Студопедия — Наука и методология
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Наука и методология






Было бы смешно настаивать на том, что открытия людей древнекаменного века обусловлены инстинктивным использова­нием правильного научного метода. Если бы это было так и если бы полученные результаты были правильны, то почему в таком случае ученые более позднего времени так часто приходят к со­вершенно иным выводам? И, кроме того, как мы видели, «науч­ного метода» просто не существует. Таким образом, если науку ценят за ее достижения, то миф мы должны ценить в сотни раз выше, поскольку его достижения несравненно более значитель­ны. Изобретатели мифа положили начало культуре, в то время как рационалисты и ученые только изменяли ее, причем не все­гда в лучшую сторону.

Столь же легко можно опровергнуть допущение: нет ни од­ной важной научной идеи, которая не была бы откуда-нибудь заимствована. Прекрасным примером может служить коперни-канская революция. Откуда взял свои идеи Коперник? Как он сам признается, у древних авторитетов. Какие же авторитеты влияли на его мышление? Среди других также и Филолай, кото­рый был бестолковым пифагорейцем. Как действовал Коперник, когда пытался ввести идеи Филолая в астрономию своего време­ни? Нарушая наиболее разумные методологические правила.

Там же. С. 516.

Имеется еще одна догма, которую следует рассмотреть, преж­де чем мы вновь обратимся к основной теме. Это убеждение в том, что все люди и все объекты совершенно автоматически под­чиняются законам логики и должны подчиняться этим законам. Если это так, то антропологическая исследовательская работа ока­зывается излишней. «Что истинно в логике, то истинно в психо­логии... в научном методе и в истории науки», — пишет Поппер.

Это догматическое утверждение не является ни ясным, ни истинным (в одной из его распространенных интерпретаций). Для начала согласимся с тем, что такие выражения, как «психоло­гия», «история науки», «антропология», обозначают определенные области фактов и регулярностей (природы, восприятия, челове­ческого мышления, общества). В таком случае данное утвержде­ние не является ясным, поскольку не существует такого един­ственного предмета — логики, — который способен раскрыть логическую структуру указанных областей. Существует Гегель, существует Бауэр, существуют представители формализма. Они


предлагают вовсе не разные интерпретации одного и того же на­бора логических «фактов», а совершенно разные «факты». И дан­ное утверждение не является истинным, поскольку существуют вполне правомерные научные высказывания, которые нарушают даже простые логические правила.

Там же. С. 415-416.

Мысль о том, что наука может и должна развиваться соглас­но фиксированным и универсальным правилам, является и нере­альной, и вредной. Она нереальна, так как исходит из упрощен­ного понимания способностей человека и тех обстоятельств, ко­торые сопровождают или вызывают их развитие. И она вредна, так как попытка придать силу этим правилам должна вызвать рост нашей профессиональной квалификации за счет нашей че­ловечности. Вдобавок эта мысль способна причинить вред самой науке, ибо пренебрегает сложностью физических и исторических условий, влияющих на научное изменение. Она делает нашу на­уку менее гибкой и более динамичной: каждое методологическое правило ассоциировано с некоторыми космологическими допу­щениями, поэтому, используя правило, мы считаем несомнен­ным, что соответствующие допущения правильны. Наивный фаль-сификационизм уверен в том, что законы природы лежат на поверхности, а не скрыты под толщей разнообразных помех. Эмпиризм считает несомненным, что чувственный опыт дает гораздо лучшее отображение мира, нежели чистое мышление. Те, кто уповает на логическую доказательность, не сомневаются в том, что изобретения Разума дают гораздо более значительные результаты, чем необузданная игра наших страстей. Такие предпо­ложения вполне допустимы, даже истинны. Тем не менее иног­да следовало бы проверять их. Попытка подвергнуть их проверке означает, что мы прекращаем пользоваться ассоциированной с ними методологией, начинаем разрабатывать науку иными спо­собами и смотрим, что из этого получается. Анализ конкретных случаев показывает, что такие проверки происходили всегда и что они свидетельствуют против универсальной значимости лю­бых правил. Все методологические предписания имеют свои пре­делы, и единственным «правилом», которое сохраняется, являет­ся правило «все дозволено».

Там же. С. 450—451.

Идея метода, содержащего жесткие, неизменные и абсолют­но обязательные принципы научной деятельности, сталкивается


со значительными трудностями при сопоставлении с результата­ми исторического исследования. При этом выясняется, что не существует правила — сколь бы правдоподобным и эпистемоло-гически обоснованным оно ни казалось, — которое в то или иное время не было бы нарушено. Становится очевидным, что такие нарушения не случайны и не являются результатом недостаточ­ного знания или невнимательности, которых можно было бы избежать. Напротив, мы видим, что они необходимы для про­гресса науки. Действительно, одним из наиболее замечательных достижений недавних дискуссий в области истории и философии науки является осознание того факта, что такие события и дости­жения, как изобретение атомизма в античности, коперниканская революция, развитие современного атомизма (кинетическая тео­рия, теория дисперсии, стереохимия, квантовая теория), посте­пенное построение волновой теории света, оказались возможны­ми лишь потому, что некоторые мыслители либо сознательно решили разорвать путы «очевидных» методологических правил, либо непроизвольно нарушали их.

Еще раз повторяю: такая либеральная практика есть не про­сто факт истории науки — она и разумна, и абсолютно необхо­дима для развития знания. Для любого данного правила, сколь бы «фундаментальным» или «необходимым» для науки оно ни было, всегда найдутся обстоятельства, при которых целесообраз­но не только игнорировать это правило, но даже действовать воп­реки ему.

Там же. С. 153—154.

Фуко Мишель-Поль (1926—1984) — один из наиболее зна­чимых современных философов, представитель французс­кого структурализма и постмодернизма. Наиболее важные философско-культурологические труды Фуко переведены на русский язык. Среди них: «Слова и вещи. Археология гума­нитарных наук» (СПб., 1997), «Мысльизвне» (М., 1996), «Ар­хеология гуманитарных наук» (М., 1966).







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 583. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия