Студопедия — Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания






Главными вопросами философского познания вообще и гуманитар­ного в частности являются проблемы бытия человека и восприятия человеком сущего. При этом в исследованиях и философов, и уче­ных-гуманитариев акцент все чаще делается на идее о глубокой свя­зи между мышлением, бытием и языком. Начиная с конца XIX в. проблемы природы языка, принципов и законов его функциони­рования начинают изучаться лингвистами, логиками, психологами и философами. Для формирования столь пристального внимания к языку и проблемам, связанным с ним, существует ряд причин и об­стоятельств.

Одна из первых причин заключается в том, что главными про­блемами, которые начинают исследоваться в лингвистике и в логике в это время, оказываются проблемы смысла и значения языковых выражений. Таким образом, для языкознания важными вопросами становятся вопросы семантики, а также проблемы взаимосвязи язы­ка и мышления, языка и предметного мира. Так, швейцарский линг­вист Фердинанд де Соссюр (1857-1913) указывает на то, что пред­метом изучения лингвистики становится «имманентная реальность языка».

Также проблемы языка в первую очередь выдвигаются в логике. В середине XIX в. возникает и развивается математическая логика, которая особое внимание уделяет изучению семантических проблем, а именно знака и значения. В отличие от лингвистики, которая изу­чает семантические проблемы естественного языка, математическая логика касается в основном вопросов, связанных с построением искусственных логических исчислений, которые необходимы для анализа языка науки. В математической логике развивается направ­ление «логическая семантика», цель которого — изучение особых, семантических правил перехода от формализованных синтаксиче­ских систем к интерпретированным семантическим системам.

В европейской традиции философское осмысление языка берет начало в классической античности. Именно в античности сформиро­вался исключительно «философский» характер интереса к языку. Это связано прежде всего с тем, что философия и язык как деятель­ность имеют одинаковую направленность. Философия как наука об «истинных началах», об «истоках» направлена на решение проблемы, согласно Э. Гуссерлю, «свободной и универсальной теоретической рефлексии, охватывающий все идеалы и всеобщий идеал, т. е. уни­версум всех норм».

Итак, предметом и объектом философии выступает мир как це­лое. Такую же направленность имеет и язык. Немецкий философ Ганс Георг Гадамер (1900-2002) полагает, что язык — посредник между человеком и бытием, который выявляет «целостность» нашего отношения к миру. Вплоть до XIX в. философы и ученые не обраща­ли внимания на то, что любая проблема должна быть прежде всего сформулирована в языке. Таким образом, в основном не учитыва­лись значение и роль языка в решении главных проблем познания и существования человека и общества. В философии ХХ в. ситуация коренным образом изменяется, так как проблемы языка, знака и зна­чения выдвигаются в ряд важнейших проблем философии.

Язык становится главным и самостоятельным объектом исследо­вания в философии ХХ в. Самые различные философские направле­ния и школы обращаются к этим проблемам. Одним из философских направлений, которое наиболее интенсивно исследовало проблемы взаимосвязи языка и мышления, языка и бытия, была философская герменевтика. Французский философ Поль Рикёр (р. 1913) отме­чает, что философская рефлексия должна опираться не на тезисы «я мыслю» или «я есть», но на тезис «я говорю», который отобража­ет более глубокий слой человеческого существования. Это проис­ходит, по мнению П. Рикёра, потому, что «сущностные структуры бытия запечатлеваются и отображаются не в мышлении или созна­нии, а в творчески подвижном, необъективируемом и неуловимом для понятийного мышления языке»[153].

При научном анализе язык рассматривается как объект, при­чем обращается внимание на такие аспекты языка, как семантика, морфология, фонетика; язык изучается как инструмент познания, как род человеческой деятельности. Но язык, по мнению немецкого философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера (1889-1976), есть нечто большее, чем просто объект исследования, сравнимый с другими объектами наук. Каждое слово языка уводит за его пределы, отсыла­ет к чему-то остающемуся вне языка. За языком стоит бытие. Одна­ко сущность языка остается не раскрытой. Хайдеггер считает необхо­димым освободиться от рационально-логического объяснения языка и воспользоваться образно-символическими средствами, которые наиболее полно соответствуют самой природе языка. Хайдеггер по­лагает, что «путь к языку должен был бы позволить ощутить язык как язык». Он отмечает, что язык впервые дает имя сущему, следова­тельно, «впервые изводит сущее в слово и явление». Постичь под­линный смысл бытия возможно только через язык, так как язык та­ит в себе «оформленную концептуальность». Согласно Хайдеггеру, необходимо «вслушиваться» в сам язык, в слова языка. И «слушать» то, что они говорят «сами по себе», вне исторических контекстов.

В философии языка ХХ в. можно выделить две точки зрения на проблему языка и его отношения к философии и познанию. Пер­вый подход можно охарактеризовать словами немецкого философа и культуролога Эрнста Кассирера, который полагал, что язык наря­ду с мифом, искусством и познанием в целом может рассматривать­ся как важнейшая форма самопостижения духа. Согласно Э. Касси- реру, язык имеет особое значение для деятельности духа. Язык — символическая форма, которая опосредует и благодаря которой реа­лизуются все остальные символические формы (миф, искусство, ре­лигия, наука). У Э. Кассирера язык является органом формирования понятий о предметах. Язык не столько инструмент для выражения мыслей, сколько условие формирования мира. Он служит средством для построения предметного мира.

С другой точки зрения, прямо противоположной, язык рассмат­ривается как источник заблуждений человека. В языке содержится мифология, которая препятствует свободе мышления. Следователь­но, философия должна помочь освободиться от этой мифологии языка. Такую точку зрения поддерживает Фридрих Ницше, который полагает, что в языке в сокровенной форме пребывает своя «фило­софская мифология», которая постоянно сказывается, как бы люди ни старались быть осторожными.


Этой же точки зрения придерживался и австрийский (позже — британский) мыслитель Людвиг Витгенштейн (1889-1951). Согласно его точке зрения, философия может рассматриваться как анализ и критика языка. Задача философии состоит в проведении логиче­ского анализа языка, обладающего свойством «переодевать мысли». Именно это свойство языка «переодевать мысли» является причиной философских заблуждений. Л. Витгенштейн полагает, что «большин­ство вопросов и предложений философов вытекает из того, что мы не понимаем логики нашего языка». Следовательно, любая филосо­фия должна начинаться с объяснений предложений, т. е. являются ли эти предложения осмысленными или нет. Вся философия, со­гласно Л. Витгенштейну, представляет собой критику языка. В отли­чие от философской герменевтики, неопозитивизм стремится создать логически совершенный язык, который «прямо достает до реально­сти». Для этого представители неопозитивизма производят критику «метафизики» и разрабатывают особый концептуальный анализ ес­тественного языка, который оказал большое влияние на дальнейшее развитие лингвистики и философии.

Согласно Э. Кассиреру, «отправной точкой» всякого познания является сформированный языком мир. Кассирер полагает, что и ес­тествоиспытатель, и историк, и философ «видят» предметы перво­начально так, как им «преподносит» их язык. Именно поэтому про­блема взаимосвязи языка и бытия, а также проблема соотношения языка и познания, остается не только наиболее значимой и важной проблемой гуманитарного и социального знания, но и одной из са­мых сложных и не решенных по сию пору проблем.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 201. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия