Студопедия — Вопрос I.16. Онтологические основания науки.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос I.16. Онтологические основания науки.






Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия», в которой фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием и практически - преобразующей деятельностью. По способу существования бытие разделяется на два мира: мир физических состояний (материальный природный мир) и на мир психических состояний (мир сознания), которые имеют различные способы существования и реально связаны между собой. Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия (человека, бытие создаваемого мира, объективированный и субъективированный).

Онтология (от греч род, сущее, слово, понятие, учение) учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Философские системы прошлого содержали т. н. онтологию - философское учение об объективной реальности и ее атрибутах.

В XX веке делается важнейший поворот к утверждению онтологии как центральной части философии и в частности к анализу человеческого бытия и бытия общества. Бытие предстает как многоуровневый процесс, который не может быть сведен к предметно-вещественному миру. Диалектико-материалистическая онтология принципиально отличается от различных учений о т. н. бытии вообще. Она является учением не о всяком, а только об объективном бытии; она есть знание об объективно-универсальном, но не само объективно-универсальное.

Нельзя смешивать объект и развитие материального объекта и знания об этом объекте и его развитии. Различия между ними находит выражение в отличии объективной диалектики (онтологии) и субъективной диалектики (гносеологии). Теория субъективной диалектики является результатом не первичного, а вторичного отражения. Она отражает не реальность и не развитие реальности, а наше знание о реальности и развитие этого знания. При первичном отражении объекта мы получаем содержательные понятия (явление и сущность, количество и качество, устойчивость и изменчивость, пространство и время и т. д.). По этому теория объективной диалектики имеет содержательный характер. При вторичном отражении происходит естественное отвлечение от содержания, поскольку теперь нас интересует не объект, а форма знания и форма деятельности. Теория субъективной диалектики приобретает формальный характер.

Вопрос, что такое наука, что она изучает, каков ее объект и предмет - основной онтологический вопрос науки.

Можно выделить три основных точки зрения на эту проблему. Во-первых, это мысль, что задача науки - выявление и описание тех общих свойств, связей и отношений, которые проявляются в непосредственном единичном наблюдаемом; во-вторых, основу воспринимаемой реальности и познавательной деятельности образуют общие идеи (Платон, Лейбниц, Гегель, неотомизм); в-третьих, объектом науки является совокупность, сосуществование и последовательность наших ощущений. Понятия ученые просто конструируют, они заменяют ощущения. Законы ученые не открывают, а изобретают их.

Итак, в философском учении о бытии науки философы науки сталкиваются с рядом кардинальных проблем. К этим проблемам относятся такие онтологические проблемы, как общее представление о типах материальных систем (объектов), о формах движения материи, законах функционирования и развития материальных объектов, характере детерминации объектов, о картине мира и т. д. Принятые в той или иной науке общие (философские) представления по всем этим вопросам мы называем онтологическими основаниями науки. «Онтологические основания науки» не следует отождествлять с понятием «онтология науки». Последнее понятие шире и включает в себя все содержание науки в полном ее объеме, на каждом историческом конкретном этапе. Онтология науки - общее учение о ее бытии, изучающее фундаментальные основы ее бытия, наиболее общие сущности и категории сущего, выступающие предпосылкой научной теории познания.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2420. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия