Студопедия — Л. Н. Толстой
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Л. Н. Толстой






Лев Николаевич Толстой (1828-1910) не только гениальный художник слова, чьи произведения по праву составляют гордость русского народа и всего прогрессивного человечества, но и выдающийся мыслитель.

Толстой-мыслитель прошел сложный путь идейных исканий, колебаний и сомнений, приведших его от от­влеченных просветительских идей раннего периода к со­зданию в 80-х годах своей оригинальной социально-фи­лософской системы, нашедшей наиболее полное выраже­ние в «Исповеди» (1880—1882), «В чем моя вера?» (1883), «Воскресении» (1889—1899), «Так что же нам делать?» (1882—1886) и других философских, художе­ственных и публицистических произведениях. В 80-х годах Толстой порывает с дворянской средой; он стано­вится выразителем идей и настроений патриархального крестьянства. Если в ранних произведениях Толстого находят свое выражение абстрактные идеи прогресса, добра, всеобщего благоденствия и счастья, то в период создания «Войны и мира» (1863—1869) его занимают проблемы общественно-исторического развития, судьбы Родины, вопрос о движущих силах истории, о роли на­родных масс и великих личностей, свободе и необходимости, о моральных факторах. Он остро полемизирует с официальной историографией и субъективистской социальной философией, согласно которой историю делают цари, короли, полководцы. История, утверждает Толстой, имеет своим предметом «изучение движения народов и человечества, а не описание эпизодов из жизни людей» (Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 12. М. – Л., 1933, стр. 339). Гениальность исторической личности, в числе и выдающегося полководца, состоит прежде всего в умении угадывать отправной момент и исход событий а также в искусстве поднимать народ тогда, когда его деятельность должна решить сам исход этих историче­ских событий. Исход войны 1812 г. зависел, по Толсто­му не столько от поведения гениальных полководцев, сколько от морального духа народа, от его самоотвер­женных действий. Высокий моральный дух, величие на­рода проявляются ярче всего «в эпоху неудач и пораже­ний». Толстой высказывает ряд глубоких диалектиче­ских идей о соотношении свободы и необходимости в истории, но в то же время встречаем у него и проник­нутые фатализмом суждения о «законе предопределе­ния», будто бы управляющем историей человечества.

Толстой отвергал субъективно-идеалистическое уче­ние о свободе воли и христианское учение о божествен­ном вмешательстве в судьбы человечества. По его мне­нию, мыслитель или историк призван, «отстранив поня­тие причин, отыскивать законы, общие всем равным и неразрывно связанным между собою бесконечно малым элементам свободы» (Л.Н.Толстой. Полное собрание сочинений, т.12. М.-Л., 1933, стр.339).

Когда Толстой заканчивал роман «Анна Каренина» (1877), в котором осуждается бездушие и фальшь мо­рали господствующих классов, он находился накануне поворота в своих идейных исканиях, в своем мировоз­зрении. Философские воззрения Толстого, начиная с 80-x годов, представляют собой, по определению Ле­нина, конгломерат «пассивизма», анархизма, народни­чества и религии.

Своими бессмертными творениями Толстой оказал могучее и неизгладимое воздействие на развитие пере­довой литературы не только в России, но и во всем ре. Сильным было также и его влияние как мыслителя, выдвинувшего на первый план вопросы социальной философии, страстно ополчившегося против общественного зла, корень которого он усматривал в крупной частной собственности. Толстой протестовал против самодержавия и остатков крепостничества, против помещичье-буржуазного строя, гневно осуждал порабощение и угнетение человека человеком, клеймил официальную церковь, подкупленное царизмом духовенство и светское чиновничество, продажность суда. Его протестующий голос, голос величайшего гуманиста, мощно звучал на протяжении многих десятилетий. Недаром господствующая клика царской России, служители церкви люто ненавидели и боялись могучего слова Толстого, поно­сили и преследовали писателя. Но, несмотря на все происки власть предержащих, Толстой не дрогнул, не отступил от своих идей.

И как бы ни ошибался он в решении острых вопросов современности, он был искренен и честен, оставался демократом, поборником просвещения, обличителем со­циальной несправедливости и общественного зла.

Толстой как писатель и мыслитель крайне сложен и противоречив. Эти противоречия в его творчестве не­случайны. Они были выражением тех противоречивых условий и общественных отношений, которые сложи­лись в России в пореформенный период, в период под­готовки и совершения буржуазно-демократической ре­волюции 1905—1907 гг., отражением поведения в ней крестьянских масс. Осуждая устои эксплуататорского общества, Толстой противопоставлял им труд крестьян, т. е. мелких производителей, живущих на собственной земле и собственным трудом. Но он идеализировал пат­риархальную деревню, мужицкий быт. Он отвергал ре­альные пути освобождения людей от «власти денег», отрицал классовую борьбу и революцию, полагая, что путь к свободной и счастливой жизни лежит через но­вую религию, через нравственное самосовершенствова­ние людей и «непротивление злу насилием», через все­прощение и всеобщую любовь.

В своей знаменитой статье «Лев Толстой, как зеркало русской революции» Ленин писал о противоречия; в воззрениях великого художника: «Противоречия в произведениях, взглядах, учениях, в школе Толстого действительно кричащие. С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны — помещик, юродствующий во Христе... С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; другой стороны, — юродивая проповедь «непротивления злу» насилием. С одной стороны, самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок; — с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религии, стремление поставить на место попов по казенной должности попов по нравственному убеждению, т. е. культивирование самой утонченной и потому особенно омерзительной по­повщины» (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т. 17, стр. 209—210.).

Критикуя догматическое богословие и церковь, на­ходящуюся на службе сильных мира сего, Толстой пы­тался создать «новую религию», религию в «истинном смысле», религию без попов и установленных ритуалов, без церквей и монастырей, доказывая, что такая рели­гия не враждебна науке и что на нее должна опираться философия.

Толстой был объективным идеалистом. Он отрицал личного бога и говорил о «всемирном духе», который управляет нами, о боге, которого отождествлял с лю­бовью, разумом (логосом), добром, законом, благом, со­вестью, сводя тем самым бога к высшим этическим цен­ностям. Эти нравственные принципы и должны быть, по мнению Толстого, положены в основу жизни и деятель­ности людей и призваны привести общество к разумному и справедливому устройству, где не будет вражды, нена­висти, угнетения человека человеком.

Признавая принцип любви к человечеству и принцип смирения, всепрощения и непротивления главными дви­жущими началами, Толстой не видел истинных причин общественного прогресса. Поэтому, когда в России разразилась революция 1905—1907 гг., великий писатель не разобрался в ее характере и движущих силах. Он не понял значения рабочего движения и его роли в борьбе самодержавием, помещиками и буржуазией, не сумел разобраться в научном социализме и его отличии от утопического социализма, хотя и читал произведения Маркса. И в то время, когда шла ожесточенная борьба народа против угнетателей, когда начались вооруженныевосстания и революция, Толстой продолжал развивать теорию «непротивления злу насилием», идею всеобщей любви, нравственного совершенствования личности

В.И.Ленин указывал, что в своих художественных произведениях Толстой поставил много великих вопросов, сумел передать настроение широких крестьянских масс, придавленных господствовавшими в стране реакционными порядками, отразил силу и слабость русской революции. «Толстой, — писал В. И. Ленин, — велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложи­лись у миллионов русского крестьянства ко времени на­ступления буржуазной революции в России. Толстой оригинален, ибо совокупность его взглядов, взятых как целое, выражает как раз особенности нашей революции, как крестьянской буржуазной революции. Противоре­чия во взглядах Толстого, с этой точки зрения, — дей­ствительное зеркало тех противоречивых условий, в ко­торые поставлена была историческая деятельность кре­стьянства в нашей революции... Толстовские идеи, это — зеркало слабости, недостатков нашего крестьянского восстания, отражение мягкотелости патриархальной де­ревни и заскорузлой трусливости «хозяйственного му­жичка»... Толстой отразил накипевшую ненависть, со­зревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого, — и незрелость мечтательности, политической невоспитанности, революционной мягкотелости».(В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 17, стр. 210, 2212). В. И. Ленин, критикуя реакционные стороны мировоз­зрения великого писателя, одновременно учил хранить все положительное, что имеется в его многогранном наследстве, в частности толстовскую критику помещичье-буржуазного государства, церкви, частной собст­венности, капитализма, морали господствующих классов.

Толстой был не только гениальным писателем, но своеобразным теоретиком искусства. Его эстетические идеи составляют важный момент в истории и теории эстетических учений. Воспитанный на лучших традиция русской и мировой литературы, Толстой был противником реакционной теории «чистого искусства» и таких разновидностей, как декаданс, формализм. Он подвергал их беспощадной критике, доказывал, что это

направления чужды народу своей надуманностью, абстрактностью, вычурностью. Разница между наукой и искусством, по определению Толстого, в том, что апеллирует к рассудку, разуму, искусство же, опираясь на арсенал красок, звуков, линий, образов, слов, обращается к сердцу, к чувствам. Такое определение искусства, ограничивающееся сферой чувств, является узким, односторонним и поэтому ошибочным. И сам же своим творчеством постоянно доказывал это, обращаясь в своих художественных произведениях не только к чув­ствам, но и к разуму. Искусство, по Толстому, выражает духовную связь настоящего, прошлого и будущего; оно призвано проповедовать высокие нравственные идеалы, быть доступным народу. Художественное произведение должно быть гармоническим сочетанием формы и со­держания, нравственного и эстетического. Толстой зло высмеял формалистов, декадентов как «художников па­разитного меньшинства» в искусстве, которые заявляли, что их творения не потому отвергают, что они непонятны, а потому, что читатели, зрители, слушатели еще не до­росли до них. Подобными рассуждениями писатель, ху­дожник, доказывал Толстой, «освобождает себя от вся­ких истинных требований всякого искусства, а с другой стороны, подписывает себе смертный приговор, подры­вает в себе главный нерв искусства» (Л.Н.Толстой. Полное собрание сочинений, т.30. М., 1951, стр.266). Сторонник реа­лизма и народности в художественном творчестве, Тол­стой связывал дальнейшее развитие искусства с осуществлением его главного назначения — служением народу, трудящимся, а не кучке «паразитного меньшинства».







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 574. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия