит Фей­ербах, рождается исключительно в человеческих страданиях. Только у человека заимствует бог все свои определения: бог есть то, чем человек хочет быть. Именно поэтому религия, обладает реальным жизненным содер­жанием, а не является просто бессмыслицей.

Фейербах связывает возникновение религии с той ранней ступенью человеческой истории, когда у челове­ка еще не могло быть правильного представления об окружающих его явлениях природы, обо всем том, от чего непосредственно зависело его существование. Ре­лигиозное поклонение явлениям природы («естествен­ная религия»), так же как и религиозный культ чело­века в новое время («духовная религия»), показывает, что человек обожествляет все то, от чего он зависит реально или хотя бы только в воображении. Но религия не прирождена человеку, иначе пришлось бы допустить, что он появляется на свет с органом суеверия.

Правда, животные в еще большей степени, чем люди, зависят от окружающей среды. Но у них нет духов­ной жизни, мышления, воображения. Существование же религии предполагает способность к абстрактному мышлению, хотя содержание свое религия черпает главным образом из человеческих чувств, эмоций. Сущ­ность религии, говорит в этой связи Фейербах, — чело­веческое сердце; последнее тем и отличается от трез­вого и холодного рассудка, что оно стремится верить, любить. Но сущность религии не может быть сведена к какой-либо отдельной способности человека: в рели­гии превратным образом выражен весь человек — вот основное положение антропологического атеизма. «Че­ловек, — говорит Фейербах, — верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что он имеет представление о блаженстве, но и потому, что он сам хочет быть блаженным; он верит в совер­шенное существо потому, что он сам хочет быть совер­шенным; он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умереть» (Л. Фейербах. Избранные философские произведения в двух томах, т. II. М., 1955, стр. 713).

Таковы основные принципы фейербаховского антро­пологического объяснения религии, принципы, которые он применяет к отдельным христианским догматам. Так, тайна божественной троицы, согласно Фейербаху, есть тайна обычной человеческой семейной жизни; религиозное представление о божественном промысле есть мистическое представление человека о своем отли­чии от животных и природы вообще и т. д. Однако сущ­ность человека Фейербах понимает абстрактно, антро­пологически. Сущность человека, говорит он, есть ра-3VM, воля, сердце, т. е. речь идет об одинаковой на всем протяжении истории неизменной природе инди­вида. Следствием этого ограниченного, метафизическо­го и натуралистического представления о человеке яв­ляется неисторическое понимание религии, несмотря на то что Фейербах пытается проследить ее историческое развитие и исторические формы. Главное, что остается вне поля зрения - немецкого мыслителя, — отражение в религии антагонистических противоречий классового общества, порабощение человека стихийными силами общественного развития.

Неисторическое понимание человеческой жизни ме­шает Фейербаху до конца понять исторически прехо­дящий характер религии, так же как и действительные пути ее преодоления. Он часто говорит о том, что ре­лигиозно-фантастическое представление о мире неиз­бежно исчезнет, человек отвергнет мистическое пред­ставление о своей сущности, добьется на земле того, что религия обещает ему в мифическом, загробном мире. Но поскольку религия, по мнению Фейербаха, отражает, хотя и в извращенной форме, нечто извечно присущее человеку, постольку религиозное чувство не­преодолимо, и Фейербах провозглашает, что любовь человека к человеку, в особенности же половая любовь, есть религиозное чувство. И поскольку любовь объяв­ляется истинной сущностью религии, атеизм рассмат­ривается как истинная религия, религия без бога. Это крайне расширительное понимание религии — наиболее слабый пункт фейербаховского антропологизма; оно смазывает роль религии как средства духовного пора­бощения масс, ведет к своеобразному оправданию ре­лигиозного чувства, к переоценке исторической роли религии, которая выступает в работах Фейербаха чуть ли не как главная форма духовной жизни людей. Ате­ист Фейербах провозглашает себя, таким образом, реформатором религии.

Если в анализе реального содержания религии Фей­ербах делает шаг вперед по сравнению с французскими материалистами, то в оценке общественной роли религии, в попытке создания новой религии Фейербах стоит ниже своих выдающихся предшественников. Он не по­нял, что научная критика религии не исчерпывается сведением религиозных представлений к их земному содержанию. Важнейшая задача научной критики религии состоит в анализе материальных причин религи­озного удвоения мира.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1414. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия