Студопедия — Метафизический компромисс: бытие как единство
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Метафизический компромисс: бытие как единство






Для обоснования правомерности любви к этому — проти-
воречивому и грешному — миру можно выдвинуть несколь-
ко эмоционально-личностных аргументов:

1. Невозможно не любить тот мир, в котором живешь,
ибо он — твоя родина. Тело — единственный достоверно из-
вестный нам способ существования нашего «я». Мы знаем
свет и тени лишь земного неба; вкус, запах н тяжеловес-
ность лишь посюсторонних плодов; полнозвучность, воз-
можную только в физическом воздухе. Влага и сушь, голод
н сырость, бодрость и сон — все это (чувственное, живот-
ное!) дано нам непосредственно Ή изначально. И душа
(даже если она тысячу раз бессмертна) упакована в наши
переживания, слита, сращена с ними неразрывно. Всякое
движение души рождается не в ней самой, а в синкретиче-
ском единстве телесного и духовного, что хорошо показыва-
ет в XX в. феноменология тела. Желание разъять Телесную
оболочку, вырваться из нее прочь — удел немногих: мисти-
ков, святых, поэтов, М. Цветаева писала: «В теле как в
трюме, в себе — как в тюрьме». И это тоже — скорее порыв,
чем постоянная установка. Точно так же обстоит дело с по-
вседневностью, с Заботой, как хорошо обозначил ее М. Хай-
деггер. Мы укоренены в Заботе, погружены в нее, это наш
способ жить, наши радости и огорчения. О Мире ином мы
можем лишь гадать и догадываться. Именно поэтому было
бы, наверное, грешно (по любым законам — божеским и че-
ловеческим) отвергать, плоть, вместившую твою душу, и
обыденную жизнь, которая сделала тебя именно тобой.

2. Если предположить, что умение любить — универ-
сальная характеристика души, свойственная ей во всех про-
явлениях (прижизненных и посмертных), то следует сде-
лать вывод: тот, кто не любит этот запр, не полюбит и тот.
Несколько десятилетий назад была популярна песня, и в

414'


ней были такие слова: «С чего начинается Родина? С кар-
тинки в твоем букваре. С хороших н верных товарищей,
живущих в соседнем дворе...» То лее самое можно сказать и
о «небесной родине». Пока урок любви не выучен по отно-
шению к «дольнему миру», к папе и маме, друзьям и под-
ругам, к земле и порожденным ею созданиям, стремление в
«горную высь» остается лишь ханжеством, словесным блу-
дом, добросовестным самообманом. Только если видишь ду-
ховное в любом конкретном проявлении повседневности,
Духовный Абсолют, вероятно, сможет явиться тебе в своем
более высоком обличьи. И здесь мы подходим к третьему
пункту: к вопросу о соотношении Бога и мира.

3. Не станем приводить длинные и сложные аргументы,
которые применяют в теологических спорах сторонники,
двух выделенных позиций (мировоззренческие вопросы как
известно, вообще не решаются в логических дискуссиях!),
необходимо лишь указать на точки зрения, присутствующие
н на Западе, и на Востоке.

Первая: Бог н мир разорваны. Между ними — пропасть.
Их природа в корне различна. Бог трансцендеитен миру, он -
полнота бытия, в то время как мир - ложь, зло и бездна.

Вторая: мир —воплощение Бога или любимое Божье
творенье. Бог не вне мира, он здесь, с нами, среди нас, он —
внутренняя жизнь мира, его волшебное свеченье, его Дух.
Наша материальность, непроницаемость, твердость —
«тело» Бога, его самодифференциация; одно из его свобод-
ных воплощений, причуд его творчества.

Эта точка зрения очень продуктивна, потому что не от-
казываясь от идеи Бога, Абсолюта, Сверхсознания, она го-
ворит миру — «да». Много выдающихся имен среди тех, кто
утверждал это «да» своей теоретической деятельностью и са-
мой жизнью — Франциск Аснзский и Рамакришна, М. Ганди
и Д. Андреев, Р. Штайнер н А. Безант. «Большая ошибка —
суживать и сокращать области любви, потому что все во
Вселенной — божественного происхождения и заслуживает
того, чтобы быть любимым», —пишет Свами Вивекананда,
поясняя позицию Бхакти-йоги*'.

Г. К. Честертон, характеризуя воззрения Франциска
Асизского, отмечает: «Для святого Франциска ничто не
было фоном... Можно сказать, что для него вообще не было
«заднего плана» — кроме, пожалуй, той божественной
мглы, из которой на зов любви Господней выходят одна за
другой твари всех цветов и форм... Он не звал природу ма-

* Вивекананда С. Бхакти-йога.Рига. 1991. С. 53.


Терыо; он звал братом вот этого осла, сестрой — вот эту ла- сточку». И далее: «Он видел образ Божий, повторенный много раз π всегда неповторимый. Для него человек всегда был человеком и не терялся в густой толпе, как не потерял- • ся бы на равнине. Он почитал всех, другими словами — он не только любил, он и уважал каждого» (Г. К. Честертон).

Если же обратиться к работам Д. Андреева, то для него наша обыденная жизнь, наш пласт реальности тесно связан и пересекается с целой иерархией восходящих и нисходя- щих миров, он органично включен в гармонию и борьбу вы- сших сил, и не может быть нарисован лишь черной краской, так как выступает противоречивым полем Добра и Зла.

Восприятие нашей эмпирической реальности как пропи-
танной, пронизанной божественным Духом, делает ее если
и не «равноценной» трансцендентному, то по крайней мере,
сопоставимой с ним. Мир любить можно. Мир любить нуж-
но. Ради него самого или как проявление Бога? Для рели-
гиозного философа — как проявление Бога, для обычных
людей, какими является большинство из нас, данные аспек-
ты неразделимы, слиты воедино. Поэтому человек, любящий
земную жизнь, благодарит Бога не за гипотетическое бессмер-
тие, а за плот^ кровь и страсть, которые есть у него сегодня,
даже если он уже стоит на пороге смерти. Эта мысль очень
точно и проникновенно выражена Б. Пастернаком:







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 553. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия