Студопедия — Разложение буржуазией гегелевской философской школы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Разложение буржуазией гегелевской философской школы






 

Углубление противоречий между буржуазией и господствующими феодальными сословиями нашло свое отражение в разложении геге­левской философской школы. Противоречие между методом и системой в философии Гегеля имело глубокие социально-экономические корни. Не удивительно по­этому, что вскоре после смерти Гегеля выявился кон­фликт между консервативными и радикальными сто­ронниками его философии.

Правые представители гегелевской школы, так на­зываемые старогегельянцы (Габлер, Гинрихс, Гёшель, Дауб), отстаивали гегелевскую консервативную систе­му. Левые представители его школы (Д. Штраус, Б. Бауэр, М. Штирнер и др.), так называемые младо­гегельянцы, отстаивали преимущественно гегелевский диалектический метод.

Младогегельянцы стремились делать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы. Исхо­дя из положения Гегеля о том, что философия в отличие от религии выражает истину в форме понятия, т. е. научно, и образует поэтому высшую форму самосозна­ния абсолютного духа, младогегельянцы выступили с систематической критикой христианского вероучения. В отличие от Гегеля младогегельянцы выдвигали на первый план имеющуюся в философии Гегеля фихтеан­скую идею о всемогуществе самосознания, преобразую­щего действительность. В этом смысле они определяли свое учение как «философию действия». Однако, младо-; гегельянский призыв к действию был обращен не к на­родным массам, которые рассматривались как пассив­ный элемент истории, а к государственной власти.

Начало раскола в гегелевской школе связано с вы­ступлением Д. Штрауса, опубликовавшего книгу «Жизнь Иисуса» (1835—1836). В ней Штраус критиче­ски исследует происхождение евангельских легенд и отвергает догмат об их сверхъестественном первоис­точнике (откровение божье). Однако Штраус не рас­сматривает христианские легенды как простые выдум­ки, возникшие вне связи с исторической необходимо­стью и действительными потребностями общества. Евангельские чудеса представляют собой, с его точки зрения, мифы, бессознательное народное творчество, фольклорные произведения первых христианских об­щин, возникших в условиях глубочайшего кризиса и распада рабовладельческого общества. Эти мифы, пи­сал Штраус, не сознательное и намеренное измышление отдельного лица, а продукт общего сознания, коллективного творчества народа или религиозной общины.

В объяснении религиозного мифотворчества Штраvc исходил из гегелевского понимания исторически раз­вивающейся субстанции, проявляющей себя в виде народного духа. Та или иная форма религиозного созна­ния связана с определенной стадией развития народ­ного духа и, следовательно, объективно обусловлена. Несмотря на то, что Штраус не отрицал исторического существования Иисуса и считал христианство тожде­ственным по своему внутреннему смыслу с высшей фи­лософской истиной, его книга способствовала активиза­ции идейной борьбы в предреволюционной Германии.

Гораздо дальше Штрауса в критике христианской религии пошел Б. Бауэр, который вскоре стал признан­ным лидером младогегельянского движения. В каче­стве исходного пункта Бауэр взял не учение Гегеля о субстанции народного духа, а его учение о самосозна­нии. Самосознание всесильно, утверждал Б. Бауэр, вся история человечества есть проявление его творческой деятельности, а все преграды на пути человечества су­ществуют не сами по себе, а лишь постольку, поскольку самосознание не осознало своей бесконечной мощи. Самосознание создает духовную действительность, со­ответствующую уровню его собственного развития, а затем уничтожает ее, подымаясь на новую, более вы­сокую ступень. Эта фихтеанская идеалистическая кон­цепция применяется Бауэром для критики религии.

В трудах «Критика евангельской истории Иоанна» (1840) и «Критика евангельской истории синоптиков» (1841—1842) Бауэр отрицал историческое существова­ние Христа и рассматривал христианство как истори­чески изжившую себя форму «отчуждения» самосозна­ния. Подобно Штраусу Бауэр полагал, что христианст­во (и религия вообще) есть необходимое порождение Духовного развития человечества. Однако христианские легенды Бауэр считал не бессознательными мифами, а сознательными вымыслами.

Бауэр и его сторонники видели в религии главную угнетающую человека силу. Из религиозного гнета они выводили экономическое и политическое порабощение феодальное право и нравственность. Поэтому младо­гегельянцы все социальные преобразования сводили к религиозной эмансипации, к отделению церкви от го­сударства, к преодолению религиозного сознания, икритике религии и религиозных предрассудков. Младогегельянское движение, которое в 30-х годах играло прогрессивную роль, в первой половине 40-х годов ста­ло постепенно сходить на нет.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 746. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия