Студопедия — Философские концепции правопонимания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философские концепции правопонимания






Сторонники философских концепций рассматривают право как выражение разумной идеи или высшей нравственности. Такое понимание права нашло свое наиболее полное выражение в теории естественного права, которое представляет право как обеспечение естественных прав, вытекающих из самой природы человека и общества.

Позитивное право признается сторонниками теории естественного права только в том случае, если оно не противоречит естественному праву,
т. е. общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости. Эта теория пережила не один кризис, но вновь возрождалась.

В теории естественного права выделяются два течения:

- религиозный идеализм;

- светский идеализм.

Сторонники религиозного идеализма авторитет правовых норм обосновывают их божественным происхождением. Эту концепцию приняли стоики, а также теологи христианства святой Августин, Фома Аквинский и др. В более поздние времена (XIX–XX вв.) она поддерживалась католическими течениями.

Учение Фомы Аквинского получило в 1891 г. одобрение и поддержку со стороны Папы римского. В настоящее время это учение известно как «неотомизм». Это новейшая интерпретация религиозного идеализма пытается найти основы права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранить несовершенство человеческого, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, т. е. установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву. Виднейший представитель неотомизма Жак Маритен пытался соединить традиционные для религиозной философии представления о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки. Учение Маритена представляет один из вариантов модернизации социальной теории католицизма применительно к условиям высокоразвитого индустриального общества. В этом учении очень явно проступают «уши клерикализма». Однако заслуживают внимания положения учения Маритена о неисчерпаемости естественных прав человека. «Декларация прав человека никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня морального сознания и от уровня цивилизации в данный период истории»[14] (почти материалистическая формулировка). Несомненный интерес представляет предложенная Маритеном классификация естественных прав человека, разграничивающая:

- фундаментальные права личности: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др.;

- политические права: право граждан устанавливать конституцию и определять форму правления, участвовать в политической жизни, объединяться в политические партии, свобода слово, равенство всех перед законом и судом;

- социальные права: право на труд, объединение в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, на социальное обеспечение и т. п.

Фундаментальные права личности коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа.

Политические права определяются законодательством страны, однако косвенно они зависят от естественного права, т. к. установления государственной власти становятся законом лишь в силу их соответствия естественному праву. Согласно взглядам Маритена реализация этих прав с помощью церкви приведет к установлению христианской демократии, т. е. «по-христиански устроенного светского государства».

Признание социальных прав личности наряду с правом частной собственности позволяет избежать пороков как капитализма, так и социализма – считал Маритен. Он отстаивал идеи третьего пути развития общества.

По мнению сторонников светского идеализма – право является созданием самой человеческой натуры, результатом того, что человек есть мыслящее и разумное существо, сознающее требования и обязанности, связанные с жизнью в обществе. Различные доктрины, примыкающие к светскому идеализму, в свою очередь, делятся на два направления – моральное и разумное.

Согласно концепции, утверждающей, что право основано на морали, авторитет правовой нормы вытекает из идеальной морали, приводящей в движение человеческое существо и побуждающей его действовать соответственно духу справедливости. Существует естественная мораль, свойственная человеческой натуре целиком, которая вытекает из особенного положения человеческого существа во Вселенной, из нерушимого достоинства человека и представляет собой вышестоящее право, которое никто не может преступать.

Вторая подкатегория светской доктрины естественного права – это концепция права, основанного на разуме. Согласно этой концепции естественное право основывается на человеческом разуме, т. е. рациональном и объективном усилии человека, определяющем фундаментальные высшие нормы, которые должны соблюдаться в любой коллективной жизни с тем, чтобы сохранить способность к действиям и свободу каждого индивидуума. Сторонники этой концепции отвергали идею о том, что право основывается непосредственно на морали, поскольку мораль, конечно, является слишком инстинктивной и субъективной.

Таким образом, существует универсальный, рациональный и незыблемый закон, стоящий выше любой отдельной местной нормы, которого должно придерживаться каждое общество. Человеческий разум выявляет постулаты поведения в коллективной жизни, а право является конкретным применением этих постулатов с учетом всех обстоятельств в том или ином обществе.

Доктрина естественного права выдвигалась на передний план всякий раз, когда возникала историческая необходимость перехода от авторитаризма к демократии.

Особое значение института прав и свобод в его естественно-правовой трактовке признано сегодня всеми основными направлениями и школами правовой мысли. А включение в перечень естественных прав социально-экономического характера практически стирает грань между естественно-правовыми и социологическими доктринами. В своем же классическом понимании теория естественного права переживает период стагнации.

В теории естественного права заслуживает внимание:

- утверждение идеи неотъемлемых прав человека и гражданина, обязанности государства признавать эти права и гарантировать их соблюдение;

- положение о том, что законы могут быть безнравственными и должны приводиться в соответствие с общечеловеческими ценностями.

Слабые стороны:

- понимание справедливости может быть неоднозначным. Поэтому такое понимание права принижают его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного;

- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 849. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия