Студопедия — Различие действий по осуществлению субъективных гражданских прав и гражданско-правовых актов.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Различие действий по осуществлению субъективных гражданских прав и гражданско-правовых актов.






Гражданско-правовые акты относятся к юридическим фактам, однако имеют еще одну функцию - выступают формой гражданско-правового средства.При этом в их содержании могут определяться порядок действий по осуществлению субъективных гражданских прав, порождая вопрос об их соотношении.

Гражданско-правовой акт – это всегда результат волевой деятельности, включающей в себя волеизъявление. А осуществлять субъективные гражданские права, как указывалось выше, можно и без воли.

Кроме того, юридический акт всегда адресован субъектом другому лицу (лицам); например, нельзя совершить сделку в отношении себя лично. А вот осуществление права напротив, совершается большей частью именно для себя. Так, собственник использует дом для проживания, автомобиля – для транспортировки предметов обихода и пр. Осуществление распорядительных правомочий также может быть не связано с другими лицами, как в случае уничтожения вещи собственником[433][24].

Иными словами, акты осуществления субъективных гражданских прав имеют мало общего с юридическими актами. Неразличение их[434][25] основано, думается, на определении наиболее распространенного юридического акта – сделки как действия прекращающего права и обязанности. Однако последние могут прекратиться и по иным основаниям. Это можно продемонстрировать на самом ярком случае прекращения прав – отчуждении имущества одним лицом другому.

Например, А., будучи собственником движимой вещи, заключает договор с Б. о ее продаже и передает вещь Б., осуществляя свое право собственности, в частности использует правомочие распоряжения вещью. При этом может показаться, что правомочие распоряжения «сливается» с договором купли-продажи, становится неотделимым от него, теряет свою правовую сущность и превращается в сделку. Так ли это? Разумеется, нет: сделка по отчуждению имущества связана с правомочием распоряжения собственника, но совершается за его пределами. Это становиться ясно при недействительности договора.

Если договор купли-продажи, заключенный между А. и Б. окажется ничтожным, т.е. изначально не порождающим юридических последствий, то это не будет означать автоматического возврата предмета договора его первоначальному собственнику. А. может и не потребовать вещь обратно, сохранить свое распоряжение в силе и, например, заключить договор еще раз. Иными словами, сделочный акт недействителен, но распоряжение может, тем не менее, сохранять силу. Этот пример показывает, что и действия по осуществлению гражданских прав и сделки могут быть направлены на прекращение гражданских прав, но при этом различны по своей правовой природе.

Для обоснования различий осуществления субъективных гражданских прав и сделок можно привлечь и выводы, сделанные К.И. Скловским относительно правовой природы передачи вещи. Он пишет: «…невозможно, недопустимо и ошибочно в каждом действии по реализации ранее выраженной воли снова и снова требовать ее выражения или подтверждения. Ведь такие представления имеют в своей основе неприемлемое допущение, что сделка может быть односторонне пересмотрена после ее совершения»[435][26]. Действительно, достаточно того, что осуществляется субъективное гражданское право, возникшее из сделки, оформленное юридическим актом – волеизъявлением. Никакой дополнительной воли (а значит и сделок) в этом процессе не требуется.

Разумеется, сказанное не означает, что осуществление субъективных гражданских прав и обязанностей «безвольно», т.е. импульсивно или инстинктивно. Воля, выраженная в юридическом акте, имеет регулирующее воздействие на всю гражданско-правовую деятельность субъектов, однако, в процессе осуществления субъективного гражданского права она не формируется заново.

Немаловажно в подтверждении различения актов осуществления субъективных гражданских прав и в целом юридических фактов привести также положения действующего гражданского законодательства:

1) в абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК РФ закреплено, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

2) основания возникновения гражданских прав и обязанностей установлены в ст. 8 ГК РФ, а осуществление гражданских прав и его пределы определены соответственно в ст.ст. 9, 10 ГК РФ.

Названные положения закона не только подчеркивают самостоятельность действий по осуществлению субъективных гражданских прав по отношению к юридическим актам, но и позволяет заключить, что они не они относятся к юридическим поступкам[436][27] и, в целом, не являются юридическими фактами.

Следует отметить, что при всем различии, гражданско-правовые акты и действия по осуществлению прав связаны между собой. Последние вслед за учеными-психологами можно назвать операциями, поскольку они не содержат воли, а лишь руководимы ею, совершаются под ее воздействием, в соответствии с ней. Они относятся к элементам вспомогательной деятельности, цель которой определена в рамках основной, по сути проектной, установочной – деятельности по совершению гражданско-правового акта. Действия по осуществлению гражданских прав и исполнению гражданских обязанностей отличаются от запланированных действий большей ситуативностью, конкретностью, коньюнктурностью. Только так, двигаясь в заранее определенном направлении и при этом, реагируя на конкретное изменение ситуации, можно достичь поставленной цели деятельности. Поэтому осуществление прав и исполнения обязанностей не может быть полностью формализовано в рамках гражданско-правовых актов и регулируется всеми нормативными положениями, включая наиболее общие – принципы и пределы.

4. Пределы осуществления субъективных гражданских прав.

Понимание действий по осуществлению прав как свободных действий ведет к мысли о невозможности какого-либо внешнего, нормативного их ограничения. Ведь с позиции философии свобода может быть определена как высшая форма самодетерминации и самоорганизации материи, проявляющая себя на социальном уровне её движения[437][28]. В сфере гражданского права это означает, как точно отмечал И.А. Покровский, что каждый, обладающий каким-либо субъективным гражданским правом, может действовать исключительно руководствуясь своими собственными интересами и не заботясь об интересах других: эти последние должны заботиться о себе сами[438][29]. Иное понимание будет нарушать баланс интересов в гражданском праве.

Разумеется, этот «разумный эгоизм», как называл И.А. Покровский общий принцип свободного осуществления субъективных гражданских прав, не исключает возможности установления на нормативном уровне запретов, которые задают условия совершения свободных действий. Так, законодательно определенны такие пределы как сроки осуществления и защиты прав, определенные формы и процедуры, цели[439][30]. Содержание указанных запретов стоится исходя из норм нравственности, требований разумности и добросовестности поведения субъектов.

В.С. Ем, ссылаясь на В.П. Грибанова, называет в качестве основания определения пределов осуществления субъективного гражданского права также социальные цели. Это означает запрет осуществлять свои права, не заботясь об интересах других. Именно так следует понимать толкование п. 1 ст. 10 ГК РФ о злоупотреблениях гражданскими правами с позиции социальной цели. Создается впечатление, что это противоречит свободному характеру исследуемых действий. Однако, нужно понимать, что забота об интересах других в конечном счете обеспечивает собственные интересы лица. Ведь ограничивая свою свободную деятельность социальными целями, управомоченное лицо, прежде всего, предотвращает споры, упрочивая, тем самым свое право, не говоря уже о гражданском обороте. А стабильность взаимоотношений, безусловно, представляет интерес для управомоченных лиц и, чаще всего, главное их требование к правопорядку. Поэтому противоречие между социальными целями и свободным осуществлением прав кажущееся.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 477. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия