Студопедия — Познание и практика
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Познание и практика






Значение практики для познавательного процесса, для
выработки и развития научного и других форм знания под-
черкивали многие философы разных ориентации. Следует
прежде всего отметить, что понятие «практика» выража-
лось через достаточно широкий спектр терминов. Среди
них—«действие», «деятельная жизнь», «опыт» («опытжиз-
ненного мира», «опыт повседневной жизни» и др.), «физи-
ческая жизнь», «опыт в целом» и т. п.

Гегель, как уже говорилось, высказал глубокую идею о
том, что если в своих целях человек подчинен внешней при-
роде, то в своих орудиях он господствует над ней. А это
есть не что иное как деятельность, труд (хотя и «абстракт-
но-духовный»), в процессе которого человек и познает ок-
ружающий его мир. Практика («добро», «воля», «практи-
ческая идея») —одна из основных категорий гегелевской
диалектики как Логики и теории познания.

Проблема взаимосвязи теории, знания (в том числе и
философского) и практики — одна из важнейших в работах
Чернышевского. Он считал недопустимым отождествлять
такие феномены как «теоретическая сфера» («мысленная
жизнь», «жизнь мысли») и «практическая сфера» («реаль-
ная жизнь», «жизнь действия») при всей их тесной связи
между собой. Возникая на основе практики, теория, по мне-
нию русского философа, имеет очень сильное влияние на
нее. Причем каждая форма знания оказывает влияние на
жизнь, но специфически. Служить практическим целям
должны, в частности, и философские знания.

Целый ряд интересных мыслен о взаимосвязи знания


(мышления) и «практической жизни», о необходимости
«практизацнп» философии и др. высказал Вл. Соловьев.
Он считал, что человек прежде всего должен жить, а для
этого необходим «материальный, экономический труд»,
обеспечивающий его существование и являющийся основой
всех других форм деятельности — в т. ч. познавательной,
теоретической и др. Содержание знания, по Соловьеву, не
может оставаться только в теоретической сфере, оно долж-
но практически осуществляться. И хотя жизнь и знание
единосущны и нераздельны, их нельзя отождествлять, ибо
всегда сохраняются различия практического и теоретиче-
ского отношения к предмету. Это два особых способа суще-
ствования и деятельности.

Что касается философии, то ее субъект, согласно Со-
ловьеу, должен быть не только познающим, но и «хотя-
щим», «волящнм», активно действующим. Более того, по-
следняя ипостась субъекта необходимо является определяю-
щей. Собственная же сущность субъекта, по мнению
русского философа, есть его самоутверждение («воля»,
«хотение»). Именно здесь корень всей субъективной жиз-
ни, не исключая и познания, так как разум есть только
«орудие для хотения», т. е. для практической, обществен-
ной жизни.

Роль практики в процессе познания обсуждается и в со-
временной философии. Так, К. Поппер указывает на недо-
пустимость разрушения единства теории и практики или
(как это делает мистицизм) ее замены созданием мифов. Он
подчеркивает, что практика — не враг теоретического зна-
ния, а «наиболее значимый стимул-к нему». Хотя опреде-
ленная доля равнодушия к ней, отмечает Поппер, возможно
и приличествует ученому, существует множество примеров,
которые показывают, что для него подобное равнодушие не
всегда плодотворно. Однако для ученого существенно со-
хранить контакт с реальностью, с практикой, поскольку
тот, кто ее презирает, расплачивается за это тем, что неиз-
бежно впадает в схоластику.

Категория практики, активной чувственно-предметной
деятельности людей, направленной на изменение реальной
действительности, стала центральной категорией диалектн-
ко-материалистической философии в целом и ее гносеоло-
гии, в частности (о чем также было сказано). С введением
практики в теорию познания было установлено, что человек
познает реальный мир не потому, что предметы и явления
этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а по-
тому, что он сам активно целенаправленно воздействует на


окружающую его действительность и в ходе ее изменения
познает ее. Это специфически человеческая форма деятель-
ности, осуществляющаяся всегда в определенном социо-
культурном контексте.

В процессе практики человек создает новую реаль-
ность — мир материальной и духовной культуры, новые ус-
ловия своего существования, которые не даны ему приро-
дой в готовом виде («вторая природа»). Практика и позна-
ние — две взаимосвязанные стороны единого исторического
процесса, по решающую роль здесь играет практическая де-
ятельность. Это целостная система совокупной материаль-
ной деятельности человечества во всем его историческом
развитии. Ее законами являются законы самого реального
мира, который преобразуется в этом процессе.

Важнейшие формы практики: материальное производ-
ство (труд), преобразование природы, естественного бытия
людей; социальное действие — преобразование обществен-
ного бытия, изменение существующих социальных отноше-
ний определенными «массовыми силами» (революции, ре-
формы, войны, преобразование тех пли иных социальных
структур и т. п.); научный эксперимент — активная (в отли-
чие от наблюдения) деятельность, в процессе которой чело-
век искусственно создает условия, позволяющие ему иссле-
довать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в прогрессе познания

1. Практика является источником познания потому, что
все знания вызваны к жизни главным образом ее потребно-
стями. В частности, математические знания возникли из не-
обходимости измерять земельные участки, вычислять пло-
щади, объемы, исчислять время и т. д. Астрономия была
вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и
т. п. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке (напри-
мер, периодический закон.Менделеева) делаются непосред-
ственно «по заказу» практики.

2. Практика выступает как основа познания, его движу-
щая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы,
ступени познания от его начала и до его конца. Весь познава-
тельный процесс, начиная от элементарных ощущений π кон-
чая самыми абстрактными теориями обусловливается - в ко-
нечном счете - задачами и потребностями практики. Она ста-
вит перед познанием определенные проблемы и требует их
решения. В процессе преобразования мира человек обнаружи-
вает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и
все глубже проникает в.сущность явлений. Практика служит


основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его
техническими средствами, приборами, оборудованием и т. п.,
без которых оно не может быть успешным.

3. Практика является опосредованно целью познания, ибо
оно осуществляется не ради простого любопытства, а для
того, чтобы направить и соответствующим образом, в тон или
иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши зна-
ния возвращаются в конечном итоге обратно в практику и
оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека
состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а
в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «ру-
ководства для действия» по его преобразованию, для удовлет-
ворения материальных и духовных потребностей люден, для
улучшения и совершенствования их жизни.

4. Практика представляет собой решающий критерий
истины,
т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуж-
дений (об этой функции практики будет сказано в § 5 данной
главы).

Открытие практической, социальной обусловленности че-
ловеческого познания позволило выявить диалектику позна-
вательного процесса и объяснить его важнейшие закономерно-
сти. Оказалось', что нельзя рассматривать познание как нечто
готовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнания
появляется знание, как в ходе практики происходит движе-
ние, восхождение от неполного, неточного знания к более
полному, более точному и глубокому, совершенному.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 702. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия