Студопедия — Философский материализм и идеи просвещения во Франции 18 века.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философский материализм и идеи просвещения во Франции 18 века.






 

В 18 веке конфликты и противоречия начинают проявляться во французской общественной жизни и в 1789 приводят к буржуазной революции. Предвестниками этой революции являются два идейных течения, которые характеризуют духовную жизнь Франции 18 столетия. Это французский механистический материализм и Просвещение. В духовной жизни Франции этого периода господствуют материалистически ориентированный эмпиризм английской философии и философские идеи французских материалистов. В работах представителей французского материализма своих вершин достигают материалистические тенденции. Их философский материализм тесно связан с радикальными социально-политическими воззрениями. Существует два направления французского материализма одно идет от Декарта (мат. элементы), другое от Локка (сенсуалист). Последнее направление материализма составляет, по преимуществу, французский образовательный элемент и ведет прямо к социализму. В ходе развития оба направления перекрещиваются (Маркс). Кондильяк – распространил воззрения Локка во Франции, и стал мостом между английским сенсуализмом и французским материализмом. С ним связано главное течение французского материализма. К нему принадлежат Ламетри, Гольбах, Гельвеций и энциклопедисты Дидро и Д’Аламбер

В сочинениях просветителей защищались идеи гуманизма и безграничных возможностей человеческого разума. В их понимании научное знание — не достояние избранных, а дело общественное. Поэтому они предприняли издание 35-томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», которое стало величайшим достижением культуры 18 в.

Вдохновителем и редактором издания был французский философ-материалист, просветитель Д. Дидро. Одновре­менно Д. Дидро создал ряд философских и художественных произведений: «Мысли об истолковании природы»; «Разговор Д'Аламбера с Дидро»; в которых материалистически объяснял природу, человече­ское бытие и сознание, стремясь преодолеть механицизм. Признавая материю единственной субстанцией, он писал, что «вся природа находится в вечном движении и развитии, на смену одних существующих форм приходят другие». Активность материи Д. Дидро объяснял ее внутренней про­тиворечивостью и разнородностью. В области познания он высказывался за новую форму рациональности, которая должна объединять как чувства, так и разум, опирающиеся на опыт и эксперимент. По мнению Д. Дидро, — наблюде­ния, размышления, эксперимент — инструменты познания природы.

Другой французский философ-материалист и энциклопе­дист К. Гельвеций в ряде работ — «Об уме», «О человеке», опубликованной уже после его смерти, в центр своих исследований поставил этические и социальные проблемы. Общая направленность учения К. Гельвеция — «раскрыть народам истинные принципы нравственности», создать проект общественного состояния, при котором цель законов — обеспечение общего благоден­ствия. «Умственная революция», совершенная философом, состоит в разработке концепции разумного эгоизма, в по­следовательном анализе механизма ее действия в общест­венных процессах, в теории познания.

Подобно Д. Дидро, К. Гельвеций защищал материали­стические воззрения: мир материален, он пребывает в со­стоянии постоянного движения, изменения; ощущение и мышление — свойства материи, наиболее сложные ее обра­зования. Он признавал реально существующими только ма­териальные предметы; представления и понятия определял как вторичные по отношению к действительности, провоз­глашал зависимость психической жизни человека от его те­лесной организации. К. Гельвеций, таким образом, выступал с позиций последовательного сенсуализма. Сенсуализм (лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) — философское учение, признающее ощущение решающим источником по­знания. «Все, что недоступно чувствам, недостижимо и для ума», — утверждал философ.

В ряду просветителей заметное место занимает француз­ский философ-материалист П. Гольбах. В своих Его философских трудах он утверждает идею о вечности и несотворимости ма­терии. Изменение и развитие материи порождает все много­образие вещей и процессов. Вселенная, по утверждению фи­лософа, это прежде всего движущаяся материя, и движение есть способ ее существования. Будучи сторонником сенсуа­лизма, П. Гольбах утверждал принцип познаваемости мира. В прогрессе общества решающая роль, по убеждению фило­софа, принадлежит выдающимся личностям; при этом, по­добно К. Гельвецию, подчеркивалось влияние социальной среды на человека, на его воспитание. В «Системе природы...» П. Гольбаха нашла свое выра­жение высшая ступень развития французского материализ­ма XVIII в. Система материалистического миропонимания, изложенная в сочинении П. Гольбаха, служила обосновани­ем просветительской программы энциклопедистов, а также программы социальных преобразований. Среди французских материалистов П. Гольбах был наиболее последователен в обосновании положения о субстанциальности материи. Так, он считал, что «природа есть причина всего; она существует благодаря самой себе. Она будет существовать и действо­вать вечно; она — своя собственная причина. Природа не есть творение или изделие кого бы то ни было. Она сама представляет собой колоссальную мастерскую, в которой имеется все, чтобы создавать и творить».

Система материалистического миропонимания П. Голь­баха включала концепцию о единстве материи и движения — движение объяснялось как способ существования материи, вытекающий из сущности материи. Обосновывался тезис об абсолютности движения и относительности покоя. В понятие движения включались, помимо механического движения, и физико-химические, и биологические процессы.

П. Гольбах критиковал агностицизм Д. Беркли, считая, что последний в трактовке познавательного процесса не до­ходит до истинных, глубинных источников человеческого знания

Французский материализм представляет наивысшую ступень философского материалистического мышления домарксистской философии. Наиболее высоко можно оценить его последовательное материалистическое решение основного вопроса философии – отношения мышления к бытию, строгое материалистическое обоснование теории ощущений и материалистическое объяснение природы. Ф.М. внес значительный прогресс в понимание общества, в частности, в своем подчеркивании естественной обусловленности общественного развития.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 701. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия