Студопедия — Понятие факта в социально-гуманитарном знании
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие факта в социально-гуманитарном знании






В современном социально-гуманитарном знании преобладают чер­ты неклассической и постнеклассической научной рациональности (см. раздел 2.3.), а этот способ мышления, как известно, учитывает включенность субъекта в изучаемый объект. Объектом в данном слу­чае является общество. В понимание общества с необходимостью включается практика, представленная деятельностью преследующих свои интересы и цели активных групп. Для постнеклассической нау­ки также характерно представление о том, что саморазвивающиеся системы исследуются эволюционирующим субъектом. Мир тракту­ется как совокупность процессов, в котором нет ничего неизменного; немаловажной характеристикой всего существующего становится историчность. Общественному существованию человека и челове­чества свойственна специфическая историчность. Возникает вопрос о том, насколько вообще социально-гуманитарная сфера науки в со­стоянии постичь и воспроизвести реальные события.

Историю многие ученые склонны считать описательной дисцип­линой. Да, действительно, одной из отличительных черт историческо­го познания является эмпиричность, однако в современной историче­ской науке все более отчетливо выступают фрагменты теоретического знания, возникшего, правда, довольно поздно (Вико, Гегель, Маркс). Особое значение в связи с этим имеет вопрос о достоверности эмпи­рического базиса истории.


Специфика исторического познания в том, что мы никогда не встречаемся непосредственно с исследуемым объектом, изучая исто­рию как прошлое, только по его следам. Поскольку историк имеет дело не с самими событиями, а с критически проанализированными, оцененными и переработанными свидетельствами, предпочтитель­нее подход, согласно которому историк имеет дело с обобщенными и интерпретированными фактами. Поскольку обобщение и интер­претация — явления познания, то и факты, следовательно, есть кон­структивные элементы познания.

Исторический факт отличается от непосредственных описаний единичных исторических данных. Историк, основываясь на доку­ментальных источниках, из их содержания создает совокупность фактов, поскольку событие (происшествие, случившееся во времени и пространстве) отличается от факта как высказывания о событии. События происходят и более или менее адекватно отражаются в до­кументальных источниках и памятниках культуры, факты конструи­руются в мысли, речи, воображении ученых и существуют в языке.

Природа исторического факта неоднозначна. Анализ понятия «факт» обнаруживает три наиболее употребительных его значения.

1. С реалистической точки зрения факты рассматриваются как некоторые фрагменты действительности, объективные события, си­туации или процессы в сфере действительности или в сфере созна­ния (факты 1).

В таком смысле понятие «факт» широко использовалось в исто­рической литературе XIX и XX вв. (например, русский историк А. С. Лаппо-Данилевский понимал факт как наиболее важное соци­ально значимое событие, представляющее собой фрагмент историче­ской действительности).

2. С методологической точки зрения факт рассматривается как особое знание о соответствующем событии, явлении, ситуации или процессе, т. е. не как элемент объективного мира, а как определен­ный вид нашего знания о нем (факты 2).

Во втором случае под фактом понимается не просто некий фраг­мент действительности, который изучает данная наука, но то, каким образом этот фрагмент действительности представлен в научном позна­нии. В этом смысле за факт зачастую принимается описание события.

3. Факт рассматривается как синоним истины. Данное употреб­ление рассматривать не будем, поскольку термин «истина» имеет устойчивое и самостоятельное применение в научной и философ­ской литературе.

История как последовательность событий в прошлом рассматри­вается как историческая действительность. Наше же знание об этой действительности должно рассматриваться как некоторая истори­ческая реальность, имеющая характер нашего представления о дей­ствительности, всегда обладающей субъектно-объектным характе­ром. Как подчеркивает современный философ и методолог истории В. Е. Никитин, ни наши теории, ни наш язык не должны разрывать органической связи субъекта и объекта, особенно характерной для социально-гуманитарного знания.

Чтобы оказаться исторической реальностью, событие действитель­ной жизни, действие человека должно быть зафиксировано в виде информации об этом событии, действии. Информация должна не только сохраниться, но и «заговорить». Исторический факт — форма знания о прошлом событии, которая формируется на основе инфор­мации об этом событии под определенным углом зрения на основе исторического сознания. Система таких фактов и связей между ни­ми дает картину исторической реальности. Итак, историк, оценивая и отбирая факты, конструирует историческую реальность. «Устано­вить факт — значит выработать его», — так писал о работе историка Люсьен Февр.

Факт, выступая в форме описания, обладает достоверностью, то­гда как описание совсем не всегда достоверно. Факт есть обобщаю­щее знание, выступающее в форме единичного описания. Факты не извлекаются историком из исторических источников в готовом ви­де, а представляют собой результат интеллектуальной активности. Исследователи по-разному видят один и тот же эмпирический мате­риал (событие, явление) и поэтому различно истолковывают и объ­ясняют его в социально-гуманитарной науке. Факты получают раз­ное осмысление, разную интерпретацию и разное значение в трудах разных историков.

Картина истории не только раскрывает объект познания, но не­вольно способствует познанию особенностей создающего ее субъек­та. Г. Гадамер пишет:

«Истинный исторический предмет является вовсе не предме­том, но единством своего и другого — отношение, в котором коре­нится действительность как истории, так и исторического пони­мания»[152].

Итак, современная методология науки в отличие от классической обращает внимание на проблематичность в представлении факта, отмечает теоретическую нагруженность эмпирических описаний и проясняет лингвистическую природу предложений, фиксирую­щих факты.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 206. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия