Студопедия — Философия Средневековья.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Средневековья.






 

Средневековье – длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Раннее средневековье в Европе хар-ся становлением христианства в условиях формирования европейских государств в рез-те падения Римск.империи (5в.), зрелое средневековье (начиная с 11в.) связано со становлением и утверждением феодализма.

Онтология (учение о бытии) ФЭС сводилась к обоснованию мысли о том, что основой, первопричиной всего существующего является Бог. Бог – не только создатель мира и человека, но и постоянный руководитель всей жизни. Философия ЭС – философия теоцентризма (понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог).

Антропология (учение о человеке): человек не только создан Богом, но и подобен ему. Природа человека двойственна: в не месть не только душа, но и тело, которое греховно. Для преодоления своей греховности человеку нужна постоянная поддержка религии. Гноссеология (теория познания): истина – это не только то, что обосновано разумом, но и вера. Верую даже тому, что для разума представляется абсурдным – вот исходный принцип средневековой гноссеологии. Т.о. гноссеология средневековой философии иррациональна, ее онтология – теоцентрична, антропология – дуалистична, т.е. исходит из признания двойственной природы человека.

Социально–филос. концепции Средн-я: формировались в условиях глубоких социальных потрясений, переходом от рабовладельческого строя к феодальному, отличались большой противоречивостью, двойственностью своего содержания. Развивались идеи сословного общества и монархического, централизованного, сильного государства, соответствующего библейской установке «Один Царь на небе и один Царь на земле. Согласно учению И.Христа развивались идеи всеобщего равенства людей, любви к ближнему и т.д.

Наиболее известными представителями средневековой христианской философии являются Августин Блаженный и Фома Аквинский.

Августин Блаженный (354-430): труд – «О граде Божъем». Бог является высшей сущностью, высшим счастьем. Бог является важнейшим предметом познания, причиной познания. Проблема времени и быт ия: история определяется Божественным провидением, она имеет направленность, вектор движения. Движение выражается течением истории от «земного града» ко Граду Божьему. Божий град представляет собой малое число истинно верующих, но в истории заметен прогресс (все больше людей приходят к идеям христианста). История заканчивается вторым пришествием Христа, который будет судить народы и каждого человека. Огромное значение имеет сама постановка вопроса об истории не как о вечном повторении явлений, а как процесса, имеющего определенный смысл, значение и конечную цель. История движется в борьбе и противоречии 2 градов. Личность человека, его свобода, воля, разум: Человек – разумная душа. Человек стремится к Богу, потому что в Боге он находит любовь, покой, благодать. К Богу человек идет через познание разумом (Богопознание) при помощи теологии и философии. Другой путь к Богу – через веру, проявляющуюся в воле человека. Воля позволяет человеку подражать жизни тому, кого он почитает – Христу. Поэтому, воля и вера – гораздо выше ума, который часто оторван от истины. Вера – самостоятельный высший источник истины. Истина же есть благо, любовь в Богу и миру, и найти ее можно только сердцем. Человек обладает свободной волей, которая может направить его ко спасению души или погибели. Признание любого человека личностью, имеющей сложную структуру, включающей моральный и бытийный аспекты, является прогрессивным достижением философии Августина.

Фома Аквинский (1225 – 1274). Его философия представляет собой официальну идеологию римской католической церкви. За особые заслуги в обосновании христ. идеологии церковь причислила Ф.А. после его смерти к лику святых. Главные положения его философии, названной томизмом, составляют основу современной католической христианской философии – неотомизм.

Главная заслуга Ф.А. – разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме.

Пер-но, в период раннего средн-я, философы считали, что для познанияы Бога, достаточно истин, знаний, полученных на основе веры. Научные исследования, рациональные док-ва излишни, т.к. могут привести к сомнениям и заблуждениям. Но со временем церковь заняла более гибкую позицию, допускающую возможность сочетания веры и разума, в связи с развитием научных знаний. Ф.А. создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума:

1) и вера и разум познают один и тот же предмет – Бога и созданный им мир;

2) оба метода познания – вера и разум, не исключают, а дополняют друг друга;

3) оба источника познания созданы Богом и имеют одинаковое право на сущ-е.

4) Но существует и различие: вера принимает истину, основываясь на чувстве, желании, воле. Разум постоянно сомневается в добытых истинах. Вера выше разума.

Ф.А. разработал рациональные доказательства существования, бытия Бога:

1. первое док-во основ-ся на движении: Каждая движущая вещь имеет источник движения. Но эта цепь не м.б. бесконечной, след-но д.б. первоисточник, сообщивший начало всему движению. Это Бог;

2. на понятии причины: мир – совок-ть в/действующих причин и следствий. Но д.б. исходна причина всего сущего. Такой причиной явл-ся Бог;

3. случайное и необходимое: законов много.Но первый основной закон дал миру Бог.

4. Совершенство мира: мир – пирамида, каждая из последующих ступеней которой более совершенна, чем предыдущая. Высшее, абсолютное совершенство –Бог;

5. Целесообразность: мир целесообразен, исполнен глубокого смысла. Источником целесообразности м.б. только Бог.

Также представителями ФЭС являются: Ансельм Кентерберийский;

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 493. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия