Студопедия — В ряде случаев обыденное и практическое познания различают, но по иным основаниям
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В ряде случаев обыденное и практическое познания различают, но по иным основаниям







тических проблем. Целый ряд влиятельных направлений
современной философской и научной мысли выдвигают
игру в качестве самостоятельной области изучения. Это. в
частности, герменевтика (Гадамер), философская антропо-
логия (Фише) и др. Так, Хейзннга считает игру всеобщим
принципом становления культуры, основой человеческого
общежития в любую эпоху. По Гадамеру, игра представляет
собой способ бытия произведений искусства, которое в свою
очередь есть преимущественный способ свершения (раскры-
тия) истины.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории че-
ловечества, играло мифологическое познание. Его специфи-
ка в том, что оно представляет собой фантастическое отра-
жение реальности, является бессознательно-художествен-
ной переработкой природы и общества народной фантазией.
В рамках мифологии вырабатывались определенные знания
о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия,
формах общения и т. д. В последнее время было выяснено
(особенно в философии структурализма), что мифологиче-
ское мышление — это не просто безудержная игра фантазии,
а своеобразное моделирование мира, позволяющее фикси-
ровать и передавать опыт поколений. Так, Леви-Строс ука-
зывал на конкретность и метафоричность мифологического
мышления, его способность к обобщению, классификациям
и логическому-анализу.

Мифологическому мышлению свойственно его слитность
с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение объекта
π субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, про-
исхождения (генезиса) и сущности явлений и т. д. Объяс-
нение природных и социальных явлений, а также мира в
целом сводилось к рассказам об их происхождении и творе-
нии (генетизм).

Некоторые современные исследователи полагают, что в
наше время значение мифологического познания отнюдь не
уменьшается. Так, П. Фейерабенд убежден, что достижения
мифа несравненно более значительны чем научные: изобре-
татели мифа, по его мнению, положили начало культуре, в
то время как рационалисты только изменяли ее, причем не
всегда в лучшую сторону.

Уже в рамках мифологии зарождается художественно-
образная форма познания,
которая в дальнейшем получила
наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специ-
ально и не решает познавательные задачи, но содержит в
себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Бо-
лее того, например, в герменевтике, как уже было сказано,


искусство считается важнейшим способом раскрытия исти-
ны. Хотя, конечно, художественная деятельность несводима
целиком к познанию, но познавательная функция искусства
посредством системы художественных образов - одна из
важнейших для пего. Художественно осваивая действитель-
ность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и
т. д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, ис-
кусство одновременно познает мир, а человек творит его - в
том числе и по законам красоты. В структуру любого про-
изведения искусства всегда включаются в той или другой
форме определенные знания о разных людях и их характе-
рах, о тех или иных странах н народах, их обычаях, нра-
вах, быте, об их чувствах, мыслях и т. д.

Одними из древних форм познания, генетически связан-
ными с мифологией, являются философское (о чем шла
речь в главе 1) и религиозное познание. Особенности по-
следнего определяются тем, что оно обусловлено непосред-
ственной эмоциональной формой отношения людей к гос-
подствующим над ними земными силами (природными и со-
циальными). Будучи фантастическим отражением
последних, религиозные представления содержат в себе.оп-
ределенные знания о действительности, хотя нередко и пре-
вратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей ре-
лигиозных и других знаний, накопленных людьми веками н
тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Од-
нако религия (как и мифология) не воспроизводили знание
в систематической и, тем более, теоретической форме. Она
никогда не выполняла н не выполняет функции производст-
ва объективного знания, носящего всеобщий, целостный, са-
моценностный и доказательный характер.

Если для религиозного познания характерно соединение
эмоционального отношения к миру с верой в сверхестест-
веиное, то сущность научного познания —рациональность,
которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмо-
ции и веру. Но о соотношении знания и веры, об особенно-
стях научного познания будет сказано ниже.

Говоря о формах знания, нельзя обойти вниманием до-
статочно известную (особенно в современной западной, гно-
сеологии) концепцию личностного знания, разработанную
М. Полани. Он исходил из того, что знание — это активное
постижение познаваемых вещей, действие, требующее осо-
бого искусства и особых инструментов. Поскольку пауку
делают люди, то получаемые в процессе научной деятельно-
сти знания (как и сам этот процесс) не могут быть деперсо-
нифицированными. А это значит, что людей (а точнее —


ученых) со всеми их интересами, пристрастиями, целями н
т. п. нельзя отделить от производимого ими знания или ме-
ханически заменить другими людьми.

Согласно Поланп, личностное знание необходимо пред-
полагает интеллектуальную самоотдачу. В нем запечатлена
не только познаваемая действительность, но сама познаю-
щая личность, ее заинтересованное (а не безразличное) от-
ношение к знанию, личный подход к его трактовке и ис-
пользованию, собственное осмысление его в контексте спе-
цифических, сугубо индивидуальных, изменчивых н, как
правило, неконтролируемых ассоциаций.

Личностное знание — это не просто совокупность каких-
то утверждений, но и переживание индивида. Личность жи-
вет в нем «как в одеянии из собственной кожи», а не просто
констатирует его существование. Тем самым в каждом акте
познания присутствует.страстный вклад познающей лично-
сти, и что эта добавка не свидетельство несовершенства, но
насущно необходимый элемент знания. Но такая добавка не
делает последнее чисто субъективным.

Полани отстаивает положение о наличии у человека
двух типов знания: явного, артикулированного, выраженно-
го в понятиях, суждениях, теориях н других формах раци-
онального мышления, и неявного, имплицитного, не подда-
ющегося полной рефлексии слоя человеческого опыта. Не-
явное знание не артикулировано в языке и воплощено в
телесных навыках, схемах восприятия, практическом мас-
терстве. Оно не допускает полной экспликации и изложе-
ния в учебниках, а передается «из рук в руки», в общении
и личных контактах исследователей.

В настоящее время, хотя и усиливается интерес к про-
блеме иррационального, т. е. того, что лежит за пределами
досягаемости разума и недоступно постижению с помощью
известных рациональных средств, но вместе с тем все более
укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных
пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из ко-
торой появляются все новые смыслы, идеи, творения. Взаи-
мопереход рационального π иррационального — одно из
фундаментальных оснований процесса познания. Однако
значение внерациональных факторов не следует преувели-
чивать, как это делают сторонники иррационализма.

Типологизация знания может быть проведена по самым
различным основаниям (критериям). В этой связи выделя-
ют, например, знания рациональные и эмоциональные, фе-
номенолистскне (качественные концепции) и эссенцианали-
стские (вооруженные в основном количественными средст-


вами анализа), эмпирические и теоретические, фундамен-
тальные и прикладные, философские и частнопаучные, ес-
тественно-научные и гуманитарные и т. п. О некоторых из
этих форм знания будет рассказано в следующей главе.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 774. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия