Студопедия — Джива, духовная душа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Джива, духовная душа






мамаивмо джва-локе
джва-бхтах сантанах
манах-ахнндрийи
практи-стхни карати

Живые существа в этом обусловленном мире есть Мои вечные составные частички. Вследствие обусловленной жизни они ведут тяжелую борьбу с шестью чувствами, одно из которых – ум.

Комментарий


В

этом стихе ясно указывается подлинная сущ­ность живого существа. Оно вечно является составной неотъемлемой частью Всевыш­него Господа. Это не значит, что оно обладает индивидуальностью в своей обу­слов­­ленной жизни, а, достигнув освобож­дения, сливается со Всевыш­ним Господом. Оно вечно является частичкой. Здесь ясно сказано – санатанах. Согласно веди­чес­ким шастрам, Всевышний Господь проявляет и распростра­няет Себя через Свои бесчисленные экспансии; первичные экспансии называются вишну-таттва, а вторичные – живыми сущест­вами. Другими словами, вишну-таттва – это лич­ная экспансия, а живые существа – отдельные экспансии. Через Свою личную экспансию Он проявляется в разных образах, таких, как Господь Рама, Нрисимхадев, Вишнумурти и все остальные полные экспансии, царящие на планетах Вайкунт­хи. Отдельные экспансии – живые существа – яв­ля­ют­ся вечными слугами. Личные экспансии Верхов­ной Божественной Личности, индиви­ду­аль­ные Его воплощения, присутствуют всегда. Подобно этому, отдель­ным экспансиям, каковыми являются живые существа, присуща индивиду­альность. Буду­чи неотъемлемыми частичками Всевышнего Господа, они частично обладают Его качест­вами, одно из которых – независимость. Каждое живое существо, будучи индиви­ду­альной душой, имеет инди­ви­ду­аль­ность и небольшую долю независимости. Злоу­по­т­реб­ляя этой незави­симостью, человек стано­вится обусловленной душой, а используя незави­симость должным обра­зом, всегда пребывает в освобожденном состоянии. В обоих случаях по своим качествам живое существо вечно, как и Всевышний Господь. В осво­бож­денном состо­янии оно перестает быть обусловленным материальным миром и занимается трансцен­дентным служением Господу. В обуслов­ленной жизни им управляют гуны материальной природы, и оно забывает о трансцендентном лю­бов­ном служении Господу. В результате этого ему приходится вести тяжелую борьбу, чтобы поддер­живать свое существование в материальном мире.

В

се живые существа, не только люди, кошки и со­баки, но и такие правители матери­ального мира, как Брахма, Господь Шива и даже Вишну, представляют собой неотъем­лемые части Все­выш­него Господа. Все они вечны, а не времен­ны. Слово каршати (суровая борьба, схватка) имеет очень важное значение в этом стихе. Обуслов­ленная ду­ша связана, закована в желез­ные цепи. Она связа­на ложным эго, а ум – главная движу­щая сила, кото­рая тащит ее в этот матери­аль­ный мир. Когда ум пребывает в гуне добро­детели, деятельность человека благо­чес­тива. Когда ум – в гуне страсти, его деятель­ность является источником беспокойств, а когда ум погружен в гуну невежества, он спус­кается к низшим формам жизни. Из данного стиха явствует, однако, что обусловл­енная душа по­кры­та материальным телом, с умом и чувствами, но когда она осво­бождается, мате­ри­альная оболочка исчезает, и ее духовное тело проявляется в своем индиви­дуальном качестве… В Мадхьяндинаяна-шрути утверж­дается, что когда живое существо прекра­щает воплощаться в материальном мире и вступает в мир духовный, оно восстанавливает свое духов­ное тело, в котором может лицом к лицу видеть Верховную Божественную Личность. Тогда оно имеет возможность непосредственно слышать Его и говорить с Ним, а также осознавать Его та­ким, как Он есть. Из смрити также можно по­нять, что на духовных планетах каждый имеет тело, подоб­ное телу Верховной Божественной Личности. Что же касается строения тела, то нет разницы между живыми существами, являющимися неотъем­лемыми частичками Всевышнего Господа, и экс­пан­сиями вишну-мурти. Иными словами, осво­бож­денное живое существо получает духовное тело милостью Верховной Божест­венной Личности.

Т

акже очень существенным является слово мамайвамшах (составные неотъемлемые части Всевышнего Господа). Неотъемлемая часть Все­выш­него Господа – не то, что обло­мок какого-либо материального пред­мета. Как мы уже уяснили из второй главы, дух не может быть расчленен на куски. Эта часть непостижима с материальной точки зрения. Это не материя, и не может быть разрезано на куски и затем вновь собрано. Подоб­ное пред­став­ление неприменимо в данном случае, ибо здесь употребляется санскритское слово саната­на, вечный. Неотъемлемая часть вечна. В начале второй главы также сказано, что в каждом отдельном теле присутствует часть Всевышнего Господа. Эта фрагментарная час­тичка, освобож­денная из материальных оков, восстанавливает свое исходное духовное тело в духовном небе на духовных планетах и наслаждается общением со Всевышним Господом. Из этого стиха, однако, понятно, что живое существо, будучи неотъемлемой составной частичкой Всевышнего Господа, едино с Ним в качественном отношении, подобно тому, как частички золота – также золото.

Бхагавад-гита 15.7


Майя


М

атериальная иллюзия называется майя. Это значит " нереальность, обман, забыв­чивость" – то, чего нет. Под влиянием майи человек думает, что он может быть счастлив в этом преходящем материальном мире. Майя, иллюзорная энергия Всевышнего, не действует самостоятельно, но находится под Его управлением. " Именно из-за иллюзии (майи) они (дживы) утрачивают свободу. Знай, что Природа – это иллюзия (майя), а могу­щественный Господь – творец этой иллюзии".

М

айя так сильна, что сколько бы страданий ни ис­пы­тывал человек, он будет думать, что счаст­­лив. " Майя – причина страданий человека и его бессилия. Из-за нее человек забывает о своей божественной природе". Когда джива отож­дествляет себя с телом, она развивает в себе тысячи желаний, которые потом пытается осуществить. Природа матери­ального мира такова, что чем больше выгоды джива старается извлечь из своего положения, тем больше она запутывается в сетях майи. Действуя под влиянием майи, джива ставит себя под власть закона кармы, закона причинно-следственной связи.

О

тносительно происхождения майи Бхага­ван Кришна говорит: " Трудно преодолеть эту Мою божественную энергию (майю), состоящую из трех гун материальной при­роды". Веды добавляют к этому: " Хотя м айя (иллюзия) и ложна, или преходяща, за ней сто­ит верховный чародей, Лич­ность Бога, который есть Махешвара, верхов­ный властитель".

В

сущности, майя есть не что иное, как иллюзия, обман, мираж, который вводит людей в за­блуж­­­дение, заставляя их думать, что вечность и счастье можно найти в деятельности матери­ального мира (который на самом деле преходящ и полон страданий). Даже высокообразованные и разумные люди могут попасть под чары майи. Бхагавад-гита определяет таких людей как мйайпахта-джна – " те, чье знание украдено майей ". Цель ведической литературы – освободить все живые существа из оков майи. " Избавление от пут этой иллюзии, которая так или иначе завладела родом человеческим – венец всех усилий". В Бхагавад-гите сказано, что дживе очень трудно вырваться из оков майи: " Эту Мою божественную энергию, состоящую их трех гун материальной природы, очень трудно преодолеть. Но тот, кто предается Мне, может легко выйти из-под ее влияния".

Сатсварупа даса Госвами
Очерки ведической литературы, стр. 48-49








Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 544. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия