Студопедия — ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА И ПРЕКРАСНОЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА И ПРЕКРАСНОЕ







Исходя из этимологии слова, эстетику следовало бы определить как теорию чувственного восприятия. И, например, Кант как раз и употреблял данный термин исключительно в таком смысле1. Уточне­ние значения этого слова, по-видимому, нелишне, так как сегодня достаточно трудно дать определение эстетики. Речь идет о теории прекрасного? Но современ­ная эстетика интересуется преимуществен­но произведениями, которые безразличны к красоте и даже отдают явное предпочте­ние ужасному и безобразному. Тогда, может быть, речь идет о теории произведе­ния искусства? Но эстетика не может ограничиться только продуктами челове­ческой деятельности, оставляя в стороне проблему природной красоты. Кроме того, само понятие " произведение искусства" далеко не однозначно. В самом деле, сегодня мы выносим чисто эстетическое суждение о многих произведениях, созда­тели которых никогда не замышляли их, собственно говоря, как произведения ис­кусства. Так, во всяком религиозном искусстве выражается в первую очередь вера, а не эстетическое намерение. Когда художник верующий, его замысел не является главным образом художествен­ным: чувства, которые он пытается вы­звать, религиозного порядка, и он стремит­ся не столько сотворить произведение искусства, сколько вызвать ощущение божественного. Таким образом, в той мере, в какой современная эстетика интере­суется тем, что Мальро называл " сакраль­ным искусством", она уделяет внимание произведениям, созданным " художниками,

'См.: Кант И. Критика чистого разума. I. Ч.!.§! // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 128—129.


для которых сама идея искусства не существовала" 2.

Однако, если художник и может быть посредником для сакрального, его посред­ничество не такое, как у священника, — за исключением разве что греков, у которых поэты выступали в роли теологов. Так что даже в религиозном искусстве есть что-то, что роднит его со всяким искусством и за­трагивает наше эстетическое чувство, даже когда религиозный смысл произведения нам безразличен. Поэтому, может быть, стоит вернуться к дефиниции эстетики че­рез чувственность или чувствительность? В таком случае эстетической является чув­ствительность к той стороне вещей, кото­рая позволяет рассматривать их как произ­ведения искусства, даже если они не были задуманы их создателями в качестве тако­вых. Ведь всякая вещь, будь то сакральный или утилитарный предмет, или даже такое стихийное творение природы, как цветок или пейзаж, может рассматриваться как произведение искусства при условии, если в ней проявляется некоторый стиль3. Имен­но стиль более, чем красота, указывает на тот характер произведения, к которому чувствительна современная эстетика, и на вопрос: " Что есть искусство? " мы склонны отвечать: " То, посредством чего форма ста­новится стилем" 4.

Но сказать, что произведение обладает стилем, это, в сущности, просто признать его оригинальность и специфичность. На­звать " стилем" специфичность произведе­ния искусства — значит дать название цент-

2 Malraux A. La Metamorphose des Dieux. Paris, 1957. P. 3.

'Malraux A. Les Voix du Silence. Paris, 1951. P. 17.

4 Ibid. P. 270.


 

 


ральной проблеме эстетики, которая за­ключается как раз в том, чтобы опреде­лить, чем специфично произведение искус­ства.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 532. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия